Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ТМС 

 

 

 

«   31   »       05       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Методы оценки технического уровня машин и оборудования     

 




Направление подготовки

15.03.02 Технологические машины и оборудование

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

Бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

8

144 / 4  

12  

 

24  

1,2  

0,25  

37,45  

106,55  

Зач. с оц.  

Итого

144 / 4  

12  

 

24  

1,2  

0,25  

37,45  

106,55  

 

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: формирование представления о качестве продукции как степени удовлетворения потребностей потребителей, ознакомление с современными методами оценки качества и технического уровня правилами использования результатов квалиметрических оценок.

задачи - ознакомить со структурным представлением природы качества продукции и системами показателей качества, методами измерения и количественного оценивания свойств качества;

- выработать навыки решения задач и выполнения процедур по выбору системы показателей качества и техничского уровня машин

- дать необходимые сведения по методам отбора экспертов, работе с ними и обработке значений экспертных оценок техничского уровня машин;

- научить студентов системному использованию полученных знаний для анализа результатов деятельности и выработки планов работ по предупреждению и устранению брака, обоснования технических и организационно-экономических решений по управлению качеством и техничским уровнем машин, а так же для предварительного обоснования проектных решений;

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.ДВ.07.01))

базовые - Основы конструирования, Металлорежущие станки, Грузоподъемные машины, Основы ТМС базирующиеся - ВКР

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способность разрабатывать рабочую проектную и техническую документацию, оформлять законченные проектно-конструкторские работы с проверкой соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам.

ПК-8 умение проводить патентные исследования с целью обеспечения патентной чистоты новых проектных решений и их патентоспособности с определением показателей технического уровня проектируемых изделий.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

Причины необходимости численной оценки качества и технического уровня машин и оборудования ; (ПК-6).

Различные классификации показателей качества объектов оценивания и применимость их для оценивания разных видов объектов;(ПК-6).

Численные методы оценивания приоритетности показателей для потребителей;(ПК-6).

Классификацию и алгоритмы основных методов оценивания качества и технического уровня машин и оборудования;(ПК-6).

Разнообразные формы отчѐтности для оформления результатов оценивания качества.(ПК-6).

2) Уметь:

Определять номенклатуру измеряемых и контролируемых параметров продукции и технологических процессов соответствующую конкретной задаче, с использованием информации из различных источников ; (ПК-6).

Проводить обобщение и структуризацию, показателей качества продукции и технического уровня машин и оборудования; (ПК-6).

Разрабатывать самостоятельно методику оценки качества и технического уровня машин и оборудования, опираясь на анализ отечественного и зарубежного опыта; (ПК-6).

Аргументировано доказать правомерность применения тех или иных способов расчета на каждом этапе оценки качества и технического уровня машин и оборудования, особенно при использовании экспертных методов; (ПК-6).

Рассчитывать индексы и коэффициенты, характеризующие уровни качества и технического уровня машин и оборудования ; (ПК-6).

3) Владеть:

Методами нахождения значений показателей качества и технического уровня машин и оборудования, методами их анализа с помощью современных технических средств; (ПК-6, ПК-8).

Навыками разработки и внедрения методик использования индексов и коэффициентов, характеризующих уровни качества и технического уровня машин и оборудования, для анализа деятельности производственных подразделений и предприятий в целом; (ПК-6, ПК-8).

Навыками использования количественной оценки качества и технического уровня машин и оборудования для анализа управленческих воздействий систем управления качеством; (ПК-6, ПК-8).

Методами оценки качества и технического уровня машин и оборудования и программными продуктами для оценки технического уровня промышленной продукции; (ПК-6, ПК-8).

Навыками организации и статистической обработки данных экспертных опросов (с помощью программных продуктов) при проведении квалиметрического анализа, а также навыками участия в подобных опросах; (ПК-6, ПК-8).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Квалиметрия как наука

8

2

20

устный опрос

2

Качество. Объекты качества. Характеристики

8

2

20

устный опрос

3

Номенклатура показателей свойств, составляющих качество, методы их нахождения и оценивания

8

2

8

10

устный опрос

4

Коэффициенты весомости показателей качества

8

2

8

20

устный опрос

5

Методы нахождения уровня качества продукции,х классификации и алгоритмы

8

4

8

36,55

устный опрос

Всего за  семестр

144

12

24

106,55

1,2

0,25

Зач. с оц.

Итого   

144

12

24

106,55

1,2

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 8

Раздел 1. Квалиметрия как наука

Лекция 1.

Термины и определения, используемые в квалиметрии (2 часа).

Раздел 2. Качество. Объекты качества. Характеристики

Лекция 2.

Экспертные методы в оценке качества и технического уровня (2 часа).

Раздел 3. Номенклатура показателей свойств, составляющих качество, методы их нахождения и оценивания

Лекция 3.

Оценка показателей качества и технического уровня (2 часа).

Раздел 4. Коэффициенты весомости показателей качества

Лекция 4.

Методы статистической обработки данных при нахождении коэффициентов весомости (2 часа).

Раздел 5. Методы нахождения уровня качества продукции,х классификации и алгоритмы

Лекция 5.

Классификации и алгоритмы методов нахождения уровня качества и технического уровня (2 часа).

Лекция 6.

Методы нахождения уровня качества разнородной продукции (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 8

Раздел 1. Номенклатура показателей свойств, составляющих качество, методы их нахождения и оценивания

Лабораторная 1.

Расчет параметров надежности станка (4 часа).

Лабораторная 2.

Оценка металлорежущих станков по показателям технологичности (4 часа).

Раздел 2. Коэффициенты весомости показателей качества

Лабораторная 3.

Экономическая оценка надежности металлорежущего станка (4 часа).

Лабораторная 4.

Экономическая оценка надежности металлорежущего станка (4 часа).

Раздел 3. Методы нахождения уровня качества продукции,х классификации и алгоритмы

Лабораторная 5.

Применение контрольных карт для управления технологическими процессами (4 часа).

Лабораторная 6.

Применение контрольных карт для управления технологическими процессами (4 часа).

 

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=2227

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Ситуации оценивания .

2. Анкеты для опроса экспертов .

3. Дерева свойств.

4. Художественно-конструкторского анализа.

5. Группировка показателей качества.

6. Нахождение коэффициентов весомости.

7. Методы статистической обработки данных при нахождении коэффициентов весомости экспертами.

8. Методы нахождения уровня качества продукции.

9. Методы нахождения уровня качества по стадиям жизненного цикла.

10. Оценка уровня качества разнородной продукции.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

10

144 / 4  

4  

 

8  

2  

0,5  

14,5  

125,75  

Зач. с оц.(3,75)  

Итого

144 / 4  

4  

 

8  

2  

0,5  

14,5  

125,75  

3,75  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Введение. Постановка задачи. Планирование эксперимента как раздел теории эксперимента.

10

2

устный опрос

2

10

4

3

10

4

4

10

2

125,75

Всего за  семестр

144

4

8

+

125,75

2

0,5

Зач. с оц.(3,75)

Итого   

144

4

8

125,75

2

0,5

3,75

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 10

Раздел 1. Введение. Постановка задачи. Планирование эксперимента как раздел теории эксперимента.

Лекция 1.

Факторная модель. Полный факторный эксперимент (2 часа).

Раздел 2.

Лекция 2.

Задача оптимизации. Планирование экспериментов (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 10

Лабораторная 1.

Инженерный эксперимент как составная часть моделирования (4 часа).

Лабораторная 2.

Основные сведения об измерениях. Виды и природа экспериментальных ошибок (4 часа).

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Значение эксперимента в исследовательской работе. Роль системного подхода.

2. Факторное пространство и поверхность (функция) отклика.

3. Интервал неопределенности (доверительный интервал).

4. Полный факторный эксперимент (ПФЭ). Планы первого порядка (линейная модель).

5. Причины и источники ошибок. Неопределенность результатов измерения.

6. Методы отсеивающего активного эксперимента. Ранжирование факторов.

7. Планы второго порядка. Использование ортогональных двухуровневых планов в качестве ядра.

8. Применение и возможности диаграмм различного типа (столбиковая, ленточная, секторная).

9. Нулевая и альтернативная гипотезы.

10. Понятие многофакторного дисперсионного анализа.

11. Основные предпосылки регрессионного анализа.

12. Доверительный интервал (коридор ошибок) для линии регрессии.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Экономическая оценка надежности металлорежущего станка.

2. Экономическая оценка надежности металлорежущего станка.

3. Применение контрольных карт для управления технологическими процессами.

4. Применение контрольных карт для управления технологическими процессами.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.


4. 3. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее профессиональное.

Срок обучения 3г 6м.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

7

144 / 4  

4  

 

4  

2  

0,5  

10,5  

129,75  

Зач. с оц.(3,75)  

Итого

144 / 4  

4  

 

4  

2  

0,5  

10,5  

129,75  

3,75  

 

4.3.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Квалиметрия как наука

7

2

20

устный опрос

2

Качество. Объекты качества. Характеристики

7

2

20

устный опрос

3

7

4

89,75

Всего за  семестр

144

4

4

+

129,75

2

0,5

Зач. с оц.(3,75)

Итого   

144

4

4

129,75

2

0,5

3,75

 

4.3.2. Содержание дисциплины

4.3.2.1. Перечень лекций

Семестр 7

Раздел 1. Квалиметрия как наука

Лекция 1.

Термины и определения, используемые в квалиметрии (2 часа).

Раздел 2. Качество. Объекты качества. Характеристики

Лекция 2.

Экспертные методы в оценке качества и технического уровня (2 часа).

 

4.3.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.3.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 7

Лабораторная 1.

Расчет параметров надежности станка (4 часа).

 

4.3.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Ситуации оценивания .

2. Анкеты для опроса экспертов .

3. Дерева свойств.

4. Художественно-конструкторского анализа.

5. Группировка показателей качества.

6. Нахождение коэффициентов весомости.

7. Методы статистической обработки данных при нахождении коэффициентов весомости экспертами.

8. Методы нахождения уровня качества продукции.

9. Методы нахождения уровня качества по стадиям жизненного цикла.

10. Оценка уровня качества разнородной продукции.

 

4.3.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Экономическая оценка надежности металлорежущего станка.

2. Экономическая оценка надежности металлорежущего станка.

3. Применение контрольных карт для управления технологическими процессами.

4. Применение контрольных карт для управления технологическими процессами.

 

4.3.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

При освоении дисциплины используются сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности бакалавров для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций. Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:

 изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием компьютерных технологий;

 самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием Internet-ресурсов, информационных баз, методических

разработок, специальной учебной и научной литературы;

 закрепление теоретического материала при проведении лабораторных работ с использованием учебного и научного оборудования и приборов, выполнения проблемно-ориентированных, поисковых, творческих заданий.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Методы оценки технического уровня машин и оборудования

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Методы квалиметрии в машиностроении [Электронный ресурс]: учебное пособие/ — Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012.— 215 c. - http://www.iprbookshop.ru/6983

2. Ягелло О.И. Методы квалиметрии в задачах повышения качества машиностроительной продукции [Электронный ресурс]/ Ягелло О.И.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012.— 158 c. - http://www.iprbookshop.ru/6971

3. Логанина В.И. Инструменты качества [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Логанина В.И., Федосеев А.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 111 c - http://www.iprbookshop.ru/19518.

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Карпова О.В. Стандартизация на предприятии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Карпова О.В., Логанина В.И.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 154 c - http://www.iprbookshop.ru/19524

2. Корзун Н.Л. Экономическая оценка технических решений [Электронный ресурс]: учебное пособие для практических занятий магистрантов специальностей 270800 «Строительство», магистерской программы «Прогнозирование характеристик систем жизнеобеспечения» (ТВм)/ Корзун Н.Л.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 80 c - http://www.iprbookshop.ru/20414

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Электронная библиотека ВлГУ - http://http://library.vlsu.ru/,

Университетская библиотека OnLine - http://www.biblioclub.ru/,

Википедия - свободной энциклопедии - https://ru.wikipedia.org/

Государственная публичная научно-техническая библиотека cо РАН - http://www.spsl.nsc.ru/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лаборатория металлорежущего оборудования:

Станки: токарно-револьверный 1Г325; токарно-винторезный 16К20; токарно-винторезный 16Б25С; консольно-фрезерный 6М82; токарный автомат 1Б136; зубодолбежный 5В12; зубофрезерный 5В310; универсальная делительная головка УДГ-Д-320; станок токарно-винторезный с ЧПУ 16Б16Т1; макеты узлов технологического оборудования; станок точильно-шлифовальный ЗТШ-2

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.:

До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Лабораторная работа проводятся в компьютерном классе. Обучающиеся выполняют индивидуальную задачу компьютерного моделирования в соответствии с заданием на лабораторную работу. Полученные результаты исследований сводятся в отчет и защищаются по традиционной методике в классе на следующем лабораторном занятии. Необходимый теоретический материал, индивидуальное задание, шаги выполнения лабораторной работы и требование к отчету приведены в методических указаниях, размещенных на информационно-образовательном портале института.:

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.:

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет с оценкой. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Методы оценки технического уровня машин и оборудования»

по направлению подготовки 15.03.02 Технологические машины и оборудование

 

Рабочая программа дисциплины «Методы оценки технического уровня машин и оборудования» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 15.03.02 Технологические машины и оборудование.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 144 час. (4 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет с оценкой .

Цель дисциплины: формирование представления о качестве продукции как степени удовлетворения потребностей потребителей, ознакомление с современными методами оценки качества и технического уровня правилами использования результатов квалиметрических оценок.

задачи - ознакомить со структурным представлением природы качества продукции и системами показателей качества, методами измерения и количественного оценивания свойств качества;

- выработать навыки решения задач и выполнения процедур по выбору системы показателей качества и техничского уровня машин

- дать необходимые сведения по методам отбора экспертов, работе с ними и обработке значений экспертных оценок техничского уровня машин;

- научить студентов системному использованию полученных знаний для анализа результатов деятельности и выработки планов работ по предупреждению и устранению брака, обоснования технических и организационно-экономических решений по управлению качеством и техничским уровнем машин, а так же для предварительного обоснования проектных решений;

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Методы оценки технического уровня машин и оборудования» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 15.03.02 Технологические машины и оборудование.

 

31.05.2016 г.