Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  РТ 

 

 

 

«   31   »       05       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     История радиотехники     

 




Направление подготовки

11.03.01 Радиотехника

Профиль подготовки

"Радиотехнические средства передачи, приема и обработки сигналов "

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

1

72 / 2  

16  

 

 

1,6  

0,25  

17,85  

54,15  

Зач.  

Итого

72 / 2  

16  

 

 

1,6  

0,25  

17,85  

54,15  

 

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: изучение студентами первого курса краткой истории развития радиотехники, состоянием и перспективами развития современной радиотехники и электроники. При изучении этой дисциплины закладываются основы знаний о структуре изучаемых дисциплин и организации учебного процесса высшей школы.

Задачи дисциплины: формирование представлений об основных исторических этапах становления, перспективных направлениях и тенденциях развития радиотехники, изучение творческого вклада, внесенного в развитие радиотехники выдающимися учеными, и основных этапов творческого пути наиболее ярких ученых, формирование у студентов понимания взаимосвязи основных этапов развития радиотехники с системой изучаемых дисциплин и организацией учебного процесса в системе высшего образования.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.05))

Дисциплина «История радиотехники» обеспечивает формирование представлений об основных исторических этапах становления, перспективах и тенденциях развития радиотехники. Изучение дисциплины «История радиотехники» базируется на физико-математической подготовке, которую студенты получили в средней школе, на знании основных физических процессов и истории основных физических открытий. Углубление и расширение вопросов изложенных в данном курсе будет осуществляться во время работы студентов над дисциплинами: «Электроника», «Основы теории цепей», «Радиотехнические системы», «Основы телевидения и видеотехники» и другие.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основные этапы и закономерности исторического развития радиотехники (ОК-2).

место и роль ученых и инженеров России в истории радиотехники и в современном мире (ОК-2).

2) Уметь:

ориентироваться в тематике задач, решаемых различными радиотехническими устройствами и системами на различных этапах исторического развития техники и общества (ОК-2).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Этапы развития радиотехники и система изучаемых дисциплин. Организация учебного процесса

1

2

2

тесты

2

Изобретение и совершенствование радиотехнических систем и устройств

1

8

36

тесты

3

Творческие пути выдающихся ученых в области радиотехники.

1

4

7

тесты

4

Современные состояния и перспективы развития радиотехники.

1

2

9,15

тесты

Всего за  семестр

72

16

54,15

1,6

0,25

Зач.

Итого   

72

16

54,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 1

Раздел 1. Этапы развития радиотехники и система изучаемых дисциплин. Организация учебного процесса

Лекция 1.

Связь этапов развития радиотехники с системой изучаемых дисциплин. Организационные структуры института. Организация учебного процесса (2 часа).

Раздел 2. Изобретение и совершенствование радиотехнических систем и устройств

Лекция 2.

История изобретения первых систем радиосвязи. Работы А.С. Попова (2 часа).

Лекция 3.

Совершенствование радиотехнических систем и устройств. Развитие и совершенствование элементной базы радиотехнических устройств. Вклад российских и зарубежных ученых (2 часа).

Лекция 4.

Изобретение и развитие вычислительных устройств. Изобретение и развитие дисковых устройств записи, и воспроизведение сигналов (2 часа).

Лекция 5.

История развития систем магнитной записи и воспроизведения сигналов (2 часа).

Раздел 3. Творческие пути выдающихся ученых в области радиотехники.

Лекция 6.

Творческий путь Л.С. Термена (2 часа).

Лекция 7.

Творческий путь В.К. Зворыкина (2 часа).

Раздел 4. Современные состояния и перспективы развития радиотехники.

Лекция 8.

Современное состояние и перспективы развития радиотехники (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Изобретение и развитие оптических устройств записи и воспроизведения сигналов.

2. История и перспективы развития преобразователей «свет-сигнал».

3. История развития дисковых устройств записи-воспроизведения звуковых сигналов.

4. История создания телефонного аппарата и творческий путь А.Г. Белла.

5. Международные организации по стандартизации в областях электротехники, электроники, электросвязи и Интернет-технологий.

6. Механические устройства для математического вычисления.

7. «Оптический телеграф» Штаппа.

8. Основные этапы изобретения телевидения.

9. Первые средства сигнализации на Руси.

10. Первые электронные устройства для реализации арифметических действий.

11. Передающая камера с диском Нипкова.

12. Преобразователь «свет-сигнал» разработанный Зворыкиным.

13. Применение черезстрочной развертки в телевизионных устройствах.

14. Принцип построения передающего устройства в телевизионной системе Термена.

15. Принцип построения радиоприемного устройства А.С.Попова.

16. Принцип построения системы электронного телевидения разработанной Зворыкиным.

17. Принцип построения формирователя изображений в телевизионной системе Термена.

18. Принцип формирования радиопередающего устройства А.С.Попова.

19. Развитие и совершенствование элементной базы радиотехнических устройств.

20. Развитие сетевых технологий в нашей стране.

21. Развитие сотовой связи в нашей стране.

22. Развитие телевидения в нашей стране.

23. Становление и развитие общей теории связи. Работы В.А. Котельникова и К. Шеннона.

24. Творческий путь Б. Л. Розинга.

26. Творческий путь Д. Сарнова.

26. Творческий путь М.В. Катаева.

27. Тенденции развития телекоммуникационных сетей в нашей стране.

28. Принцип цифрового телевидения, перспективы развития.

29. Системы кабельного телевидения.

30. Системы спутникового телевидения.

31. Низкоорбитальные системы связи.

32. Среднеорбитальные системы связи.

33. Спутниковые системы на геостационарных орбитах.

34. Принцип построения радиорелейных линий связи.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее профессиональное.

Срок обучения 3г 6м.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

1

72 / 2  

4  

 

 

2  

0,5  

6,5  

61,75  

Зач.(3,75)  

Итого

72 / 2  

4  

 

 

2  

0,5  

6,5  

61,75  

3,75  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Этапы развития радиотехники и система изучаемых дисциплин. Организация учебного процесса. Изобретение и совершенствование радиотехнических систем и устройств

1

2

40

тестирование

2

Творческие пути выдающихся ученых в области радиотехники. Современные состояния и перспективы развития радиотехники.

1

2

21,75

тестирование

Всего за  семестр

72

4

+

61,75

2

0,5

Зач.(3,75)

Итого   

72

4

61,75

2

0,5

3,75

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 1

Раздел 1. Этапы развития радиотехники и система изучаемых дисциплин. Организация учебного процесса. Изобретение и совершенствование радиотехнических систем и устройств

Лекция 1.

Связь этапов развития радиотехники с системой изучаемых дисциплин. Организационные структуры института. Организация учебного процесса (2 часа).

Раздел 2. Творческие пути выдающихся ученых в области радиотехники. Современные состояния и перспективы развития радиотехники.

Лекция 2.

История изобретения первых систем радиосвязи. Работы А.С. Попова. Творческий путь В.К. Зворыкина и Л.С.Термена (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Изобретение и развитие оптических устройств записи и воспроизведения сигналов.

2. История и перспективы развития преобразователей «свет-сигнал».

3. История развития дисковых устройств записи-воспроизведения звуковых сигналов.

4. История создания телефонного аппарата и творческий путь А.Г. Белла.

5. Международные организации по стандартизации в областях электротехники, электроники, электросвязи и Интернет-технологий.

6. Механические устройства для математического вычисления.

7. «Оптический телеграф» Штаппа.

8. Основные этапы изобретения телевидения.

9. Первые средства сигнализации на Руси.

10. Первые электронные устройства для реализации арифметических действий.

11. Передающая камера с диском Нипкова.

12. Преобразователь «свет-сигнал» разработанный Зворыкиным.

13. Применение черезстрочной развертки в телевизионных устройствах.

14. Принцип построения передающего устройства в телевизионной системе Термена.

15. Принцип построения радиоприемного устройства А.С.Попова.

16. Принцип построения системы электронного телевидения разработанной Зворыкиным.

17. Принцип построения формирователя изображений в телевизионной системе Термена.

18. Принцип формирования радиопередающего устройства А.С.Попова.

19. Развитие и совершенствование элементной базы радиотехнических устройств.

20. Развитие телевидения в нашей стране.

21. Становление и развитие общей теории связи. Работы В.А. Котельникова и К. Шеннона.

22. Творческий путь Б. Л. Розинга.

23. Творческий путь Д. Сарнова.

24. Творческий путь М.В. Катаева.

25. Тенденции развития телекоммуникационных сетей в нашей стране.

26. Принцип цифрового телевидения, перспективы развития.

27. Системы кабельного телевидения.

28. Системы спутникового телевидения.

29. Спутниковые системы на геостационарных орбитах.

30. Принцип построения радиорелейных линий связи.

31. Совершенствование радиотехнических систем и устройств.

32. Развитие и совершенствование элементной базы радиотехнических устройств.

33. Вклад российских и зарубежных ученых.

34. Изобретение и развитие вычислительных устройств.

35. История развития ламп.

36. История развития систем магнитной записи и воспроизведения сигналов.

37. Творческий путь Л.С. Термена.

38. Современное состояние и перспективы развития радиотехники.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Развитие радиоэлектроники в космической сфере.

2. История создания радио. Работы и творческий путь А.С. Попова.

3. История и перспективы развития цифровых видеокамер.

4. История развития мониторов.

5. Развитие и совершенствование элементной базы радиотехнических устройств.

6. Вклад российских и зарубежных ученых в развитие теоретических основ радиотехники.

7. История развития радиолокации.

8. Изобретение и развитие вычислительных устройств.

9. Изобретение и развитие оптических устройств записи и воспроизведения сигналов.

10. История развития систем магнитной записи и воспроизведения сигналов.

11. История развития волоконно-оптических линий связи.

12. Творческий путь Б. Л. Розинга.

13. Творческий путь Д. Сарнова.

14. Творческий путь В.К. Зворыкина.

15. Творческий путь Л.С. Термена.

16. Творческий путь М.В. Катаева.

17. Развитие телевидения в нашей стране.

18. Развитие сотовой связи в нашей стране.

19. Развитие сетевых технологий в нашей стране.

20. Тенденции развития телекоммуникационных сетей в нашей стране.

21. История и перспективы развитие цифрового телевидения.

22. История развития дисковых устройств записи-воспроизведения звуковых сигналов.

23. История развития ламп.

24. История развития полупроводников.

25. История развития преобразователей «свет-сигнал».

26. История развития криоэлектроники.

27. История развития транзисторов.

28. История развития радиоприемников.

29. История развития радиопередатчиков.

30. История развития устройств памяти.

31. История развития и перспективы развития спутникового телевидения.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины применяется контактная технология преподавания (за исключением самостоятельно изучаемых студентами вопросов). При проведении лекций применяется имитационный или симуляционный подход. Лекции студентам демонстрируются при помощи мультимедийной техники.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины История радиотехники

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. История отечественного телевидения: Взгляд исследователей и практиков: Учебное пособие/ Под ред. Г.А.Шевелева. - АспектПресс, 2012, 160 с. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=27160

2. Курилов И.А., Харчук С.М. История развития радиотехники: учебн. пособие / Курилов И.А., Харчук С.М..– Муром: Изд.-полиграфический центр МИ ВлГУ, 2012.– 98 с. - 60 экз. - 60 экз.

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Шарыгина Л.И. События и даты в истории радиоэлектроники. – Томск: Том. гос. ун - т систем управления и радиоэлектроники , 2011. – 306 с. - http://www.rzi.tusur.ru/wp-content/uploads/2013/04/sidir.pdf

2. Макаров, С.Б. Телекоммуникационные технологии. Введение в технологии GSM: учебное пособие [Гриф] / С.Б. Макаров. – М.: Академия, 2006. – 256c. - 16 экз. - 16 экз.

3. Стивенсон Д. Спутниковое телевидение в вашем доме [Электронный ресурс]: Пер. с англ. – М.: ДМК Пресс, 2010. – 432 с.: ил - http://www.biblioclub.ru/book/47459/

4. Дождиков В.Г., Лифанов Ю.С., Салтан М.И. Энциклопедический словарь по радиоэлектронике, оптоэлектронике и гидроакустике [Электронный ресурс] / Под ред. В.Г. Дождикова. Изд. 3-е перераб. и доп. – М.: ИАЦ Энергия, 2008. – 604 с. - http://www.biblioclub.ru/book/58632/

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Сайт международного союза электросвязи (МСЭ, ITU). - Режим доступа: http://www.itu.int/ru/Pages/default.aspx.

Сайт института инженеров по электротехнике и электронике (IEEE). - Режим доступа: http://www.ieee.org/index.html.

Программное обеспечение:

Лаборатория телевизионных устройств и систем

Microsoft Windows XP (DreamSpark Premium Electronic Software Delivery (3 year) Renewal (подписка на программное обеспечение Microsoft для академических организаций, договор №453 от 16.12.2014 года).

Microsoft Office Standard 2010 Open License Pack No Level (Договор №3099711 от 23.11.2010 года) Бессрочно

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

ibooks.ru

rzi.tusur.ru

biblioclub.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лаборатория телевизионных устройств и систем

Рабочая станция HP Core 2 DUO, 3 GHz; 2 GB, DVD-RW/HP 19” 2 шт.

Принтер HP P2015dn.

Видеопроектор Sanyo PDG-DSU20.

Лазерная указка.

Проекторный экран Da-Lite.

Набор слайдов и кинофильмов.

Наглядное пособие «LCD преобразователь сигнал-свет».

Наглядное пособие «LCD монитор».

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Процесс изучения дисциплины включает лекции и самостоятельную работу студента.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«История радиотехники»

по направлению подготовки 11.03.01 Радиотехника

 

Рабочая программа дисциплины «История радиотехники» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 11.03.01 Радиотехника.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 72 час. (2 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: изучение студентами первого курса краткой истории развития радиотехники, состоянием и перспективами развития современной радиотехники и электроники. При изучении этой дисциплины закладываются основы знаний о структуре изучаемых дисциплин и организации учебного процесса высшей школы.

Задачи дисциплины: формирование представлений об основных исторических этапах становления, перспективных направлениях и тенденциях развития радиотехники, изучение творческого вклада, внесенного в развитие радиотехники выдающимися учеными, и основных этапов творческого пути наиболее ярких ученых, формирование у студентов понимания взаимосвязи основных этапов развития радиотехники с системой изучаемых дисциплин и организацией учебного процесса в системе высшего образования.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «История радиотехники» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 11.03.01 Радиотехника.

 

31.05.2016 г.