Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  РТ 

 

 

 

«   31   »       05       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Радиоприемные устройства систем радиосвязи и радиодоступа     

 




Направление подготовки

11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи

Профиль подготовки

"Системы радиосвязи и радиодоступа "

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

7

252 / 7  

32  

32  

32  

5,2  

2,35  

103,55  

121,8  

Экз.(26,65)  

Итого

252 / 7  

32  

32  

32  

5,2  

2,35  

103,55  

121,8  

26,65  

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: изучение системы фундаментальных понятий, основных физических принципов построения устройств приема и обработки сигналов, а также иметь представление о месте и функциях устройств приема и обработки сигналов в радиотехнических системах, о способах управления устройствами приема и обработки сигналов и способах контроля показателей качества этих устройств, о конструктивных, технологических и экономических проблемах разработки устройств приема и обработки сигналов, о стандартах в технике радиоприема.

Задачи дисциплины

• основные проблемы научно-технического развития устройств приема и обработки радио-сигналов;

• получение представления о месте и функциях устройств приема и обработки сигналов в радиотехнических системах;

• изучение способов управления устройствами приема и обработки сигналов и способах контроля показателей качества этих устройств,

• изучение конструктивных, технологических и экономических проблем разработки устройств приема и обработки сигналов, о стандартах в технике радиоприема.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.10))

Базовые предшествующие курсы «Радиотехнические цепи и сигналы», «Схемотехника аналоговых радиоэлектронных устройств», «Устройства генерирования и формирования сигналов».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 готовность к изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике проекта.

ПК-8 умение собирать и анализировать информацию для формирования исходных данных для проектирования средств и сетей связи и их элементов.

ПК-10 способность к разработке проектной и рабочей технической документации, оформлению законченных проектно-конструкторских работ в соответствии с нормами и стандартами.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

современные технические решения создания радиоприемных устройств систем связи (ПК-7).

2) Уметь:

выявлять и анализировать преимущества и недостатки вариантов проектных решений (ПК-8).

разрабатывать проектную и отчетную документацию (ПК-10).

3) Владеть:

методами сбора исходных данных, необходимых для разработки проектной документации (ПК-7).

методами разработки технического задания на проектирование радиоприемных устройств систем связи (ПК-8).

методами сравнительного анализа вариантов радиоприемных устройств систем связи (ПК-8).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 252 час.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Общие сведения о радиоприемных устройствах

7

2

6

4

6

устный опрос

2

Технические характеристики радиоприемных устройств

7

6

4

12

устный опрос

3

Проблемы помехоустойчивости и электромагнитной совместимости

7

2

10

устный опрос

4

Входные устройства

7

4

8

4

14

устный опрос

5

Особенности усилителей радиоприемных устройств

7

6

10

4

15

устный опрос

6

Преобразователи частоты

7

2

6

16

устный опрос

7

Детекторы

7

2

8

12

устный опрос

8

Автоматические и ручные регулировки в радиоприемниках

7

2

8

12

устный опрос

9

Моделирование радиоприемных устройств и проектирование по заданным показателям качества с использованием современной элементной базы.

7

2

8

устный опрос

10

Методы экспериментального исследования радиоприемников и их функциональных узлов

7

2

8

устный опрос

11

Особенности радиоприемных устройств в радиосистемах различного назначения с аналоговыми и цифровыми сигналами

7

2

2

8,8

устный опрос

Всего за  семестр

252

32

32

32

121,8

+

5,2

2,35

Экз.(26,65)

Итого   

252

32

32

32

121,8

5,2

2,35

26,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 7

Раздел 1. Общие сведения о радиоприемных устройствах

Лекция 1.

Общие сведения о радиоприемных устройствах. Основные задачи курса. Основные функции и составные части радиоприемного устройства (РПрУ). Функции, выполняемые РПрУ. Классификация РПрУ (2 часа).

Раздел 2. Технические характеристики радиоприемных устройств

Лекция 2.

Структурные схемы РПрУ. Назначение отдельных функциональных узлов. Краткие сведения об обработке сигналов в функциональных узлах. Физические принципы, используемые в трактах и функциональных узлах устройств для приема и обработки аналоговых и цифровых сигналов различных видов (2 часа).

Лекция 3.

Технические характеристики устройств приема и обработки сигналов. Эксплуатационные, конструктивные, и производственные характеристики РПрУ (2 часа).

Лекция 4.

Первичная и вторичная обработка сигналов. Современная элементная база РПрУ (2 часа).

Раздел 3. Проблемы помехоустойчивости и электромагнитной совместимости

Лекция 5.

Проблемы помехоустойчивости и электромагнитной совместимости. Источники помех радиоприему и их характеристики. Собственные шумы РПрУ, антенно-фидерных устройств, пассивных цепей и усили-тельных приборов (2 часа).

Раздел 4. Входные устройства

Лекция 6.

Входные устройства. Входные цепи (ВЦ), их назначение и характеристики. Физические принципы, исполь-зуемые в ВЦ. Основные параметры приемных антенн и их согласование с ВЦ. Основные схемотехнические решения построения ВЦ. Особенности ВЦ различных частотных диапазо-нов, их принципиальные схемы (2 часа).

Лекция 7.

Анализ одноконтурной ВЦ. Перестраиваемые ВЦ и ВЦ с фиксированной настройкой. Принципиальные схемы. Способы перекрытия диапазона частот (2 часа).

Раздел 5. Особенности усилителей радиоприемных устройств

Лекция 8.

Особенности усилителей РПрУ. Основные сведения об избирательных усилителях, их назначение в составе РПрУ. Ти-пы и характеристики избирательных усилителей. Транзисторные усилители радиочастот (УРЧ). Основные схемотехнические решения. Обобщенная эквивалентная схема УРЧ и ее анализ. Условия устойчивой работы (2 часа).

Лекция 9.

Коэффициент шума УРЧ, его зависимость от режима согласования, рабочей час-тоты и параметров усилительного прибора. Реализация транзисторных УРЧ на интегральных схемах (ИС). Транзисторные усилители СВЧ диапазона. Основные схемотехнические решения (2 часа).

Лекция 10.

Усилители промежуточной частоты (УПЧ). Основные характеристики. Принципиальные схемы. УПЧ с пьезоэлектрическими, пьезокерамическими фильтрами (2 часа).

Раздел 6. Преобразователи частоты

Лекция 11.

Преобразователи частоты (ПЧ). Назначение ПЧ, основные характеристики. Физические принципы, используемые в ПЧ. Классификация. Общая теория преобразования частоты. Транзисторные и диодные ПЧ. Дополнительные каналы приема. Балансные ПЧ. Параметрические ПЧ. Принципиальные схемы (2 часа).

Раздел 7. Детекторы

Лекция 12.

Детекторы. Амплитудное детектирование. Схемотехнические решения и характеристики амплитудных детекторов (АД). Искажения при детектировании и способы их уменьшения. Частотные детекторы (ЧД). Характеристики ЧД. Фазовые детекторы (ФД). Амплитудные ограничители (2 часа).

Раздел 8. Автоматические и ручные регулировки в радиоприемниках

Лекция 13.

Автоматические и ручные регулировки в радиоприемниках. Назначение и виды регулировок. Система автоматической регулировки усиления (АРУ). Принципиальные схемы регуляторов усиления. Система частотной автоподстройки частоты (ЧАП). Системы АПЧ гетеродина (2 часа).

Раздел 9. Моделирование радиоприемных устройств и проектирование по заданным показателям качества с использованием современной элементной базы.

Лекция 14.

Моделирование РПрУ. Методы моделирования. Использование программных средств при моделировании и проектировании РПрУ (2 часа).

Раздел 10. Методы экспериментального исследования радиоприемников и их функциональных узлов

Лекция 15.

Методы экспериментального исследования радиоприемников и их функциональ-ных узлов. Экспериментальное определение чувствительности, избирательности (2 часа).

Раздел 11. Особенности радиоприемных устройств в радиосистемах различного назначения с аналоговыми и цифровыми сигналами

Лекция 16.

Особенности устройств приема и обработки сигналов в радиосистемах различного назначения с аналоговыми и цифровыми сигналами. Прием сигналов с частотной модуляцией. Приемники систем связи. Радиовещательные приемники звуковых и телевизионных программ. Применение микропроцессоров в РПрУ (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 7

Раздел 1. Общие сведения о радиоприемных устройствах

Практическое занятие 1.

ЗЗадача расчета радиоприемников и принципы их решения (2 часа).

Практическое занятие 2.

Выбор и построение структурных схем радиоприемников (2 часа).

Практическое занятие 3.

Расчет структурных схем приемников (2 часа).

Раздел 2. Входные устройства

Практическое занятие 4.

Расчет входных цепей радиоприемников (2 часа).

Раздел 3. Особенности усилителей радиоприемных устройств

Практическое занятие 5.

Расчет усилителей радиосигнала (2 часа).

Практическое занятие 6.

Расчет усилителей сигнала промежуточной частоты (2 часа).

Практическое занятие 7.

Работа со справочными данные по фильтрам ПЧ (2 часа).

Раздел 4. Преобразователи частоты

Практическое занятие 8.

Расчет преобразователей частоты (2 часа).

Раздел 5. Особенности радиоприемных устройств в радиосистемах различного назначения с аналоговыми и цифровыми сигналами

Практическое занятие 9.

Особенности электропитания радиоприемников (2 часа).

Раздел 6. Особенности усилителей радиоприемных устройств

Практическое занятие 10.

Изучение схемотехнических решений каскадов УРЧ (2 часа).

Практическое занятие 11.

Изучение схемотехнических решений каскадов УПЧ (2 часа).

Раздел 7. Преобразователи частоты

Практическое занятие 12.

Изучение схемотехнических решений гетеродинов (2 часа).

Раздел 8. Входные устройства

Практическое занятие 13.

Изучение схемотехнических решений ВЦ (2 часа).

Практическое занятие 14.

Расчет преселектора приемника ДВ, СВ (2 часа).

Практическое занятие 15.

Расчет преселектора приемника УКВ (2 часа).

Раздел 9. Преобразователи частоты

Практическое занятие 16.

Выбор ПЧ приемника ДВ, СВ (2 часа).

 

Методические указания к практическим работам приведены:https://www.mivlgu.ru/iop/mod/folder/view.php?id=22098

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 7

Раздел 1. Общие сведения о радиоприемных устройствах

Лабораторная 1.

Исследование принципа работы супергетеродинного приемника (4 часа).

Раздел 2. Технические характеристики радиоприемных устройств

Лабораторная 2.

Исследование избирательности приемника по соседнему и зеркальному каналам (4 часа).

Раздел 3. Входные устройства

Лабораторная 3.

Исследование преселектора (4 часа).

Раздел 4. Особенности усилителей радиоприемных устройств

Лабораторная 4.

Исследование усилителя промежуточной частоты (4 часа).

Раздел 5. Детекторы

Лабораторная 5.

Исследование амплитудного детектора (4 часа).

Лабораторная 6.

Исследование детектора ЧМ сигнала (4 часа).

Раздел 6. Автоматические и ручные регулировки в радиоприемниках

Лабораторная 7.

Исследование системы АРУ (4 часа).

Лабораторная 8.

Исследование системы фазовой автоподстройки частоты (4 часа).

 

Методические указания к лабораторным работам приведены: https://www.mivlgu.ru/iop/mod/folder/view.php?id=17088

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Входные цепи линейных трактов различных диапазонов.

2. Усилители радиосигналов различных частотных диапазонов.

3. Усилители промежуточной частоты с распределенной и сосредоточенной избирательностью.

4. Современные РПрУ различных диапазонов частот с различными аналоговыми и цифровыми сигналами.

5. Общие сведения о радиоприёме и радиоприёмных устройствах. Основные блоки в РПрУ, их функции.

6. Основные методы приема (прямого усиления, супергетеродинный). Структурные схемы приёмников. Достоинства и недостатки.

7. Основные методы приема (инфрадинный, прямого преобразования). Структурные схемы приёмников. Достоинства и недостатки.

8. Показатели качества радиоприёма (чувствительность, селективность, динамический диапазон, помехоустойчивость).

9. Побочные каналы приема в РПрУ, методы борьбы с ними.

10. Входные цепи РПрУ. Назначение, схемы и основные характеристики входных цепей.

11. Коэффициент передачи и полоса пропускания входной цепи.

12. Характеристики входной цепи в режиме согласования с антенной.

13. Режим максимальной передачи без ограничения на расширение полосы пропускания входной цепи.

14. Режим максимальной передачи при заданном допустимом расширении полосы пропускания входной цепи.

15. Характеристики входной цепи в режиме рассогласования с антенной.

16. Общие сведения об усилителях радиочастоты и их характеристики.

17. Типовые схемы транзисторных УРЧ. Назначение элементов.

18. Обобщённая эквивалентная схема каскада УРЧ. Коэффициент усиления по напряжению.

19. Устойчивость работы УРЧ.

20. Коэффициент устойчивости, коэффициент устойчивого усиления каскада, предельный коэффициент усиления.

21. Каскад УРЧ с общей базой.

22. Каскодная схема УРЧ.

23. Общие сведения о преобразователях частоты. Принцип работы. Коэффициент передачи ПЧ.

24. Методы расчёта параметров преобразования транзисторного ПЧ.

25. Диодные преобразователи частоты. Однотактный (однополупериодный) ПЧ.

26. Диодные преобразователи частоты. Балансный ПЧ.

27. Диодные преобразователи частоты. Кольцевой ПЧ.

28. Амплитудно-частотная характеристика ПЧ.

29. Свисты в преобразователях частоты. Методы борьбы.

30. Общие сведения об усилителях промежуточной частоты. Виды УПЧ.

31. УПЧ с одинаково настроенными каскадами. Резонансный коэффициент усиления, АЧХ, коэффициент прямоугольности.

32. УПЧ с сосредоточенной избирательностью.

33. Искажения АМ сигнала в усилителе промежуточной частоты.

34. Искажения ЧМ сигнала в усилителе промежуточной частоты.

35. Амплитудные детекторы. Классификация, основные принципы работы.

36. Параметрический (синхронный) АД. Схемы, принцип работы.

37. Диодные АД. Схемы, принцип работы.

38. Детектирование АМ колебаний, искажения.

39. Амплитудные ограничители. Виды, принцип работы.

40. Частотные детекторы, принцип работы, структурные схемы.

41. ЧД с преобразованием отклонения частоты в изменение амплитуды.

42. ЧД с преобразованием отклонения частоты в изменение фазового сдвига.

43. Автоматическая регулировка усиления. Классификация, принцип работы, структурные схемы.

44. Автоматическая подстройка частоты. Классификация, принцип работы, структурные схемы.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

1. Содержанием курсового проекта является техническое проектирование устройства приема и обработки сигналов в радиосистемах различного назначения с аналоговыми и цифровыми сигналами.

2. Примерные темы курсовых работ:.

3. Радиоприемное устройство системы радиосвязи.

4. Радиовещательный приемник.

5. Радиоприемник системы радиодоступа.

6. Радиосвязной приемник.

 

Методические указания к курсовому проектированию приведены: https://www.mivlgu.ru/iop/mod/folder/view.php?id=17089

 

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины "Радиоприемные устройства систем радиосвязи и радиодоступа" применяется контактная технология преподавания (за исключением самостоятельно изучаемых студентами вопросов). При проведении практических работ применяется имитационный или симуляционный подход. Шаги решения задач студентам демонстрируются при помощи мультимедийной техники. В дальнейшем студенты самостоятельно решают аналогичные задания.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Радиоприемные устройства систем радиосвязи и радиодоступа

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Пушкарев В.П. Устройства приема и обработки сигналов / Томск.: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники. - 2012. - 201с. - http://www.iprbookshop.ru/13995.html

2. Логвинов В.В. Приемники систем фиксированной и мобильной связи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Логвинов В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2016.— 816 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/53840.— ЭБС «IPRbooks» - http://www.iprbookshop.ru/53840.html

3. Пушкарев В.П. Устройства приема и обработки сигналов [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Пушкарев В.П.— Электрон. текстовые данные.— Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2012.— 201 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13995.— ЭБС «IPRbooks» - http://www.iprbookshop.ru/13995.html

4. Лузин В.И., Никитин Н.П., Гадзиковский В.И. Основы формирования, передачи и приема цифровой информации / М.: СОЛОН-ПРЕСС. - 2014. - 320с. - http://www.iprbookshop.ru/26924.html

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Проектирование радиоприемных устройств: Учебное пособие для радиотехнических специальностей вузов / Под ред. А.П. Сиверса. – М.: Сов. Радио, 1976 - 80 экз.

2. Сборник задач и упражнений по курсу «Радиоприемные устройства»: Учебное посо-бие для вузов / Под ред. В.И. Сифорова. – М.: Радио и связь, 1984. - 50 экз.

3. Устройства генерирования, формирования, приема и обработки сигналов. Учебное пособие для вузов Головин О. В. Учебное пособие М. : Горячая линия–Телеком - http://ibooks.ru/product.php?productid=333388

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Сайт журнала "Радио" [Электронный ресурс]: Содержится разнообразная информация, касающаяся проектирования радиоприемных устройств. - Режим доступа: http://www.radio.ru/

Радиотехнический сайт RADIOTRACT. Радиотехника и электроника для разработчиков и радиолюбителей http://radiotract.ru/link_sprav.html

Радиотехнические системы http://rateli.ru/

Портал для радиолюбителей http://www.radioman-portal.ru/

Программное обеспечение:

Лаборатория приемопередающих устройств и радиосистем

Microsoft Windows XP (DreamSpark Premium Electronic Software Delivery (3 year) Renewal (подписка на программное обеспечение Microsoft для академических организаций, договор №453 от 16.12.2014 года))

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, стандартный Russian Edition, антивирусный пакет (500-999 Node 2 year Educational Renewal License, договор №436 от 11.11.2014 года).

Mathcad Education – University Edition (100 pack) v.14 (Государственный контракт №1, от 10.01.2012 года).

Оpen office.org 3.0.0 (freeware)

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

ibooks.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лаборатория приемопередающих устройств и радиосистем

Рабочая станция HPCore 2 DUO, 3 GHz; 2 GB, DVD-RW/HP19” 2 шт.

Видеопроектор NecNP40G

Экран настенный Da-Lite

Осциллограф НМО 1012 2 шт.

Генератор HMF 2550

Мультиметр НМ 8112

Учебная система ЭЛБ-ИТУ (8 блоков)

Учебная система

ЭЛБ-ИРС (4 блока)

Осциллограф С1-65

Генератор Г4-158

Генератор Г3-112 2 шт.

Селективный вольтметр STV 401

Анализатор спектра С4-25

Лабораторный стабилизатор ТЕС-88

Измеритель нелинейных искажений С6-8

Частотомер АСН-1310

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется решением задач по основным темам дисциплины и рассмотрением схемотехнических решений РПрУ. Каждому студенту преподаватель выдает задачу, связанную с разработкой и реализацией определенного радиоприемного устройства. В конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.

До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Лабораторная работа проводятся в компьютерном классе. Обучающиеся выполняют индивидуальную задачу компьютерного моделирования в соответствии с заданием на лабораторную работу. Полученные результаты исследований сводятся в отчет и защищаются по традиционной методике в классе на следующем лабораторном занятии. Необходимый теоретический материал, индивидуальное задание, шаги выполнения лабораторной работы и требование к отчету приведены в методических указаниях, размещенных на информационно-образовательном портале института.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Содержанием курсового проекта является техническое проектирование устройства приема и обработки сигналов в радиосистемах различного назначения с аналоговыми и цифровыми сигналами При выполнении курсового проекта студенты проводят предварительный расчет, составляют структурную и принципиальную схему радиоприемного устройства и формулируют технические требования к характеристикам его отдельных функциональных узлов. Выбирают элементную базу и рассчитывают функциональные узлы, определяют их характеристики и сравнивают с требуемыми характеристиками. Разрабатывают по заданию преподавателя конструкцию одного из узлов приемного устройства. Каждому студенту выдается индивидуальное задание. Темы курсовых проектов связаны с разработкой перспективных типов радиоприемных устройств. В качестве элементной базы используются интегральные схемы, микрополосковые СВЧ модули, элементы функциональной микроэлектроники, элементы цифровой техники, микропроцессоры и т.д.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Радиоприемные устройства систем радиосвязи и радиодоступа»

по направлению подготовки 11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи

 

Рабочая программа дисциплины «Радиоприемные устройства систем радиосвязи и радиодоступа» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 252 час. (7 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: изучение системы фундаментальных понятий, основных физических принципов построения устройств приема и обработки сигналов, а также иметь представление о месте и функциях устройств приема и обработки сигналов в радиотехнических системах, о способах управления устройствами приема и обработки сигналов и способах контроля показателей качества этих устройств, о конструктивных, технологических и экономических проблемах разработки устройств приема и обработки сигналов, о стандартах в технике радиоприема.

Задачи дисциплины

• основные проблемы научно-технического развития устройств приема и обработки радио-сигналов;

• получение представления о месте и функциях устройств приема и обработки сигналов в радиотехнических системах;

• изучение способов управления устройствами приема и обработки сигналов и способах контроля показателей качества этих устройств,

• изучение конструктивных, технологических и экономических проблем разработки устройств приема и обработки сигналов, о стандартах в технике радиоприема.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Радиоприемные устройства систем радиосвязи и радиодоступа» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи.

 

31.05.2016 г.