Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ТБ 

 

 

 

«   31   »       05       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Информационные технологии в строительстве     

 




Направление подготовки

08.03.01 Строительство

Профиль подготовки

"Теплогазоснабжение и вентиляция"

Квалификация (степень)выпускника

Бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

7

108 / 3  

16  

 

16  

3,6  

0,35  

35,95  

45,4  

Экз.(26,65)  

Итого

108 / 3  

16  

 

16  

3,6  

0,35  

35,95  

45,4  

26,65  

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: ознакомление студентов с основами создания и использования информационных систем различного назначения, основными из которых являются СУБД. Сведения, полученные студентами при изучении данного курса, практически осваиваются, закрепляются и развиваются при последующем использовании их в общих и специальных дисциплинах.

Задачей дисциплины является освоение навыков работы с информационными системами при выполнении профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.ДВ.08.01))

Для изучения дисциплины необходимо знание обязательного минимума содержания по дисциплинам «Информатика», «Компьютерная графика». На дисциплине «Информационные технологии в строительстве» базируется выполнение ВКР.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 владение эффективными правилами, методами и средствами сбора, обмена, хранения и обработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией.

ОПК-6 способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий.

ПК-2 владение методами проведения инженерных изысканий, технологией проектирования деталей и конструкций в соответствии с техническим заданием с использованием универсальных и специализированных программно-вычислительных комплексов и систем автоматизированных проектирования.

ПК-14 владение методами и средствами физического и математического (компьютерного) моделирования в том числе с использованием универсальных и специализированных программно-вычислительных комплексов, систем автоматизированных проектирования, стандартных пакетов автоматизации исследований, владение методами испытаний строительных конструкций и изделий, методами постановки и проведения экспериментов по заданным методикам.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основные понятия в области информационных систем и технологий (ОПК-4).

основные понятия в области баз данных (ОПК-4).

способы поиска информации с использованием баз данных (ОПК-6).

основные направления применения информационных технологий в строительстве (ПК-2).

основные направления применения систем автоматизированного проектирования и пакетов автоматизации исследований (ПК-14).

2) Уметь:

создавать базы данных и заносить в них информацию (ОПК-4).

осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий (ОПК-6).

3) Владеть:

эффективными правилами, методами и средствами сбора, обмена, хранения и обработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОПК-4).

методами поиска, обработки и анализа информации из различных источников и баз данных (ОПК-6).

методами работы в стандартных пакетах автоматизации исследований (ПК-14).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Понятие информационной системы. Классификация информационных систем

7

2

12

тестирование

2

Процессы в информационных системах. Структура информационных систем

7

2

6

тестирование

3

Понятие информационных технологий.

7

4

11

тестирование

4

Свойства, структура и классификация автоматизированных информационных технологий управления

7

2

3

тестирование

5

Понятие базы данных. Системы клиент- и файл-сервер. Структурные элементы базы данных. Модели данных

7

2

16

3

тестирование

6

Реляционные базы данных. Виды связей между информационными объектами. Нормализация отношений

7

2

9

тестирование

7

Построение инфологической модели. Доступ к данным посредством языка SQL

7

2

1,4

тестирование

Всего за  семестр

108

16

16

45,4

3,6

0,35

Экз.(26,65)

Итого   

108

16

16

45,4

3,6

0,35

26,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 7

Раздел 1. Понятие информационной системы. Классификация информационных систем

Лекция 1.

Понятие информационной системы. Классификация информационных систем (2 часа).

Раздел 2. Процессы в информационных системах. Структура информационных систем

Лекция 2.

Процессы в информационных системах. Структура информационных систем (2 часа).

Раздел 3. Понятие информационных технологий.

Лекция 3.

Понятие информационных технологий (2 часа).

Лекция 4.

Информационные технологии управления и их применение в строительстве (2 часа).

Раздел 4. Свойства, структура и классификация автоматизированных информационных технологий управления

Лекция 5.

Свойства, структура и классификация автоматизированных информационных технологий управления (2 часа).

Раздел 5. Понятие базы данных. Системы клиент- и файл-сервер. Структурные элементы базы данных. Модели данных

Лекция 6.

Понятие базы данных. Системы клиент- и файл-сервер. Структурные элементы базы данных. Модели данных (2 часа).

Раздел 6. Реляционные базы данных. Виды связей между информационными объектами. Нормализация отношений

Лекция 7.

Реляционные базы данных. Виды связей между информационными объектами. Нормализация отношений (2 часа).

Раздел 7. Построение инфологической модели. Доступ к данным посредством языка SQL

Лекция 8.

Построение инфологической модели. Доступ к данным посредством языка SQL (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 7

Раздел 1. Понятие базы данных. Системы клиент- и файл-сервер. Структурные элементы базы данных. Модели данных

Лабораторная 1.

Создание и основные приемы редактирования таблиц в MS Access (4 часа).

Лабораторная 2.

Создание запросов на выборку к однотабличным и многотабличным БД в MS Access (4 часа).

Лабораторная 3.

Создание отчетов в MS Access (4 часа).

Лабораторная 4.

Создание кнопочных форм в MS Access (4 часа).

 

Методические указания к лабораторным работам приведены на Информационно-образовательном портале:

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=2100&topic=2

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Понятие информационной системы.

2. Классификация информационных систем.

3. Фактографические и документальные ИС.

4. Автоматические, автоматизированные и ручные ИС.

5. Информационно-поисковые и информационно-решающие системы.

6. Стратегические, функциональные и операционные ИС.

7. Процессы, протекающие в информационных системах.

8. Типовая структура информационной системы.

9. Техническое, математическое, программное обеспечение.

10. Информационное, организационное и правовое обеспечение.

11. Понятие информационных технологий. Состав информационных технологий управления, понятие платформы, интерфейса.

12. Свойства автоматизированных информационных технологий управления.

13. Структура и классификация автоматизированных информационных технологий управления.

14. Новая информационная технология. Классификация информационных технологий.

15. Виды информационных технологий. Информационно-справочные технологии.

16. Информационно-советующие технологии. Управляющие технологии.

17. Понятие системы автоматизации проектирования.

18. Виды и назначение системы автоматизации проектирования, принципы их работы.

19. Системы управления базами данных.

20. Виды моделей данных.

21. Иерархическая и сетевая модели данных.

22. Понятие реляционной базы данных, понятие информационного объекта.

23. Вида связей. Связь один-к-одному, один-ко-многим, многие-ко-многим.

24. Ограничения целостности.

25. Понятие нормальных форм.

26. Первая нормальная форма.

27. Функциональная зависимость.

28. Транзитивная зависимость.

29. Вторая нормальная форма.

30. Третья нормальная форма.

31. Понятие инфологической модели.

32. Концептуальная модель. Внутренняя модель. Внешняя модель.

33. Основные возможности языка SQL.

34. Язык описания данных, язык манипулирования данными.

35. Основные команды языка SQL.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

9

108 / 3  

8  

 

12  

4  

0,6  

24,6  

74,75  

Экз.(8,65)  

Итого

108 / 3  

8  

 

12  

4  

0,6  

24,6  

74,75  

8,65  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Понятие информационной системы.

9

2

23

контрольная работа

2

Информационные технологии управления

9

2

16

контрольная работа

3

Понятие базы данных. Системы клиент- и файл-сервер. Структурные элементы базы данных. Модели данных

9

2

10

контрольная работа

4

Реляционные базы данных. Виды связей между информационными объектами. Нормализация отношений

9

2

12

25,75

контрольная работа

Всего за  семестр

108

8

12

+

74,75

4

0,6

Экз.(8,65)

Итого   

108

8

12

74,75

4

0,6

8,65

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 9

Раздел 1. Понятие информационной системы.

Лекция 1.

Понятие информационной системы. Классификация информационных систем (2 часа).

Раздел 2. Информационные технологии управления

Лекция 2.

Информационные технологии управления (2 часа).

Раздел 3. Понятие базы данных. Системы клиент- и файл-сервер. Структурные элементы базы данных. Модели данных

Лекция 3.

Понятие базы данных. Системы клиент- и файл-сервер. Структурные элементы базы данных. Модели данных (2 часа).

Раздел 4. Реляционные базы данных. Виды связей между информационными объектами. Нормализация отношений

Лекция 4.

Реляционные базы данных. Виды связей между информационными объектами. Нормализация отношений (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 9

Раздел 1. Реляционные базы данных. Виды связей между информационными объектами. Нормализация отношений

Лабораторная 1.

Создание и основные приемы редактирования таблиц в MS Access (4 часа).

Лабораторная 2.

Создание запросов на выборку к однотабличным и многотабличным БД в MS Access (4 часа).

Лабораторная 3.

Создание отчетов в MS Access (4 часа).

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Понятие информационной системы.

2. Классификация информационных систем.

3. Фактографические и документальные ИС.

4. Автоматические, автоматизированные и ручные ИС.

5. Информационно-поисковые и информационно-решающие системы.

6. Стратегические, функциональные и операционные ИС.

7. Процессы, протекающие в информационных системах.

8. Типовая структура информационной системы.

9. Техническое, математическое, программное обеспечение.

10. Информационное, организационное и правовое обеспечение.

11. Понятие информационных технологий. Состав информационных технологий управления, понятие платформы, интерфейса.

12. Свойства автоматизированных информационных технологий управления.

13. Структура и классификация автоматизированных информационных технологий управления.

14. Новая информационная технология. Классификация информационных технологий.

15. Виды информационных технологий. Информационно-справочные технологии.

16. Информационно-советующие технологии. Управляющие технологии.

17. Понятие системы автоматизации проектирования.

18. Виды и назначение системы автоматизации проектирования, принципы их работы.

19. Системы управления базами данных.

20. Виды моделей данных.

21. Иерархическая и сетевая модели данных.

22. Понятие реляционной базы данных, понятие информационного объекта.

23. Вида связей. Связь один-к-одному, один-ко-многим, многие-ко-многим.

24. Ограничения целостности.

25. Понятие нормальных форм.

26. Первая нормальная форма.

27. Функциональная зависимость.

28. Транзитивная зависимость.

29. Вторая нормальная форма.

30. Третья нормальная форма.

31. Понятие инфологической модели.

32. Концептуальная модель. Внутренняя модель. Внешняя модель.

33. Основные возможности языка SQL.

34. Язык описания данных, язык манипулирования данными.

35. Основные команды языка SQL.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Классификация информационных систем.

2. Фактографические и документальные ИС.

3. Автоматические, автоматизированные и ручные ИС.

4. Информационно-поисковые и информационно-решающие системы.

5. Стратегические, функциональные и операционные ИС.

6. Процессы, протекающие в информационных системах.

7. Типовая структура информационной системы.

8. Техническое, математическое, программное обеспечение.

9. Информационное, организационное и правовое обеспечение.

10. Понятие информационных технологий. Состав информационных технологий управления, понятие платформы, интерфейса.

11. Свойства автоматизированных информационных технологий управления.

12. Структура и классификация автоматизированных информационных технологий управления.

13. Новая информационная технология. Классификация информационных технологий.

14. Виды информационных технологий. Информационно-справочные технологии.

15. Информационно-советующие технологии. Управляющие технологии.

16. Понятие системы автоматизации проектирования.

17. Виды и назначение системы автоматизации проектирования, принципы их работы.

18. Системы управления базами данных.

19. Виды моделей данных.

20. Иерархическая и сетевая модели данных.

21. Понятие реляционной базы данных, понятие информационного объекта.

22. Вида связей. Связь один-к-одному, один-ко-многим, многие-ко-многим.

23. Ограничения целостности.

24. Понятие нормальных форм.

25. Первая нормальная форма.

26. Функциональная зависимость.

27. Транзитивная зависимость.

28. Вторая нормальная форма.

29. Третья нормальная форма.

30. Понятие инфологической модели.

31. Концептуальная модель. Внутренняя модель. Внешняя модель.

32. Основные возможности языка SQL.

33. Язык описания данных, язык манипулирования данными.

34. Основные команды языка SQL.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины применяется контактная технология преподавания (за исключением самостоятельно изучаемых студентами вопросов). При проведении практических работ применяется имитационный или симуляционный подход. Шаги решения задач студентам демонстрируются при помощи мультимедийной техники. В дальнейшем студенты самостоятельно решают аналогичные задания.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Информационные технологии в строительстве

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Основы информационных технологий [Электронный ресурс]/ С.В. Назаров [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016.— 530 c. - http://www.iprbookshop.ru/52159

2. Швецов В.И. Базы данных [Электронный ресурс]/ Швецов В.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016.— 218 c. - http://www.iprbookshop.ru/52139

3. Работа в Microsoft Access: Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине Информационные технологии в строительстве для студентов образовательной программы 08.03.01 Строительство / сост. Шарапов Р.В. [Электрон-ный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. (0,78 Мб). - Муром: МИ (филиал) ВлГУ, 2015. - 1 электрон. опт. диск (CD-R). – Систем. требования: процессор х86 с тактовой частотой 500 МГц и выше; 512 Мб ОЗУ; Windows ХР/7/8/10; видеокарта SVGA 1280x1024 High Color (32 bit); привод CD-ROM. - Загл. с экрана. - № гос. регистрации 0321504700. - http://evrika.mivlgu.ru/index.php?mod=view_book&com=read_book&book_id=2770

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Батрова Р.Г. Информационные технологии в экономической среде [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Батрова Р.Г., Юдина Н.М., Батров В.А.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2015.— 140 c. - http://www.iprbookshop.ru/54116

2. Борзунова Т.Л. Базы данных освоение работы в MS Access 2007 [Электронный ресурс]: электронное пособие/ Борзунова Т.Л., Горбунова Т.Н., Дементьева Н.Г.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 148 c. - http://www.iprbookshop.ru/20700

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

ЦИТфорум - http://citforum.ru/

Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании" http://www.ict.edu.ru/

Программное обеспечение:

Лекционная аудитория

Пакет офисных приложений Libre Office v.5 (free software, MPL).

Лаборатория информатики и моделирования

Пакет офисных приложений Libre Office v.5 (free software, MPL).

Система автоматизированного проектирования Компас 3D (лицензионное ПО).

Система управления базами данных Microsoft Access 2010 (подписка DreamSpark Premium Electronic Software Delivery (3 year) Renewal, договор №453 от 16.12.2014 года).

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

evrika.mivlgu.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лекционная аудитория

DVD плеер POINER DV-310-Sdvd player, проектор SANYO PDG - DSU 20.

Лаборатория информатики и моделирования

15 компьютеров Intel Core i3, проектор SANYO PDG - DSU 20.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Лабораторная работа проводятся в компьютерном классе. Обучающиеся выполняют индивидуальную задачу в соответствии с заданием на лабораторную работу. Полученные результаты исследований сводятся в отчет и защищаются по традиционной методике в классе на следующем лабораторном занятии. Необходимый теоретический материал, индивидуальное задание, шаги выполнения лабораторной работы и требование к отчету приведены в методических указаниях, размещенных на информационно-образовательном портале института.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Информационные технологии в строительстве»

по направлению подготовки 08.03.01 Строительство

 

Рабочая программа дисциплины «Информационные технологии в строительстве» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 08.03.01 Строительство.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: ознакомление студентов с основами создания и использования информационных систем различного назначения, основными из которых являются СУБД. Сведения, полученные студентами при изучении данного курса, практически осваиваются, закрепляются и развиваются при последующем использовании их в общих и специальных дисциплинах.

Задачей дисциплины является освоение навыков работы с информационными системами при выполнении профессиональной деятельности.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Информационные технологии в строительстве» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 08.03.01 Строительство.

 

31.05.2016 г.