Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  СГПД 

 

 

 

«   24   »       02       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     НИРС     

 




Направление подготовки

39.03.02 Социальная работа

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр








          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

7

36 / 1  

 

16  

 

 

0,25  

16,25  

19,75  

Зач.  

8

36 / 1  

 

10  

 

 

0,25  

10,25  

25,75  

Зач.  

Итого

72 / 2  

 

26  

 

 

0,5  

26,5  

45,5  

 

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: развить у обучающихся навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности

Задачи дисциплины:

закрепить на практике навыки проведения научного исследования

сформировать навыки поиска научной и библиографической информации

сформировать умение оформлять научно-исследовательские работы и готовить презентации

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.17))

Дисциплина "Научно-исследовательская работа студентов" относится к циклу Б1. Изучение дисциплины базируется на ранее изученных курсах "Организация научно-исследовательской деятельности", "Методы исследования в социальной работе". Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины могут быть использованы при выполнении курсовых работ и выпускной квалификационной работы.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способность к самоорганизации и самообразованию.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

требования к содержанию и оформлению исследовательской работы (ОК-7).

2) Уметь:

самостоятельно разрабатывать и реализовывать программу научного исследования (ОК-7).

3) Владеть:

навыками поиска научной информации (ОК-7).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Программа научного исследования

7

10

17

выполнение практических заданий

2

Методы научного исследования

7

6

2,75

выполнение практических заданий

Всего за  семестр

36

16

19,75

0

0,25

Зач.

3

Оформление результатов научного исследования

8

10

25,75

выполнение практических заданий

Всего за  семестр

36

10

25,75

0

0,25

Зач.

Итого   

72

26

45,5

0,5

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Не планируется.

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 7

Раздел 1. Программа научного исследования

Практическое занятие 1.

Характерные особенности научного познания (2 часа).

Практическое занятие 2.

Теоретическая часть программы научного исследования (2 часа).

Практическое занятие 3.

Методологическая часть программы научного исследования (2 часа).

Практическое занятие 4.

Организационная часть научного исследования (2 часа).

Практическое занятие 5.

Интерпретация и операционализация понятий (2 часа).

Раздел 2. Методы научного исследования

Практическое занятие 6.

Классификация научных методов (2 часа).

Практическое занятие 7.

Опросные методы сбора эмпирических данных (2 часа).

Практическое занятие 8.

Методы анализа эмпирических данных (2 часа).

Семестр 8

Раздел 3. Оформление результатов научного исследования

Практическое занятие 9.

Научная статья (2 часа).

Практическое занятие 10.

Курсовая работа (2 часа).

Практическое занятие 11.

Выпускная квалификационная работа (2 часа).

Практическое занятие 12.

Основные требования к защите курсовой и выпускной квалификационной работы (2 часа).

Практическое занятие 13.

Оформление презентаций (2 часа).

 

методические указания для практических занятий приведены в https://www.mivlgu.ru/iop/enrol/users.php?id=5119

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Выбор темы исследования.

2. Проблема исследования.

3. Объект и предмет исследования.

4. Цель исследования.

5. Задачи исследования.

6. Исследовательская гипотеза.

7. Анкетирование.

8. Интервьюирование.

9. Наблюдение.

10. Контент-анализ документов.

11. Анализ распределения признаков.

12. Статистическая проверка гипотез.

13. Статистические методы анализа взаимосвязей признаков.

14. Виды научных работ и их особенности.

15. Основные требования к оформлению научных работ.

16. Основные требования к оформлению библиографии.

17. Презентация научной работы.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины студенты самостоятельно выполняют научное исследование, консультируясь с преподавателем, и представляют его результаты в форме презентаций на студенческих конференциях

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины НИРС

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Научно-исследовательская работа студента : учебное пособие / Н.М. Розанова. — Москва : КноРус, 2016. — 256 с. - https://www.book.ru/book/917087

2. Выпускная квалификационная работа бакалавра: методы и организация исследований, оформление и защита : учебное пособие / В.И. Беляев, М.М. Бутакова, О.Н. Соколова. — Москва : КноРус, 2016. — 160 с. - https://www.book.ru/book/916997

3. Климантова Г.И. Методология и методы социологического исследования [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Климантова Г.И., Черняк Е.М., Щегорцов А.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 256 c. - http://www.iprbookshop.ru/52283

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Методология научного исследования : учебное пособие / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. — Москва : Новиков Дмитрий Александрович, 2009. — 280 с. - https://www.book.ru/book/917315

2. Абрамян Н.Г., БобченкоТ.Г., Зобков А.В., Морозова О.В., Онуфриева В.В., Писненко А.Г., Плаксина И.В., Пронина Е.В., Чернышева Н.С. Организация научно-исследовательской деятельности студентов: учеб.-метод. пособие. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2012. – 99 с. - http://e.lib.vlsu.ru/bitstream/123456789/2722/1/0026

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Научная электронная библиотека eLibrary.ru

Банк социологических данных http://www.isras.ru/Databank.html

Университетская информационная система РОССИЯ (УИС РОССИЯ) http://uisrussia.msu.ru/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

book.ru

iprbookshop.ru

e.lib.vlsu.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Кабинет педагогических и социальных технологий

проектор SANYO PDG-DSU20 (переносной); проекционный экран DRAPPER Apex STAR (переносной)

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Цель практических занятий – углубить и расширить знания, полученные на лекции, сформировать умения и навыки, необходимые для применения полученных знаний. Помимо этого они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов. Планы семинарских занятий, их тематика и рекомендуемая литература, как правило, отражены преподавателем в методических указаниях. Основной формой работы на семинаре является устное выступление по вопросам, предложенным преподавателем. Приступая к подготовке выступления, студент, прежде всего, должен составить план на основе методических рекомендаций. Затем необходимо изучить соответствующие конспекты лекций, разделы учебников и методических пособий, ознакомиться с дополнительной литературой (справочниками, энциклопедиями, словарями). Основные положения выступления рекомендуется изложить в форме тезисов. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано, нельзя ограничиваться простым воспроизведением готовых текстов из Интернета и других источников. На семинаре каждый студент должен быть готов к ответу по всем вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении

Следует помнить, что лекции не могут дать исчерпывающего изложения учебного материала. Поэтому важное значение имеет самостоятельная работа студента, которая не только позволяет лучше подготовиться к экзамену, но и формирует навыки самостоятельной организации деятельности студента и способность к самостоятельному приобретению необходимых знаний. Самостоятельная работа включает в себя самостоятельное изучение студентом вопросов, выделенных преподавателем, на основе рекомендованного списка учебной и научной литературы. Результаты самостоятельной работы представляются студентом в форме устных выступлений на семинаре и письменных отчетов. Письменные работы представляют отчет о выполнении заданий, отражающих различные аспекты организации и проведения научного исследования. Рекомендуемый объем отчета – 2-5 листа формата А4.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«НИРС»

по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа

 

Рабочая программа дисциплины «НИРС» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 72 час. (2 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет / зачет .

Цель дисциплины: развить у обучающихся навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности

Задачи дисциплины:

закрепить на практике навыки проведения научного исследования

сформировать навыки поиска научной и библиографической информации

сформировать умение оформлять научно-исследовательские работы и готовить презентации

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «НИРС» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

 

24.02.2016 г.