Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  СГПД 

 

 

 

«   24   »       02       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Организация волонтерской деятельности     

 




Направление подготовки

39.03.02 Социальная работа

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

6

144 / 4  

16  

32  

 

1,6  

0,25  

49,85  

94,15  

Зач. с оц.  

Итого

144 / 4  

16  

32  

 

1,6  

0,25  

49,85  

94,15  

 

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: формирование у студентов необходимых профессиональных и личностных компетенций, связанных с организацией волонтерской деятельности; знание социальных и психолого-педагогических технологий и методик работы волонтеров с различными категориями клиентов.

Задачи дисциплины:

заложить основы глубокого целостного понимания социальных, психологических, управленческих и педагогических аспектов волонтерской деятельности; обеспечить освоение различных технологий в волонтерской деятельности в социальной сфере посредством расширения теоретических и практических знаний в области организации волонтерской деятельности, эффективного управления некоммерческими общественными организациями; подготовить к самостоятельному решению профессиональных задач в условиях различных учреждений, осуществляющих социальную поддержку клиентов (групп клиентов); сформировать систему технологических умений и навыков эффективного отбора волонтеров, формирования профессионально значимых умений и развития профессионально значимых личностных ресурсов; сформировать систему когнитивных, коммуникативных и личностных компетенций в области подготовки специалистов волонтерской деятельности и создания волонтерской организации.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.ДВ.07.01))

Изучение курса "Организация волонтерской деятельности" базируется на курсах: "Семьеведение", "Теория социальной работы", "Правовое обеспечение социальной работы", "Технология социальной работы", "Введение в специальность "Социальная работа", "Социальная работа с различными группами населения". На базе курса изучаются дисциплины "Технологии социальной работы с инвалидами", "Социально-педагогическая работа с детьми-сиротами", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", ВКР.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10 способность к осуществлению мероприятий по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений и частных лиц к реализации мер по социальной защите граждан.

ПК-12 способность к созданию условий для обеспечения государственно-частного партнерства в процессе реализации социальной работы.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

В результате освоения дисциплины студенты должны знать: теоретические основания деятельности государственных структур, общественных организаций и частных благотворителей в формировании волонтерских организаций в России (ПК-10).

способы, формы, технологии, этапы, методы и методики поддержки социальных инициатив через создание волонтерских проектов социальной направленности (ПК-12).

2) Уметь:

Взаимодействовать с государственными структурами, общественными организациями и частными благотворителями для организации совместной работы по развитию социальных инициатив и общественно полезной деятельности (ПК-10); создавать условия для развития государственного и общественного партнерства для улучшения процессов социальной защиты граждан (ПК-12).

3) Владеть:

Использовать в своей деятельности методы и приемы организации и руководства социально-проектной деятельностью, направленной на развитие добровольчества, с привлечением ресурсов организаций, общественных объединений и частных лиц (ПК-10); владеть технологиями и методиками по созданию условий для обеспечения государственно-частного партнерства в социальной работе через реализацию волонтерских проектов (ПК-12).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Волонтерство и его роль в системе социальной работы.

6

8

14

30

устный опрос, презентация проекта, контрольный опрос

2

Технология организации волонтерского отряда.

6

8

18

64,15

устный опрос, презентация проекта, контрольный опрос

Всего за  семестр

144

16

32

94,15

1,6

0,25

Зач. с оц.

Итого   

144

16

32

94,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 6

Раздел 1. Волонтерство и его роль в системе социальной работы.

Лекция 1.

Понятия «волонтерство» и «волонтерская деятельность». Благотворительность, филантропия и спонсорство (2 часа).

Лекция 2.

История волонтерского движения в России и за рубежом (2 часа).

Лекция 3.

Нормативно-правовая база волонтерской деятельности (2 часа).

Лекция 4.

Проблемы социальных групп, нуждающихся в волонтерской поддержке (2 часа).

Раздел 2. Технология организации волонтерского отряда.

Лекция 5.

Модели организации волонтерской деятельности (2 часа).

Лекция 6.

Информационные технологии в волонтерской среде (2 часа).

Лекция 7.

Технологии организации волонтерского отряда (2 часа).

Лекция 8.

Общие методы обучения волонтеров (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 6

Раздел 1. Волонтерство и его роль в системе социальной работы.

Практическое занятие 1.

Сущность добровольческой (волонтерской) деятельности в РФ. Социально ориентированные НКО (2 часа).

Практическое занятие 2.

Методы привлечения ресурсов общественных организаций, государственных учреждений и частных капиталов для реализации волонтерских проектов (2 часа).

Практическое занятие 3.

Социально-психологические характеристики лиц, нуждающихся в волонтерской помощи (2 часа).

Практическое занятие 4.

Группы населения, нуждающиеся в волонтерской помощи: многодетные семьи, инвалиды, сироты, одинокие пожилые граждане, лица, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (2 часа).

Практическое занятие 5.

Специфика работы волонтеров с "группами риска": лицами без определенного места жительства, наркозависимыми, алкоголиками, лицами, вернувшимися из мест отбывания наказания, тунеядцами (2 часа).

Практическое занятие 6.

Социальная помощь волонтеров населению в чрезвычайных ситуациях (2 часа).

Практическое занятие 7.

Специфика работы волонтеров с различными социальными, возрастными и этническими группами населения (2 часа).

Раздел 2. Технология организации волонтерского отряда.

Практическое занятие 8.

Технологии привлечения добровольцев в деятельность волонтерской организации (2 часа).

Практическое занятие 9.

Принципы социально-психологической диагностики потенциальных волонтеров, методический инструментарий с диагностическим комплексом по отбору волонтеров (2 часа).

Практическое занятие 10.

Методы формирования профессиональной компетенции волонтеров (2 часа).

Практическое занятие 11.

Организация деятельности и обучения волонтеров (2 часа).

Практическое занятие 12.

Методы поощрения и мотивации волонтеров (2 часа).

Практическое занятие 13.

Волонтерский проект: инновационные формы и виды (2 часа).

Практическое занятие 14.

Система подготовки волонтеров и добровольцев по программе первичной профилактики наркозависимости, табакокурения и употребления ПАВ (2 часа).

Практическое занятие 15.

Оценка эффективности деятельности волонтеров (2 часа).

Практическое занятие 16.

Разработка конкретного проекта волонтерской организации (2 часа).

 

Методические указания для проведения практических занятий.

Эффективной формой организации обучения в высшей школе являются семинарские занятия, с которыми органично сочетаются лекции.

Семинар вид практических занятий, который предусматривает самостоятельную проработку студентами отдельных тем и проблем в соответствии содержания учебной дисциплины и обсуждение результатов у этого изучения, представленных в виде тезисов, сообщений, докладов, рефератов и т.д.

Проведение семинарских занятий позволяет решать следующие дидактические цели:

- оптимально сочетать лекционные занятия с систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью студентов, их теоретическую подготовку с практической;

- развивать умения, навыки умственной работы, творческого мышления, умения использовать теоретические знания для решения практических задач;

- формировать у студентов интерес к научно-исследовательской работы и привлечения к научным исследованиям, которые проводит кафедра;

- обеспечивать системное повторение, углубление и закрепление знаний студентов по определенной теме;

- формировать умения и навыки осуществления различных видов будущей профессиональной деятельности;

- осуществлять диагностику и контроль знаний студентов по отдельным разделам и темам программы, формировать умения и навыки выполнения различных видов будущей профессиональной деятельности.

Семинарские занятия выполняют следующие основные функции:

- учебную (углубление, конкретизацию, систематизацию знаний, усвоенных во время лекционных занятий и в процессе самостоятельной подготовки к семинару);

- развивающую (развитие логического мышления студентов, приобретение ими умений работать с различными литературными источниками, формирование умений и навыков анализа фактов, явлений, проблем и т.д.);

- воспитательную (воспитание ответственности, работоспособности, воспитание культуры общения и мышления, привитие интереса к изучению конкретной дисциплины и к профессии, формирование потребности рационализации н учебно-познавательной деятельности и организации досуга)

- диагностически-коррекционную и контролирующую (контроль за качеством усвоения студентами учебного материала, выявление пробелов в его усвоении и их преодоления).

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Социальная роль добровольчества.

2. Добровольчество: экономические и политические аспекты.

3. Волонтерство: теория и практика гражданского общества.

4. Гражданское призвание и волонтерство.

5. Волонтерская деятельность как форма социальной активности.

6. Волонтерское движение как разновидность социального движения.

7. Добровольчество, как необходимый элемент гуманизации общества.

8. Государственная политика Российской Федерации в сфере добровольческой деятельности.

9. Федеральные и национальные благотворительные программы.

10. Специфика волонтерских организаций в России: федеральный и региональный опыт.

11. Сущность концепции программы развития добровольческого и волонтерского движения в РФ.

12. Методология организации волонтерской деятельности.

13. Морально-этический аспект волонтерской деятельности.

14. Развитие профессиональной наблюдательности волонтеров методами тренинговых технологий.

15. Использование Интернета для привлечения внимания к волонтерскому проекту: поиск добровольцев, финансовых и иных ресурсов.

16. Особенности волонтерской деятельности: синдром эмоционального выгорания, профессиональная и личностная деформация.

17. Волонтерская субкультура.

18. Менеджмент добрых дел.

19. Роль СМИ в развитии волонтерства в России.

20. Отбор волонтеров для работы в волонтерском отряде.

21. Методы обучения волонтеров.

22. Работа волонтеров с лицами разных возрастных групп.

23. Волонтерская деятельность в инклюзивном образовании.

24. Развитие толерантности, как необходимого для волонтера качества личности.

25. Работа волонтеров по профилактике безнадзорности и беспризорности.

26. Подготовка волонтеров по программе первичной профилактики наркозависимости, табакокурения и употребления ПАВ.

27. Волонтерство в практике помощи пожилым людям и инвалидам.

28. Волонтерство в больницах.

29. Особенности работы волонтеров в хосписах.

30. Подготовка волонтерского проекта конкретной направленности.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используется активный метод обучения, включающий в себя неимитационные технологии: проблемные лекции и семинары, тематические дискуссии (дебаты),и имитационные технологии: презентации, ролевые игры. Основной педагогической технологией преподавания (за исключением СРС), является контактная, которая предусматривает активное взаимодействие между преподавателем и обучающимися: лекционные занятия; проблемное обучение; занятия-диалоги; мультимедийные технологии; работа в группах; дискуссии; контент-анализ исторических источников; применение методов психологической диагностики; проективные методики.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Организация волонтерской деятельности

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Антонович, И. В. Добровольчество в российском обществе: история и перспективы развития: монография / И. В. Антонович ; АлтГУ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015. - 108 с. - http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/1809

2. Максимова, С. Г. Социально ориентированные некоммерческие организации в Российской Федерации: состояние и перспективы развития: монография / [С. Г. Максимова, О. Е. Ноянзина, Н. П. Гончарова; под ред. С. Г. Максимовой]; АлтГУ, Науч.-образоват. комплекс "Институт взаимодействия со странами Азии". - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2013. - 208 с. - http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/156

3. Антонович И. В. Благотворительность и добровольчество в российском обществе: история и современность : учеб. пособие / И. В. Антонович, Ю. А. Калинина ; АлтГУ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. - 196 с. - http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/706

4. Холостова Е.И. История социальной работы в России [Электронный ресурс]: учебник/ Холостова Е.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 282 c. - http://www.iprbookshop.ru/10929

5. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Холостова Е.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 231 c. - http://www.iprbookshop.ru/10912

6. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (с изменениями и дополнениями) - http://base.garant.ru/104232/

7. Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 11.08.1995 N 135-ФЗ (последняя редакция) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Назаров, И. И. Опыт подготовки волонтеров для международного студенческого форума / И. И. Назаров // Образование без границ. Алтай – Азия, 2012: сб. материалов Азиатского студ. форума, 27-30 июня 2012 г., Барнаул, Россия / АлтГУ, Науч.-образоват. комплекс "Институт взаимодействия со странами Азии"; [редкол.: А. А. Тишкин (отв. ред.) и др.]. - Барнаул: ИП Колмогоров И. А., 2012. - C. 81-82. - http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/355

2. Зальцман, Д. А. Ресурс добровольчества в реализации социально-значимых проектов социально ориентированными некоммерческими организациями (на примере АКЖОО «Отклик»): магистерская диссертация по направлению подготовки: 39.04.02 - Социальная работа. - Барнаул: [б.и.], 2016. - http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/2553

3. Полетавкина, М. Г. Добровольческие молодежные организации как субъект развития социального партнерства / М. Г. Полетавкина // Образование без границ. Алтай – Азия, 2012: сб. материалов Азиатского студ. форума, 27-30 июня 2012 г., Барнаул, Россия / АлтГУ, Науч.-образоват. комплекс "Институт взаимодействия со странами Азии"; [редкол.: А. А. Тишкин (отв. ред.) и др.]. - Барнаул: ИП Колмогоров И. А., 2012. - C. 83-85. - http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/354

4. Соломин, Н. Ю. Студенческая активность - активная позиция будущего / Н. Ю. Соломин, А. Е. Еремеева // Образование без границ. Алтай – Азия, 2012: сб. материалов Азиатского студ. форума, 27-30 июня 2012 г., Барнаул, Россия / АлтГУ, Науч.-образоват. комплекс "Институт взаимодействия со странами Азии"; [редкол.: А. А. Тишкин (отв. ред.) и др.]. - Барнаул: ИП Колмогоров И. А., 2012. - C. 32-34. - http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/372

5. Гражданское общество в России: вызовы современности : сборник научных трудов / Ульян. гос. техн. ун-т. Ульяновск : УлГТУ, 2016. – 535 с. - http://venec.ulstu.ru/lib/disk/2016/179.pdf

6. Все в твоих руках: Пособие для волонтеров программ по профилактике ВИЧ/СПИДа среди сверстников. - М.: Проект "Здоровая Россия 2020", 2005. - 93 с. - http://window.edu.ru/resource/247/46247

7. Подготовка волонтеров для работы по профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи: Методические рекомендации. - М.: Проект "Здоровая Россия 2020", 2005. - 31 с. - http://window.edu.ru/resource/244/46244

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Сайт Всемирной сети волонтеров http://www.iyv2001.org

Фонд помощи хосписам http://www.hospicefund.ru/

Фонд помощи больным детям http://www.kraskidetstva.ru/topmenu/chto-delaem/?gclid=CNHX8qP8ucQCFSQXwwodSiEAMg

Мосволнтер.Ру. - сайт волонтеров https://mosvolonter.ru/

Единая база добровольческих возможностей http://wciom.ru/index.php?id=269&uid=13769

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/

Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru/

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/

Образование за рубежом http://www.study.uz/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

elibrary.asu.ru

iprbookshop.ru

base.garant.ru

consultant.ru

venec.ulstu.ru

window.edu.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Кабинет педагогических и социальных технологий.

Комплект учебно-наглядных пособий; проектор SANYO PDG-DSU20 (переносной); проекционный экран DRAPPER Apex STAR (переносной).

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом лекций, так и учебными пособиями, приведенными на информационном образовательном портале МИВлГУ.

Определяя методическую концепцию организации и проведения семинарских занятий, следует исходить из того, что: - к семинарским занятиям выдвигаются общедидактические требования (научность, доступность, единство формы и содержания, обеспечение обратной связи, проблемность и др.); - при выборе методики проведения семинарских занятий следует учитывать особенности, обусловленные логикой преподавания конкретной дисциплины и психолого-педагогических особенностей студенческой группы; - необходимо обеспечивать высокий уровень мотивации учебной деятельности студентов (изучение темы следует начинать с выяснения ее значение для усвоения данной или иных дисциплин, в будущей профессиональной деятельности и т.д.) - необходимо придерживаться принципа профессиональной направленности обучения в высшей школе и осуществлять межпредметные связи с другими дисциплинами, практическим обучением, обеспечивая формирование единой системы знаний, умений и навыков студентов. - важной задачей является также формирование профессиональной культуры и мышления, умений самообразования; В зависимости от задач и содержания семинарских занятий их можно проводить как: - просеминары; - традиционные (тематические) семинары; - суммирующие семинары (повторение и систематизация знаний, межпредметные семинары); - спецсеминары. Студентам необходимо объяснить, какие виды материалов они могут использовать для работы на семинаре: - выписки, цитаты - дословные, точные записи конкретного текста с ссылкой на источник информации и его автора; - план выступления - совокупность четко сформулированных, последовательно изложенных мыслей, которые отражают основное содержание прочитанного; - тезисы - основные положения текста без дополнительных объяснений; - конспект - короткий последовательное изложение информации из первоисточника. План подготовки к семинару: 1. Сообщить тему и план проведения семинара. 2. Предложить для самостоятельного изучения основную и дополнительную литературу. 3. Предоставить устные или письменные (в виде методических рекомендаций) советы по подготовке к семинару. 4. Предоставить студентам индивидуальные задания и при необходимости провести консультацию по теме семинара. Вступительное слово преподавателя перед семинаром содержит следующие пояснения для студентов: - значение темы для будущей профессиональной деятельности студентов; - обоснование каким вопросам следует осуществить глубже; - объяснение порядка выступлений на семинаре (по вызову или желанию студентов); - требования к построению выступлений и проведения дискуссий, если она возникнет. В зависимости от вида семинарского занятия используются различные формы подготовки к ним студентов, в частности: а) все студенты готовят сообщение по всем вопросам семинара; б) каждый студент готовит реферат по отдельным вопросам семинара; в) студент готовит доклад творческого характера, содержащей элементы исследовательского характера. Преподаватель должен обратить внимание студентов на необходимость глубокого ознакомления с проблематикой семинара, недопустимости механического переписывания материала из одного - двух источников, использования чужих конспектов или плагиата, непроверенной и ненаучной Internet информации. Этапы семинара и содержание этапа: 1. Организационная часть. Цель - мобилизовать студентов к обучению; активизировать их внимание, создать рабочую атмосферу для проведения занятия. Этап содержит приветствие преподавателя со студентами, выявление отсутствующих, проверку подготовленности к занятию (возможно короткое фронтальный опрос, короткий тест и т.п.). 2. Мотивация и стимулирование учебной деятельности. Предусматривает формирование потребности изучения конкретного учебного материала, сообщение темы, цели и задач семинара. Мотивация способствует четкому осознанию цели семинара, состоит в достижении конечной цели занятия, запланированного результата совместной деятельности преподавателей и студентов. 3. Обсуждение проблем, вынесенных на семинарское занятие. Заключается в обсуждении и управлении процессом рассмотрения основных вопросов семинара согласно выбранному виду и методики его проведения. Преподаватель должен позаботиться о поэтапном обсуждения и понимания студентами и изученной учебной информации. 4. Диагностика правильности усвоения студентами знаний. Состоит в выяснении причин непонимания определенного элемента содержания учебной информации, неумение или ложности выполнения интеллектуального или практического действия. Осуществляется с помощью серии оперативных и кратковременных контрольных работ (письменных, практических), устных фронтальных опросов, тренинга (при необходимости с использованием компьютерной техники). 5. Подведение итогов семинара. Предполагает краткое сообщение о выполнении намеченной цели, задач занятия (анализ того, что было рассмотрено, качество деятельности группы и отдельных студентов, оценки их работы). 6. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Содержит объяснение содержания задачи, методики ее выполнения, краткую аннотацию рекомендованных источников информации, предложения по выполнению индивидуальных заданий.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно, но ее выполнение контролируется преподавателем. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий. Разработка материала для самостоятельной работы студентов позволяет творчески подойти к подготовке занятий, выявить возможности изучаемого материала, создавая тем самым условия для саморазвития личности студента. На практике чаще всего применяются две формы самостоятельной работы: традиционная , то есть выполняемая студентом самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для него часы, часто вне аудитории, а, например, в компьютерном классе, читальном зале, и аудиторная самостоятельная работа под контролем преподавателя, у которого при необходимости можно получить консультации. Самостоятельная работа студентов включает в себя (структура): - подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим) и выполнение соответствующих заданий; - самостоятельную работу над отдельными темами учебной дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом; - подготовку к практикам и выполнение заданий, предусмотренных практиками; - выполнение письменных контрольных работ, эссе, рефератов, проектов, мультимедийных презентаций; - анализ нормативно-правовой документации, составление инфографики, диаграмм; - подготовку ко всем видам контрольных испытаний, - подготовку к итоговой и промежуточной аттестации; - работу в студенческих научных обществах, кружках, семинарах и т.п.; - участие в научных и научно-практических конференциях, семинарах, и т.п.; Методы самостоятельной работы студентов: - наблюдение за единичными объектами; - сравнительно-аналитические наблюдения; - учебное конструирование (занятия); - решение учебных и профессиональных задач; - работа с различными источниками информации; - исследовательская деятельность. Материал для самостоятельной работы студентов сконструирован по следующим принципам действия студента: 1. Необходим предварительный разносторонний анализ изучаемого материала с ответом на вопросы: Что дано? Как дано? Зачем дано? Почему именно так, а не иначе? Что и как из материала необходимо использовать непосредственно, а что может быть использовано в преобразованном виде. 2. Определить способы логической и методической обработки материала. 3. Уточнить место темы в системе курса и общей системе обучения. 4. Выявить трудности, сопряжённые с подготовкой к лекциям и практикам. 5. Подготовиться для решения следующих задач: - формирование умений отделять понятное от непонятного, вычленять непонятное; - формирование умений выделять внутренние связи между элементами явления; - формирование умений вычленять главное. 6. При выполнении заданий, упражнений, исходить прежде всего из сравнительного анализа, придавая вопросам чёткое целевое направление. 7. Структура материала в целом должна чётко соблюдать принцип – от простого к сложному, от частного к общему. Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия: - готовность студентов к самостоятельному труду; - мотив к получению знаний; - наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала как печатного, так и электронного, методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы, доступа в сеть Интернет; - система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы; - консультационная помощь, в том числе взаимодействие в сети Интернет; Формы самостоятельной работы студентов: 1. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам. 2. Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы. 3. Работа со словарем, справочником. 4. Поиск необходимой информации через Интернет. 5. Конспектирование источников. 6. Реферирование источников. 7. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам. 8. Составление рецензий и отзывов на прочитанный материал. 9. Составление обзора публикаций по теме. 10. Составление и разработка словаря (глоссария). 11. Составление хронологической таблицы. 12. Составление библиографии (библиографической картотеки) 13. Ведение дневника (дневник практики, дневник наблюдений, дневник самоподготовки) 14. Прослушивание учебных аудиозаписей, просмотр видеоматериала. 15. Выполнение аудио - и видеозаписей по заданной теме. 16. Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, контрольной работе, зачету, экзамену). 17. Выполнение домашних контрольных работ. 18. Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, тренировочные упражнения, опыты, задачи, тесты). 19. Выполнение творческих заданий. 20. Проведение педагогического эксперимента и составление отчета по нему. 21. Подготовка устного сообщения для выступления на семинарском или лекционном занятии. 22. Написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата на семинарском занятии. 23. Подготовка доклада и написание тезисов доклада. 24. Выполнение комплексного задания (проекта) по теме. Подготовка к его защите на семинарском или практическом занятии. 25. Выполнение интегрированного (межпредметного) проекта. Подготовка к его защите. 26. Подготовка к участию в деловой игре, конкурсе, творческом соревновании. 27. Подготовка к выступлению на конференции 28. Конспектирование по вопросам 29. Составление тезисов к текст 30. Прочтение текста и подготовка ответов на поставленные преподавателем вопросы 31. Работа в парах, в группах по теме, заданной преподавателем 32. Проблемные самостоятельные работы 33. Метод самостоятельных наблюдений 34. Портфолио 35. Решение кейсов 36. Написание эссе

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет с оценкой. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Организация волонтерской деятельности»

по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа

 

Рабочая программа дисциплины «Организация волонтерской деятельности» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 144 час. (4 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет с оценкой .

Цель дисциплины: формирование у студентов необходимых профессиональных и личностных компетенций, связанных с организацией волонтерской деятельности; знание социальных и психолого-педагогических технологий и методик работы волонтеров с различными категориями клиентов.

Задачи дисциплины:

заложить основы глубокого целостного понимания социальных, психологических, управленческих и педагогических аспектов волонтерской деятельности; обеспечить освоение различных технологий в волонтерской деятельности в социальной сфере посредством расширения теоретических и практических знаний в области организации волонтерской деятельности, эффективного управления некоммерческими общественными организациями; подготовить к самостоятельному решению профессиональных задач в условиях различных учреждений, осуществляющих социальную поддержку клиентов (групп клиентов); сформировать систему технологических умений и навыков эффективного отбора волонтеров, формирования профессионально значимых умений и развития профессионально значимых личностных ресурсов; сформировать систему когнитивных, коммуникативных и личностных компетенций в области подготовки специалистов волонтерской деятельности и создания волонтерской организации.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Организация волонтерской деятельности» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

 

24.02.2016 г.