Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  СГПД 

 

 

 

«   24   »       02       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Основы гендерологии и феминологии     

 




Направление подготовки

39.03.02 Социальная работа

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

6

144 / 4  

16  

32  

 

3,6  

0,35  

51,95  

65,4  

Экз.(26,65)  

Итого

144 / 4  

16  

32  

 

3,6  

0,35  

51,95  

65,4  

26,65  

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: осуществить познание гендерных особенностей социальной работы в условиях реформирования российского общества и учета отсутствия равных возможностей для самореализации личности женщин. Предполагается раскрыть сущность теоретических, и идеологических концепций о предназначении женщины и мужчины в обществе и путях решения проблем гендерного неравенства. Студенты должны приобрести навыки анализа социальной политики через призму гендерных отношений, получить представление о состоянии отечественных и зарубежных гендерных исследований. Освоение курса должно способствовать формированию у молодежи гендерной чувствительности при анализе социальных проблем.

В рамках данного курса изучаются узловые проблемы гендерных отношений - занятости, образования, насилия, доступа к принятию решений, прав человека и возможностей для реализации своих прав. Также рассматриваются методические вопросы анализа гендерных проблем и поиска решений - гендерная статистика, гендерный анализ.

Данная дисциплина носит теоретико-прикладной характер и реализуется на междисциплинарной основе с привлечением различных отраслей, в том числе и знаний по проблемам социальной помощи населению и, прежде всего, женщинам и детям.

Задачи курса:

1. Провести гендерный анализ социальных проблем современного российского общества.

2. Выработать цельное научное мировоззрение у студентов, основанного на национальных, международных документах и нормативных актах РФ, предусматривающих повышение социального статуса женщин в обществе.

3. Способствовать приобретению навыков гендерного подхода при решении практических задач в социальной работе.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.09))

Изучение курса «Гендерология и феминология» базируется на следующих дисциплинах: «История», «Социология», «Социальная психология», «Социальная педагогика», «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Занятость населения и ее регулирование», «Социальная политика», «Семьеведение», «Конфликтология в социальной работе». На дисциплине «Гендерология и феминология» базируются дисциплины специализации.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 способность учитывать в профессиональной деятельности специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального, особенности этнокультурного развития своей страны и социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп, а также инфраструктуру обеспечения социального благополучия граждан.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

•предмет гендерологии и феминологии (ОПК-5).

• тенденции развития «женских исследований» (ОПК-5).

• семейные гендерные роли и их изменение в начале XXI века (ОПК-5).

• международные и национальные правовые документы о равных правах и равных возможностях мужчин и женщин (ОПК-5).

2) Уметь:

• анализировать положение женщин в сфере труда и занятости в условиях перехода к рыночным отношениям (ОПК-5).

•выявлять гендерные риски современности (ОПК-5).

• проводить исследования по повышению социального статуса женщин, выявлению факторов, препятствующих самореализации женщин в сфере труда, образования, политики и т.д. (ОПК-5).

3) Владеть:

• навыками гендерного подхода при решении практических задач в социальной работе(ОПК-5).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

История и методология гендерных исследований

6

2

4

2

презентации

2

Классические и современные направления развития гендерной теории

6

2

6

4

презентации

3

Теория половой социализации

6

4

4

презентации

4

Теория феминизма

6

2

4

4

тестирование

5

Эволюция гендерных исследований в обществе

6

2

4

4

тестирование

6

Гендерные отношения в семье

6

2

4

38

презентации

7

Насилие против женщин и гендерная специфика отклоняющегося поведения

6

2

2

2

презентации

8

Гендереная ассиметрия в профессиональной сфере

6

2

2

6

презентации

9

Женщина и мужчина: политика и законодательство

6

2

2

1,4

презентации

Всего за  семестр

144

16

32

65,4

3,6

0,35

Экз.(26,65)

Итого   

144

16

32

65,4

3,6

0,35

26,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 6

Раздел 1. История и методология гендерных исследований

Лекция 1.

История и методология гендерных исследований (2 часа).

Раздел 2. Классические и современные направления развития гендерной теории

Лекция 2.

Классические и современные направления развития гендерной теории (2 часа).

Раздел 3. Теория феминизма

Лекция 3.

Теория феминизма (2 часа).

Раздел 4. Эволюция гендерных исследований в обществе

Лекция 4.

Эволюция гендерных исследований в обществе (2 часа).

Раздел 5. Гендерные отношения в семье

Лекция 5.

Гендерные отношения в семье (2 часа).

Раздел 6. Насилие против женщин и гендерная специфика отклоняющегося поведения

Лекция 6.

Насилие против женщин и гендерная специфика отклоняющегося поведения (2 часа).

Раздел 7. Гендереная ассиметрия в профессиональной сфере

Лекция 7.

Гендереная ассиметрия в профессиональной сфере (2 часа).

Раздел 8. Женщина и мужчина: политика и законодательство

Лекция 8.

Женщина и мужчина: политика и законодательство (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 6

Раздел 1. История и методология гендерных исследований

Практическое занятие 1.

История и методология гендерных исследований (2 часа).

Практическое занятие 2.

Методы гендерологии и феминологии (2 часа).

Раздел 2. Классические и современные направления развития гендерной теории

Практическое занятие 3.

Классические и современные направления развития гендерной теории (2 часа).

Практическое занятие 4.

Гендер как стратификационная категория (2 часа).

Практическое занятие 5.

Понятие гендерной статистики (2 часа).

Раздел 3. Теория половой социализации

Практическое занятие 6.

Теория половой социализации (2 часа).

Практическое занятие 7.

Теория половой социализации. Теория социального научения (2 часа).

Раздел 4. Теория феминизма

Практическое занятие 8.

Теория феминизма (2 часа).

Практическое занятие 9.

Основные идеи и понятия феминизма 60-90-х гг. XX в (2 часа).

Раздел 5. Эволюция гендерных исследований в обществе

Практическое занятие 10.

Эволюция гендерных исследований в обществе (2 часа).

Практическое занятие 11.

Причины трансформации взгляда на женщину в конце XX - начале XXI в.: патриархатная, экономическая, демографическая, эгалитарная (2 часа).

Раздел 6. Гендерные отношения в семье

Практическое занятие 12.

Семья как институт гендерной социализации (2 часа).

Практическое занятие 13.

Гендерные отношения в семье. Выбор женщины между семьей и карьерой (2 часа).

Раздел 7. Насилие против женщин и гендерная специфика отклоняющегося поведения

Практическое занятие 14.

Насилие против женщин и тендерная специфика отклоняющегося поведения (2 часа).

Раздел 8. Гендереная ассиметрия в профессиональной сфере

Практическое занятие 15.

Гендереная ассиметрия в профессиональной сфере (2 часа).

Раздел 9. Женщина и мужчина: политика и законодательство

Практическое занятие 16.

Женщина и мужчина: политика и законодательство (2 часа).

 

Учебно-методические материалы по дисциплине «Основы гендерологии и феминологии» [Электронный ресурс] https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=129

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Историко-культурные основы гендерологии.

2. Гендерные подходы в образовании.

3. Гендерная статистика.

4. Теории половой социализации.

5. Психоаналитический феминизм.

6. Гендерное неравенство на российском рынке труда.

7. Теории гендерного конфликта.

8. Конфликты в семейной жизни.

9. Гендерное неравенство на российском рынке труда.

10. Феминизация бедности и занятости.

11. Гендерный фактор в предпринимательстве.

12. Гендерный подход к изучению проблем профессиональной занятости.

13. Гендерные методы анализа видов деятельности.

14. Социальный статус женщины в современном обществе.

15. Права человека: гендерный аспект.

16. Представительство женщин в высших структурах власти.

17. Гендерная теория власти и институт лидерства.

18. Проблема политического партнерства полов.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

При проведении лекций и практических занятий используются активные образовательные технологии:

– дискуссия как способ закрепления теоретического материала и формирования четко осознаваемой собственной точки зрения;

– работа в малых группах при анализе студентами альтернативных оценок и точек зрения;

– метод кейсов предполагает описание и анализ реальных социальных ситуаций, предложение возможных решений и обоснованный выбор лучшего из них.

– проблемное обучение как способ развития самостоятельности в решении возникающих в процессе обучения и профессиональной деятельности задач;

– обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности студентов за счет ассоциации их собственного опыта с предметом изучения.

составление таблиц, представление собственных презентаций по результатам самостоятельной работы студентов.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основы гендерологии и феминологии

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Зуйкова Е.М. Феминология и гендерная политика [Электронный ресурс]: учебник/ Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 307 c. - http://www.iprbookshop.ru/14629.html

2. Исаев Д. Д., Кузнецов Ф.А. Мифы и факты о транссексуалах / ЛГБТ рганизация "Выход". - СПб., 2012. - 48 с. - http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/383/62383/59474

3. Гаранина Е.Ю. Семьеведение. Москва: Флинта, 2013.- 384 с. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=337874

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Смирнова Е.Е. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ//Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова № 5 / том 19 / 2013 - http://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-osobennosti-sotsialnoy-raboty-s-molodezhyu

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://elibrary.ru|

Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru/

Образовательный видеопортал Univertv. ru http://univertv.ru/reg/done/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

window.edu.ru

ibooks.ru

cyberleninka.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Кабинет педагогических и социальных технологий

Комплект учебно-наглядных пособий, проектор NEC (переносной), проекционный экран.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется презентациями по основным темам дисциплины. Занятия проводятся в компьютерном классе, используя специальное программное обеспечение. Каждой подгруппе обучающихся преподаватель выдает вопросы для обсуждения, в конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Основы гендерологии и феминологии»

по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа

 

Рабочая программа дисциплины «Основы гендерологии и феминологии» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 144 час. (4 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: осуществить познание гендерных особенностей социальной работы в условиях реформирования российского общества и учета отсутствия равных возможностей для самореализации личности женщин. Предполагается раскрыть сущность теоретических, и идеологических концепций о предназначении женщины и мужчины в обществе и путях решения проблем гендерного неравенства. Студенты должны приобрести навыки анализа социальной политики через призму гендерных отношений, получить представление о состоянии отечественных и зарубежных гендерных исследований. Освоение курса должно способствовать формированию у молодежи гендерной чувствительности при анализе социальных проблем.

В рамках данного курса изучаются узловые проблемы гендерных отношений - занятости, образования, насилия, доступа к принятию решений, прав человека и возможностей для реализации своих прав. Также рассматриваются методические вопросы анализа гендерных проблем и поиска решений - гендерная статистика, гендерный анализ.

Данная дисциплина носит теоретико-прикладной характер и реализуется на междисциплинарной основе с привлечением различных отраслей, в том числе и знаний по проблемам социальной помощи населению и, прежде всего, женщинам и детям.

Задачи курса:

1. Провести гендерный анализ социальных проблем современного российского общества.

2. Выработать цельное научное мировоззрение у студентов, основанного на национальных, международных документах и нормативных актах РФ, предусматривающих повышение социального статуса женщин в обществе.

3. Способствовать приобретению навыков гендерного подхода при решении практических задач в социальной работе.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Основы гендерологии и феминологии» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

 

24.02.2016 г.