Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  СГПД 

 

 

 

«   24   »       02       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних     

 




Направление подготовки

39.03.02 Социальная работа

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

7

144 / 4  

16  

32  

 

3,6  

0,35  

51,95  

65,4  

Экз.(26,65)  

Итого

144 / 4  

16  

32  

 

3,6  

0,35  

51,95  

65,4  

26,65  

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: повышение качества подготовки студентов к социально-педагогической деятельности, непосредственно связанной с актуальными проблемами профилактики девиантного поведения.

Задачи курса:

- формирование у студентов теоретических представлений о теории девиантного поведения: его сущности, подходах к изучения, видах, факторах и причинах формирования, последствиях, особенностях проявления в детском возрасте;

- формирование целостного представления о факторах и закономерностях социального воспитания;

- раскрытие специфики социального воспитания, социально-педагогической деятельности и ее гуманистической направленности с детьми девиантного поведения, овладение основными методами и формами социально-педагогической деятельности с данной категорией детей.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.ДВ.06.01))

Дисциплина входит в вариативный блок дисциплин блока Б1. Основой курса являются междисциплинарные области знания «Педагогика», «Социальная психология», «Социальная педагогика». Знания, полученные при изучении курса могут быть использованы при изучении курсов «Социальная работа с различными группами населения», «Социальные процессы и социальные проблемы в регионе», а также при выполнении курсовых работ и выпускной квалификационной работы.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способность к осуществлению профилактики обстоятельств, обусловливающих потребность граждан в социальных услугах, мерах социальной помощи.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основные направления и методики работы с детьми с девиантным поведением (ПК-6).

2) Уметь:

организовывать межведомственном взаимодействии специалистов в профилактике девиантного поведения детей и подростков (ПК-6).

3) Владеть:

методиками выявления проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении детей и подростков (ПК-6).

навыками разработки программ профилактики девиантного поведения несовершеннолетних (ПК-6).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Девиантное поведение и дети с девиантным поведением как социально-педагогическая проблема

7

2

2

6

Устный ответ

2

Причины и условия формирования девиантного поведения детей

7

2

4

10

Устный ответ

3

Типология отклоняющегося поведения

7

4

18

20

Устный ответ

4

Основы социального воспитания детей, склонных к девиантному поведению

7

8

8

29,4

Устный ответ

Всего за  семестр

144

16

32

65,4

3,6

0,35

Экз.(26,65)

Итого   

144

16

32

65,4

3,6

0,35

26,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 7

Раздел 1. Девиантное поведение и дети с девиантным поведением как социально-педагогическая проблема

Лекция 1.

Девиантное поведение и дети с девиантным поведением как социально - педагогическая проблема (2 часа).

Раздел 2. Причины и условия формирования девиантного поведения детей

Лекция 2.

Социальные факторы отклоняющегося поведения (2 часа).

Раздел 3. Типология отклоняющегося поведения

Лекция 3.

Основные типы девиантного поведения и их характеристика (2 часа).

Лекция 4.

Аддиктивное поведение (2 часа).

Раздел 4. Основы социального воспитания детей, склонных к девиантному поведению

Лекция 5.

Сущность и особенности социального воспитания детей с девиантным поведением (2 часа).

Лекция 6.

Методы социального воспитания детей с девиантным поведением (2 часа).

Лекция 7.

Особенности профилактики, коррекции и реабилитации в зависимости от формы девиации в поведении (2 часа).

Лекция 8.

Специфика профилактики отдельных типов девиантного поведения несовершеннолетних (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 7

Раздел 1. Девиантное поведение и дети с девиантным поведением как социально-педагогическая проблема

Практическое занятие 1.

Девиантное поведение и дети с девиантным поведением как социально - педагогическая проблема (2 часа).

Раздел 2. Причины и условия формирования девиантного поведения детей

Практическое занятие 2.

Возрастные кризисы. Акцентуации характера и их влияние на формирование девиантного поведения (2 часа).

Практическое занятие 3.

Семья и семейное воспитание как фактор формирования девиантного поведения (2 часа).

Раздел 3. Типология отклоняющегося поведения

Практическое занятие 4.

Формы отклоняющегося поведения подростков: характеристика, внутренние причины, последствия (2 часа).

Практическое занятие 5.

Формы отклоняющегося поведения подростков: характеристика, внутренние причины, последствия (2 часа).

Практическое занятие 6.

Сущность, принципы, формы, методы и приемы социального воспитания детей с девиантным поведением (2 часа).

Практическое занятие 7.

Агрессивность как форма девиантного поведения. Формы и методы работы с агрессивными подростками (2 часа).

Практическое занятие 8.

Преступное поведение. Причины и факторы подростковой преступности (2 часа).

Практическое занятие 9.

Суицидальное поведение. Формы работы с детьми, склонными к суициду (2 часа).

Практическое занятие 10.

Аддиктивное поведение несовершеннолетних. Методы профилактики, коррекции аддиктивного поведения (2 часа).

Практическое занятие 11.

Проституция как форма девиантного поведения. Особенности, причины и последствия детской проституции (2 часа).

Практическое занятие 12.

Беспризорность. Понятие и основные виды; состояние и тенденции; внутренние причины возрастные особенности (2 часа).

Раздел 4. Основы социального воспитания детей, склонных к девиантному поведению

Практическое занятие 13.

Психолого-педагогическая и медицинская помощь девиантным детям (2 часа).

Практическое занятие 14.

Социальное творчество подростков как позитивно отклоняющееся поведение (2 часа).

Практическое занятие 15.

Особенности профилактики, коррекции и реабилитации подростков с риском девиантного поведения в различных институтах социального воспитания (2 часа).

Практическое занятие 16.

Специфика профилактики отдельных типов девиантного поведения несовершеннолетних (2 часа).

 

Методические указания к семинарским занятиям приведены в

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=3160

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Девиантное поведение и дети с девиантным поведением как социально-педагогическая проблема.

2. Причины и условия формирования девиантного поведения детей.

3. Типология отклоняющегося поведения.

4. Основы социального воспитания детей, склонных к девиантному поведению.

5. Социально-педагогические проблемы профилактики, коррекции и реабилитация в процессе социального воспитания детей с девиантным поведением (по формам девиаций.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, лекции с элементами беседы, практические занятия, самостоятельная работа студентов, подготовка презентаций и докладов. При проведении практических занятий активно используется работа в микрогруппах с последующим общим обсуждением, работа со специальной литературой, практическая апробация рассматриваемых приемов и рекомендаций. При изучении теоретического материала обязательно осуществляется его «привязка» к повседневной практике и будущей профессиональной деятельности студентов (реализуется через составление рекомендаций, памяток, приведение примеров самими студентами с последующим общим обсуждением и внесением корректив). Для отработки умений установления контактов и работы с детьми используется посещение уроков, проведение бесед, диагностических игр, интервью с детьми различного возраста и их родителями, воспитателями, учителями.

Семинарские занятия строятся на базе выделенных по каждой теме основных понятий. В предлагаемой программе по каждой теме дается набор соответствующих вопросов, при обсуждении которых используются знания, полученные на лекциях, при проработке рекомендованной литературы, а также материал уже изученных других курсов, собственный практический и жизненный опыт обучаемых.

Семинарские занятия ведутся как фронтальными, так и групповыми методами. Используются такие активные методы обучения как разработка и защита проектов, подготовка презентаций, мини-исследования, дискуссии, круглый стол, разбор конкретных ситуаций, работа в группах и др.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Девиантное поведение детей и подростков в современных социокультурных условиях [Электронный ресурс]: учебное пособие/ В.В. Семикин [и др.]. — СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2013.— 183 c. - http://www.iprbookshop.ru/21445

2. Нефедова А.В. Психология девиантного поведения : курс лекций. ‒ Владимир : Изд-во ВлГУ, 2015. ‒ 76 с. - http://e.lib.vlsu.ru/bitstream/123456789/4256/1/01430.pdf

3. Трудные дети - трудные взрослые : учебник / И.Н. Пятницкая, А.И. Шаталов. — Москва : КноРус, 2015. — 120 с. - https://www.book.ru/book/915936

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Телина И.А. Социальный педагог в школе [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов / И.А. Телина. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2013. – 265 с. - http://www.iprbookshop.ru/29888

2. Предупреждение вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий: Монография : монография / О.В. Поликашина. — Москва : Прометей, 2013. — 140 с. - https://www.book.ru/book/914901

3. Буркина Л.С. Девиантное поведение молодежи: социально-психологическая диагностика и способы профилактики. Учебно-методическое пособие к лекционным и семинарским занятиям; Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. - Новочеркасск: ЮРГТУ. 2010. - 70 с. - http://window.edu.ru/resource/032/77032

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Образовательный портал "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" http://window.edu.ru/

Электронная библиотека ВлГУ http://e.lib.vlsu.ru/

Справочно-правовая система http://www.zakonrf.info/

Справочно-правовая система Консультант + http://www.consultantplus.ru/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

e.lib.vlsu.ru

book.ru

window.edu.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Кабинет педагогических и социальных технологий

Комплект наглядных пособий

экран DRAPPER Apex STAR (переносной),

видеопроектор SANYO PDG-DSU20 (переносной)

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Лекционные занятия служат для изложения теоретического материала и создают основы для эффективной работы с информацией, которая необходима студенту для освоения дисциплины и последующей профессиональной деятельности. Эффективность усвоения лекционного материала зависит от правильной подготовки и организации работы на лекции. При подготовке к лекции студенту следует узнать ее тему и предварительно ознакомиться с соответствующим разделом учебника. Работа во время лекции заключается в восприятии информации, сообщаемой преподавателем и ее сжатом фиксировании в виде конспекта. Восприятие информации должно носить активный характер – студенту следует обдумывать сказанное лектором и выделять наиболее существенные факты, понятия, концепции. При необходимости можно задать вопрос лектору, чтобы уточнить свое понимание материала.

Цель практических занятий – углубить и расширить знания, полученные на лекции, сформировать умения и навыки, необходимые для применения полученных знаний. Помимо этого они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов. Планы семинарских занятий, их тематика и рекомендуемая литература, как правило, отражены преподавателем в методических указаниях. Основной формой работы на семинаре является устное выступление по вопросам, предложенным преподавателем. Приступая к подготовке выступления, студент, прежде всего, должен составить план на основе методических рекомендаций. Затем необходимо изучить соответствующие конспекты лекций, разделы учебников и методических пособий, ознакомиться с дополнительной литературой (справочниками, энциклопедиями, словарями). Основные положения выступления рекомендуется изложить в форме тезисов. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано, нельзя ограничиваться простым воспроизведением готовых текстов из Интернета и других источников. На семинаре каждый студент должен быть готов к ответу по всем вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении.

Следует помнить, что лекции не могут дать исчерпывающего изложения учебного материала. Поэтому важное значение имеет самостоятельная работа студента, которая не только позволяет лучше подготовиться к экзамену, но и формирует навыки самостоятельной организации деятельности студента и способность к самостоятельному приобретению необходимых знаний. Самостоятельная работа включает в себя самостоятельное изучение студентом вопросов, выделенных преподавателем, на основе рекомендованного списка учебной и научной литературы. Результаты самостоятельной работы представляются студентом в форме устных выступлений на семинаре, письменных сообщений (эссе) и отчетов. Эссе — это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Рекомендуемый объем эссе – 2-4 листа формата А4. Эссе должно выражать авторскую позицию, опирающуюся на аргументы, почерпнутые из научной литературы.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних»

по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа

 

Рабочая программа дисциплины «Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 144 час. (4 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: повышение качества подготовки студентов к социально-педагогической деятельности, непосредственно связанной с актуальными проблемами профилактики девиантного поведения.

Задачи курса:

- формирование у студентов теоретических представлений о теории девиантного поведения: его сущности, подходах к изучения, видах, факторах и причинах формирования, последствиях, особенностях проявления в детском возрасте;

- формирование целостного представления о факторах и закономерностях социального воспитания;

- раскрытие специфики социального воспитания, социально-педагогической деятельности и ее гуманистической направленности с детьми девиантного поведения, овладение основными методами и формами социально-педагогической деятельности с данной категорией детей.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

 

24.02.2016 г.