Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  СГПД 

 

 

 

«   24   »       02       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Семьеведение     

 




Направление подготовки

39.03.02 Социальная работа

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

3

72 / 2  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

38,15  

Зач.  

Итого

72 / 2  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

38,15  

 

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: подготовка будущих социальных работников к оказанию разносторонней социальной помощи семье и ее членам.

Основными задачами изучения дисциплины являются: формирование у студентов научных представлений о семье и браке, их социальных и психологических основах; изучение социальных факторов, оказывающих влияние на жизнедеятельность семьи и ее отдельных членов; исследование семей различных типов, анализ их структуры, особенностей жизнедеятельности и основных проблем; проведение анализа понятия семейной политики, а также изучение цели и задач, проблем и перспектив семейной политики в России; изучение деятельности социальных служб региона по решению проблем семей различного типа.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.ДВ.01.01))

Изучение «Семьеведения» базируется на комплексе социально-гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин: «Философия», «Культурология», «Антропология», «Психология», «Педагогика», «Социология». На изучении курса «Семьеведение» базируется изучение дисциплин «Гендерология и феминология», «Проблемы работы с молодежью», «Конфликтология в социальной работе», «Социальная педагогика» и других дисциплин.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 способность учитывать в профессиональной деятельности специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального, особенности этнокультурного развития своей страны и социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп, а также инфраструктуру обеспечения социального благополучия граждан.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основные виды и формы семей, проблемы присущие каждой группе семей и пути их решения; основы семейной политики России и региона (ОПК-5).

2) Уметь:

организовать социальную работы с семьями различных типов, оказать психологическую, педагогическую, социальную помощь семьям (ОПК-5).

3) Владеть:

быть способным учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни, быть готовым к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества, быть способным исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп, а также инфраструктуру обеспечения социального благополучия граждан (ОПК-5).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Основные направления и технологии социальной работы с различными видами и типами семей

3

16

16

38,15

ответы на контрольные вопросы

Всего за  семестр

72

16

16

38,15

1,6

0,25

Зач.

Итого   

72

16

16

38,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 3

Раздел 1. Основные направления и технологии социальной работы с различными видами и типами семей

Лекция 1.

Предмет и функции семьеведения. Понятие семьеведения (2 часа).

Лекция 2.

Семья и брак. Семья и быт. Основные типы семьи (2 часа).

Лекция 3.

Социально-экономические, духовно-культурные, духовные и т. п. основания современной семьи (2 часа).

Лекция 4.

Нормативно-правовая база функционирования семьи, социальной защиты семьи, материнства и детства (2 часа).

Лекция 5.

Основные направления и технологии социальной работы с семьей (2 часа).

Лекция 6.

Методы, приёмы и технологии работы социального работника с семьёй (2 часа).

Лекция 7.

Сравнительный анализ развития семьи в России и за рубежом (2 часа).

Лекция 8.

Социально-психологические особенности семейных отношений (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 3

Раздел 1. Основные направления и технологии социальной работы с различными видами и типами семей

Практическое занятие 1.

Семьеведение как наука. Основные функции семьи (2 часа).

Практическое занятие 2.

Исторические формы брака и семьи. Типология семьи (2 часа).

Практическое занятие 3.

Национальные особенности семейных отношений. Обряды семейного цикла (2 часа).

Практическое занятие 4.

Социально-экономические, психологические и педагогические проблемы современной семьи (2 часа).

Практическое занятие 5.

Семья как объект социальной работы. Особенности социальной работы с различными типами семей (2 часа).

Практическое занятие 6.

Семейная политика и социальная защита детства и материнства (2 часа).

Практическое занятие 7.

Проблемная семья: типы, особенности, пути социальной работы (2 часа).

Практическое занятие 8.

Семейные ценности: этнические и культурно-нравственные аспекты (2 часа).

 

Методические указания для проведения практических занятий.

Эффективной формой организации обучения в высшей школе являются семинарские занятия, с которыми органично сочетаются лекции.

Семинар вид практических занятий, который предусматривает самостоятельную проработку студентами отдельных тем и проблем в соответствии содержания учебной дисциплины и обсуждение результатов у этого изучения, представленных в виде тезисов, сообщений, докладов, рефератов и т.д.

Проведение семинарских занятий позволяет решать следующие дидактические цели:

- оптимально сочетать лекционные занятия с систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью студентов, их теоретическую подготовку с практической;

- развивать умения, навыки умственной работы, творческого мышления, умения использовать теоретические знания для решения практических задач;

- формировать у студентов интерес к научно-исследовательской работы и привлечения к научным исследованиям, которые проводит кафедра;

- обеспечивать системное повторение, углубление и закрепление знаний студентов по определенной теме;

- формировать умения и навыки осуществления различных видов будущей профессиональной деятельности;

- осуществлять диагностику и контроль знаний студентов по отдельным разделам и темам программы, формировать умения и навыки выполнения различных видов будущей профессиональной деятельности.

Семинарские занятия выполняют следующие основные функции:

- учебную (углубление, конкретизацию, систематизацию знаний, усвоенных во время лекционных занятий и в процессе самостоятельной подготовки к семинару);

- развивающую (развитие логического мышления студентов, приобретение ими умений работать с различными литературными источниками, формирование умений и навыков анализа фактов, явлений, проблем и т.д.);

- воспитательную (воспитание ответственности, работоспособности, воспитание культуры общения и мышления, привитие интереса к изучению конкретной дисциплины и к профессии, формирование потребности рационализации н учебно-познавательной деятельности и организации досуга)

- диагностически-коррекционную и контролирующую (контроль за качеством усвоения студентами учебного материала, выявление пробелов в его усвоении и их преодоления).

Определяя методическую концепцию организации и проведения семинарских занятий, следует исходить из того, что:

- к семинарским занятиям выдвигаются общедидактические требования (научность, доступность, единство формы и содержания, обеспечение обратной связи, проблемность и др.);

- при выборе методики проведения семинарских занятий следует учитывать особенности, обусловленные логикой преподавания конкретной дисциплины и психолого-педагогических особенностей студенческой группы;

- необходимо обеспечивать высокий уровень мотивации учебной деятельности студентов (изучение темы следует начинать с выяснения ее значение для усвоения данной или иных дисциплин, в будущей профессиональной деятельности и т.д.)

- необходимо придерживаться принципа профессиональной направленности обучения в высшей школе и осуществлять межпредметные связи с другими дисциплинами, практическим обучением, обеспечивая формирование единой системы знаний, умений и навыков студентов.

- важной задачей является также формирование профессиональной культуры и мышления, умений самообразования.

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Неполная семья: специфические особенности, характеристика проблем и содержание социальной работы.

2. Молодая семья: специфические особенности, характеристика проблем и содержание социальной работы.

3. Многодетная семья: специфические особенности, характеристика проблем и содержание социальной работы.

4. Семья с ребенком-инвалидом: специфические особенности, характеристика проблем и содержание социальной работы.

5. Семья безработных: специфические особенности, характеристика проблем и содержание социальной работы.

6. Семья и система образования: проблемы и взаимодействие.

7. Семья в социокультурном пространстве: история и современность.

8. Основные проблемы семейного права в российском законодательстве.

9. Место семьи в городском и сельском социальном пространстве.

10. Социальный работник и его роль в оказании помощи семье и реализации ее функции.

11. Территориальные центры социальной помощи семье – основной структурный элемент в системе социальной защиты населения.

12. Социально- экономическая поддержка российской семьи.

13. Духовность и культурные традиции российской семьи.

14. Основные тенденции развития института семьи за рубежом .

15. Современные технологии социальной работы с семьей.

16. Технологии социальной работы, направленные на профилактику внутрисемейной жестокости.

17. Конфликты в семье и формы их разрешения.

18. Основные факторы формирования культуры брачно-семейных отношений.

19. Кризис современной семьи и пути выхода из него.

20. Семейная мораль и основные категории семейной этики.

21. Специфика психологических, экономических, сексуальных проблем семьи на различных этапах ее онтогенеза.

22. Репродуктивная функция семьи и ее реализация в современных условиях.

23. Принципы социальной, этнической, религиозной и психологической совместимости в семье.

24. Социальные роли в браке.

25. Основные аспекты взаимоотношений семьи и государства.

26. Нормативно-правовая база социальной помощи и поддержки семьи.

27. Демографические тенденции развития российской семьи.

28. Кризис современной семьи.

29. Социально-экономические проблемы современной семьи и стратегия ее выживания.

30. Занятость и безработица и их влияние на положение семьи в условиях кризиса российского общества.

31. Деятельность общественных организаций, фондов, ассоциаций по поддержке семьи.

32. Влияние национальных традиций на развитие современной семьи.

33. Семейное консультирование по вопросам детско-родительских отношений содержание и технологии реализации.

34. Социально-правовая защита современной семьи.

35. Социальное обслуживание семей с детьми.

36. Социально-экономические технологии в работе с малообеспеченными семьями.

37. Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с семьей.

38. Факторы стабильности в браке.

39. Проблемы семьи и государственная семейная политика.

40. Мужчина и женщина в семье: психологические и поведенческие различия и сходства.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используется активный метод обучения, включающий в себя неимитационные технологии: проблемные лекции и семинары, тематические дискуссии (дебаты), презентации. Основной педагогической технологией преподавания (за исключением СРС), является контактная, которая предусматривает активное взаимодействие между преподавателем и обучающимися.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Семьеведение

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Гаранина Е.Ю. Семьеведение [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е.Ю. Гаранина, Н.А. Коноплева, С.Ф. Карабанова. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2013. — 384 с. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=337874

2. Социальные и психологические проблемы современной семьи :материалы VII Междунар. науч. конф., 8 ‒ 9 нояб. 2016 г., г. Владимир / Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2016. – 380 с. - http://e.lib.vlsu.ru:80/handle/123456789/5468

3. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Карцева Л.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2013.— 224 c. - http://www.iprbookshop.ru/10956

4. Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Савинов Л.И., Камышова Е.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 260 c. - http://www.iprbookshop.ru/24814

5. Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации [Электронный ресурс]/ — Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 752 c. - http://www.iprbookshop.ru/35337

6. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Родители Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под ред. Е. А. Савиной, Е. О. Смирновой. — М.: «Когито Центр», 2003. — 230 с. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=29433

2. «Работник социальной службы» электронный журнал - http://soc-education.ru/institute/libraries/Zur%20-%20RabSocSlug/

3. Электронный научный журнал «Современные исследования социальных проблем» - http://ej.soc-journal.ru/

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

"Семья.Ру" - информационный портал о семье, детях и решении воспитательных и образовательных проблем http://www.7ya.ru/

"Семья ТВ" - портал о детско-родительских отношениях http://semya.tv/

"Консультант Плюс" http://www.consultant.ru/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

ibooks.ru

e.lib.vlsu.ru:80

iprbookshop.ru

consultant.ru

soc-education.ru

ej.soc-journal.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Кабинет педагогических и социальных технологий

Комплект учебно-наглядных пособий; проектор SANYO PDG-DSU20 (переносной); проекционный экран DRAPPER Apex STAR (переносной).

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом лекций, так и учебными пособиями, приведенными на информационном образовательном портале МИВлГУ.

В зависимости от задач и содержания семинарских занятий их можно проводить как: - просеминары; - традиционные (тематические) семинары; - суммирующие семинары (повторение и систематизация знаний, межпредметные семинары); - спецсеминары. Студентам необходимо объяснить, какие виды материалов они могут использовать для работы на семинаре: - выписки, цитаты - дословные, точные записи конкретного текста с ссылкой на источник информации и его автора; - план выступления - совокупность четко сформулированных, последовательно изложенных мыслей, которые отражают основное содержание прочитанного; - тезисы - основные положения текста без дополнительных объяснений; - конспект - короткий последовательное изложение информации из первоисточника. План подготовки к семинару: 1. Сообщить тему и план проведения семинара. 2. Предложить для самостоятельного изучения основную и дополнительную литературу. 3. Предоставить устные или письменные (в виде методических рекомендаций) советы по подготовке к семинару. 4. Предоставить студентам индивидуальные задания и при необходимости провести консультацию по теме семинара. Вступительное слово преподавателя перед семинаром содержит следующие пояснения для студентов: - значение темы для будущей профессиональной деятельности студентов; - обоснование каким вопросам следует осуществить глубже; - объяснение порядка выступлений на семинаре (по вызову или желанию студентов); - требования к построению выступлений и проведения дискуссий, если она возникнет. В зависимости от вида семинарского занятия используются различные формы подготовки к ним студентов, в частности: а) все студенты готовят сообщение по всем вопросам семинара; б) каждый студент готовит реферат по отдельным вопросам семинара; в) студент готовит доклад творческого характера, содержащей элементы исследовательского характера. Преподаватель должен обратить внимание студентов на необходимость глубокого ознакомления с проблематикой семинара, недопустимости механического переписывания материала из одного - двух источников, использования чужих конспектов или плагиата, непроверенной и ненаучной Internet информации. Этапы семинара и содержание этапа: 1. Организационная часть. Цель - мобилизовать студентов к обучению; активизировать их внимание, создать рабочую атмосферу для проведения занятия. Этап содержит приветствие преподавателя со студентами, выявление отсутствующих, проверку подготовленности к занятию (возможно короткое фронтальный опрос, короткий тест и т.п.). 2. Мотивация и стимулирование учебной деятельности. Предусматривает формирование потребности изучения конкретного учебного материала, сообщение темы, цели и задач семинара. Мотивация способствует четкому осознанию цели семинара, состоит в достижении конечной цели занятия, запланированного результата совместной деятельности преподавателей и студентов. 3. Обсуждение проблем, вынесенных на семинарское занятие. Заключается в обсуждении и управлении процессом рассмотрения основных вопросов семинара согласно выбранному виду и методики его проведения. Преподаватель должен позаботиться о поэтапном обсуждения и понимания студентами и изученной учебной информации. 4. Диагностика правильности усвоения студентами знаний. Состоит в выяснении причин непонимания определенного элемента содержания учебной информации, неумение или ложности выполнения интеллектуального или практического действия. Осуществляется с помощью серии оперативных и кратковременных контрольных работ (письменных, практических), устных фронтальных опросов, тренинга (при необходимости с использованием компьютерной техники). 5. Подведение итогов семинара. Предполагает краткое сообщение о выполнении намеченной цели, задач занятия (анализ того, что было рассмотрено, качество деятельности группы и отдельных студентов, оценки их работы). 6. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Содержит объяснение содержания задачи, методики ее выполнения, краткую аннотацию рекомендованных источников информации, предложения по выполнению индивидуальных заданий.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно, но ее выполнение контролируется преподавателем. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий. Разработка материала для самостоятельной работы студентов позволяет творчески подойти к подготовке занятий, выявить возможности изучаемого материала, создавая тем самым условия для саморазвития личности студента. На практике чаще всего применяются две формы самостоятельной работы: традиционная , то есть выполняемая студентом самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для него часы, часто вне аудитории, а, например, в компьютерном классе, читальном зале, и аудиторная самостоятельная работа под контролем преподавателя, у которого при необходимости можно получить консультации. Самостоятельная работа студентов включает в себя (структура): - подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим) и выполнение соответствующих заданий; - самостоятельную работу над отдельными темами учебной дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом; - подготовку к практикам и выполнение заданий, предусмотренных практиками; - выполнение письменных контрольных работ, эссе, рефератов, проектов, мультимедийных презентаций; - анализ нормативно-правовой документации, составление инфографики, диаграмм; - подготовку ко всем видам контрольных испытаний, - подготовку к итоговой и промежуточной аттестации; - работу в студенческих научных обществах, кружках, семинарах и т.п.; - участие в научных и научно-практических конференциях, семинарах, и т.п.; Методы самостоятельной работы студентов: - наблюдение за единичными объектами; - сравнительно-аналитические наблюдения; - учебное конструирование (занятия); - решение учебных и профессиональных задач; - работа с различными источниками информации; - исследовательская деятельность. Материал для самостоятельной работы студентов сконструирован по следующим принципам действия студента: 1. Необходим предварительный разносторонний анализ изучаемого материала с ответом на вопросы: Что дано? Как дано? Зачем дано? Почему именно так, а не иначе? Что и как из материала необходимо использовать непосредственно, а что может быть использовано в преобразованном виде. 2. Определить способы логической и методической обработки материала. 3. Уточнить место темы в системе курса и общей системе обучения. 4. Выявить трудности, сопряжённые с подготовкой к лекциям и практикам. 5. Подготовиться для решения следующих задач: - формирование умений отделять понятное от непонятного, вычленять непонятное; - формирование умений выделять внутренние связи между элементами явления; - формирование умений вычленять главное. 6. При выполнении заданий, упражнений, исходить прежде всего из сравнительного анализа, придавая вопросам чёткое целевое направление. 7. Структура материала в целом должна чётко соблюдать принцип – от простого к сложному, от частного к общему. Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия: - готовность студентов к самостоятельному труду; - мотив к получению знаний; - наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала как печатного, так и электронного, методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы, доступа в сеть Интернет; - система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы; - консультационная помощь, в том числе взаимодействие в сети Интернет; Формы самостоятельной работы студентов: 1. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам. 2. Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы. 3. Работа со словарем, справочником. 4. Поиск необходимой информации через Интернет. 5. Конспектирование источников. 6. Реферирование источников. 7. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам. 8. Составление рецензий и отзывов на прочитанный материал. 9. Составление обзора публикаций по теме. 10. Составление и разработка словаря (глоссария). 11. Составление хронологической таблицы. 12. Составление библиографии (библиографической картотеки) 13. Ведение дневника (дневник практики, дневник наблюдений, дневник самоподготовки) 14. Прослушивание учебных аудиозаписей, просмотр видеоматериала. 15. Выполнение аудио - и видеозаписей по заданной теме. 16. Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, контрольной работе, зачету, экзамену). 17. Выполнение домашних контрольных работ. 18. Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, тренировочные упражнения, опыты, задачи, тесты). 19. Выполнение творческих заданий. 20. Проведение педагогического эксперимента и составление отчета по нему. 21. Подготовка устного сообщения для выступления на семинарском или лекционном занятии. 22. Написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата на семинарском занятии. 23. Подготовка доклада и написание тезисов доклада. 24. Выполнение комплексного задания (проекта) по теме. Подготовка к его защите на семинарском или практическом занятии. 25. Выполнение интегрированного (межпредметного) проекта. Подготовка к его защите. 26. Подготовка к участию в деловой игре, конкурсе, творческом соревновании. 27. Подготовка к выступлению на конференции 28. Конспектирование по вопросам 29. Составление тезисов к текст 30. Прочтение текста и подготовка ответов на поставленные преподавателем вопросы 31. Работа в парах, в группах по теме, заданной преподавателем 32. Проблемные самостоятельные работы 33. Метод самостоятельных наблюдений 34. Портфолио 35. Решение кейсов 36. Написание эссе

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Семьеведение»

по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа

 

Рабочая программа дисциплины «Семьеведение» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 72 час. (2 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: подготовка будущих социальных работников к оказанию разносторонней социальной помощи семье и ее членам.

Основными задачами изучения дисциплины являются: формирование у студентов научных представлений о семье и браке, их социальных и психологических основах; изучение социальных факторов, оказывающих влияние на жизнедеятельность семьи и ее отдельных членов; исследование семей различных типов, анализ их структуры, особенностей жизнедеятельности и основных проблем; проведение анализа понятия семейной политики, а также изучение цели и задач, проблем и перспектив семейной политики в России; изучение деятельности социальных служб региона по решению проблем семей различного типа.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Семьеведение» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

 

24.02.2016 г.