Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  СГПД 

 

 

 

«   24   »       02       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Управление социально-проектной деятельностью     

 




Направление подготовки

39.03.02 Социальная работа

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

6

108 / 3  

16  

32  

 

1,6  

0,25  

49,85  

58,15  

Зач. с оц.  

Итого

108 / 3  

16  

32  

 

1,6  

0,25  

49,85  

58,15  

 

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Целью изучения дисциплины является формирование целостного представления об основных

механизмах управления проектной деятельностью в социальной сфере.

Задачами изучения дисциплины «Управление социально-проектной деятельностью» являются:

1. Формирование системных представлений о роли и месте инновационных процессов в

профессиональной деятельности специалиста по социальной работнике.

2. Развитие умений анализировать и оценивать основные социально-значимые проблемы

социальной сферы в целом и системы социальной защиты в частности.

3. Развитие управленческих компетенций, способности участвовать в развитии проектно-

аналитической и экспертно-консультационной деятельности, умения разработки и внедрению

проектов и программ

4. Формирование готовности осуществлять свою деятельность в различных сферах

общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм и

ценностей.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.ДВ.09.01))

Дисциплина «Управление социально-проектной деятельностью» имеет логическую и содержательно-методическую взаимосвязь со следующими дисциплинами: «Основы социального государства и гражданского общества», «Экономические основы социальной работы», «Организация научно-исследовательской деятельности». Изучение дисциплины необходимо для прохождения производственной и научно-исследовательской практики.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 способность к организационно-управленческой работе в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан.

ПК-10 способность к осуществлению мероприятий по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений и частных лиц к реализации мер по социальной защите граждан.

ПК-14 способность к осуществлению прогнозирования, проектирования и моделирования социальных процессов и явлений в области социальной работы, экспертной оценке социальных проектов.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

Законы, механизмы и технологии организационного управления социальных систем, инновационных процессов, социальных проектов (ПК-8).

Принципы привлечения ресурсов организаций, общественных объединений и частных лиц для проектной деятельности по актуальным проблемам социальной работы (ПК-10).

Методики прогнозирования, проектирования и моделирования социальных процессов (ПК-14).

Методики социальных исследований и социальных технологий для проектирования социальных практик (ПК-14).

2) Уметь:

Управлять процессом реализации социальных программ и проектов в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан (ПК-8). (П.

Анализировать проблемные ситуации и разрабатывать для них управленческие решения (ПК-14).

Внедрять социальные проекты (ПК-14).

Рассчитывать финансовую эффективность и последствия реализуемых социальных проектов (ПК-10).

3) Владеть:

Владеть навыками организационно-управленческой работы в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан (ПК-8).

Быть способным проводить мероприятия по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений и частных лиц к реализации мер по социальной защите граждан (ПК-10).

Владеть методами прогнозирования, проектирования и моделирования социальных процессов и явлений в области социальной работы, экспертной оценке социальных проектов (ПК-14).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Теоретико-методологические основы проектной деятельности в социальной сфере

6

6

12

36

устный опрос, тестирование

2

Технологии управления проектной деятельностью в социальной сфере

6

10

20

22,15

устный опрос, тестирование

Всего за  семестр

108

16

32

58,15

1,6

0,25

Зач. с оц.

Итого   

108

16

32

58,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 6

Раздел 1. Теоретико-методологические основы проектной деятельности в социальной сфере

Лекция 1.

Проблема управление проектами в социально-экономической сфере (2 часа).

Лекция 2.

Структуризация как инструмент управления проектами (2 часа).

Лекция 3.

Жизненный цикл проекта, характеристика его основных этапов (2 часа).

Раздел 2. Технологии управления проектной деятельностью в социальной сфере

Лекция 4.

Предпроектный анализ. Формулировка концепции проекта (2 часа).

Лекция 5.

Мобилизация ресурсов. Управление командой проекта (2 часа).

Лекция 6.

Организационное моделирование проекта (2 часа).

Лекция 7.

Проектное финансирование (2 часа).

Лекция 8.

Риски проекта (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 6

Раздел 1. Теоретико-методологические основы проектной деятельности в социальной сфере

Практическое занятие 1.

Техники формулировки проектной идеи (2 часа).

Практическое занятие 2.

SMART— тест для формулировки цели проекта (2 часа).

Практическое занятие 3.

SWOT— анализ проекта (2 часа).

Практическое занятие 4.

Разработка укрупненного плана по вехам (2 часа).

Практическое занятие 5.

Разработка паспорта проектной идеи (2 часа).

Практическое занятие 6.

Этап инициации проекта (2 часа).

Раздел 2. Технологии управления проектной деятельностью в социальной сфере

Практическое занятие 7.

Разработка ИСР проекта (2 часа).

Практическое занятие 8.

Разработка матрицы ответственности проекта (2 часа).

Практическое занятие 9.

Методы разработки календарного плана— графика проекта (2 часа).

Практическое занятие 10.

Способы разработки плана проекта (2 часа).

Практическое занятие 11.

Основы фандрайзинга (2 часа).

Практическое занятие 12.

Планирование бюджета проекта (2 часа).

Практическое занятие 13.

Разработка и составление бизнес–плана проекта (2 часа).

Практическое занятие 14.

Алгоритм поиска средств на реализацию проекта (2 часа).

Практическое занятие 15.

Типы инвесторов (доноров) и их особенности (2 часа).

Практическое занятие 16.

Алгоритм поиска ресурсов в зависимости от типа проекта (2 часа).

 

Методические указания для практических занятий приведены в Информационно-образовательном портале МИВлгУ.

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Развитие проектного управления в истории и практике социальной работы.

2. Нормативно-правовое обеспечение осуществления проектной деятельности в социальной сфере.

3. Методологические подходы к управлению проектами.

4. Формирование концепции проекта.

5. Проблемы обеспечения качества проекта.

6. Цели, назначение и виды планов в управлении проектами.

7. Функции и подсистемы управления проектами.

8. Методы управления проектами.

9. Организационные структуры управления проектами.

10. Контроль и регулирование в управлении проектами.

11. Технологии управления проектной деятельностью.

12. Социально-психологические «портрет» эффективного руководителя проекта.

13. Социально-психологические аспекты эффективного управления проектом.

14. Формирование и развитие проектной группы.

15. Командообразование в проектной деятельности.

16. Управление коммуникациями проекта.

17. Правовые аспекты управления проектами.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины применяется контактная технология преподавания (за исключением самостоятельно изучаемых студентами вопросов). При проведении практических работ применяется имитационный или симуляционный подход. Шаги решения задач студентам демонстрируются при помощи мультимедийной техники. В дальнейшем студенты самостоятельно решают аналогичные задания.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Управление социально-проектной деятельностью

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Управление социальными проектами : монография / П.С. Селезнев, С.С. Жук. — Москва : Проспект, 2016. — 93 с. — ISBN 978-5-392-21139-5. - https://www.book.ru/book/920814

2. Социальное прогнозирование и проектирование : учебное пособие / С.В. Пирогов. — Москва : Проспект, 2016. — 371 с. — ISBN 978-5-392-19575-6. - https://www.book.ru/book/918771

3. Кикоть, В. Я. Социальное управление. Теория, методология, практика: монография / В. Я. Кикоть, Д. И. Грядовой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 311 с. - ISBN 978-5-238-01577-4. - http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=394254

4. Управление проектами: Учебное пособие / М.В. Романова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 256 с.: ил.; 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0308-7 - http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=391146

5. Управление проектами: Учебное пособие / Ю.И. Попов, О.В. Яковенко; Институт экономики и финансов "Синергия". - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 208 с.: 60x90 1/16. - (Учебники для программы MBA). (переплет) ISBN 978-5-16-002337-3 - http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=400634

6. Шамардина, М. В. Управленческое консультирование: учеб. пособие / М. В. Шамардина, И. А. Ральникова ; АлтГУ, Фак. психологии и педагогики. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - № гос. регистрации 0321602492 - http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/2750

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Культин, Н. Б. Инструменты управления проектами: Project Expert и Microsoft® Project [Электронный ресурс] / Н.Б. Культин. — СПб.: БХВ-Петербург, 2009. — 160 с.: ил. - ISBN 978-5-9775-0373-0 - http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=489296

2. Кузнецов, П. А. Социальная реклама. Теория и практика [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Связи с общественностью» / П. А. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 175 с. - ISBN 978-5-238-01829-4. - http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=394249

3. Технология организации проектной и исследовательской деятельности. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 26 с. - http://window.edu.ru/resource/398/57398

4. Малинина, М. Л. Метод проектов / М. Л. Малинина, И. А. Пономарева // Материалы Пятнадцатой региональной конференции по математике "МАК-2012", Барнаул, июнь 2012 : [тексты докладов] / АлтГУ [и др.] ; [гл. ред. Н. М. Оскорбин]. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2012. - С. 156–157. - http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/2342

5. Технология организации проектной и исследовательской деятельности. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 26 с. - http://window.edu.ru/resource/398/57398

6. Шамардина, М. В. Управленческое консультирование: учеб. пособие / М. В. Шамардина, И. А. Ральникова ; АлтГУ, Фак. психологии и педагогики. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - № гос. регистрации 0321602492. - http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/2750

7. «Работник социальной службы» электронный журнал - http://soc-education.ru/institute/libraries/Zur%20-%20RabSocSlug/

8. Электронный научный журнал «Современные исследования социальных проблем» - http://ej.soc-journal.ru/

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

http:// www.edu.ru - Федеральный портал «Российское образование»

http:// www.gks.ru Федеральная служба государственной статистики

http://ecsocman.edu.ru Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология.

Менеджмент.http://lib.socio.msu.ru/l/library Электронная библиотека Социологического факультета МГУ

http://shool-collection.edu.ru/ - Федеральное хранилище «единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

http://ssopir.ru/ Союз социальных педагогов и социальных работников

http://window.edu.ru/window/library Единое окно доступа к образовательным ресурсам

http://www.humanities.edu.ru/ - Портал «Гуманитарное образование» -

http://www.minregion.r Департамент мониторинга и оценки эффективности органов государственной власти субъектов РФ

http://www.socpolitika.ru Информационно-аналитический портал

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/

Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru/

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

book.ru

znanium.com

elibrary.asu.ru

window.edu.ru

soc-education.ru

ej.soc-journal.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лекционная аудитория

Экран настенный Goldview; проектор NEC Projector V260XG (переносной); DVD-плеер Pioneer DV310 (переносной).

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется обсуждением задач по основным темам дисциплины. Практические занятия проводятся в форме семинаров, "круглых столов", деловых игр. В ходе занятия обучающие демонстрируют полученные знания преподавателю.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет с оценкой. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Управление социально-проектной деятельностью»

по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа

 

Рабочая программа дисциплины «Управление социально-проектной деятельностью» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет с оценкой .

Цель дисциплины: Целью изучения дисциплины является формирование целостного представления об основных

механизмах управления проектной деятельностью в социальной сфере.

Задачами изучения дисциплины «Управление социально-проектной деятельностью» являются:

1. Формирование системных представлений о роли и месте инновационных процессов в

профессиональной деятельности специалиста по социальной работнике.

2. Развитие умений анализировать и оценивать основные социально-значимые проблемы

социальной сферы в целом и системы социальной защиты в частности.

3. Развитие управленческих компетенций, способности участвовать в развитии проектно-

аналитической и экспертно-консультационной деятельности, умения разработки и внедрению

проектов и программ

4. Формирование готовности осуществлять свою деятельность в различных сферах

общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм и

ценностей.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Управление социально-проектной деятельностью» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

 

24.02.2016 г.