Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ЭТиМК 

 

 

 

«   31   »       05       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Маркетинг     

 




Направление подготовки

38.03.01 Экономика

Профиль подготовки

"Финансы и кредит"

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

4

216 / 6  

32  

16  

16  

5,2  

0,35  

69,55  

119,8  

Экз.(26,65)  

Итого

216 / 6  

32  

16  

16  

5,2  

0,35  

69,55  

119,8  

26,65  

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: формирование у студентов базовых знаний в области теории и практики современного маркетинга.

Задачи дисциплины:

- теоретическое освоение студентами основ современного маркетинга, маркетинговых концепций и рыночных процессов;

- приобретение практических навыков проведения маркетинговых исследований: сбора, анализа и интерпретации маркетинговой информации, оценки конкурентоспособности товара, изучения потребителей; формирования выводов, характеризующих состояние и развитие рыночной ситуации, а также реализации моделей принятия маркетинговых решений в постоянно меняющихся условиях;

- понимание содержания и сущности мероприятий в области управления и организации маркетинга;

- решение проблем, связанных с оценкой собственного положения предприятия на рынке, разработкой товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики предприятия;

- формирование понимания о современных проблемах маркетинга в России и за рубежом.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.11))

Изучение дисциплины базируется на сумме знаний и навыков, полученных студентами в ходе изучения таких дисциплин, как «Философия», «Психология», «Культурология», «История экономики», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Статистика», «Экономика организации», «Бухгалтерский учёт и анализ» Менеджмент. От степени усвоения дисциплины «Маркетинг» зависит успешность овладения другими экономическими дисциплинами, в частности такими как: «Финансы организаций», «Финансовые рынки», «Финансовый менеджмент» и формирование у студентов экономического мышления, основанного на понимании сущности маркетинговой концепции управления в различных сферах деятельности современных предприятий.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности.

ПК-1 способность собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов.

ПК-6 способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей.

ПК-7 способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные, анализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основы современного маркетинга (ОК-3).

маркетинговые концепции (ПК-7).

экономические и социально-экономические показатели, применяемые в маркетинге (ПК-1).

содержание и сущность мероприятий в области управления и организации маркетинга (ПК-6).

2) Уметь:

использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3).

собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1).

анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6).

готовить информационные обзоры и (или) аналитические отчеты по результатам маркетинговых исследований (ПК-7).

3) Владеть:

навыками проведения маркетинговых исследований: сбора, анализа и интерпретации маркетинговой информации (ПК-1).

навыками оценки конкурентоспособности товара, изучения потребителей (ПК-7).

навыками формирования выводов, характеризующих состояние и развитие рыночной ситуации (ПК-3).

навыками реализации моделей принятия маркетинговых решений в постоянно меняющихся условиях (ПК-6).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Маркетинговое исследование рынка.

4

16

8

8

56

Устный опрос

2

Сбыт и конкурентные стратегии в маркетинге.

4

16

8

8

63,8

Тестирование, решение задач

Всего за  семестр

216

32

16

16

119,8

5,2

0,35

Экз.(26,65)

Итого   

216

32

16

16

119,8

5,2

0,35

26,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 4

Раздел 1. Маркетинговое исследование рынка.

Лекция 1.

Содержание, основные принципы и функции маркетинга (2 часа).

Лекция 2.

Общая концепция маркетинга. Задачи и эффективность маркетинга. Направления маркетинговых исследований (2 часа).

Лекция 3.

Анализ структуры и определение ёмкости рынка. Сегментация рынка потребителей (2 часа).

Лекция 4.

Позиционирование товара на рынке (2 часа).

Лекция 5.

Оценка уровня конкурентоспособности товара. Определение технико-эксплуатационных показателей и параметров. Оценка экономических показателей (2 часа).

Лекция 6.

Концепция нового товара в маркетинге, уровни новизны товара (2 часа).

Лекция 7.

Жизненный цикл товаров и его виды (2 часа).

Лекция 8.

Определение точки безубыточности производства и реализации товара (2 часа).

Раздел 2. Сбыт и конкурентные стратегии в маркетинге.

Лекция 9.

Ценовая политика предприятия. Методы ценообразования (2 часа).

Лекция 10.

Формирование спроса и стимулирование сбыта (2 часа).

Лекция 11.

Продвижение товаров на рынок (2 часа).

Лекция 12.

Реклама. Структура рекламного обращения (2 часа).

Лекция 13.

Инструменты Интернет-маркетинга (2 часа).

Лекция 14.

Формирование конкурентной стратегии предприятия (2 часа).

Лекция 15.

Применение SWOT-анализа в маркетинге (2 часа).

Лекция 16.

Модель Бостонской консультационной группы (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 4

Раздел 1. Маркетинговое исследование рынка.

Практическое занятие 1.

Сегментация рынка потребителей и оценка доли фирмы на рынке (2 часа).

Практическое занятие 2.

Оценка конкурентоспособности товара на рынке (2 часа).

Практическое занятие 3.

Определение точки безубыточности и конкурентной цены при выводе на рынок нового товара (2 часа).

Практическое занятие 4.

Выбор безубыточных технологий производства и сбыта товара (2 часа).

Раздел 2. Сбыт и конкурентные стратегии в маркетинге.

Практическое занятие 5.

Использование вирусного маркетинга в продвижении товара на рынке (2 часа).

Практическое занятие 6.

Расчёт и оптимизация затрат на рекламную деятельность (2 часа).

Практическое занятие 7.

Продвижение товара с применением инструментов интернет-маркетинга (2 часа).

Практическое занятие 8.

Презентация технологий маркетинговой деятельности предприятия (2 часа).

 

Методические указания для практических занятий приведены на ИОП по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=1654

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 4

Раздел 1. Маркетинговое исследование рынка.

Лабораторная 1.

Имитационная деловая игра «Потребительский выбор» (4 часа).

Лабораторная 2.

Освоение производства новых видов товаров и новых рынков сбыта (4 часа).

Раздел 2. Сбыт и конкурентные стратегии в маркетинге.

Лабораторная 3.

Формирование конкурентной стратегии предприятия на рынках сбыта (4 часа).

Лабораторная 4.

Достижение лидерских позиций предприятия на рынках сбыта (4 часа).

 

Методические указания к лабораторным работам приведены на ИОП по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=1654

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Возникновение маркетинга, его эволюция и перспективы развития.

2. Становление маркетингового подхода в России и особенности его реализации.

3. Информационное обеспечение маркетинговых исследований.

4. Система маркетинговой информации.

5. Рыночная конъюнктура, ее специфика и динамика в России.

6. Брендинг как инструмент позиционирования на целевом рынке.

7. Практика отечественных организаций по сегментации рынка в России.

8. Маркетинговый раздел бизнес-плана, его предназначение и структура.

9. Методы ценообразования, практика их применения в маркетинговой деятельности отечественных предприятий.

10. Особенности продвижения и реализации продукции на российском рынке.

11. Развитие связей с общественностью российскими организациями.

12. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций, ее особенности в современной России.

13. Специфика формирования спроса и стимулирования сбыта в Российской Федерации.

14. SWOT - анализ, его сущность, цель и содержание.

15. Инновации в системе управления маркетингом.

16. Специфика маркетинговой деятельности российских предприятий на внешних рынках.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: высшее.

Срок обучения 3г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

3

216 / 6  

8  

8  

 

4  

0,6  

20,6  

186,75  

Экз.(8,65)  

Итого

216 / 6  

8  

8  

 

4  

0,6  

20,6  

186,75  

8,65  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Маркетинговое исследование рынка.

3

4

6

77

Устный опрос

2

Сбыт и конкурентные стратегии в маркетинге.

3

4

2

109,75

Тестирование, решение задач

Всего за  семестр

216

8

8

+

186,75

4

0,6

Экз.(8,65)

Итого   

216

8

8

186,75

4

0,6

8,65

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 3

Раздел 1. Маркетинговое исследование рынка.

Лекция 1.

Содержание, основные принципы и функции маркетинга. Анализ рынка. Анализ потребителей (2 часа).

Лекция 2.

Оценка уровня конкурентоспособности товара. Концепция нового товара в маркетинге. Жизненный цикл товаров и его виды. Определение точки безубыточности (2 часа).

Раздел 2. Сбыт и конкурентные стратегии в маркетинге.

Лекция 3.

Ценовая политика предприятия. Методы ценообразования. Формирование спроса и стимулирование сбыта (2 часа).

Лекция 4.

Формирование конкурентной стратегии предприятия. SWOT-анализ. Модель Бостонской консультационной группы (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 3

Раздел 1. Маркетинговое исследование рынка.

Практическое занятие 1.

Оценка конкурентоспособности товара на рынке (2 часа).

Практическое занятие 2.

Определение точки безубыточности и конкурентной цены при выводе на рынок нового товара (2 часа).

Практическое занятие 3.

Выбор безубыточных технологий производства и сбыта товара (2 часа).

Раздел 2. Сбыт и конкурентные стратегии в маркетинге.

Практическое занятие 4.

Продвижение товара на рынок (2 часа).

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Возникновение маркетинга, его эволюция и перспективы развития.

2. Становление маркетингового подхода в России и особенности его реализации.

3. Информационное обеспечение маркетинговых исследований.

4. Система маркетинговой информации.

5. Рыночная конъюнктура, ее специфика и динамика в России.

6. Брендинг как инструмент позиционирования на целевом рынке.

7. Практика отечественных организаций по сегментации рынка в России.

8. Методы исследований в маркетинге.

9. Маркетинговая информационная система (МИС).

10. Основные факторы, определяющие поведение покупателя.

11. Современные подходы выделения и изучения отдельных сегментов рынка.

12. Отбор целевого сегмента и технологии позиционирования товара.

13. Оптовая и розничная торговля, их социально-экономическая сущность.

14. Стратегии маркетинга на различных этапах жизненного цикла товара.

15. SWOT - анализ, его сущность, цель и содержание.

16. Определение стратегии конкурентов.

17. Комплекс маркетинговых коммуникаций. Его структурные элементы.

18. Маркетинговый раздел бизнес-плана, его предназначение и структура.

19. Методы ценообразования, практика их применения в маркетинговой деятельности отечественных предприятий.

20. Особенности продвижения и реализации продукции на российском рынке.

21. Развитие связей с общественностью российскими организациями.

22. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций, ее особенности в современной России.

23. Специфика формирования спроса и стимулирования сбыта в Российской Федерации.

24. Законы, правила и логика личной продажи.

25. Стимулирование сбыта, его сущность, цели и направления.

26. Классификация стратегий маркетинга.

27. Маркетинг услуг.

28. Прямой маркетинг.

29. Контроль в управлении маркетингом, виды контроля, их цели и содержание.

30. Маркетинговый аудит.

31. Инновации в системе управления маркетингом.

32. Специфика маркетинговой деятельности российских предприятий на внешних рынках.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Контрольная работа выполняется студентами заочной формы обучения по теме «Оценка конкурентоспособности и продвижение товара на рынок». В ходе выполнения работы студенты должны усвоить метод расчёта единичных и групповых показателей, приобрести навыки в применении этого метода к оценке уровня конкурентоспособности товара и овладеть современными инструментами и технологиями в продвижении товара на рынок.

2. Для выполнения контрольной работы необходимо самостоятельно изучить теоретические и методические вопросы по оценке уровня конкурентоспособности и продвижению товара на рынок, кратко изложить их содержание в письменной форме, провести количественную оценку конкурентоспособности выбранного товара, составить рекламное обращение и оформить его в виде презентации или рекламного ролика с использованием мультимедиа и интернет-технологий.

3. .

4. Задание.

5. Провести оценку уровня конкурентоспособности выбранного товара, составить рекламное обращение и оформить его в виде презентации или рекламного ролика с использованием мультимедиа и интернет-технологий.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.


4. 3. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее профессиональное.

Срок обучения 3г 6м.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

4

216 / 6  

8  

8  

 

4  

0,6  

20,6  

186,75  

Экз.(8,65)  

Итого

216 / 6  

8  

8  

 

4  

0,6  

20,6  

186,75  

8,65  

 

4.3.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Маркетинговое исследование рынка.

4

4

6

47

Устный опрос

2

Сбыт и конкурентные стратегии в маркетинге.

4

4

2

139,75

Тестирование, решение задач

Всего за  семестр

216

8

8

+

186,75

4

0,6

Экз.(8,65)

Итого   

216

8

8

186,75

4

0,6

8,65

 

4.3.2. Содержание дисциплины

4.3.2.1. Перечень лекций

Семестр 4

Раздел 1. Маркетинговое исследование рынка.

Лекция 1.

Содержание, основные принципы и функции маркетинга. Анализ рынка. Анализ потребителей (2 часа).

Лекция 2.

Оценка уровня конкурентоспособности товара. Концепция нового товара в маркетинге. Жизненный цикл товаров и его виды. Определение точки безубыточности (2 часа).

Раздел 2. Сбыт и конкурентные стратегии в маркетинге.

Лекция 3.

Ценовая политика предприятия. Методы ценообразования. Формирование спроса и стимулирование сбыта (2 часа).

Лекция 4.

Формирование конкурентной стратегии предприятия. SWOT-анализ. Модель Бостонской консультационной группы (2 часа).

 

4.3.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 4

Раздел 1. Маркетинговое исследование рынка.

Практическое занятие 1.

Оценка конкурентоспособности товара на рынке (2 часа).

Практическое занятие 2.

Определение точки безубыточности и конкурентной цены при выводе на рынок нового товара (2 часа).

Практическое занятие 3.

Выбор безубыточных технологий производства и сбыта товара (2 часа).

Раздел 2. Сбыт и конкурентные стратегии в маркетинге.

Практическое занятие 4.

Продвижение товара на рынок (2 часа).

 

4.3.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.3.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Возникновение маркетинга, его эволюция и перспективы развития.

2. Становление маркетингового подхода в России и особенности его реализации.

3. Информационное обеспечение маркетинговых исследований.

4. Система маркетинговой информации.

5. Рыночная конъюнктура, ее специфика и динамика в России.

6. Брендинг как инструмент позиционирования на целевом рынке.

7. Практика отечественных организаций по сегментации рынка в России.

8. Маркетинговый раздел бизнес-плана, его предназначение и структура.

9. Методы ценообразования, практика их применения в маркетинговой деятельности отечественных предприятий.

10. Особенности продвижения и реализации продукции на российском рынке.

11. Развитие связей с общественностью российскими организациями.

12. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций, ее особенности в современной России.

13. Специфика формирования спроса и стимулирования сбыта в Российской Федерации.

14. SWOT - анализ, его сущность, цель и содержание.

15. Инновации в системе управления маркетингом.

16. Специфика маркетинговой деятельности российских предприятий на внешних рынках.

 

4.3.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Контрольная работа выполняется студентами заочной формы обучения по теме «Оценка конкурентоспособности и продвижение товара на рынок». В ходе выполнения работы студенты должны усвоить метод расчёта единичных и групповых показателей, приобрести навыки в применении этого метода к оценке уровня конкурентоспособности товара и овладеть современными инструментами и технологиями в продвижении товара на рынок.

2. Для выполнения контрольной работы необходимо самостоятельно изучить теоретические и методические вопросы по оценке уровня конкурентоспособности и продвижению товара на рынок, кратко изложить их содержание в письменной форме, провести количественную оценку конкурентоспособности выбранного товара, составить рекламное обращение и оформить его в виде презентации или рекламного ролика с использованием мультимедиа и интернет-технологий.

3. .

4. Задание.

5. Провести оценку уровня конкурентоспособности выбранного товара, составить рекламное обращение и оформить его в виде презентации или рекламного ролика с использованием мультимедиа и интернет-технологий.

 

4.3.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.


4. 4. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

6

216 / 6  

10  

10  

 

5  

0,6  

25,6  

181,75  

Экз.(8,65)  

Итого

216 / 6  

10  

10  

 

5  

0,6  

25,6  

181,75  

8,65  

 

4.4.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Маркетинговое исследование рынка.

6

6

6

47

Устный опрос

2

Сбыт и конкурентные стратегии в маркетинге.

6

4

4

134,75

Тестирование, решение задач

Всего за  семестр

216

10

10

+

181,75

5

0,6

Экз.(8,65)

Итого   

216

10

10

181,75

5

0,6

8,65

 

4.4.2. Содержание дисциплины

4.4.2.1. Перечень лекций

Семестр 6

Раздел 1. Маркетинговое исследование рынка.

Лекция 1.

Содержание, основные принципы и функции маркетинга. Анализ рынка. Анализ потребителей (2 часа).

Лекция 2.

Оценка уровня конкурентоспособности товара (2 часа).

Лекция 3.

Концепция нового товара в маркетинге. Жизненный цикл товаров и его виды. Определение точки безубыточности (2 часа).

Раздел 2. Сбыт и конкурентные стратегии в маркетинге.

Лекция 4.

Ценовая политика предприятия. Методы ценообразования. Формирование спроса и стимулирование сбыта (2 часа).

Лекция 5.

Формирование конкурентной стратегии предприятия. SWOT-анализ. Модель Бостонской консультационной группы (2 часа).

 

4.4.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 6

Раздел 1. Маркетинговое исследование рынка.

Практическое занятие 1.

Оценка конкурентоспособности товара на рынке (2 часа).

Практическое занятие 2.

Определение точки безубыточности и конкурентной цены при выводе на рынок нового товара (2 часа).

Практическое занятие 3.

Выбор безубыточных технологий производства и сбыта товара (2 часа).

Раздел 2. Сбыт и конкурентные стратегии в маркетинге.

Практическое занятие 4.

Продвижение товара на рынок (2 часа).

Практическое занятие 5.

Презентация технологий маркетинговой деятельности предприятия (2 часа).

 

4.4.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.4.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Возникновение маркетинга, его эволюция и перспективы развития.

2. Становление маркетингового подхода в России и особенности его реализации.

3. Информационное обеспечение маркетинговых исследований.

4. Система маркетинговой информации.

5. Рыночная конъюнктура, ее специфика и динамика в России.

6. Брендинг как инструмент позиционирования на целевом рынке.

7. Практика отечественных организаций по сегментации рынка в России.

8. Маркетинговый раздел бизнес-плана, его предназначение и структура.

9. Методы ценообразования, практика их применения в маркетинговой деятельности отечественных предприятий.

10. Особенности продвижения и реализации продукции на российском рынке.

11. Развитие связей с общественностью российскими организациями.

12. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций, ее особенности в современной России.

13. Специфика формирования спроса и стимулирования сбыта в Российской Федерации.

14. SWOT - анализ, его сущность, цель и содержание.

15. Инновации в системе управления маркетингом.

16. Специфика маркетинговой деятельности российских предприятий на внешних рынках.

 

4.4.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Контрольная работа выполняется студентами заочной формы обучения по теме «Оценка конкурентоспособности и продвижение товара на рынок». В ходе выполнения работы студенты должны усвоить метод расчёта единичных и групповых показателей, приобрести навыки в применении этого метода к оценке уровня конкурентоспособности товара и овладеть современными инструментами и технологиями в продвижении товара на рынок.

2. Для выполнения контрольной работы необходимо самостоятельно изучить теоретические и методические вопросы по оценке уровня конкурентоспособности и продвижению товара на рынок, кратко изложить их содержание в письменной форме, провести количественную оценку конкурентоспособности выбранного товара, составить рекламное обращение и оформить его в виде презентации или рекламного ролика с использованием мультимедиа и интернет-технологий.

3. .

4. Задание.

5. Провести оценку уровня конкурентоспособности выбранного товара, составить рекламное обращение и оформить его в виде презентации или рекламного ролика с использованием мультимедиа и интернет-технологий.

 

4.4.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

Методические указания для выполнения контрольной работы размещены по адресу: https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=1654

На лекционных, практических и лабораторных занятиях используются традиционные формы их проведения с элементами активных форм обучения, таких, как:

Проблемная лекция – форма учебной работы, в рамках которой новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска её решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

Доклад – это развернутое устное сообщение на какую-либо тему, сделанное публично. Он является разновидностью самостоятельной научной работы студента, часто применяется на семинарах. Работая над докладом, студент закрепляет полученный на лекциях материал, приобретает научно-исследовательские умения, а также приобретает опыт публичного выступления.

Дискуссия – аргументированное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы.

Моделирование – исследование объектов познания на их моделях, построение и изучение моделей реально существующих предметов (явлений, процессов) для их определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и прогнозирования.

Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, разделенных на три блока: простые тестовые задания, усложненные задания и сложные творческие задания. Опрос и оценивание результатов автоматизированы.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Маркетинг

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики: Учебник / В.И. Беляев.– М.: КНОРУС, 2015.– 777 с. [Электронный ресурс].– Режим доступа: - https://www.book.ru/book/918456

2. Бронникова, Т.С. Маркетинг: теория, методика, практика (для бакалавров): учебное пособие / Т.С. Бронникова.– 4-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2016.– 208 с.- (Бакалавриат). [Электронный ресурс].– Режим доступа: - https://www.book.ru/book/918105.

3. Маркетинг: кейсы, деловые игры, тесты (для бакалавров): учебное пособие / Л.С. Шаховская, Е.Г. Попкова [и др.].– М.: КНОРУС, 2016.– 244 с. (Бакалавриат). [Электронный ресурс].– Режим доступа: - https://www.book.ru/book/917220

4. Кузнецов, П.А. Копирайтинг & спичрайтинг. Эффективные рекламные и PR-технологии [Электронный ресурс]/ Кузнецов П.А.— Электрон. текстовые данные.– М.: Дашков и К, 2015.– 260 c.– Режим доступа: - http://www.iprbookshop.ru/35279

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Парамонова, Т.Н. Маркетинг: активные методы обучения: учебное пособие Т.Н. Парамонова, А.О. Блинов, Е.Н. Шереметьева, Г.В. Погодина.- М.: КНОРУС, 2016.- 406 с. - https://www.book.ru/book/918080/view

2. Рычкова, Н.В. Маркетинговые инновации: учебное пособие / Н.В. Рычкова.- М.: КНОРУС, 2016.- 226 с. - https://www.book.ru/book/916588/view

3. Журнал "Маркетинг и логистика" - http://elibrary.ru/title_about.asp?id=57984

4. Журнал "Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием" - http://elibrary.ru/title_about.asp?id=33439

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Университетская библиотека OnLine. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/

Университетская информационная система РОССИЯ (УИС РОССИЯ) – Режим доступа: http://www.uisrussia.msu.ru/is4/main.jsp

Научная электронная библиотека «eLibrary»– Режим доступа: elibrary.ru

Образовательные ресурсы Интернета http://www.alleng.ru

Программное обеспечение:

Компьютерный зал, лекционная аудитория

Microsoft Office

Компьютерная деловая игра «БИЗНЕС-КУРС: Максимум. Версия 1.3»

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

book.ru

iprbookshop.ru

elibrary.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Компьютерный зал, лекционная аудитория

Комплект учебно-методических пособий, видеопроектор SANYO PLC-XU355 (переносной), экран DRAPPER Apex STAR.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется решением задач по основным темам дисциплины. Каждой группе обучающихся преподаватель выдает задачу, связанную с анализом конкретной ситуации и принятием решений. В конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.

До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Лабораторная работа проводятся в компьютерном классе. Обучающиеся выполняют индивидуальную задачу компьютерного моделирования в соответствии с заданием на лабораторную работу. Полученные результаты исследований сводятся в отчет и защищаются по традиционной методике в классе на следующем лабораторном занятии. Необходимый теоретический материал, индивидуальное задание, шаги выполнения лабораторной работы и требование к отчету приведены в методических указаниях, размещенных на информационно-образовательном портале института.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Маркетинг»

по направлению подготовки 38.03.01 Экономика

 

Рабочая программа дисциплины «Маркетинг» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 38.03.01 Экономика.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 216 час. (6 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: формирование у студентов базовых знаний в области теории и практики современного маркетинга.

Задачи дисциплины:

- теоретическое освоение студентами основ современного маркетинга, маркетинговых концепций и рыночных процессов;

- приобретение практических навыков проведения маркетинговых исследований: сбора, анализа и интерпретации маркетинговой информации, оценки конкурентоспособности товара, изучения потребителей; формирования выводов, характеризующих состояние и развитие рыночной ситуации, а также реализации моделей принятия маркетинговых решений в постоянно меняющихся условиях;

- понимание содержания и сущности мероприятий в области управления и организации маркетинга;

- решение проблем, связанных с оценкой собственного положения предприятия на рынке, разработкой товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики предприятия;

- формирование понимания о современных проблемах маркетинга в России и за рубежом.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Маркетинг» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 38.03.01 Экономика.

 

31.05.2016 г.