Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ИС 

 

 

 

«   31   »       05       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Информационные технологии     

 




Направление подготовки

09.03.02 Информационные системы и технологии

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

6

180 / 5  

32  

 

32  

5,2  

0,35  

69,55  

83,8  

Экз.(26,65)  

Итого

180 / 5  

32  

 

32  

5,2  

0,35  

69,55  

83,8  

26,65  

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Целями освоения дисциплины Информационные технологии являются:

- решение задач, связанных процессами анализа, прогнозирования, моделирования и создания информационных технологий в рамках профессионально-ориентированных информационных систем;

- автоматизированное решение прикладных задач; создание новых конкурентоспособных информационных технологий и систем.

- внедрение, адаптация, настройка и интеграция проектных решений по созданию ИС, сопровождению и эксплуатации современных ИС.

Задачи дисциплины:

- выработка у студентов практических навыков нахождения и использования информационных ресурсов для решения практических задач, базируясь на применении современных информационных технологий;

- обучить студентов использованию и применению средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

- ознакомить с современными приемами и методами использования средств информационных и коммуникационных технологий.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.17))

Для успешного освоения дисциплины необходима начальная подготовка студентов в области информатики и программирования.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11 способность к проектированию базовых и прикладных информационных технологий.

ПК-12 способность разрабатывать средства реализации информационных технологий (методические, информационные, математические, алгоритмические, технические и программные).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

ОПК-1.1 Знать основы математики, физики, вычислительной техники и программирования (ОПК-1).

ОПК-2.1 Знать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности (ОПК-2).

2) Уметь:

ОПК-2.2 Уметь выбирать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности (ОПК-2).

ОПК-1.2 Уметь решать стандартные профессиональные задачи с примененим естественнонаучных и общеинженерных знаний, методов математического анализаи моделирования (ОПК-1).

3) Владеть:

ОПК-2.3 Иметь навыки применения современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности (ОПК-2).

ОПК-1.3 Иметь навыки теоретического и экспериментального исследования объектов профессиональной деятельности (ОПК-1).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Информационная технология (ИТ) – как составная часть информатики

6

8

0

Тестирование

2

Технологии автоматизации офиса

6

16

16

0

Тестирование

3

Модели процессов передачи, обработки и накопления информации

6

4

8

0

Тестирование

4

Модели, методы и средства реализации перспективных ИТ

6

4

8

83,8

Тестирование

Всего за  семестр

180

32

32

83,8

5,2

0,35

Экз.(26,65)

Итого   

180

32

32

83,8

5,2

0,35

26,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 6

Раздел 1. Информационная технология (ИТ) – как составная часть информатики

Лекция 1.

Понятие ИТ (2 часа).

Лекция 2.

Системный подход к решению функциональных задач и организации информационных процессов (2 часа).

Лекция 3.

Структура базовой информационной технологии (2 часа).

Лекция 4.

Классы операций компьютерных технологий (2 часа).

Раздел 2. Технологии автоматизации офиса

Лекция 5.

Офисные ИС (2 часа).

Лекция 6.

Технологии электронных презентаций (2 часа).

Лекция 7.

Встроенные средства программирования. VBA (2 часа).

Лекция 8.

Разновидности VBA (2 часа).

Лекция 9.

Основные характеристики языка VBA (2 часа).

Лекция 10.

Программное обеспечение поддерживающее VBA (2 часа).

Лекция 11.

Настройка пользовательского интерфейса (2 часа).

Лекция 12.

Элементы программирования на VBA (2 часа).

Раздел 3. Модели процессов передачи, обработки и накопления информации

Лекция 13.

Макровирусы (2 часа).

Лекция 14.

Технология динамического хаоса (2 часа).

Раздел 4. Модели, методы и средства реализации перспективных ИТ

Лекция 15.

Информационные технологии передачи информации (2 часа).

Лекция 16.

Информационные технологии обработки информации (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 6

Раздел 1. Технологии автоматизации офиса

Лабораторная 1.

Разработка интерфейса пользователя на VBA (4 часа).

Лабораторная 2.

Разработка приложения на VBA для игры «12» (4 часа).

Лабораторная 3.

Программирование макросов на VBA. Работа с внешними базами данных (4 часа).

Лабораторная 4.

Построение графиков функций (4 часа).

Раздел 2. Модели процессов передачи, обработки и накопления информации

Лабораторная 5.

VBA программирование и расчеты (4 часа).

Лабораторная 6.

Программирование на VBA для Excel. Приложение «Калькулятор» (4 часа).

Раздел 3. Модели, методы и средства реализации перспективных ИТ

Лабораторная 7.

Расчет покупки товара в кредит (4 часа).

Лабораторная 8.

Автоматизация составления документов. Формирование ведомости по списанию основных средств (4 часа).

 

Методические указания к лабораторным работам приведены в https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=923

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Информационные технологии накопления информации.

2. Автоматизированные библиотечные ИС (e-book).

3. Технологии мобильных коммуникаций.

4. Системы электронной коммерции (e-commerce).

5. Технология хранения пространственных данных Data WorkHouse.

6. Технология IP – Phone.

7. Технологии API и WINSockets.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее профессиональное.

Срок обучения 3г 6м.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Переат-теста-ция

Форма

промежу-точного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

6

180 / 5  

4  

 

8  

2  

0,6  

14,6  

120,75  

36  

Экз.(8,65)  

Итого

180 / 5  

4  

 

8  

2  

0,6  

14,6  

120,75  

36  

8,65  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Информационная технология (ИТ) – как составная часть информатики

6

2

4

23

Тестирование

2

Технологии автоматизации офиса

6

2

4

97,75

Тестирование

Всего за  семестр

144

4

8

+

120,75

2

0,6

Экз.(8,65)

Итого   

144

4

8

120,75

2

0,6

8,65

Итого с переаттестацией   

180

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 6

Раздел 1. Информационная технология (ИТ) – как составная часть информатики

Лекция 1.

Структура базовой информационной технологии (2 часа).

Раздел 2. Технологии автоматизации офиса

Лекция 2.

Офисные ИС (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 6

Раздел 1. Информационная технология (ИТ) – как составная часть информатики

Лабораторная 1.

Разработка интерфейса пользователя на VBA (4 часа).

Раздел 2. Технологии автоматизации офиса

Лабораторная 2.

Разработка приложения на VBA для игры «12» (4 часа).

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Понятие ИТ.

2. Системный подход к решению функциональных задач и организации информационных процессов.

3. Структура базовой информационной технологии.

4. Классы операций компьютерных технологий.

5. Офисные ИС.

6. Технологии электронных презентаций.

7. Встроенные средства программирования. VBA.

8. Информационные технологии передачи информации.

9. Информационные технологии обработки информации.

10. Информационные технологии накопления информации.

11. Автоматизированные библиотечные ИС (e-book).

12. Технологии мобильных коммуникаций.

13. Системы электронной коммерции (e-commerce).

14. Технология хранения пространственных данных Data WorkHouse.

15. Технология IP – Phone.

16. Технологии API и WINSockets.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Контрольная работа выполняется в форме теста.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины Информационные технологии применяется контактная технология преподавания (за исключением самостоятельно изучаемых студентами вопросов). При проведении практических работ применяется имитационный или симуляционный подход, когда преподавателем разбирается на конкретном примере проблемная ситуация, все шаги решения задачи студентам демонстрируются при помощи мультимедийной техники. Затем студенты самостоятельно решают аналогичные задания.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Информационные технологии

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Гринберг А.С. Информационные технологии управления [Электронный ресурс]: учебник/ Гринберг А.С., Горбачев Н.Н., Бондаренко А.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 479 c. - http://www.iprbookshop.ru/10518

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Информационные технологии: учебное пособие / Ю.Ю. Громов, В.Е. Дидрих, И.В. Дидрих, Ю.Ф. Мартемьянов, В.О. Драчев, В.Г. Однолько. - Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2011. - 152 с. - http://window.edu.ru/resource/454/76454

2. Беспалов В.В. Информационные технологии: Учебное пособие / В.В. Беспалов - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. - 122 с. - http://window.edu.ru/resource/151/75151

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

1. Электронная библиотечная система "BOOK.ru" (http://book.ru/)

2. Электронная библиотечная системы "IPRBooks" (http://www.iprbookshop.ru/)

3. Электронная библиотечная система "iBooks.ru" (http://www.ibooks.ru/)

4. Университетская библиотека (http://e.lib.vlsu.ru)

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

window.edu.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лаборатория распределенных систем

12 персональных компьютеров;

проектор Nec V300X;

экран настенный Lumien Master Picture

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Лабораторная работа проводятся в компьютерном классе. Обучающиеся выполняют индивидуальную задачу компьютерного моделирования в соответствии с заданием на лабораторную работу. Полученные результаты исследований сводятся в отчет и защищаются по традиционной методике в классе на следующем лабораторном занятии. Необходимый теоретический материал, индивидуальное задание, шаги выполнения лабораторной работы и требование к отчету приведены в методических указаниях, размещенных на информационно-образовательном портале института.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Информационные технологии»

по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии

 

Рабочая программа дисциплины «Информационные технологии» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 180 час. (5 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: Целями освоения дисциплины Информационные технологии являются:

- решение задач, связанных процессами анализа, прогнозирования, моделирования и создания информационных технологий в рамках профессионально-ориентированных информационных систем;

- автоматизированное решение прикладных задач; создание новых конкурентоспособных информационных технологий и систем.

- внедрение, адаптация, настройка и интеграция проектных решений по созданию ИС, сопровождению и эксплуатации современных ИС.

Задачи дисциплины:

- выработка у студентов практических навыков нахождения и использования информационных ресурсов для решения практических задач, базируясь на применении современных информационных технологий;

- обучить студентов использованию и применению средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

- ознакомить с современными приемами и методами использования средств информационных и коммуникационных технологий.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Информационные технологии» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии.

 

31.05.2016 г.