Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ИС 

 

 

 

«   31   »       05       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Проектный практикум     

 




Направление подготовки

09.03.03 Прикладная информатика

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

7

180 / 5  

30  

 

28  

5  

0,35  

63,35  

90  

Экз.(26,65)  

Итого

180 / 5  

30  

 

28  

5  

0,35  

63,35  

90  

26,65  

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Цель изучения дисциплины состоит в приобретение умений и навыков методологических основ проектирования ИС и владения соответствующим инструментарием, а так же методики системного и детального проектирования ИС.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- ознакомление студентов с основными положениями построения и функционирования операционных систем;

- привитие навыков проектирования и процесса разработки программных комплексов;

- изучение функциональных и технологических стандартов разработки программных комплексов.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.16))

Дисциплина «Проектный практикум» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин. Изучение дисциплины «Проектный практикум» требует основных знаний, умений и компетенций обучающихся по курсам: 1. Объектно-ориентированное программирование; 2. Информатика (математический и естественнонаучный цикл); 3. Документирование процессов.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способность документировать процессы создания информационных систем на стадиях жизненного цикла.

ПК-20 способность осуществлять и обосновывать выбор проектных решений по видам обеспечения информационных систем.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

методы и средства организации и управления проектом ИС на всех стадиях жизненного цикла, оценка затрат проекта и экономической эффективности ИС (ПК-4, ПК-20).

возможности существующей программно-технической архитектуры (ПК-4, ПК-20).

возможности современных и перспективных средств разработки программных продуктов, технических средств(ПК-4, ПК-20).

методологии разработки программного обеспечения и технологии программирования (ПК-4, ПК-20).

2) Уметь:

формулировать требования к создаваемым программным комплексам (ПК-4, ПК-20).

проводить анализ исполнения требований (ПК-4, ПК-20).

вырабатывать варианты реализации требований (ПК-4, ПК-20).

проводить оценку и обоснование рекомендуемых решений (ПК-4, ПК-20).

3) Владеть:

навыками использования универсального языка моделирования систем (UML) (ПК-4).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Предпроектное обследование предметной области

7

6

12

44

устный опрос, тестирование

2

Концепция проекта

7

6

4

4

устный опрос, тестирование

3

Системная архитектура проекта

7

6

12

20

устный опрос, тестирование

4

Оценка затрат проекта

7

6

12

устный опрос, тестирование

5

Завершение проекта

7

6

10

устный опрос, тестирование

Всего за  семестр

180

30

28

90

5

0,35

Экз.(26,65)

Итого   

180

30

28

90

5

0,35

26,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 7

Раздел 1. Предпроектное обследование предметной области

Лекция 1.

Анализ первичных документов (2 часа).

Лекция 2.

Анализ законодательства и управляющих документов (2 часа).

Лекция 3.

Интервьюирование. Анкетирование (2 часа).

Раздел 2. Концепция проекта

Лекция 4.

Анализ требований (2 часа).

Лекция 5.

Разработка технического задания (2 часа).

Лекция 6.

Предварительное специфицирование (2 часа).

Раздел 3. Системная архитектура проекта

Лекция 7.

Жизненный цикл приложения баз данных. Определение требований к системе (2 часа).

Лекция 8.

Пользовательские представления. Сбор и анализ требований пользователей. Проектирование базы данных. Подходы к проектированию базы данных (2 часа).

Лекция 9.

Моделирование данных. Этапы проектирования базы данных. Концептуальное проектирование: модель "сущность-связь", расширенная модель "сущность-связь" (2 часа).

Раздел 4. Оценка затрат проекта

Лекция 10.

Бизнес-планирование. Операционная деятельность (2 часа).

Лекция 11.

Инвестиционная деятельность (2 часа).

Лекция 12.

Финансовая деятельность (2 часа).

Раздел 5. Завершение проекта

Лекция 13.

Важность грамотного завершения проекта. Как определить момент окончания проекта (2 часа).

Лекция 14.

Завершение работ. Завершающая проверка и подведение итогов проекта (2 часа).

Лекция 15.

Сохранение материалов, имеющих отношение к проекту. Постпроектная оценка (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 7

Раздел 1. Предпроектное обследование предметной области

Лабораторная 1.

Формирование требований к системе (4 часа).

Лабораторная 2.

Требования к функциям (задачам), выполняемым системой (4 часа).

Лабораторная 3.

Требования к видам обеспечения (4 часа).

Раздел 2. Концепция проекта

Лабораторная 4.

Формирование шаблона документа (4 часа).

Раздел 3. Системная архитектура проекта

Лабораторная 5.

Составление функциональной модели информационной системы (4 часа).

Лабораторная 6.

Формирование диаграммы классов. Формирование диаграммы прецедентов (4 часа).

Лабораторная 7.

Формирование диаграммы последовательности (4 часа).

 

Методические указания к лабораторным работам приведены в https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=1969

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. История развития процесса стандартизации ИС.

2. Современные подходы к проектированию ИС.

3. Особенности документирования разработки ИС.

4. Инструментальные средства автоматизации проектирования ИС.

5. Унификация документации (системы).

6. Обеспечение контроля проекта разработки ИС.

7. Проблемы внедрения и сопровождения разработанного ИС.

8. Данные и информация при проектировании ИС.

9. Анализ штатного расписания.

10. Исследование документов и отчетов предметной области.

11. Формирование модели деятельности.

12. Контекстное моделирование.

13. Типы СУБД и моделей данных.

14. Разработка приложений.

15. Рекомендации по проектированию пользовательского интерфейса.

16. Создание прототипов.

17. Реализация.

18. Оценка эффективности инвестиций.

19. Функционально-стоимостной анализ процессов.

20. Оценка экономического внедрения программного обеспечения.

21. Функция руководителя проекта на завершающем этапе.

22. Процесс завершения проекта.

23. Роспуск команды, работавшей над проектом.

24. Закрытие банка данных проекта.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины применяется контактная технология преподавания (за исключением самостоятельно изучаемых студентами вопросов). При проведении практических работ применяется имитационный или симуляционный подход, когда преподавателем разбирается на конкретном примере проблемная ситуация, все шаги решения задачи студентам демонстрируются при помощи мультимедийной техники. Затем студенты самостоятельно решают аналогичные задания.

Во время выполнения практических работ формируются творческие коллективы по 3-5 студентов, тем самым формируется способность обучающихся к работе в группе разработчиков.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Проектный практикум

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Архитектура информационных систем: Практикум для студентов образовательной программы 09.03.02 Информационные системы и технологии / сост. Терехин А.В. [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. (5,10 Мб). - Муром.: МИ ВлГУ, 2016. - 1 электрон. опт. диск (CD-R). – Систем. требования: процессор х86 с тактовой частотой 500 МГц и выше; 512 Мб ОЗУ; Windows ХР/7/8; видеокарта SVGA 1280x1024 High Color (32 bit); привод CD-ROM. - Загл. с экрана. - № госрегистрации 0321602275 - http://elib.mivlgu.local/index.php?mod=view_book&com=read_book&book_id=2828

2. Технологии обработки информации: Практикум для студентов образовательной программы 09.03.02 Информационные системы и технологии / сост. Терехин А.В. [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. (1,64 Мб). - Муром.: МИ ВлГУ, 2016. - 1 электрон. опт. диск (CD-R). – Систем. требования: процессор х86 с тактовой частотой 500 МГц и выше; 512 Мб ОЗУ; Windows ХР/7/8; видеокарта SVGA 1280x1024 High Color (32 bit); привод CD-ROM. - Загл. с экрана. - № госрегистрации 0321602276 - http://elib.mivlgu.local/index.php?mod=book_inf&com=view_inf&book_id=2829

3. Золотов С.Ю. Проектирование информационных систем: учебное методическое пособие. — Томск: Факультет дистанционного обучения, ТУСУР, 2013. — 37 с. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=28041

4. Заботина Н.Н. Проектирование информационных систем: Учеб. пособие. –М.: ИНФРА-М, 2013. – 331 с. - http://www.znanium.com/catalog.php?bookinfo=209816

5. Абрамова, О.Ф. Введение в программную инженерию: методические указания к лабораторной работе на тему "Основные сведения о UML и BOUML. Диаграммы вариантов использования" Сборник "Методические указания". Выпуск 2. / О.Ф. Абрамова, Д.Н. Лясин. - Волгоград: ВолгГТУ, 2013. - номер гос. регистрации 0321301999 - http://window.edu.ru/resource/114/80114

6. Трутнев Д.Р. Архитектуры информационных систем. Основы проектирования: Учебное пособие. - СПб.: НИУ ИТМО, 2012. - 66 с. - http://window.edu.ru/resource/174/78174

7. Горбаченко В.И. Проектирование информационных систем с CA ERwin Modeling Suite 7.3: учебное пособие / В.И. Горбаченко, Г.Ф. Убиенных, Г.В. Бобрышева - Пенза: Изд-во ПГУ, 2012. - 154 с. - http://window.edu.ru/resource/437/79437

8. Корпоративные информационные системы: учебное пособие / В.А. Погонин, А.Г. Схиртладзе, С.И. Татаренко, С.Б. Путин. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО "ТГТУ", 2012. - 144 с. - http://window.edu.ru/resource/222/80222

9. Желваков Б.Б. Архитектура корпоративных информационных систем: Учебное пособие. - СПб.: СПбГИЭУ, 2012. - 622 с. - http://window.edu.ru/resource/554/76554

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Бройдо В.Л. Архитектура ЭВМ и систем / Бройдо В.Л., Ильина О.П. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 700с. 978-5-388-00384-3 - http://ibooks.ru/product.php?productid=21562

2. Серебряков Н.П. Проектирование автоматизированных систем: учебно-методическое пособие по курсовому проектированию / ГОУ ВПО СПбГТУРП. - СПб., 2011. - 42 с. - http://window.edu.ru/resource/364/76364

3. Иванов Д., Новиков Ф. Моделирование на UML: Учебно-методическое пособие. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2010. - 200 с. - http://window.edu.ru/resource/745/72745

4. Проектирование архитектур информационных систем: методические указания к лабораторным работам / сост. К. С. Беляев. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. - 48 с. - http://window.edu.ru/resource/475/74475

5. Иванов Д.Ю., Новиков Ф.А. Унифицированный язык моделирования UML: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. - 264 с. - http://window.edu.ru/resource/675/76675

6. Громаков Е.И. Проектирование автоматизированных систем: Электронный курс лекций. - Томск: Томский политехнический университет, 2009. - 134 с. - http://window.edu.ru/resource/740/74740

7. Втюрин В.А. Проектирование автоматизированных систем: Методические указания по курсовому проектированию для студентов специальности 220301 "Автоматизация технологических процессов и производств" и по направлению 220200 "Автоматизация и управление". - СПб: СПбГЛТА, 2009. - 39 с. - http://window.edu.ru/resource/267/71267

8. Проектирование web-приложений и программных систем в Open Source: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.А. Лисьева. - Магнитогорск: МаГУ, 2009. - 96 c. - http://window.edu.ru/resource/835/72835

9. Бурцева Е.В., Рак И.П., Селезнев А.В., Терехов А.В., Чернышов В.Н. Информационные системы: Учебное пособие. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2009. - 128 с. - http://window.edu.ru/resource/260/68260

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

1. Университетская on-line библиотека http://e.lib.vlsu.ru

2. Информационно-поисковая система http://biblioclub.ru

Программное обеспечение:

Лаборатория информатики и программирования

StarUML (free software, GPL)

Ramus Educational (free software, GPL)

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

elib.mivlgu.local

ibooks.ru

znanium.com

window.edu.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лекционная аудитория

Проектор Sanyo PDG-DSU20 (переносной), Экран на треноге (переносной)

Лаборатория информатики и программирования

12 персональных компьютеров, Проектор Sanyo PDG-DSU20, Экран настенный Drapper Apex Star

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Лабораторная работа проводятся в компьютерном классе. Обучающиеся выполняют индивидуальную задачу компьютерного моделирования в соответствии с заданием на лабораторную работу. Полученные результаты исследований сводятся в отчет и защищаются по традиционной методике в классе на следующем лабораторном занятии. Необходимый теоретический материал, индивидуальное задание, шаги выполнения лабораторной работы и требование к отчету приведены в методических указаниях, размещенных на информационно-образовательном портале института.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Проектный практикум»

по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика

 

Рабочая программа дисциплины «Проектный практикум» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 180 час. (5 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: Цель изучения дисциплины состоит в приобретение умений и навыков методологических основ проектирования ИС и владения соответствующим инструментарием, а так же методики системного и детального проектирования ИС.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- ознакомление студентов с основными положениями построения и функционирования операционных систем;

- привитие навыков проектирования и процесса разработки программных комплексов;

- изучение функциональных и технологических стандартов разработки программных комплексов.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Проектный практикум» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика.

 

31.05.2016 г.