Министерство образования и науки Российской Федерации
Муромский институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Владимирский государственный
университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(МИ ВлГУ)
Кафедра
ЭТиМК
« 31   » 05   2016 г.
Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика
Направление подготовки |
09.03.03 Прикладная информатика |
Профиль подготовки |
|
Квалификация (степень)выпускника |
бакалавр |
Семестр |
Трудоем-кость, час. / зач. ед. |
Лек-ции, час.
|
Практи-ческие занятия, час. |
Лабора-торные работы, час. |
Консуль-тация, час. |
Конт-роль, час. |
Всего (контак-тная работа), час. |
СРС, час. |
Форма промежу-точного контр. (экз., зач., зач. с оц.) |
3 |
108 / 3 |
16 |
32 |
|
1,6 |
0,25 |
49,85 |
58,15 |
Зач. с оц. |
Итого |
108 / 3 |
16 |
32 |
|
1,6 |
0,25 |
49,85 |
58,15 |
|
Муром,
2016 г.
1. Цель освоения дисциплины
Цель дисциплины: Цель дисциплины – дать студентам общее представление о закономерностях поведения экономических субъектов и механизме функционирования экономики на микро- и макроуровне. Задачи дисциплины: - теоретическое освоение студентами современных экономических концепций и моделей; - приобретение студентами практических навыков анализа ситуаций на конкретных рынках товаров и ресурсов, движения уровня цен и денежной массы; - выявление проблемных ситуаций на микро- и макроэкономическом уровне; - рассмотрение формирования и эволюции современной экономической мысли.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.07))
Дисциплина базируется на знаниях, полученных студентами в ходе изучения школьной программы. Углубление и расширение вопросов, изложенных в курсе «Экономика», будет осуществляться во время работы студентов над дисциплинами: "Экономическое моделирование", "Оценка экономической эффективности информационных систем".
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате
освоения дисциплины
ОК-3 способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности.
ОПК-2 способность анализировать социально-экономические задачи и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
1) Знать:
основные проблемы экономической теории, видеть их многообразие и взаимосвязь с процессами, происходящими в обществе (ОК-3). категориальный аппарат микро- и макроэкономики на уровне понимания и свободного воспроизведения (ОПК-2).
2) Уметь:
выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций на микро- и макроуровне (ОК-3). анализировать социально-экономические явления и процессы с применением методов математического моделирования (ОПК-2).
3) Владеть:
навыками использования основ экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3). методикой расчета наиболее важных показателей, важнейшими методами анализа экономических явлений (ОПК-2).
4. Структура и
содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет
3 зачетные единицы,
108 часов.
4.1. Форма обучения: очная
Уровень базового образования:
среднее общее.
Срок обучения 4г.
4.1.1. Структура дисциплины
|
Раздел (тема) дисциплины |
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах) |
Форма текущего контроля успеваемости (по
неделям семестра), форма промежуточной аттестации (по
семестрам)
|
||||||||
№ п\п |
Семестр |
Лекции |
Семинары |
Практические занятия |
Лабораторные работы |
Контрольные работы |
СРС |
КП / КР |
Консультация |
Контроль |
||
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестирование |
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестирование |
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестирование |
Всего за
семестр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1.2. Содержание дисциплины
4.1.2.1. Перечень лекций
Семестр 3
Раздел 1. Основы экономической теории
Лекция 1.
Предмет и метод экономической теории. Экономические потребности и ресурсы. Кривая производственных возможностей. Экономическая система общества (2 часа).
Раздел 2. Микроэкономика
Лекция 2.
Механизмы функционирования рынка. Закон спроса. Закон предложения. Рыночное равновесие и его нарушения. Эластичность спроса и предложения (2 часа).
Лекция 3.
Теория издержек и прибыли. Выручка фирмы. Издержки. Прибыль (2 часа).
Лекция 4.
Рыночная конкуренция и ее виды. Поведение фирмы в условиях современной конкуренции. Чистая монополия и ее особенности. Монополистическая конкуренция. Олигополия (2 часа).
Раздел 3. Макроэкономика
Лекция 5.
Введение в макроэкономику. Основные цели и проблемы макроэкономического регулирования. Основные макроэкономические показатели. Система национальных счетов (2 часа).
Лекция 6.
Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и факторы его определяющие. Совокупное предложение: различия в интерпретации формы (2 часа).
Лекция 7.
Макроэкономическая нестабильность. Сущность и виды инфляции. Занятость и безработица. Типы безработицы (2 часа).
Лекция 8.
Денежно-кредитная политика государства. Сущность и функции денег. Денежная масса. Сущность и структура кредитной системы. Банковская система, основные типы коммерческих банков, их функции и операции. Центробанк, его роль и функции (2 часа).
4.1.2.2.
Перечень практических занятий
Семестр 3
Раздел 1. Основы экономической теории
Практическое занятие 1.
Экономическая теория: предмет, методы исследования этапы развития (2 часа).
Практическое занятие 2.
Блага, потребности, ресурсы, координация выбора в различных хозяйственных системах (2 часа).
Раздел 2. Микроэкономика
Практическое занятие 3.
Спрос и предложение (2 часа).
Практическое занятие 4.
Эластичность спроса и предложения (2 часа).
Практическое занятие 5.
Теория потребительского поведения (2 часа).
Практическое занятие 6.
Теория производства и издержек (2 часа).
Практическое занятие 7.
Конкуренция и ее виды. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции (2 часа).
Практическое занятие 8.
Рынок несовершенной конкуренции (2 часа).
Практическое занятие 9.
Рынки факторов производства и формирование факторных доходов (2 часа).
Раздел 3. Макроэкономика
Практическое занятие 10.
Понятие воспроизводства, система национальных счетов как отражение процесса воспроизводства (2 часа).
Практическое занятие 11.
Общее макроэкономическое равновесие. Модель AD-AS (2 часа).
Практическое занятие 12.
Инфляция и безработица (2 часа).
Практическое занятие 13.
Роль государства в регулировании рыночной экономики (2 часа).
Практическое занятие 14.
Финансовая система и бюджетно-налоговая политика государства (2 часа).
Практическое занятие 15.
Денежная и кредитно-банковская системы государства (2 часа).
Практическое занятие 16.
Цикличность развития рыночной экономики. Теории экономического роста (2 часа).
Методические указания для практических занятий приведены в https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=2611
4.1.2.3.
Перечень лабораторных работ
Не планируется.
4.1.2.4. Перечень
учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.
Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.
Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:
1. Экономическая теория: предмет и методы исследования, этапы развития.
2. Блага, потребности, ресурсы, координация выбора в различных хозяйственных системах.
3. Теория спроса и предложения. Понятие и виды эластичности.
4. Издержки производства и прибыль, экономическое равновесие фирмы, максимальная прибыль в условиях совершенной конкуренции.
5. Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции.
6. Рынки факторов производства и формирование факторных доходов.
7. Понятие воспроизводства, система национальных счетов как отражение процесса воспроизводства.
8. Роль государства в рыночной экономике.
9. Общее макроэкономическое равновесие. Модель совокупного спроса и совокупного предложения (AD-AS).
10. Цикличность развития экономики. Теории экономического роста .
11. Денежная и кредитно-банковская системы государства.
12. Финансовая система и бюджетно-налоговая политика государства.
4.1.2.5.
Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР
Не планируется.
4.1.2.6.
Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)
Не планируется.
5. Образовательные технологии
На лекционных, практических и лабораторных занятиях используются традиционные формы их проведения с элементами активных форм обучения, таких, как: Проблемная лекция – форма учебной работы, в рамках которой новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска её решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения. Доклад – это развернутое устное сообщение на какую-либо тему, сделанное публично. Он является разновидностью самостоятельной научной работы студента, часто применяется на семинарах. Работая над докладом, студент закрепляет полученный на лекциях материал, приобретает научно-исследовательские умения, а также приобретает опыт публичного выступления. Дискуссия – аргументированное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Моделирование – исследование объектов познания на их моделях, построение и изучение моделей реально существующих предметов (явлений, процессов) для их определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и прогнозирования. Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, разделенных на три блока: простые тестовые задания, усложненные задания и сложные творческие задания. Опрос и оценивание результатов автоматизированы.
6. Оценочные
средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по
итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной
работы студентов.
Фонды оценочных средств приведены в приложении.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Экономика
7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине
1. Салихов Б.В. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник/ Салихов Б.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 724 c.
- http://www.iprbookshop.ru/17604
2. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ В.М. Агеев [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 696 c.
- http://www.iprbookshop.ru/24847
3. Экономическая теория. Микроэкономика-1, 2 [Электронный ресурс]: учебник/ Г.П. Журавлева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 934 c.
- http://www.iprbookshop.ru/14126
4. Политическая экономия (экономическая теория) [Электронный ресурс]: учебник/ В.М. Агеев [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2013.
- http://www.iprbookshop.ru/4437
5. Экономическая теория. Макроэкономика-1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций [Электронный ресурс]: учебник/ Г.П. Журавлева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 919 c.
- http://www.iprbookshop.ru/24848
6. Экономическая теория. Экспресс-курс: учебное пособие / коллектив авторов, под ред. Грязновой А.Г., Думной Н.Н., Юданова А.Ю. - М.: Кнорус, 2014. - 608 с.
- http://www.book.ru/book/919293/view/2
7. Экономическая теория: учебное пособие / Чернецова Н.С., Скворцова В.А., Медушевская И.Е. - М.: Кнорус, 2014. - 264 с.
- http://www.book.ru/book/916065/view/2
8. Экономическая теория. Краткий курс: учебник / Камаев В.Д., Ильчиков М.З., Борисовская Т.А. - М.: Кнорус, 2014. - 384 с.
- http://www.book.ru/book/916006/view/2
9. Экономика: учебное пособие / Ермаков С.Л., Устинов С.В., Юденков Ю.Н. - М.: Кнорус, 2013. - 272 с.
- http://www.book.ru/book/917624/view/2
10. Экономическая теория: учебное пособие / С.С. Носова. - М.: Кнорус, 2015. - 336 с.
- http://www.book.ru/book/916555/view/2
11. Экономическая теория для бакалавров: учебное пособие / Носова С.С., Новичкова В.И. - М.: Кнорус, 2016. - 368 с.
- http://www.book.ru/book/918694/view/2
12. Экономическая теория: учебное пособие / Под ред. В.М. Соколинского. - М.: Кнорус, 2016. - 464 с.
- http://www.book.ru/book/918437/view/2
13. Экономика: учебное пособие / Под ред. Н.Н. Думной. - М.: Кнорус, 2016. - 220 с.
- http://www.book.ru/book/917858/view/2
14. Экономика: учебное пособие / Анофриков С.П., Казначеев Д.А., Кулешова Н.В., Савиных А.Н. под ред. А.Н. Савиных. - М.: Кнорус, 2016. - 240 с.
- http://www.book.ru/book/916993/view/2
15. Современная экономика: учебное пособие / Под ред. О.Ю. Мамедова. - М.: Кнорус, 2016. - 316 с.
- http://www.book.ru/book/917881/view/2
16. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ И.К. Ларионов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 408 c.
- http://www.iprbookshop.ru/11011
17. Войтов А.Г. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Войтов А.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 391 c.
- http://www.iprbookshop.ru/11012
18. Николаева И.П. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник/ Николаева И.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 327 c. - http://www.iprbookshop.ru/52262
7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине
1.
Елисеев А.С. Экономика [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Елисеев А.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 528 c.
- http://www.iprbookshop.ru/52276
2.
Нуралиев С.У. Экономика [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Нуралиев С.У., Нуралиева Д.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 431 c.
- http://www.iprbookshop.ru/35332
3.
Елисеев А.С. Экономика. Бизнес-курс МВА [Электронный ресурс]/ Елисеев А.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 498 c.
- http://www.iprbookshop.ru/11009
4.
Толмачева Р.П. Экономическая история [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Толмачева Р.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 320 c.
- http://www.iprbookshop.ru/24846
5.
Агапова Т.А. Макроэкономика [Электронный ресурс]: учебник/ Агапова Т.А., Серёгина С.Ф.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013.— 560 c.
- http://www.iprbookshop.ru/17022
6.
Максимова В.Ф. Микроэкономика [Электронный ресурс]: учебник/ Максимова В.Ф.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013.— 496 c.
- http://www.iprbookshop.ru/17025
7.
Микроэкономика: учебное пособие / Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. - М.: Кнорус, 2013. - 280 с.
- http://www.book.ru/book/917627/view/2
8.
Экономическая теория. Кейсы из российской практики. Бакалавриат: учебное пособие / Под ред. Думной Н.Н., Эскиндарова М.А. - М.: Кнорус, 2016. - 256 с.
- http://www.book.ru/book/919269/view/2
9.
Экономическая теория. Дистанционное обучение: учебное пособие / С.С. Носова. - М.: Кнорус, 2016. - 254 с.
- http://www.book.ru/book/918042/view/2
10.
Микроэкономика. Макроэкономика: учебник / И.В. Липсиц. - М.: Кнорус, 2016. - 608 с.
- http://www.book.ru/book/919273/view/2
11.
Микроэкономика: кейсы, деловые игры, тесты: учебное пособие / Под ред. Попкова Е.Г. - М.: Кнорус, 2016. - 296 с.
- http://www.book.ru/book/916806/view/2
12.
Макроэкономика: учебное пособие / Л.Г. Симкина. - М.: Кнорус, 2016. - 336 с.
- http://www.book.ru/book/919194/view/2
13.
Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник / Под ред. Думной Н.Н., Грязновой А.Г. - М.: Кнорус, 2016. - 680 с.
- http://www.book.ru/book/918529/view/2
14.
Микроэкономика. Макроэкономика: учебник/Т.А. Борисовская, М.З. Ильчиков; под об. ред. В.Д. Камаева. - М.: КНОРУС, 2016. - 384 с. - (Бакалавриат)
- http://www.book.ru/book/916797/view/2
15.
Носова С.С. Микроэкономика. Макроэкономика: учебник/С.С. Носова. - М.: КНОРУС, 2013. - 472 с.
- http://www.book.ru/book/914456/view/2
16.
Журнал "Вопросы экономики"
- 25
экз.
17.
Газета "Экономика и жизнь"
- 25 экз.
7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:
- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;
- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;
- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.
Информационные справочные системы:
1. Справочно-правовая система «Консультант плюс»: http://www.consultant.ru/
2. Федеральный образовательный портал "Экономика, социология, менеджмент": http://ecsocman.hse.ru/
3. Федеральная служба государственной статистики:http://www.gks.ru/
4. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования: http://www.forecast.ru
5. Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН: http://www.ecfor.ru
Программное обеспечение:
Кабинет финансов и финансового менеджмента
Пакет Microsoft Office
7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
iprbookshop.ru
book.ru
8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Лекционная аудитория
Ноутбук, проектор, проекционный экран
Кабинет финансов и финансового менеджмента
Комплект учебно-методических пособий, ноутбук, проектор NEC Projector V302X, проекционный экран
9. Методические указания по освоению дисциплины
Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.
На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется решением задач по основным темам дисциплины. Группе обучающихся преподаватель выдает практические задания, включающие кейсы, задачи и ситуации. В конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.
Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.
Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет с оценкой. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую
программу дисциплины
«Экономика»
по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика
Рабочая программа дисциплины «Экономика» составлена в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика.
На изучение данного курса по учебному плану отводится
108 час. (3 ЗЕТ).
Формой итогового контроля изучения дисциплины является
зачет с оценкой .
Цель дисциплины: Цель дисциплины – дать студентам общее представление о закономерностях поведения экономических субъектов и механизме функционирования экономики на микро- и макроуровне. Задачи дисциплины: - теоретическое освоение студентами современных экономических концепций и моделей; - приобретение студентами практических навыков анализа ситуаций на конкретных рынках товаров и ресурсов, движения уровня цен и денежной массы; - выявление проблемных ситуаций на микро- и макроэкономическом уровне; - рассмотрение формирования и эволюции современной экономической мысли.
Содержание занятий соответствуют требованиям
образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной
работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.
Освоение дисциплины позволит студентам приобрести
теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей
практической деятельности.
Предлагаемые фонды оценочных средств
для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает
содержание курса и соответствуют ФГОС.
Перечень учебно-методической литературы достаточен для
изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.
Рабочая программа дисциплины «Экономика» рекомендуется для использования
в учебном процессе по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика.
31.05.2016 г.