Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ЭТиМК 

 

 

 

«   31   »       05       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Экономика     

 




Направление подготовки

09.03.03 Прикладная информатика

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

3

108 / 3  

16  

32  

 

1,6  

0,25  

49,85  

58,15  

Зач. с оц.  

Итого

108 / 3  

16  

32  

 

1,6  

0,25  

49,85  

58,15  

 

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Цель дисциплины – дать студентам общее представление о закономерностях поведения экономических субъектов и механизме функционирования экономики на микро- и макроуровне.

Задачи дисциплины:

- теоретическое освоение студентами современных экономических концепций и моделей;

- приобретение студентами практических навыков анализа ситуаций на конкретных рынках товаров и ресурсов, движения уровня цен и денежной массы;

- выявление проблемных ситуаций на микро- и макроэкономическом уровне;

- рассмотрение формирования и эволюции современной экономической мысли.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.07))

Дисциплина базируется на знаниях, полученных студентами в ходе изучения школьной программы. Углубление и расширение вопросов, изложенных в курсе «Экономика», будет осуществляться во время работы студентов над дисциплинами: "Экономическое моделирование", "Оценка экономической эффективности информационных систем".

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности.

ОПК-2 способность анализировать социально-экономические задачи и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основные проблемы экономической теории, видеть их многообразие и взаимосвязь с процессами, происходящими в обществе (ОК-3).

категориальный аппарат микро- и макроэкономики на уровне понимания и свободного воспроизведения (ОПК-2).

2) Уметь:

выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций на микро- и макроуровне (ОК-3).

анализировать социально-экономические явления и процессы с применением методов математического моделирования (ОПК-2).

3) Владеть:

навыками использования основ экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3).

методикой расчета наиболее важных показателей, важнейшими методами анализа экономических явлений (ОПК-2).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Основы экономической теории

3

2

4

10

тестирование

2

Микроэкономика

3

6

14

20

тестирование

3

Макроэкономика

3

8

14

28,15

тестирование

Всего за  семестр

108

16

32

58,15

1,6

0,25

Зач. с оц.

Итого   

108

16

32

58,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 3

Раздел 1. Основы экономической теории

Лекция 1.

Предмет и метод экономической теории. Экономические потребности и ресурсы. Кривая производственных возможностей. Экономическая система общества (2 часа).

Раздел 2. Микроэкономика

Лекция 2.

Механизмы функционирования рынка. Закон спроса. Закон предложения. Рыночное равновесие и его нарушения. Эластичность спроса и предложения (2 часа).

Лекция 3.

Теория издержек и прибыли. Выручка фирмы. Издержки. Прибыль (2 часа).

Лекция 4.

Рыночная конкуренция и ее виды. Поведение фирмы в условиях современной конкуренции. Чистая монополия и ее особенности. Монополистическая конкуренция. Олигополия (2 часа).

Раздел 3. Макроэкономика

Лекция 5.

Введение в макроэкономику. Основные цели и проблемы макроэкономического регулирования. Основные макроэкономические показатели. Система национальных счетов (2 часа).

Лекция 6.

Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и факторы его определяющие. Совокупное предложение: различия в интерпретации формы (2 часа).

Лекция 7.

Макроэкономическая нестабильность. Сущность и виды инфляции. Занятость и безработица. Типы безработицы (2 часа).

Лекция 8.

Денежно-кредитная политика государства. Сущность и функции денег. Денежная масса. Сущность и структура кредитной системы. Банковская система, основные типы коммерческих банков, их функции и операции. Центробанк, его роль и функции (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 3

Раздел 1. Основы экономической теории

Практическое занятие 1.

Экономическая теория: предмет, методы исследования этапы развития (2 часа).

Практическое занятие 2.

Блага, потребности, ресурсы, координация выбора в различных хозяйственных системах (2 часа).

Раздел 2. Микроэкономика

Практическое занятие 3.

Спрос и предложение (2 часа).

Практическое занятие 4.

Эластичность спроса и предложения (2 часа).

Практическое занятие 5.

Теория потребительского поведения (2 часа).

Практическое занятие 6.

Теория производства и издержек (2 часа).

Практическое занятие 7.

Конкуренция и ее виды. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции (2 часа).

Практическое занятие 8.

Рынок несовершенной конкуренции (2 часа).

Практическое занятие 9.

Рынки факторов производства и формирование факторных доходов (2 часа).

Раздел 3. Макроэкономика

Практическое занятие 10.

Понятие воспроизводства, система национальных счетов как отражение процесса воспроизводства (2 часа).

Практическое занятие 11.

Общее макроэкономическое равновесие. Модель AD-AS (2 часа).

Практическое занятие 12.

Инфляция и безработица (2 часа).

Практическое занятие 13.

Роль государства в регулировании рыночной экономики (2 часа).

Практическое занятие 14.

Финансовая система и бюджетно-налоговая политика государства (2 часа).

Практическое занятие 15.

Денежная и кредитно-банковская системы государства (2 часа).

Практическое занятие 16.

Цикличность развития рыночной экономики. Теории экономического роста (2 часа).

 

Методические указания для практических занятий приведены в https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=2611

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Экономическая теория: предмет и методы исследования, этапы развития.

2. Блага, потребности, ресурсы, координация выбора в различных хозяйственных системах.

3. Теория спроса и предложения. Понятие и виды эластичности.

4. Издержки производства и прибыль, экономическое равновесие фирмы, максимальная прибыль в условиях совершенной конкуренции.

5. Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции.

6. Рынки факторов производства и формирование факторных доходов.

7. Понятие воспроизводства, система национальных счетов как отражение процесса воспроизводства.

8. Роль государства в рыночной экономике.

9. Общее макроэкономическое равновесие. Модель совокупного спроса и совокупного предложения (AD-AS).

10. Цикличность развития экономики. Теории экономического роста .

11. Денежная и кредитно-банковская системы государства.

12. Финансовая система и бюджетно-налоговая политика государства.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

На лекционных, практических и лабораторных занятиях используются традиционные формы их проведения с элементами активных форм обучения, таких, как:

Проблемная лекция – форма учебной работы, в рамках которой новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска её решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

Доклад – это развернутое устное сообщение на какую-либо тему, сделанное публично. Он является разновидностью самостоятельной научной работы студента, часто применяется на семинарах. Работая над докладом, студент закрепляет полученный на лекциях материал, приобретает научно-исследовательские умения, а также приобретает опыт публичного выступления.

Дискуссия – аргументированное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы.

Моделирование – исследование объектов познания на их моделях, построение и изучение моделей реально существующих предметов (явлений, процессов) для их определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и прогнозирования.

Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, разделенных на три блока: простые тестовые задания, усложненные задания и сложные творческие задания. Опрос и оценивание результатов автоматизированы.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Экономика

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Салихов Б.В. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник/ Салихов Б.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 724 c. - http://www.iprbookshop.ru/17604

2. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ В.М. Агеев [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 696 c. - http://www.iprbookshop.ru/24847

3. Экономическая теория. Микроэкономика-1, 2 [Электронный ресурс]: учебник/ Г.П. Журавлева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 934 c. - http://www.iprbookshop.ru/14126

4. Политическая экономия (экономическая теория) [Электронный ресурс]: учебник/ В.М. Агеев [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2013. - http://www.iprbookshop.ru/4437

5. Экономическая теория. Макроэкономика-1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций [Электронный ресурс]: учебник/ Г.П. Журавлева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 919 c. - http://www.iprbookshop.ru/24848

6. Экономическая теория. Экспресс-курс: учебное пособие / коллектив авторов, под ред. Грязновой А.Г., Думной Н.Н., Юданова А.Ю. - М.: Кнорус, 2014. - 608 с. - http://www.book.ru/book/919293/view/2

7. Экономическая теория: учебное пособие / Чернецова Н.С., Скворцова В.А., Медушевская И.Е. - М.: Кнорус, 2014. - 264 с. - http://www.book.ru/book/916065/view/2

8. Экономическая теория. Краткий курс: учебник / Камаев В.Д., Ильчиков М.З., Борисовская Т.А. - М.: Кнорус, 2014. - 384 с. - http://www.book.ru/book/916006/view/2

9. Экономика: учебное пособие / Ермаков С.Л., Устинов С.В., Юденков Ю.Н. - М.: Кнорус, 2013. - 272 с. - http://www.book.ru/book/917624/view/2

10. Экономическая теория: учебное пособие / С.С. Носова. - М.: Кнорус, 2015. - 336 с. - http://www.book.ru/book/916555/view/2

11. Экономическая теория для бакалавров: учебное пособие / Носова С.С., Новичкова В.И. - М.: Кнорус, 2016. - 368 с. - http://www.book.ru/book/918694/view/2

12. Экономическая теория: учебное пособие / Под ред. В.М. Соколинского. - М.: Кнорус, 2016. - 464 с. - http://www.book.ru/book/918437/view/2

13. Экономика: учебное пособие / Под ред. Н.Н. Думной. - М.: Кнорус, 2016. - 220 с. - http://www.book.ru/book/917858/view/2

14. Экономика: учебное пособие / Анофриков С.П., Казначеев Д.А., Кулешова Н.В., Савиных А.Н. под ред. А.Н. Савиных. - М.: Кнорус, 2016. - 240 с. - http://www.book.ru/book/916993/view/2

15. Современная экономика: учебное пособие / Под ред. О.Ю. Мамедова. - М.: Кнорус, 2016. - 316 с. - http://www.book.ru/book/917881/view/2

16. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ И.К. Ларионов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 408 c. - http://www.iprbookshop.ru/11011

17. Войтов А.Г. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Войтов А.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 391 c. - http://www.iprbookshop.ru/11012

18. Николаева И.П. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник/ Николаева И.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 327 c. - http://www.iprbookshop.ru/52262

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Елисеев А.С. Экономика [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Елисеев А.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 528 c. - http://www.iprbookshop.ru/52276

2. Нуралиев С.У. Экономика [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Нуралиев С.У., Нуралиева Д.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 431 c. - http://www.iprbookshop.ru/35332

3. Елисеев А.С. Экономика. Бизнес-курс МВА [Электронный ресурс]/ Елисеев А.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 498 c. - http://www.iprbookshop.ru/11009

4. Толмачева Р.П. Экономическая история [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Толмачева Р.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 320 c. - http://www.iprbookshop.ru/24846

5. Агапова Т.А. Макроэкономика [Электронный ресурс]: учебник/ Агапова Т.А., Серёгина С.Ф.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013.— 560 c. - http://www.iprbookshop.ru/17022

6. Максимова В.Ф. Микроэкономика [Электронный ресурс]: учебник/ Максимова В.Ф.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013.— 496 c. - http://www.iprbookshop.ru/17025

7. Микроэкономика: учебное пособие / Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. - М.: Кнорус, 2013. - 280 с. - http://www.book.ru/book/917627/view/2

8. Экономическая теория. Кейсы из российской практики. Бакалавриат: учебное пособие / Под ред. Думной Н.Н., Эскиндарова М.А. - М.: Кнорус, 2016. - 256 с. - http://www.book.ru/book/919269/view/2

9. Экономическая теория. Дистанционное обучение: учебное пособие / С.С. Носова. - М.: Кнорус, 2016. - 254 с. - http://www.book.ru/book/918042/view/2

10. Микроэкономика. Макроэкономика: учебник / И.В. Липсиц. - М.: Кнорус, 2016. - 608 с. - http://www.book.ru/book/919273/view/2

11. Микроэкономика: кейсы, деловые игры, тесты: учебное пособие / Под ред. Попкова Е.Г. - М.: Кнорус, 2016. - 296 с. - http://www.book.ru/book/916806/view/2

12. Макроэкономика: учебное пособие / Л.Г. Симкина. - М.: Кнорус, 2016. - 336 с. - http://www.book.ru/book/919194/view/2

13. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник / Под ред. Думной Н.Н., Грязновой А.Г. - М.: Кнорус, 2016. - 680 с. - http://www.book.ru/book/918529/view/2

14. Микроэкономика. Макроэкономика: учебник/Т.А. Борисовская, М.З. Ильчиков; под об. ред. В.Д. Камаева. - М.: КНОРУС, 2016. - 384 с. - (Бакалавриат) - http://www.book.ru/book/916797/view/2

15. Носова С.С. Микроэкономика. Макроэкономика: учебник/С.С. Носова. - М.: КНОРУС, 2013. - 472 с. - http://www.book.ru/book/914456/view/2

16. Журнал "Вопросы экономики" - 25 экз.

17. Газета "Экономика и жизнь" - 25 экз.

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

1. Справочно-правовая система «Консультант плюс»: http://www.consultant.ru/

2. Федеральный образовательный портал "Экономика, социология, менеджмент": http://ecsocman.hse.ru/

3. Федеральная служба государственной статистики:http://www.gks.ru/

4. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования: http://www.forecast.ru

5. Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН: http://www.ecfor.ru

Программное обеспечение:

Кабинет финансов и финансового менеджмента

Пакет Microsoft Office

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

book.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лекционная аудитория

Ноутбук, проектор, проекционный экран

Кабинет финансов и финансового менеджмента

Комплект учебно-методических пособий, ноутбук, проектор NEC Projector V302X, проекционный экран

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется решением задач по основным темам дисциплины. Группе обучающихся преподаватель выдает практические задания, включающие кейсы, задачи и ситуации. В конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет с оценкой. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Экономика»

по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика

 

Рабочая программа дисциплины «Экономика» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет с оценкой .

Цель дисциплины: Цель дисциплины – дать студентам общее представление о закономерностях поведения экономических субъектов и механизме функционирования экономики на микро- и макроуровне.

Задачи дисциплины:

- теоретическое освоение студентами современных экономических концепций и моделей;

- приобретение студентами практических навыков анализа ситуаций на конкретных рынках товаров и ресурсов, движения уровня цен и денежной массы;

- выявление проблемных ситуаций на микро- и макроэкономическом уровне;

- рассмотрение формирования и эволюции современной экономической мысли.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Экономика» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика.

 

31.05.2016 г.