Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ИЯ 

 

 

 

«   20   »       03       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Античная культура     

 




Направление подготовки

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

2

108 / 3  

 

48  

 

2  

0,35  

50,35  

31  

Экз.(26,65)  

Итого

108 / 3  

 

48  

 

2  

0,35  

50,35  

31  

26,65  

 

Муром, 2015 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: ознакомление с историческим процессом формирования многообразия культур и цивилизаций, типов и форм культурной социальной жизни через распространение античной культуры в странах изучаемых языков; показать связь между античностью и современной цивилизацией.

Задачами дисциплины являются усвоение теоретических основ античной культуры; развитие понимания роли античной науки и культуры в развитии цивилизаций.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.ДВ.01.02))

Курс "Античная культура" базируется на школьных курсах "Мировая художественная культура", "История мировых цивилизаций", является базой для дисциплины "Культурология".

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основные закономерности развития античной культуры как основы современной цивилизации (ОК-1).

2) Уметь:

понимать особенности античной культуры, отраженные в исторических текстах (ОК-1).

3) Владеть:

готовностью к анализу событий и явлений античной культуры с позиции современности (ОК-1).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Быт древних римлян.

2

4

0

Устный опрос. Письменный опрос. Тестирование.

2

Повседневная жизнь древних римлян.

2

10

11

Устный опрос. Письменный опрос. Тестирование.

3

Культурная жизнь древних римлян.

2

8

11

Устный опрос. Письменный опрос. Тестирование.

4

Общественная жизнь древних римлян.

2

10

0

Устный опрос. Письменный опрос. Тестирование.

5

Искусство в Древнем Риме.

2

16

9

Устный опрос. Письменный опрос. Тестирование.

Всего за  семестр

108

48

31

2

0,35

Экз.(26,65)

Итого   

108

48

31

2

0,35

26,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Не планируется.

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 2

Раздел 1. Быт древних римлян.

Практическое занятие 1.

Древний Рим и современное градостроительство (2 часа).

Практическое занятие 2.

Древний Рим и современное градостроительство (2 часа).

Раздел 2. Повседневная жизнь древних римлян.

Практическое занятие 3.

Религия в Древнем Риме (2 часа).

Практическое занятие 4.

Религия в Древнем Риме (2 часа).

Практическое занятие 5.

Появление развитие денежной системы (2 часа).

Практическое занятие 6.

Появление развитие денежной системы (2 часа).

Раздел 3. Общественная жизнь древних римлян.

Практическое занятие 7.

Элементы римской цивилизации (2 часа).

Раздел 4. Культурная жизнь древних римлян.

Практическое занятие 8.

История Олимпийских игр, спортивные игры в Риме (2 часа).

Практическое занятие 9.

Деловая жизнь Древнего Рима (2 часа).

Раздел 5. Повседневная жизнь древних римлян.

Практическое занятие 10.

Сельское хозяйство у древних римлян (2 часа).

Раздел 6. Общественная жизнь древних римлян.

Практическое занятие 11.

Военное искусство Древнего Рима (2 часа).

Раздел 7. Культурная жизнь древних римлян.

Практическое занятие 12.

Образование в Древнем Риме (2 часа).

Практическое занятие 13.

Образование в Древнем Риме (2 часа).

Раздел 8. Искусство в Древнем Риме.

Практическое занятие 14.

Архитектура Древнего Рима и ее влияние на развитие европейской архитектуры (2 часа).

Практическое занятие 15.

Скульптура Древнего Рима (2 часа).

Практическое занятие 16.

Поэзия Древнего Рима (2 часа).

Практическое занятие 17.

Поэзия Древнего Рима (2 часа).

Практическое занятие 18.

Театр в Древнем Риме (2 часа).

Практическое занятие 19.

Музыка Древнего Рима (2 часа).

Практическое занятие 20.

Памятники эпохи Древнего Рима на территории европейских стран (2 часа).

Практическое занятие 21.

Памятники эпохи Древнего Рима на территории европейских стран (2 часа).

Раздел 9. Общественная жизнь древних римлян.

Практическое занятие 22.

Научные открытия периода Древнего Рима (2 часа).

Практическое занятие 23.

Научные открытия периода Древнего Рима (2 часа).

Практическое занятие 24.

Римский календарь (2 часа).

 

Методические указания для практических занятий приведены на ИОП "MOODLE"

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=2259#section-1

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Мифы Древнего Рима.

2. Одежда и мода в Древнем Риме.

3. Искусство книги в Древнем Риме.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются активные и интерактивные формы проведения занятий. На практических занятиях организуется индивидуальная и групповая работа, используются метод дискуссия и обучение в сотрудничестве (в малых группах).

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Античная культура

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Солопов А.И., Антонец Е.В. Латинский язык: учеб. пособие для бакалавров / А.И. Солопов, Е.В.Антонец. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 447 с. - Серия: Бакалавр. Базовый курс. - 27 экз.

2. Данилова В.Ю. Быт древнеримского общества : пособие/ В.Ю. Данилова; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г.Столетовых.–Владимир: Изд-во ВлГУ,2015.–83с. - http://e.lib.vlsu.ru:80/handle/123456789/4186

3. Степанская Т. М. Введение в историю искусства: учеб. пособие / Т. М. Степанская, Л. И. Нехвядович ; АлтГУ, Фак. искусств. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. - 114 с. - http://elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/1919/book1063t.pdf?sequence=1

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Морозова Т.В., Попова М.К. Литература Древней Греции и Древнего Рима: Учебно-методическое пособие. - Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2007. - 80 с. - http://window.edu.ru/resource/310/59310

2. Мякин Т.Г. История Древней Греции и Древнего Рима. Учебное пособие / Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск, 2005. - 130 с. - http://window.edu.ru/resource/103/75103

3. Дементьева В.В. История Древнего Рима. Методические указания к семинарским занятиям для студентов I курса. - Ярославль: Яросл. гос. университет им. П.Г. Демидова, 2007. - 26 с. - http://window.edu.ru/resource/984/69984

4. Николаев Д.В. Культура Древнего мира: учебное пособие / ГОУ ВПО СПбГТУРП. - СПб., 2011.- 49 с. - http://window.edu.ru/resource/190/76190

5. Соловьева, Н. И. Культурология [Электронный ресурс] / Соловьева Н. И., Носкова М. И.; АлтГУ, Фил. в г. Славгороде, Каф. гуманит. и естественнонауч. дисциплин. - Учеб.-метод. электрон. изд. - Славгород: [б. и.], 2012.- 73с. - http://elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/191/bookt168.pdf?sequence=1

6. Иностранные языки в школе (научно-методический журнал) 2008-2015 - 109 экз.

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

1. Словарь античных крылатых слов и выражений, режим доступа: http://www.russianlutheran.org/gymnasium/slovar/slovar.html

2. Онлайн словарь-справочник по античной культуре, режим доступа: onlineslovari.com/antichnyiy_mir_slovar_spravochnik/

3. Справочник по культурологии, режим доступа: www.artap.ru/cult/antiquuss.htm

Программное обеспечение:

Учебно-методический ресурсный центр / Медиазал

Open Office (freeware, Apache License);

ABBYY Lingvo x3 Европейская версия (BOX, договор №739 от 01.12.2008 года).

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

e.lib.vlsu.ru:80

elibrary.asu.ru

window.edu.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Учебно-методический ресурсный центр / Медиазал

Комплект учебно-методических пособий, комплект периодических изданий, видео-аудиоматериалы на иностранных языках, аудио-видеокурсы для обучения иностранным языкам, специализированная литература на иностранных языках; DVD плеер V527S, видеомагнитофон LG, телевизор LG Electronics KF-15FA92S 502 INZY 00653, телевизор LG 29K37, сканер HP SI2200, принтер HP LJ-1200, копировальный аппарат Canon FC-226, копировальный аппарат Canon, компьютер: монитор LCD19˝LG, сист. блок Cel-DC E1200/1.6/1024Mb/DVD-RW, клавиатура, мышь ДВК, музыкальный центр Panasonic, видеокамера Panasonic M3000, акустическая система мультимедийная SVEN SPS-611, магнитофон Philips AW7150/14s, магнитофон Philips AQ 4150/14s – 7шт. Доступ к сети Интернет.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

На практических занятиях пройденный материал закрепляется выполнением письменных и устных заданий по основным темам дисциплины. Задания, полученные на занятии выполняются индивидуально. Результаты выполнения заданий обучающиеся демонстрируют преподавателю. Исправление ошибок обучающиеся осуществляют самостоятельно в устной и письменной форме.

Самостоятельная работа студентов является основным способом овладения учебным материалом по данной дисциплине во внеаудиторное время. Формами самостоятельной работы студентов являются написание эссе, анализ текстов, подготовка сообщений и презентаций. Выполнение таких видов работ способствует формированию навыков самостоятельного исследования, творчества, реализации междисциплинарных связей, повышению уровня общекультурной подготовки, глубокому усвоению учебного материала.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Античная культура»

по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

 

Рабочая программа дисциплины «Античная культура» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: ознакомление с историческим процессом формирования многообразия культур и цивилизаций, типов и форм культурной социальной жизни через распространение античной культуры в странах изучаемых языков; показать связь между античностью и современной цивилизацией.

Задачами дисциплины являются усвоение теоретических основ античной культуры; развитие понимания роли античной науки и культуры в развитии цивилизаций.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Античная культура» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

 

20.03.2016 г.