Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ИЯ 

 

 

 

«   20   »       03       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Теоретическая грамматика     

 




Направление подготовки

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

7

144 / 4  

16  

16  

 

3,6  

0,35  

35,95  

81,4  

Экз.(26,65)  

Итого

144 / 4  

16  

16  

 

3,6  

0,35  

35,95  

81,4  

26,65  

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: формирование у студентов научного представления о грамматическом строе изучаемого языка в соответствии с современным состоянием лингвистических знаний, овладение современными методами грамматико-лингвистического анализа для достижения метапредметных и предметных результатов обучения.

Задачи дисциплины: развитие умений в области анализа отдельных единиц грамматического строя и закономерностей их функционирования в речи в контексте будущей профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.ДВ.08.01))

Курс "Теоретическая грамматика" базируется на курсах "Введение в языкознание", "Практика устной и письменной речи", "Практическая фонетика", "Практическая грамматика". Углубление и расширение вопросов, изложенных в данном курсе, будет осуществляться в процессе изучения дисциплин «Теория и практика перевода", "Стилистика", а также в ходе написания курсовых работ, ВКР и прохождения производственной практики.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основные теоретические понятия и закономерности развития морфологии и синтаксиса английского языка (ПК-4).

2) Уметь:

узнавать и понимать грамматические явления (ПК-4).

3) Владеть:

готовностью к грамматическому анализу иноязычных текстов в процессе решения задач образовательной и профессиональной деятельности (ПК-4).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Морфология

7

12

12

40

тестирование, устный опрос

2

Синтаксис

7

4

4

41,4

тестирование, устный опрос

Всего за  семестр

144

16

16

81,4

3,6

0,35

Экз.(26,65)

Итого   

144

16

16

81,4

3,6

0,35

26,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 7

Раздел 1. Морфология

Лекция 1.

Морфемная структура слова (2 часа).

Лекция 2.

Категориальная структура слова (2 часа).

Лекция 3.

Части речи. (2 часа).

Лекция 4.

Имя существительное и его категории (2 часа).

Лекция 5.

Глагол. Неличные формы глагола (2 часа).

Лекция 6.

Глагол и его категории (2 часа).

Раздел 2. Синтаксис

Лекция 7.

Cловосочетание. Предложение. (2 часа).

Лекция 8.

Сложное предложение (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 7

Раздел 1. Морфология

Практическое занятие 1.

Морфемная структура слова (2 часа).

Практическое занятие 2.

Категориальная структура слова (2 часа).

Практическое занятие 3.

Части речи. (2 часа).

Практическое занятие 4.

Имя существительное и его категории (2 часа).

Практическое занятие 5.

Глагол. Неличные формы глагола (2 часа).

Практическое занятие 6.

Глагол и его категории (2 часа).

Раздел 2. Синтаксис

Практическое занятие 7.

Cловосочетание. Предложение. (2 часа).

Практическое занятие 8.

Сложное предложение (2 часа).

 

Методические указания для практических занятий приведены на ИОП "MOODLE"

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=2270

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Теоретическая грамматика как наука.

2. Имя прилагательное и наречие.

3. Лингвистика текста .

4. Прагматика .

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины применяются элементы технологии проблемного обучения на лекциях и практических занятиях. В рамках самостоятельной работы осуществляется

персонифицированная работа студентов в информационно-образовательном портале MOODLE.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Теоретическая грамматика

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Гуревич В.В. Теоретическая грамматика англ. яз. Сравнительная типология англ. и рус. яз.: Учебное пособие/ В.В.Гуревич. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 168 с. ISBN 5-89349-422-9 - 24 экз.

2. Худяков А.А. Теоретическая грамматика англ. яз: Учеб. пособие для студ. филол. фак. и фак. иностр. яз. высш. учеб. заведений/ А.А. Худяков. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с. ISBN 5-7695-2125-2 - 15 экз.

3. Тивьяева И.В. Лекции по теоретической грамматике английского языка. - Тула: Тульский гос. ун-т, 2007. - 140 с. - http://window.edu.ru/resource/740/67740

4. Тивьяева И.В. Методические рекомендации к семинарам по теоретической грамматике английского языка. - Тула: Тульский гос. ун-т, 2006. - 64 с. - http://window.edu.ru/resource/741/67741

5. Червякова Л.Д. Практикум по теоретической грамматике англ. яз.: Учеб. пособие. Изд. 2-е, исп. и доп. – М.: Изд-во РУДН, 2006. – 171 с. ISBN 5-209-01892-Х - 15 экз.

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Вопросы языкознания. - М.: Российская академия наук: Наука- 2013-2017. - 30 экз.

2. Humboldt University, Berlin.Fundamental.engl.syntax.2014.online.einseitig.pdf - https://www.angl.hu-berlin.de/department/staff/1685901/unterrichtsmateriaien/fundamental-engl-syntax - https://www.angl.hu-berlin.de/department/staff/1685901/unterrichtsmaterialien/fundamental-engl-syntax-2014-online-einseitig.pdf/view

3. Сослагательное наклонение= The oblique moods : учеб. посо-бие по грамматике англ. яз. / М. В. Цветкова; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир: ВлГУ, 2013. – 76 с. ISBN 978-5-9984-0388-0 - http://e.lib.vlsu.ru/handle/123456789/2781

4. Ионина А.А., Саакян А.С. Английская грамматика. Теория и практика: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. -448 с. ISBN 978-5-482-01910-8 - 15 экз.

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

1. Онлайн словарь Мультитран, адрес доступа:

http://www.multitran.ru/c/m.exe?a=1&SHL=2

2. Онлайн словари и энциклопедии на «Академике», адрес доступа:

http://translate.academic.ru/

3. Онлайн словарь Абби Лингво, адрес доступа:

https://www.lingvolive.com/ru-ru

4. Онлайн словари английского языка Оксфордского университета, адрес доступа: https://en.oxforddictionaries.com/

5. Онлайн словарь английского языка Кембриджского университета, адрес доступа: http://dictionary.cambridge.org/ru/

6. Онлайн Мериам-Уэбстерский словарь английского языка, адрес доступа:

http://www.merriam-webster.com/

Программное обеспечение:

Компьютерный класс. Лекционная аудитория

Microsoft Office Standard 2010 Open License Pack No Level Academic Edition (Государственный контракт №1 от 10.01.2012 года);

ABBYY Lingvo x3 Европейская версия (BOX, договор №739 от 01.12.2008 года).

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

window.edu.ru

angl.hu-berlin.de

e.lib.vlsu.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Компьютерный класс. Лекционная аудитория

11 комплектов аудиогарнитуры, комплект учебно-методических пособий, комплект проекционного оборудования (проектор NEC V302XG + проекционный экран), коммутатор Switch, плазменный телевизор Panasonic 42VS80, DVD плеер V315S, 11 компьютеров: монитор LCD 19˝ Samsung, сист. блок Intel E2160/1.8/2048Mb/DVD-RW, клавиатура, мышь. Доступ к сети Интернет.

Кабинет английского языка

Комплект учебно-методических пособий.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Лекции проводятся на изучаемом языке в сопровождении электронной презентации. С целью успешного освоения теоретического материала преподаватель знакомит студентов со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы. Уточняется, каким дополнительным пособиям студенту следует отдать предпочтение. Студент ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями. Во время лекции преподаватель задает студентам проблемные вопросы, связанные с проектированием профессиональной деятельности, опираясь на зафиксированную информацию и с учетом собственного опыта учебной деятельности.

Практические занятия проводятся на изучаемом языке. Рассмотрение каждой темы начинается с обращения к информации, полученной на соответствующих лекциях. При изучении того или иного грамматического явления внимание студентов обращается на определения, особенности, закономерности, классификации. Студентам предлагается ответить на вопросы по основным теоретическим проблемам, после чего выполняются практические задания, связанные с грамматическим анализом текстового иноязычного материала. В случае затруднения студентов преподаватель дает дополнительные комментарии по конкретному грамматическому явлению. Занятие завершается подведением итогов и определением внеаудиторной самостоятельной работы, нацеленной на дальнейшую тренировку и закрепление изучаемых грамматических явлений.

Студенты осуществляют внеаудиторную учебную деятельность в рамках тем, отводимых на самостоятельное изучение. Самостоятельно выбираются методы, формы и режим выполнения самостоятельной работы в соответствии с личностными особенностями, уровнем подготовки, условиями выполнения. Студент самостоятельно отслеживает процесс и успешность своего продвижения в овладении учебным материалом. Задания, выносимые на самостоятельную работу, размещены на ИОП в разделе «Теоретическая грамматика» и включают следующие: изучение теоретического материала по теме и выполнение теста, который содержит вопросы по теории и практике применения теоретических положений. Студент должен регулярно выполнять задания и отчитываться перед преподавателем в конце каждого месяца. Для успешного выполнения заданий, студент имеет возможность неограниченного количества попыток и индивидуальной временной протяженности в процессе выполнения заданий. Для эффективного выполнения заданий, выносимых на самостоятельную работу, студенту рекомендуется использовать учебно-методические материалы (конспекты соответствующих лекций), размещенные в том же разделе в ИОП, где приводится методически обработанный материал в помощь студенту по каждому изучаемому разделу. Результаты изучения тем, отводимых на самостоятельное освоение, учитываются при проведении промежуточной аттестации.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Теоретическая грамматика»

по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

 

Рабочая программа дисциплины «Теоретическая грамматика» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

На изучение данного курса по учебному плану отводится 144 час. (4 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: формирование у студентов научного представления о грамматическом строе изучаемого языка в соответствии с современным состоянием лингвистических знаний, овладение современными методами грамматико-лингвистического анализа для достижения метапредметных и предметных результатов обучения.

Задачи дисциплины: развитие умений в области анализа отдельных единиц грамматического строя и закономерностей их функционирования в речи в контексте будущей профессиональной деятельности.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Теоретическая грамматика» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

 

20.03.2016 г.