Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ИЯ 

 

 

 

«   20   »       03       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Теоретические основы второго иностранного языка     

 




Направление подготовки

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр








          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

8

144 / 4  

28  

28  

 

2,8  

0,25  

59,05  

84,95  

Зач. с оц.  

9

144 / 4  

28  

28  

 

5,8  

0,35  

62,15  

37,2  

Экз.(44,65)  

Итого

288 / 8  

56  

56  

 

8,6  

0,6  

121,2  

122,15  

44,65  

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: формирование у студентов основных знаний в области теории второго иностранного языка, формирование умения аналитически осмысливать и обобщать полученные теоретические знания на практике.

Задачи дисциплины: расширение нормативных сведений о втором иностранном (немецком) языке, обобщение и систематизация знаний о нем, совершенствование профессионально-педагогической подготовки будущего учителя иностранного языка.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.11))

Дисциплина «Теоретические оcновы второго иностранного языка» базируется на курсах "Введение в языкознание", "Практика устной и письменной речи второго иностранного языка", "Практическая фонетика второго иностранного языка", "Практическая грамматика второго иностранного языка" и в соответствующих теоретических курсах первого иностранного языка. Углубление и расширение вопросов, изложенных в данном курсе, будет осуществляться в ходе написания курсовых работ и ВКР.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основные теоретические понятия и закономерности развития немецкого языка (ПК-4).

2) Уметь:

узнавать и понимать языковые явления (ПК-4).

3) Владеть:

готовностью к анализу иноязычных текстов в процессе решения задач образовательной и профессиональной деятельности (ПК-4).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

История немецкого языка.

8

14

14

28

Устный опрос. Тестирование.

2

Теоретическая фонетика немецкого языка.

8

10

10

28

Устный опрос. Тестирование.

3

Лексикология немецкого языка.

8

4

4

28,95

Устный опрос. Тестирование.

Всего за  семестр

144

28

28

84,95

2,8

0,25

Зач. с оц.

4

Лексикология немецкого языка.

9

10

10

12,8

Устный опрос. Тестирование.

5

Теоретическая фонетика немецкого языка.

9

12

12

12,2

Устный опрос. Тестирование.

6

Стилистика немецкого языка.

9

6

6

12,2

Устный опрос. Тестирование.

Всего за  семестр

144

28

28

37,2

5,8

0,35

Экз.(44,65)

Итого   

288

56

56

122,15

8,6

0,6

44,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 8

Раздел 1. История немецкого языка.

Лекция 1.

Введение. Предмет истории немецкого языка. Периодизация истории немецкого языка (2 часа).

Лекция 2.

Древневерхненемецкий период. Фонетические особенности. Лексический запас (2 часа).

Лекция 3.

Древневерхненемецкий период. Морфологическая структура и структура предложений (2 часа).

Лекция 4.

Древневерхненемецкий период. Морфологическая структура и структура предложений (2 часа).

Лекция 5.

Средневерхненемецкий период. Фонетические особенности. Лексический запас. Морфологическая структура. Структура предложений (2 часа).

Лекция 6.

Средневерхненемецкий период. Фонетические особенности. Лексический запас. Морфологическая структура. Структура предложений (2 часа).

Лекция 7.

Ранненововерхненемецкий период. Фонетические, грамматические и орфографические особенности (2 часа).

Раздел 2. Теоретическая фонетика немецкого языка.

Лекция 8.

Основные понятия учения о фонеме (2 часа).

Лекция 9.

Артикуляционная база немецкого языка (2 часа).

Лекция 10.

Сопоставительный анализ артикуляционной базы немецкого и русского языков (2 часа).

Лекция 11.

Словесное ударение в немецком языке. Интонация немецкого языка (2 часа).

Лекция 12.

Фоностилистические варианты немецкого стандартного произношения (2 часа).

Раздел 3. Лексикология немецкого языка.

Лекция 13.

Слово как предмет изучения лексикологии (2 часа).

Лекция 14.

Семантическая дифференциация словарного состава (2 часа).

Семестр 9

Раздел 4. Лексикология немецкого языка.

Лекция 15.

Семантическая дифференциация словарного состава (2 часа).

Лекция 16.

Проблемы развития словарного состава немецкого языка (2 часа).

Лекция 17.

Проблемы развития словарного состава немецкого языка (2 часа).

Лекция 18.

Фразеология (2 часа).

Лекция 19.

Фразеология (2 часа).

Раздел 5. Теоретическая фонетика немецкого языка.

Лекция 20.

Особенности морфологии немецкого языка. Грамматический строй языка (2 часа).

Лекция 21.

Теория частей речи. Артикль. Числительное. Местоимение. Прилагательное (2 часа).

Лекция 22.

Глагол (2 часа).

Лекция 23.

Существительное (2 часа).

Лекция 24.

Синтаксис. Строение предложений (2 часа).

Лекция 25.

Текст как предмет грамматического исследования (2 часа).

Раздел 6. Стилистика немецкого языка.

Лекция 26.

Функциональные стили языка (2 часа).

Лекция 27.

Социально-профессиональная и региональная дифференциация словарного состава немецкого языка (2 часа).

Лекция 28.

Тенденции в использовании немецкого литературного языка (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 8

Раздел 1. История немецкого языка.

Практическое занятие 1.

Введение. Предмет истории немецкого языка. Периодизация истории немецкого языка (2 часа).

Практическое занятие 2.

Древневерхненемецкий период. Фонетические особенности. Лексический запас (2 часа).

Практическое занятие 3.

Древневерхненемецкий период. Морфологическая структура и структура предложений (2 часа).

Практическое занятие 4.

Древневерхненемецкий период. Морфологическая структура и структура предложений (2 часа).

Практическое занятие 5.

Средневерхненемецкий период. Фонетические особенности. Лексический запас. Морфологическая структура. Структура предложений (2 часа).

Практическое занятие 6.

Средневерхненемецкий период. Фонетические особенности. Лексический запас. Морфологическая структура. Структура предложений (2 часа).

Практическое занятие 7.

Ранненововерхненемецкий период. Фонетические, грамматические и орфографические особенности (2 часа).

Раздел 2. Теоретическая фонетика немецкого языка.

Практическое занятие 8.

Основные понятия учения о фонеме (2 часа).

Практическое занятие 9.

Артикуляционная база немецкого языка (2 часа).

Практическое занятие 10.

Сопоставительный анализ артикуляционной базы немецкого и русского языков (2 часа).

Практическое занятие 11.

Словесное ударение в немецком языке. Интонация немецкого языка (2 часа).

Практическое занятие 12.

Фоностилистические варианты немецкого стандартного произношения (2 часа).

Раздел 3. Лексикология немецкого языка.

Практическое занятие 13.

Слово как предмет изучения лексикологии (2 часа).

Практическое занятие 14.

Семантическая дифференциация словарного состава (2 часа).

Семестр 9

Раздел 4. Лексикология немецкого языка.

Практическое занятие 15.

Семантическая дифференциация словарного состава (2 часа).

Практическое занятие 16.

Проблемы развития словарного состава немецкого языка (2 часа).

Практическое занятие 17.

Проблемы развития словарного состава немецкого языка (2 часа).

Практическое занятие 18.

Фразеология (2 часа).

Практическое занятие 19.

Фразеология (2 часа).

Раздел 5. Теоретическая фонетика немецкого языка.

Практическое занятие 20.

Особенности морфологии немецкого языка. Грамматический строй языка (2 часа).

Практическое занятие 21.

Теория частей речи. Артикль. Числительное. Местоимение. Прилагательное (2 часа).

Практическое занятие 22.

Глагол (2 часа).

Практическое занятие 23.

Существительное (2 часа).

Практическое занятие 24.

Синтаксис. Строение предложений (2 часа).

Практическое занятие 25.

Текст как предмет грамматического исследования (2 часа).

Раздел 6. Стилистика немецкого языка.

Практическое занятие 26.

Функциональные стили языка (2 часа).

Практическое занятие 27.

Социально-профессиональная и региональная дифференциация словарного состава немецкого языка (2 часа).

Практическое занятие 28.

Тенденции в использовании немецкого литературного языка (2 часа).

 

Методические указания для практических занятий приведены в ИОП "MOODLE": https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=2265

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Закон Вернера.

2. Умлаут.

3. О немецком стандартном произношении.

4. Теория слога в фонетике и фонологии.

5. Фонетическое деление потока речи. Пауза.

6. Теории значения слова.

7. Учения о словообразовании в германистике немецкоязычных стран и в германистике нашей страны.

8. Методы грамматического анализа.

9. Модели предложений.

10. Фразеология современного немецкого языка в стилистическом аспекте.

11. Фонетические стилистические средства.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины "Теоретические основы второго иностранного языка" применяются активные и интерактивные технологии. При проведении практических занятий применяется технология обучение в сотрудничестве.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Теоретические основы второго иностранного языка

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Стилистика» / Н..А.Сафронова Владим. гос. ун-т [Электронный ресурс]. – Владимир: Ред.-изд. комплекс ВлГУ, 2014. - http://e.lib.vlsu.ru:80/handle/123456789/3706

2. Методические указания к лекционному курсу и по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «История немецкого языка» / Е.Е.Чикина Владим. гос. ун-т [Электронный ресурс]. – Владимир: Ред.-изд. комплекс ВлГУ, 2012. - http://e.lib.vlsu.ru:80/handle/123456789/2625

3. Методические указания к практическим занятиям и по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Лексикология» / Т.М.Тяпкина Владим. гос. ун-т [Электронный ресурс]. – Владимир: Ред.-изд. комплекс ВлГУ, 2013. - http://e.lib.vlsu.ru:80/handle/123456789/2425

4. Курс лекций по дисциплине «Лексикология» для студентов ВлГУ, обучающихся по направлению 050100 педагогическое образование / Т.М.Тяпкина Владим. гос. ун-т [Электронный ресурс]. – Владимир: Ред.-изд. комплекс ВлГУ, 2013. - http://e.lib.vlsu.ru/handle/123456789/2461

5. Методические материалы по дисциплине «Теоретическая фонетика немецкого языка» / М.А.Гедина Владим. гос. ун-т [Электронный ресурс]. – Владимир: Ред.-изд. комплекс ВлГУ, 2014. - http://e.lib.vlsu.ru:80/handle/123456789/3237

6. Гайлит М.В., Гедина М.А. Курс лекций по дисциплине «Теоретическая фонетика немецкого языка» для студентов ВлГУ, обучающихся по направлению 050100 педагогическое образование / М.В. Гайлит, М.А.Гедина Владим. гос. ун-т [Электронный ресурс]. – Владимир: Ред.-изд. комплекс ВлГУ, 2013. - http://e.lib.vlsu.ru:80/handle/123456789/3026

7. Теоретические основы немецкого языка. Часть 1: Практикум для студентов образовательной программы 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) / сост. Егорова О.М. [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. (1,25 Мб). - Муром.: МИ ВлГУ, 2016. – 56 с. (3,5 п.л.) Регистрационный номер - 0321603786 - https://evrika.mivlgu.ru/index.php?mod=book_inf&com=view_inf&book_id=2887

8. Теоретические основы немецкого языка. Часть 2: Практикум для студентов образовательной программы 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) / сост. Егорова О.М. [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. (0,5 Мб). - Муром.: МИ ВлГУ, 2016. – 33 с. (2,06 п.л) Регистрационный номер - 0321700142 - https://evrika.mivlgu.ru/index.php?mod=book_inf&com=view_inf&book_id=3001

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Филология в системе современного гуманитарного знания: учеб. пособие / АлтГУ ; под ред. Т. В. Чернышевой и А. А. Чувакина. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. - 200 с. - http://elibrary.asu.ru/handle/asu/878

2. Прозорова М.И. Основы теории немецкого языка. Часть 2 [Электронный ресурс]: курс лекций/ Прозорова М.И.— Электрон. текстовые данные.— Калининград: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2009.— 161 c. - http://www.iprbookshop.ru/23863

3. Учебно-методическое пособие по курсу "Сравнительная типология немецкого и русского языков" / Е.Е.Чикина Владим. гос. ун-т [Электронный ресурс]. – Владимир: Ред.-изд. комплекс ВлГУ, 2014. - http://e.lib.vlsu.ru:80/handle/123456789/3705

4. Интерпретация текста в аспекте языка и речи / Е.Е.Чикина Владим. гос. ун-т [Электронный ресурс]. – Владимир: Ред.-изд. комплекс ВлГУ, 2013. - http://e.lib.vlsu.ru:80/handle/123456789/2711

5. Вопросы языкознания. - М.: Российская академия наук: Наука, 2013 - 2016. - 30 экз.

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

1. Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс]:

http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm

2.Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Федеральный институт педагогических измерений»

http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge

http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege

http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory

3. Онлайн справочник по немецкому языку: упражнения и тесты по лексикологии и стилистике, обучение чтению, грамматике, письму, страноведческий материал «Deutsch und Deutlich», режим доступа: http://www.deutschunddeutlich.de/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

e.lib.vlsu.ru:80

e.lib.vlsu.ru

evrika.mivlgu.ru

elibrary.asu.ru

iprbookshop.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Кабинет иностранных языков (немецкий язык)

Комплект учебно-методических пособий, комплект проекционного оборудования (проектор ViewSonic PJ503D + проекционный экран); компьютер: монитор LCD 19˝ Samsung, сист. блок Intel E2160/1.8/2048Mb/DVD-RW, клавиатура, мышь. Доступ к сети Интернет.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

На практический занятиях теоретический материал закрепляется с помощью упражнений по основным темам дисциплины. Задания выполняются обучающимися индивидуально или в группах с последующей проверкой преподавателем и работой над ошибками, если таковые имеются. По каждой теме предусмотрены задания разного уровня сложности. Каждый обучающийся принимает участие в обсуждении вопросов по плану лекции.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий. По каждой теме для самостоятельного изучения предполагается выполнение рефератов.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Теоретические основы второго иностранного языка»

по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

 

Рабочая программа дисциплины «Теоретические основы второго иностранного языка» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

На изучение данного курса по учебному плану отводится 288 час. (8 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет с оценкой / экзамен .

Цель дисциплины: формирование у студентов основных знаний в области теории второго иностранного языка, формирование умения аналитически осмысливать и обобщать полученные теоретические знания на практике.

Задачи дисциплины: расширение нормативных сведений о втором иностранном (немецком) языке, обобщение и систематизация знаний о нем, совершенствование профессионально-педагогической подготовки будущего учителя иностранного языка.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Теоретические основы второго иностранного языка» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

 

20.03.2016 г.