Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  Менеджмента 

 

 

 

«   31   »       05       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Менеджмент     

 




Направление подготовки

38.03.01 Экономика

Профиль подготовки

"Финансы и кредит"

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

4

144 / 4  

22  

16  

16  

4,2  

0,35  

58,55  

58,8  

Экз.(26,65)  

Итого

144 / 4  

22  

16  

16  

4,2  

0,35  

58,55  

58,8  

26,65  

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Целью дисциплины «Менеджмент» является формирование у студентов современных фундаментальных знаний и развитие компетенций в области теории и практики управления организациями; получение ими четкого представления о различных моделях менеджмента в современном мире, возможности их использования в российских условиях; обучение решению практических вопросов, связанных с управлением различными сторонами деятельности организаций.

Задачи дисциплины:

• изучение объективных предпосылок возникновения потребности в управлении;

• формирование современных представлений о сущности, содержании, функциях и методах управления;

• изучение научно-теоретических и методологических основ современного ме-неджмента;

• анализ существующих моделей менеджмента, изучение специфики российской практики менеджмента;

• изучение основных проблем в области управления современными организациями и возможных путей их решения;

• развитие компетенций профессиональной деятельности в сфере управления.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.18))

Изучение менеджмента базируется на сумме знаний и навыков, полученных студентами в ходе изучения таких дисциплин, как "История экономических учений", "Философия", "Культурология", "История экономики", "Экономика труда". Углубление и расширение вопросов, изложенных в курсе «Менеджмент», будет осуществляться во время работы студентов над дисциплинами «Маркетинг», «Финансовый менеджмент», «Бизнес-планирование», "Страхование", «Управление персоналом».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

ОК-7 способность к самоорганизации и самообразованию.

ОПК-4 способность находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность.

ПК-9 способность организовывать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта.

ПК-10 способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

научно-теоретические и методологические основы современного менеджмента, основные понятия, категории и инструменты менеджмента (ОПК-4), существующие модели менеджмента, специфику российской практики менеджмента (ПК-11).

2) Уметь:

работать в коллективе и быть готовым к кооперации с коллегами (ОК-5).

3) Владеть:

навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений (ОК-7).

методами и приемами анализа и обоснования управленческих решений (ОПК-4), изучения основных проблем в области управления современными организациями и поиска возможных путей их решения (ПК-11).

навыками оперативного управления малыми коллективами и группами, созданными для реализации конкретного проекта (ПК-9).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Теоретические основы управления. Организация как объект современного менеджмента

4

6

4

8

18

тестирование, практические задания

2

Связующие процессы в менеджменте

4

4

4

10

тестирование, практические задания

3

Функции менеджмента

4

4

2

4

12,8

тестирование, практические задания

4

Групповая динамика, лидерство и руководство

4

8

6

4

18

тестирование, практические задания

Всего за  семестр

144

22

16

16

58,8

4,2

0,35

Экз.(26,65)

Итого   

144

22

16

16

58,8

4,2

0,35

26,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 4

Раздел 1. Теоретические основы управления. Организация как объект современного менеджмента

Лекция 1.

Теоретические основы управления. Понятие и необходимость управления. Ключевые понятия и основные категории управления: субъект, объект, система управления, законы, принципы, формы, методы. Процесс и функции управления (2 часа).

Лекция 2.

Организация как объект современного менеджмента. Понятие и сущность организации. Внутренняя среда организации и ее основные элементы. Внешняя среда и ее характеристики. Создание организаций. Основные подразделения организации и их функции (2 часа).

Лекция 3.

Организационная структура управления: понятие, элементы и принципы построения. Виды организационных структур. Современные тенденции в развитии организационных структур (2 часа).

Раздел 2. Связующие процессы в менеджменте

Лекция 4.

Связующие процессы. Коммуникации в менеджменте. Понятие коммуникаций и их значение в управлении. Виды коммуникаций. Процесс коммуникации и его основные элементы. Коммуникационные барьеры в организации. Методы улучшения организационных коммуникаций (2 часа).

Лекция 5.

Связующие процессы. Принятие решений. Процесс принятия решений. Виды решений. Модели и методы принятия решений. Факторы, влияющие на процесс принятия решений. Организация выполнения решения (2 часа).

Раздел 3. Функции менеджмента

Лекция 6.

Основы стратегического менеджмента. Общая характеристика стратегического менеджмента: понятие, сущность, значение. Стратегический менеджмент как процесс, его структура и содержание основных элементов. Основные виды стратегий. Процесс выбора стратегии организации. Инструменты реализации стратегии (2 часа).

Лекция 7.

Мотивация персонала. Мотивационный процесс. Теории мотивации. Классификация теорий мотивации. Групповая динамика. Общее понятие группы. Характерные особенности группы. Формальные и неформальные группы. Виды формальных групп в организации. Значение неформальных групп. Стадии развития группы. Группа и команда (2 часа).

Раздел 4. Групповая динамика, лидерство и руководство

Лекция 8.

Руководство: власть и личное влияние. Понятие власти. Баланс власти в организации. Формы власти и влияния, их характеристика (2 часа).

Лекция 9.

Лидерство. Природа и определение лидерства. Черты эффективного лидера. Понятие стиля руководства. Классификация стилей руководства. Факторы, определяющие выбор эффективного стиля руководства (2 часа).

Лекция 10.

Управление конфликтами и стрессами. Понятие и природа конфликта. Типы конфликтов. Модели конфликта. Причины конфликтов в организации. Методы разрешения конфликтных ситуаций. Стресс и его природа. Методы снижения уровня стресса (2 часа).

Лекция 11.

Эффективность и качество менеджмента. Критерии успеха менеджмента. Количественные и качественные показатели эффективности менеджмента. Подходы к анализу эффективности управления. Экономическая эффективность управления. Социальная эффективность. Пути повышения эффективности менеджмента (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 4

Раздел 1. Теоретические основы управления. Организация как объект современного менеджмента

Практическое занятие 1.

Методы управления (2 часа).

Практическое занятие 2.

Научные школы менеджмента (2 часа).

Раздел 2. Связующие процессы в менеджменте

Практическое занятие 3.

Овладение коммуникативными навыками (2 часа).

Практическое занятие 4.

Подготовка управленческих решений (2 часа).

Раздел 3. Функции менеджмента

Практическое занятие 5.

Мотивация персонала (2 часа).

Раздел 4. Групповая динамика, лидерство и руководство

Практическое занятие 6.

Анализ конфликтных ситуаций (2 часа).

Практическое занятие 7.

Оценка уровня социального развития организации (2 часа).

Практическое занятие 8.

Развитие лидерских качеств (2 часа).

 

Методические указания для практических занятий представлены в

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=2599

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 4

Раздел 1. Теоретические основы управления. Организация как объект современного менеджмента

Лабораторная 1.

Анализ внешней и внутренней среды организации (4 часа).

Лабораторная 2.

Формирование организационной структуры фирмы (4 часа).

Раздел 2. Функции менеджмента

Лабораторная 3.

Разработка стратегии развития организации (4 часа).

Раздел 3. Групповая динамика, лидерство и руководство

Лабораторная 4.

Диагностика эффективности управления организацией (4 часа).

 

Методические указания к лабораторным работам представлены в

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=2599

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Основные этапы развития менеджмента.

2. Ведущие научные школы менеджмента.

3. Опыт менеджмента за рубежом.

4. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента.

5. Требования к современной системе управления.

6. Личностный потенциал современного работника.

7. Современные подходы к мотивации на отечественных предприятиях.

8. Методы группового принятия решения.

9. Организационные отношения в системе менеджмента.

10. Новые тенденции в эволюции организационных структур.

11. Особенности формирования организационных структур в российских организациях.

12. Социальная ответственность менеджера.

13. Харизматические лидеры.

14. Межличностные методы управления конфликтной ситуацией.

15. Особенности делового общения в различных странах.

16. Методики исследования организационной культуры.

17. Формулировка миссии организации.

18. Инструменты реализации стратегии.

19. Тактика управления стрессом на уровне организации и на уровне работника.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

5

144 / 4  

8  

10  

 

4  

0,6  

22,6  

112,75  

Экз.(8,65)  

Итого

144 / 4  

8  

10  

 

4  

0,6  

22,6  

112,75  

8,65  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Теоретические основы управления. Организация как объект современного менеджмента

5

2

36

тестирование, практические задания

2

Связующие процессы в менеджменте

5

2

6

тестирование, практические задания

3

Функции менеджмента

5

2

2

26

тестирование, практические задания

4

Групповая динамика, лидерство и руководство

5

2

4

44

тестирование, практические задания

5

5

2

2

0,75

Всего за  семестр

144

8

10

+

112,75

4

0,6

Экз.(8,65)

Итого   

144

8

10

112,75

4

0,6

8,65

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 5

Раздел 1. Теоретические основы управления. Организация как объект современного менеджмента

Лекция 1.

Теоретические основы управления (2 часа).

Раздел 2. Функции менеджмента

Лекция 2.

Связующие процессы: коммуникации в менеджменте, принятие решений (2 часа).

Раздел 3. Групповая динамика, лидерство и руководство

Лекция 3.

Мотивация персонала (2 часа).

Раздел 4.

Лекция 4.

Управление конфликтами и стрессами (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 5

Раздел 1. Связующие процессы в менеджменте

Практическое занятие 1.

Формирование организационной структуры фирмы (2 часа).

Раздел 2. Функции менеджмента

Практическое занятие 2.

Подготовка управленческих решений (2 часа).

Раздел 3. Групповая динамика, лидерство и руководство

Практическое занятие 3.

Мотивация персонала (2 часа).

Раздел 4.

Практическое занятие 4.

Анализ конфликтных ситуаций (2 часа).

Раздел 5. Групповая динамика, лидерство и руководство

Практическое занятие 5.

Оценка уровня социального развития организации (2 часа).

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Основные этапы развития менеджмента.

2. Ведущие научные школы менеджмента.

3. Опыт менеджмента за рубежом.

4. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента.

5. Требования к современной системе управления.

6. Законы развития организации и ее жизненный цикл.

7. Классификация организаций.

8. Основные подразделения организации и их функции.

9. Организационная структура управления: понятие, элементы и связи структуры управления.

10. Принципы построения структуры управления организацией.

11. Линейная структура управления.

12. Функциональная структура управления.

13. Дивизиональная структура.

14. Проектная и матричная структуры управления.

15. Интеграционная структура.

16. Современные тенденции в развитии организационных структур управления.

17. Стратегический менеджмент как процесс, его структура и содержание основных элементов.

18. Основные виды стратегий.

19. Процесс выбора стратегии предприятия.

20. Инструменты реализации стратегии.

21. Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей А. Маслоу, теория мотивации К. Альдерфера, теория высших потребностей Д. МакКлелланда, двухфакторная теория Ф. Герцберга.

22. Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости, модель Портера-Лоулера.

23. Современные подходы к мотивации на отечественных предприятиях.

24. Личностный потенциал современного работника.

25. Информационные технологии управления.

26. Методы группового принятия решения.

27. Понятие и необходимость контроля. Объекты контроля.

28. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный. Этапы процесса контроля.

29. Характеристики эффективного контроля.

30. Понятие группы. Формальные и неформальные группы. Стадии развития групп.

31. Группа и команда.

32. Понятие власти. Влияние и власть.

33. Формы власти и влияния, их характеристики.

34. Влияние через убеждение и участие.

35. Природа и определение лидерства. Черты эффективного лидера.

36. Понятие стиля руководства. Классификация стилей руководства.

37. Межличностные методы управления конфликтной ситуацией.

38. Тактика управления стрессом на уровне организации и на уровне работника.

39. Природа и факторы организационных изменений.

40. Сопротивление переменам: индивидуальное, групповое, системное.

41. Методы преодоления сопротивления переменам.

42. Подходы к анализу эффективности управления.

43. Экономическая эффективность управления.

44. Социальная эффективность.

45. Пути повышения эффективности менеджмента.

46. Методы оценки эффективности менеджера.

47. Совершенствование работы менеджера.

48. Особенности делового общения в различных странах.

48. Понятие организационной культуры и ее составляющие.

50. Методики исследования организационной культуры.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. 1. Специфика менеджмента в России.

2. 2. Опыт менеджмента за рубежом, возможности и пути его использования в России.

3. 3. Современные модели менеджмента.

4. 4. Характеристика и основные особенности внутренней и внешней среды организации.

5. 5. Цель и целеполагание в управленческой деятельности.

6. 6. Использование мировых информационных ресурсов в менеджменте.

7. 7. Стратегический менеджмент и его роль в деятельности предприятия.

8. 8. Управление по результатам.

9. 9. Власть и влияние в организации.

10. 10. Понятие и типология организационных структур.

11. 11. Основные варианты построения и реорганизации организационных структур.

12. 12. Понятие и состав функции контроля.

13. 13. Модель современного менеджера.

14. 14. Личность и авторитет менеджера. Основные качества менеджера. Профессиональный и корпоративный имидж менеджера.

15. 15. Процесс формирования команды.

16. 16. Особенности неформальных групп. Основные подходы в работе менеджера с неформальными группами.

17. 17. Понятие социальной ответственности в бизнесе. Социальная ответственность менеджера.

18. 18. Корпоративная культура и ее влияние на деятельность организации.

19. 19. Управление инновационными процессами.

20. 20. Особенности работы менеджеров в кризисной ситуации.

21. 21. Показатели эффективности управления и подходы к их определению.

22. 22. Современные подходы к мотивации на отечественных и зарубежных предприятиях.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.


4. 3. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее профессиональное.

Срок обучения 3г 6м.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Переат-теста-ция

Форма

промежу-точного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

5

144 / 4  

6  

8  

 

3  

0,6  

17,6  

63,75  

54  

Экз.(8,65)  

Итого

144 / 4  

6  

8  

 

3  

0,6  

17,6  

63,75  

54  

8,65  

 

4.3.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Теоретические основы управления. Организация как объект современного менеджмента

5

2

2

18

тестирование, практические задания

2

Связующие процессы в менеджменте

5

2

2

5

тестирование, практические задания

3

Функции менеджмента

5

2

16

тестирование, практические задания

4

Групповая динамика, лидерство и руководство

5

2

2

24,75

тестирование, практические задания

Всего за  семестр

90

6

8

+

63,75

3

0,6

Экз.(8,65)

Итого   

90

6

8

63,75

3

0,6

8,65

Итого с переаттестацией   

144

 

4.3.2. Содержание дисциплины

4.3.2.1. Перечень лекций

Семестр 5

Раздел 1. Теоретические основы управления. Организация как объект современного менеджмента

Лекция 1.

Теоретические основы управления (2 часа).

Раздел 2. Связующие процессы в менеджменте

Лекция 2.

Связующие процессы: коммуникации в менеджменте, принятие решений (2 часа).

Раздел 3. Групповая динамика, лидерство и руководство

Лекция 3.

Управление конфликтами и стрессами. Эффективность и качество менеджмента (2 часа).

 

4.3.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 5

Раздел 1. Теоретические основы управления. Организация как объект современного менеджмента

Практическое занятие 1.

Формирование организационной структуры фирмы (2 часа).

Раздел 2. Связующие процессы в менеджменте

Практическое занятие 2.

Подготовка управленческих решений (2 часа).

Раздел 3. Функции менеджмента

Практическое занятие 3.

Мотивация персонала (2 часа).

Раздел 4. Групповая динамика, лидерство и руководство

Практическое занятие 4.

Анализ конфликтных ситуаций (2 часа).

 

4.3.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.3.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Основные этапы развития менеджмента.

2. Ведущие научные школы менеджмента.

3. Опыт менеджмента за рубежом.

4. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента.

5. Требования к современной системе управления.

6. Законы развития организации и ее жизненный цикл.

7. Классификация организаций.

8. Основные подразделения организации и их функции.

9. Организационная структура управления: понятие, элементы и связи структуры управления.

10. Принципы построения структуры управления организацией.

11. Линейная структура управления.

12. Функциональная структура управления.

13. Дивизиональная структура.

14. Проектная и матричная структуры управления.

15. Интеграционная структура.

16. Современные тенденции в развитии организационных структур управления.

17. Стратегический менеджмент как процесс, его структура и содержание основных элементов.

18. Основные виды стратегий.

19. Процесс выбора стратегии предприятия.

20. Инструменты реализации стратегии.

21. Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей А. Маслоу, теория мотивации К. Альдерфера, теория высших потребностей Д. МакКлелланда, двухфакторная теория Ф. Герцберга.

22. Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости, модель Портера-Лоулера.

23. Современные подходы к мотивации на отечественных предприятиях.

24. Личностный потенциал современного работника.

25. Информационные технологии управления.

26. Методы группового принятия решения.

27. Понятие и необходимость контроля. Объекты контроля.

28. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный. Этапы процесса контроля.

29. Характеристики эффективного контроля.

30. Понятие группы. Формальные и неформальные группы. Стадии развития групп.

31. Группа и команда.

32. Понятие власти. Влияние и власть.

33. Формы власти и влияния, их характеристики.

34. Влияние через убеждение и участие.

35. Природа и определение лидерства. Черты эффективного лидера.

36. Понятие стиля руководства. Классификация стилей руководства.

37. Межличностные методы управления конфликтной ситуацией.

38. Тактика управления стрессом на уровне организации и на уровне работника.

39. Природа и факторы организационных изменений.

40. Сопротивление переменам: индивидуальное, групповое, системное.

41. Методы преодоления сопротивления переменам.

42. Подходы к анализу эффективности управления.

43. Экономическая эффективность управления.

44. Социальная эффективность.

45. Пути повышения эффективности менеджмента.

46. Методы оценки эффективности менеджера.

47. Совершенствование работы менеджера.

48. Особенности делового общения в различных странах.

49. Понятие организационной культуры и ее составляющие.

50. Методики исследования организационной культуры.

 

4.3.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. 1. Специфика менеджмента в России.

2. 2. Опыт менеджмента за рубежом, возможности и пути его использования в России.

3. 3. Современные модели менеджмента.

4. 4. Характеристика и основные особенности внутренней и внешней среды организации.

5. 5. Цель и целеполагание в управленческой деятельности.

6. 6. Использование мировых информационных ресурсов в менеджменте.

7. 7. Стратегический менеджмент и его роль в деятельности предприятия.

8. 8. Управление по результатам.

9. 9. Власть и влияние в организации.

10. 10. Понятие и типология организационных структур.

11. 11. Основные варианты построения и реорганизации организационных структур.

12. 12. Понятие и состав функции контроля.

13. 13. Модель современного менеджера.

14. 14. Личность и авторитет менеджера. Основные качества менеджера. Профессиональный и корпоративный имидж менеджера.

15. 15. Процесс формирования команды.

16. 16. Особенности неформальных групп. Основные подходы в работе менеджера с неформальными группами.

17. 17. Понятие социальной ответственности в бизнесе. Социальная ответственность менеджера.

18. 18. Корпоративная культура и ее влияние на деятельность организации.

19. 19. Управление инновационными процессами.

20. 20. Особенности работы менеджеров в кризисной ситуации.

21. 21. Показатели эффективности управления и подходы к их определению.

22. 22. Современные подходы к мотивации на отечественных и зарубежных предприятиях.

 

4.3.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины применяется контактная технология преподавания (за исключением самостоятельно изучаемых студентами вопросов).

На лекционных, практических и лабораторных занятиях используются традиционные формы их проведения с элементами активных форм обучения, таких, как:

Проблемная лекция – форма учебной работы, в рамках которой новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска её решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

Доклад – это развернутое устное сообщение на какую-либо тему, сделанное публично. Работая над докладом, студент закрепляет полученный на лекциях материал, приобретает научно-исследовательские умения, а также приобретает опыт публичного выступления.

Дискуссия – аргументированное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы.

Тестирование – контроль знаний с помощью тестов.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Менеджмент

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Менеджмент : учебник / А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. — Москва : КноРус, 2016. — 267 с. - http://www.book.ru/book/916813

2. Основы менеджмента : учебное пособие / Е.В. Пустынникова. — Москва : КноРус, 2016. — 315 с. - http://www.book.ru/book/920462

3. Маслова Е.Л. Менеджмент: учебник для бакалавров / Е.Л. Маслова. — Электрон. текстовые данные. — М. : Дашков и К, 2016. — 333 c. - http://www.iprbookshop.ru/60450

4. Менеджмент организации : учебник / А.В. Тебекин, Б.С. Касаев. — Москва : КноРус, 2015. — 419 с. - http://www.book.ru/book/916529

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Теория управления : учебное пособие / О.М. Рой. — Москва : КноРус, 2016. — 234 с. - http://www.book.ru/book/917084

2. Современные методы управления : учебное пособие / Т.А. Анопченко под ред. и др. — Москва : КноРус, 2016. — 400 с. - http://www.book.ru/book/916817

3. Семенов А.К. Организационное поведение: учебник для бакалавров / А.К. Семенов, В.И. Набоков. — М. : Дашков и К, 2016. — 272 c. - http://www.iprbookshop.ru/60608

4. Семенов А.К. Теория менеджмента: учебник / А.К. Семенов, В.И. Набоков. — Электрон. текстовые данные. — М. : Дашков и К, 2015. — 491 c. - http://www.iprbookshop.ru/35318

5. Теория менеджмента : учебник / А.В. Тебекин. — Москва : КноРус, 2016. — 694 с. - http://www.book.ru/book/919387

6. Организационное поведение : учебное пособие / С.А. Шапиро. — Москва : КноРус, 2016. — 342 с. - http://www.book.ru/book/920490

7. Тайм-менеджмент : учеб. пособие / Н. В. Моргунова, Р. В. Моргунова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. ‒ Владимир : Изд-во ВлГУ, 2014. ‒ 72 с - http://e.lib.vlsu.ru:80/handle/123456789/3618

8. Журнал "Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития" - http://elibrary.ru/title_about.asp?id=38342

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

СПС "Консультант Плюс", URL: http://www.consultant.ru/

База данных Федеральной службы статистики, URL: http://www.gks.ru/

Центральная база статистических данных, URL: http://www.cbsd.gks.ru/

Электронная библиотечная система BOOK.ru, URL: http://www.book.ru/

Электронная библиотечная система iprBOOK.ru, URL: http://www.iprbookshop.ru/

Научная электронная библиотека eLibrary.ru, URL: http://www.eLibrary.ru

Электронная библиотека "ЭВРИКА", URL: http://www.mivlgu.ru/content/elektronnaya-biblioteka-evrika

Электронная библиотека ВлГУ, URL: e.lib.vlsu.ru

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

book.ru

iprbookshop.ru

e.lib.vlsu.ru:80

elibrary.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лекционная аудитория

Ноутбук, проектор, проекционный экран

Кабинет менеджмента, маркетинга и рекламы

Комплект учебно-методических пособий, ноутбук, проектор, проекционный экран

Пакет Microsoft Office

Ресурсы информационно-образовательного портала Ми ВлГУ

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется рассмотрением практических ситуаций. Каждой подгруппа обучающихся (4-5 человек) разбирает конкретную проблему, ищет пути ее решения. В конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю, преподаватель подводит итоги работы.

До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Обучающиеся выполняют индивидуальную задачу в соответствии с заданием на лабораторную работу. Полученные результаты исследований сводятся в отчет и защищаются. Необходимый теоретический материал, индивидуальное задание, шаги выполнения лабораторной работы и требование к отчету приведены в методических указаниях, размещенных на информационно-образовательном портале института.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он изучает разделы, выносимые на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от уровня подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Менеджмент»

по направлению подготовки 38.03.01 Экономика

 

Рабочая программа дисциплины «Менеджмент» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 38.03.01 Экономика.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 144 час. (4 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: Целью дисциплины «Менеджмент» является формирование у студентов современных фундаментальных знаний и развитие компетенций в области теории и практики управления организациями; получение ими четкого представления о различных моделях менеджмента в современном мире, возможности их использования в российских условиях; обучение решению практических вопросов, связанных с управлением различными сторонами деятельности организаций.

Задачи дисциплины:

• изучение объективных предпосылок возникновения потребности в управлении;

• формирование современных представлений о сущности, содержании, функциях и методах управления;

• изучение научно-теоретических и методологических основ современного ме-неджмента;

• анализ существующих моделей менеджмента, изучение специфики российской практики менеджмента;

• изучение основных проблем в области управления современными организациями и возможных путей их решения;

• развитие компетенций профессиональной деятельности в сфере управления.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Менеджмент» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 38.03.01 Экономика.

 

31.05.2016 г.