Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ЭТиМК 

 

 

 

«   14   »       12       2015 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Региональная экономика     

 




Направление подготовки

38.03.01 Экономика

Профиль подготовки

"Финансы и кредит"

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

2

72 / 2  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

38,15  

Зач.  

Итого

72 / 2  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

38,15  

 

 

Муром, 2015 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: изучение закономерностей регионального развития, теоретических основ, принципов и методов управления экономикой регионов.

В процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

изучение основных факторов и тенденций функционирования и развития региональных социально-экономических систем, организационные схемы и механизмы управления экономикой на уровне региона;

изучение основных принципов бюджетного федерализма и инструментов его реализации;

рассмотрение особенностей формирования территориальных бюджетов;

изучение развития региональных рынков;

изучение основных методических подходов к анализу и оценке развития экономики региона.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.ДВ.01.02))

Базой для изучения курса являются знания, полученные студентами в ходе изучения таких дисциплин как: "Макроэкономика", "История", "История экономики". На знаниях, полученных в ходе изучения курса базируется изучение таких дисциплин как: "Финансы", "Государственные и муниципальные финансы".

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности.

ОПК-4 способность находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основные факторы и тенденции функционирования и развития региональных социально-экономических систем, организационные схемы и механизмы управления экономикой на уровне региона, проблемы бюджетного федерализма, особенности формирования территориальных бюджетов, процессы формирования и развития региональных рынков (ОК-3).

методические подходы к оценке уровня развития экономики региона (ОПК-4).

2) Уметь:

обосновать необходимость учета регионального фактора в экономическом развитии, использовать теоретические положения региональной экономики при анализе территории, применять методы исследования при моделировании региональной экономики, использовать отечественный и зарубежный опыт проведения региональной политики (ОК-3).

находить организационно-управленческие решения в сфере управления экономикой на мезо-экономическом уровне (ОПК-4).

3) Владеть:

основными приемами и методами регулирования экономического развития регионов (ОК-3).

способностью находить организационно-управленческие решения в сфере управления экономикой на мезо-экономическом уровне (ОПК-4).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Введение в дисциплину

2

6

6

6

Тестирование, выполнение практических заданий

2

Региональные рынки. Региональный анализ

2

4

4

19

Тестирование, выполнение практических заданий

3

Региональные финансы. Управление региональной экономикой

2

6

6

13,15

Тестирование, выполнение практических заданий

Всего за  семестр

72

16

16

38,15

1,6

0,25

Зач.

Итого   

72

16

16

38,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 2

Раздел 1. Введение в дисциплину

Лекция 1.

Региональная экономика как научная дисциплина (2 часа).

Лекция 2.

Районирование и типология регионов (2 часа).

Лекция 3.

Регион как социально-экономическая система (2 часа).

Раздел 2. Региональные рынки. Региональный анализ

Лекция 4.

Региональные рынки (2 часа).

Лекция 5.

Региональный анализ (2 часа).

Раздел 3. Региональные финансы. Управление региональной экономикой

Лекция 6.

Региональные финансы (2 часа).

Лекция 7.

Управление развитием региональной экономики. Региональная политика государства (2 часа).

Лекция 8.

Свободные экономические зоны России (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 2

Раздел 1. Введение в дисциплину

Практическое занятие 1.

Региональная экономика в системе наук. Региональные экономические исследования за рубежом. Региональные экономические исследования в России (2 часа).

Практическое занятие 2.

Территориально-отраслевая структура экономики России (2 часа).

Практическое занятие 3.

Системный подход к исследованию регионов. Интегральные территориальные системы: понятие, структура и типология (2 часа).

Раздел 2. Региональные рынки. Региональный анализ

Практическое занятие 4.

Региональные рынки (2 часа).

Практическое занятие 5.

Основные экономические показатели функционирования региона (2 часа).

Раздел 3. Региональные финансы. Управление региональной экономикой

Практическое занятие 6.

Региональные финансы (2 часа).

Практическое занятие 7.

Региональная политика государства (2 часа).

Практическое занятие 8.

Процесс обоснования и разработки концепции развития региона (2 часа).

 

Методические указания по выполнению практических занятий приведены на Информационно-образовательном портале МИ ВлГУ по ссылке: https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=2193

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Региональная система: её сущность и структура.

2. Характер воспроизводственных процессов в региональной системе.

3. Основные принципы устойчивого развития регионов.

4. Индикаторы устойчивого развития региона.

5. Основные элементы территориальных социально-экономических систем, их взаимосвязи.

6. Классификация территориальных систем.

7. Особенности формирования региональных рынков.

8. Региональный рынок труда: проблемы и методы регулирования.

9. Региональный рынок недвижимости.

10. Основные сегменты регионального рынка недвижимости.

11. Основные факторы, влияющие на оценку недвижимости в регионе.

12. Земельный рынок.

13. Методы оценки земельных участков. Земельные кадастры.

14. Региональный рынок жилья. Факторы, влияющие на стоимость жилья в регионе.

15. Региональный рынок потребительских товаров.

16. Региональный рынок товаров производственного назначения.

17. Региональный фондовый рынок и проблемы его развития.

18. Количественные методы анализа.

19. Структурный анализ экономики регионов.

20. Оценка статистических показателей региональной динамики.

21. Коэффициенты и кривые локализации, специализации, диверсификации.

22. Природно-ресурсный потенциал региона и методы его оценки.

23. Использование балансовых моделей в региональных исследованиях.

24. Применение SWOT-анализа в региональных исследованиях.

25. Картографический метод в региональных исследованиях.

26. Территориальные бюджеты.

27. Бюджеты регионов, характеристика основных источников доходов региональных бюджетов.

28. Регионы-доноры и регионы-реципиенты.

29. Экономические инструменты регулирования межбюджетных отношений.

30. Трансферты и их роль в межбюджетных отношениях. Вертикальные и горизонтальные трансферты.

31. Системы управления развитием экономики региона: содержание и характеристика основных элементов.

32. Основные виды региональных плановых документов: концепции, стратегии, стратегические планы, доктрины, программы.

33. Структура и содержание региональных плановых документов.

34. Методические подходы к проведению анализа развития региона.

35. Региональное прогнозирование: содержание и характеристика основных видов прогнозов.

36. Концепции развития региона: содержание и характеристика основных этапов формирования.

37. Определение миссии региона. Формирование и декомпозиция генеральной цели. Методы реализации концепций.

38. Стратегическое планирование на региональном уровне: содержание и методы реализации.

39. Региональные программы: содержание, структура и порядок разработки.

40. Сущность и типы специальных зон. Цели создания свободных экономических зон. Экономические и юридические льготы на территории СЭЗ. Примеры СЭЗ России.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

2

72 / 2  

2  

4  

 

1  

0,5  

7,5  

60,75  

Зач.(3,75)  

Итого

72 / 2  

2  

4  

 

1  

0,5  

7,5  

60,75  

3,75  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

Всего за  семестр

66

+

60,75

1

0,5

Зач.(3,75)

Итого   

66

60,75

1

0,5

3,75

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Не планируется.

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

. .

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.


4. 3. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее профессиональное.

Срок обучения 3г 6м.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Переат-теста-ция

Форма

промежу-точного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

1

72 / 2  

2  

2  

 

1  

0,5  

5,5  

44,75  

18  

Зач.(3,75)  

Итого

72 / 2  

2  

2  

 

1  

0,5  

5,5  

44,75  

18  

3,75  

 

4.3.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

Всего за  семестр

50

+

44,75

1

0,5

Зач.(3,75)

Итого   

50

44,75

1

0,5

3,75

Итого с переаттестацией   

68

 

4.3.2. Содержание дисциплины

4.3.2.1. Перечень лекций

Не планируется.

 

4.3.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.3.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.3.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

. .

 

4.3.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.3.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

При проведении занятий используются следующие образовательные технологии: проблемная лекция; коллоквиум; доклады; интерактивное тестирование.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Региональная экономика

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Региональная экономика : учебник / Ю.А. Дмитриев, Л.П. Васильева. — Москва : КноРус, 2015. — 264 с. — Для бакалавров. - https://www.book.ru/book/915890 - ЭБС BOOK.ru

2. Региональная экономика и управление : учебное пособие / В.И. Павленко. — Москва : Русайнс, 2015. — 156 с. - https://www.book.ru/book/917386 - ЭБС BOOK.ru

3. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования : учебное пособие / В.В. Курнышев, В.Г. Глушкова. — Москва : КноРус, 2015. — 262 с. — Бакалавриат и Магистратура. - https://www.book.ru/book/919005 - ЭБС BOOK.ru

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Основы национальной и региональной экономики : учебное пособие / В.Н. Щуков. — Москва : Русайнс, 2015. — 192 с. - https://www.book.ru/book/916847 - ЭБС BOOK.ru

2. Федеральные округа России. Региональная экономика : учебное пособие / В.Г. Глушкова, Ю.А. Симагин под ред. и др. — Москва : КноРус, 2013. — 355 с. — Для бакалавров. - https://www.book.ru/book/914458 - ЭБС BOOK.ru

3. Региональная экономика : учебное пособие / Е.Л. Плисецкий, И.Л. Черкасов. — Москва : КноРус, 2014. — 268 с. — Для бакалавров. - https://www.book.ru/book/915110 - ЭБС BOOK.ru

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

СПС «Консультант Плюс», URL: http://www.consultant.ru/

Электронная библиотечная система ibooks.ru, URL: http://www.ibooks.ru

Электронная библиотечная система BOOK.ru, URL: http://www.book.ru

Научная электронная библиотека eLibrary.ru, URL: http://www. eLibrary.ru

Электронная библиотечная система «IPRbooks», URL: http://www.iprbookshop.ru

Программное обеспечение:

Кабинет финансов и финансового менеджмента: комплект учебно-методических пособий, ноутбук, проектор NEC Projector V302X, проекционный экран

Пакет Microsoft Office

Ресурсы информационно-образовательного портала МИ ВлГУ

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

book.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лекционная аудитория: ноутбук, проектор, проекционный экран

Кабинет финансов и финансового менеджмента: комплект учебно-методических пособий, ноутбук, проектор NEC Projector V302X, проекционный экран

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется решением задач по основным темам дисциплины. Занятия проводятся в компьютерном классе, используя специальное программное обеспечение. Каждой подгруппе обучающихся преподаватель выдает задачу, связанную с разработкой и программной реализацией алгоритмов обработки информации. В конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Региональная экономика»

по направлению подготовки 38.03.01 Экономика

 

Рабочая программа дисциплины «Региональная экономика» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 38.03.01 Экономика.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 72 час. (2 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: изучение закономерностей регионального развития, теоретических основ, принципов и методов управления экономикой регионов.

В процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

изучение основных факторов и тенденций функционирования и развития региональных социально-экономических систем, организационные схемы и механизмы управления экономикой на уровне региона;

изучение основных принципов бюджетного федерализма и инструментов его реализации;

рассмотрение особенностей формирования территориальных бюджетов;

изучение развития региональных рынков;

изучение основных методических подходов к анализу и оценке развития экономики региона.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Региональная экономика» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 38.03.01 Экономика.

 

14.12.2015 г.