Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ТБ 

 

 

 

«   02   »       02       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Концепции современного естествознания     

 




Направление подготовки

43.03.02 Туризм

Профиль подготовки

"Технология и организация туроператорских и турагентских услуг"

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

1

144 / 4  

16  

32  

 

3,6  

0,35  

51,95  

65,4  

Экз.(26,65)  

Итого

144 / 4  

16  

32  

 

3,6  

0,35  

51,95  

65,4  

26,65  

 

Муром, 2015 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Цель дисциплины: является формирование у студентов представления об общих элементах, мировоззренческих и методологических установках современной научной картины мира.

Задачи дисциплины: формирование в сознании будущих специалистов целостного взгляда на окружающий мир; понимание места и роли науки в культуре человечества.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.10))

Курс базируется на знаниях, полученных студентами в процессе обучения в средней общеобразовательной школе в области естественно-научных и социальных дисциплин. Базовые дисциплины: математика, физика, химия, история.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способность находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристкой деятельности.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

содержание научно-технической информациив области туристкой деятельности (ПК-6).

2) Уметь:

анализировать научно-техническую информацию в области туристкой деятельности (ПК-6).

3) Владеть:

методами обработки научно-техническую информацию в области туристкой деятельности (ПК-6).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Естественнонаучная и гуманитарная культура. Исторические этапы развития естество-знания. Методология естественно-научного познания.

1

2

4

12

текущий контроль

2

Материя, пространство и время в современной научной картине мира

1

10

16

26

текущий контроль

3

Особенности биологического уровня организации материи. Концепции биосферы и эко-логия

1

2

6

13

текущий контроль

4

Человек как предмет естествознания

1

2

6

14,4

текущий контроль

Всего за  семестр

144

16

32

65,4

3,6

0,35

Экз.(26,65)

Итого   

144

16

32

65,4

3,6

0,35

26,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 1

Раздел 1. Естественнонаучная и гуманитарная культура. Исторические этапы развития естество-знания. Методология естественно-научного познания.

Лекция 1.

Наука как компонент духовной культуры.Структура естественно научного познания. Естественно-научные картины мира (2 часа).

Раздел 2. Материя, пространство и время в современной научной картине мира

Лекция 2.

Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Структурные уровни организации материи. Особенности микро-, макро- и мегамира (2 часа).

Лекция 3.

Пространственно-временные свойства материи. Принцип относительности в классической механике. Понятия пространства и времени в специальной теории относительности. Общая теория относительности (2 часа).

Лекция 4.

Понятие фундаментальных физических взаимодействий. Близкодействие и дальнодействие. Классификация элементарных частиц. Принципы неопределенности и дополнительности. В. Гейзенберга (2 часа).

Лекция 5.

Теория Большого взрыва. Эволюция Вселенной. Структура мегамира. Галактики, их структура, типология. Звезды. Стадии звездной эволюции (2 часа).

Лекция 6.

Солнечная система. Происхождение Солнечной системы. Возникновение и эволюция Земли. Развитие геосферных оболочек. Концептуальные уровни познания в химии (2 часа).

Раздел 3. Особенности биологического уровня организации материи. Концепции биосферы и эко-логия

Лекция 7.

Развитие представлений о происхождении жизни. Теория эволюции. Основные этапы биогенеза (2 часа).

Раздел 4. Человек как предмет естествознания

Лекция 8.

Биологическая природа человека. Проблема антропогенеза. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. Культурно-историческая эволюция человечества (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 1

Раздел 1. Естественнонаучная и гуманитарная культура. Исторические этапы развития естество-знания. Методология естественно-научного познания.

Практическое занятие 1.

Наука как компонент духовной культуры. Методы научного познания (2 часа).

Практическое занятие 2.

Предпосылки возникновения науки. Формирование естественно-научных представлений в ходе эволюции культуры (2 часа).

Раздел 2. Материя, пространство и время в современной научной картине мира

Практическое занятие 3.

Концепции описания природы (2 часа).

Практическое занятие 4.

Структурные уровни организации материи (2 часа).

Практическое занятие 5.

Развитие взглядов на пространство и время в истории науки.Понятия пространства и времени в теории относительности А. Эйнштейна (2 часа).

Практическое занятие 6.

Проблема интерпретации в квантовой механике. Элементарные частицы как глубинный уровень структурной организации материи. Элементарные частицы и их свойства.Современная классификация микрочастиц (2 часа).

Практическое занятие 7.

Структура Вселенной. Эволюция Вселенной.Галактики: острова Вселенной.Эволюция звезд: от «рождения» до «смерти» (2 часа).

Практическое занятие 8.

Возникновение и эволюция Солнечной системы. Образование и эволюция земли (2 часа).

Практическое занятие 9.

Литосфера Земли. Гидросфера Земли. Атмосфера Земли. Развитие геосферных оболочек (2 часа).

Практическое занятие 10.

Самоорганизация и эволюция химических систем. Концептуальные уровни познания в химии (2 часа).

Раздел 3. Особенности биологического уровня организации материи. Концепции биосферы и эко-логия

Практическое занятие 11.

Концепции происхождения жизни. Особенности живых систем. Уровни организации живых систем (2 часа).

Практическое занятие 12.

Биосфера. Развитие представлений о биосфере. Учение В.И. Вернадского. Понятие «ноосфера» (2 часа).

Практическое занятие 13.

Генетика. Воспроизводство живых систем. Растения и животные (2 часа).

Раздел 4. Человек как предмет естествознания

Практическое занятие 14.

Происхождение и эволюция человека. Проблема антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в человеке. Человек: индивид и личность (2 часа).

Практическое занятие 15.

Продолжается ли биологическая эволюция человека? Творчество как сущностная характеристика человека (2 часа).

Практическое занятие 16.

Формирование идей самоорганизации. Характеристики самоорганизующихся систем. Самоорганизация как источник и основа эволюции систем. Самоорганизация в различных видах эволюции. Принцип глобального эволюционизма в современном естествознании. Принцип системности. Ха-рактеристики самоорганизующихся систем. Сущность синергетического подхода (2 часа).

 

Методические указания по практическим занятиям приведены в системе MOODLE

https://www.mivlgu.ru/iop/mod/resource/view.php?id=16656

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=4113

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Развитие представлений о квантах.

2. Дуализм волны и частицы в микрообъектах.

3. Принцип неопределенности В. Гейзенберга.

4. Принцип дополнительности Н. Бора.

5. Проблема интерпретации в квантовой механике.

6. Вероятностный характер предсказаний в квантовой механике.

7. Классификация элементарных частиц.

8. Характеристики субатомных частиц.

9. Динамические и статистические закономерности в природе.

10. Развитие представлений о космосе.

11. Аристотелевская модель космоса.

12. Открытие Коперника. Космология Ньютона и ее постулаты.

13. Возникновение релятивистской космологии.

14. Расширяющаяся Вселенная. Теория Большого взрыва.

15. Антропный принцип в космологии. Сценарии будущего Вселенной.

16. Структура вещества. Учение о химических процессах.

17. Реакционная способность веществ.

18. Условия протекания химических процессов.

19. Эволюционная химия. Самоорганизация в химических системах.

20. Особенности функционирования экосистем.

21. Взаимодействие экосистемы и окружающей ее среды.

22. Влияние человека на природу. Техносфера.

23. Противоречия в системе «природа-биосфера-человек».

24. Экология и здоровье человека. Биоэтика, человек, биосфера и космические циклы.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины применяется контактная технология преподавания (за исключением самостоятельно изучаемых студентами вопросов). При проведении практических работ применяется имитационный или симуляционный подход. Шаги решения задач студентам демонстрируются при помощи мультимедийной техники. В дальнейшем студенты самостоятельно решают аналогичные задания.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Концепции современного естествознания

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Кащеев С.И. Концепции современного естествознания [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кащеев С.И.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012.— 106 c. - http://www.iprbookshop.ru/727

2. Тулинов В.Ф. Концепции современного естествознания [Электронный ресурс]: учебник/ Тулинов В.Ф., Тулинов К.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 483 c. - http://www.iprbookshop.ru/5102

3. Концепции современного естествознания : учебное пособие / К.В. Балдин, В.И. Джеффаль, А.В. Рукосуев. — Москва : КноРус, 2013. — 227 с. — Для бакалавров. - https://www.book.ru/book/917625

4. Концепции современного естествознания : учебное пособие / С.И. Самыгин под ред. и др. — Москва : КноРус, 2013. — 464 с. — Для бакалавров. - https://www.book.ru/book/914323

5. Абачиев С. К. Концепции современного естествознания. — Ростов-на-Дону: Феникс 2012 г.— 349 с. — Электронное издание. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=340016

6. Концепции современного естествознания : учебное пособие / С.И. Самыгин под общ. ред. и др. — Москва : КноРус, 2015. — 464 с. — Для бакалавров. - https://www.book.ru/book/918877

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Концепции современного естествознания. Популярное учебное пособие : учебное пособие / Д.А. Гусев. — Москва : Прометей, 2015. — 202 с. - https://www.book.ru/book/922462

2. Методические указания к лабораторным работам по дисциплине «Концепции современного естествознания» / Владим. гос.ун-т ; сост. : А. О. Кучерин, А. А. Антипов. – Владимир : Изд-во Владим. гос. ун-та, 2010. – 20 с. - http://e.lib.vlsu.ru/bitstream/123456789/1864/3/00743.pdf

3. Рау В. Г. Общее естествознание и его концепции : мультимедийный учебный комплекс. - http://e.lib.vlsu.ru/handle/123456789/2165

4. Практические и тестовые задания по курсу «Концепции современного естествознания» / Владим. гос. ун-т ; сост. О.Д. Бухарова, Е.В. Дмитриева, Е.О. Худякова. – Владимир : Изд-во Владим. гос.ун-та, 2011. – 47 с. - http://e.lib.vlsu.ru/bitstream/123456789/2970/1/00564.pdf

5. Гранатов Г.Г. Концепции современного естествознания (система основных понятий). — Москва: Флинта 2013 г.— 576 с. — Электронное издание. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=337851

6. Френкель Е. Н. Концепции современного естествознания : физические, химические и биологические концепции. — Ростов-на-Дону: Феникс 2014 г.— 246 с. — Электронное издание. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=340030

7. Безрядин Н. Н., Прокопова Т. В., Котов Г. И., Сыноров Ю. В. Концепции современного естествознания курс лекций. — Воронеж: ВГУИТ 2014 г.— 98 с. — Электронное издание. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=344486

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Официальный сайт Ростехнадзора - http://www.gosnadzor.ru/

Программное обеспечение:

Лаборатория экологии, биологии, геологии и геодезии: комплект учебно-методических пособий, микроскоп МБУ-4 № 6015477; весы торсионные № 7893; набор разновесов Г-4-210 и МГ-4-1100-10 ГОСТ7328-65; термометр ртутный стеклянный лабораторный ГОСТ 215-73ТЛ-2; весы аналитические; детектор BOSCH PMD 10; нивелир лазерный Bosch GLL; нивелир RGK N-32; теодолит оптический 2Т30П; угломер BOSCH GAM 220 MF; генератор Г4 – 116 – 2 шт.; дальномер-рулетка лазерная RGK D100

Microsoft Office, Государственный контракт № 1 от 10.01.2012 г.;

Kaspersky Endpoint Security, Гражданско-правовой договор бюджетного учреждения № 71/223-ФЗ от 12.12.2016 г.

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

book.ru

ibooks.ru

e.lib.vlsu.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лекционная аудитория: ноутбук, проектор, проекционный экран

Лаборатория экологии, биологии, геологии и геодезии: комплект учебно-методических пособий, микроскоп МБУ-4 № 6015477; весы торсионные № 7893; набор разновесов Г-4-210 и МГ-4-1100-10 ГОСТ7328-65; термометр ртутный стеклянный лабораторный ГОСТ 215-73ТЛ-2; весы аналитические; детектор BOSCH PMD 10; нивелир лазерный Bosch GLL; нивелир RGK N-32; теодолит оптический 2Т30П; угломер BOSCH GAM 220 MF; генератор Г4 – 116 – 2 шт.; дальномер-рулетка лазерная RGK D100

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется решением задач по основным темам дисциплины. Занятия проводятся в компьютерном классе, используя специальное программное обеспечение. Каждой подгруппе обучающихся преподаватель выдает задачу, связанную с разработкой и программной реализацией алгоритмов обработки информации. В конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Концепции современного естествознания»

по направлению подготовки 43.03.02 Туризм

 

Рабочая программа дисциплины «Концепции современного естествознания» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 43.03.02 Туризм.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 144 час. (4 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: Цель дисциплины: является формирование у студентов представления об общих элементах, мировоззренческих и методологических установках современной научной картины мира.

Задачи дисциплины: формирование в сознании будущих специалистов целостного взгляда на окружающий мир; понимание места и роли науки в культуре человечества.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Концепции современного естествознания» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 43.03.02 Туризм.

 

02.02.2016 г.