Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ЭТиМК 

 

 

 

«   02   »       02       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Моделирование процессов в туризме     

 




Направление подготовки

43.03.02 Туризм

Профиль подготовки

"Технология и организация туроператорских и турагентских услуг"

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

6

108 / 3  

16  

 

32  

1,6  

0,25  

49,85  

58,15  

Зач.  

Итого

108 / 3  

16  

 

32  

1,6  

0,25  

49,85  

58,15  

 

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Целью освоения дисциплины (модуля) является изучение современных методов моделирования процессов в туризме и приобретение навыков применения их в практической деятельности.

Задачами освоения дисциплины являются:

овладение современными методами моделирования и управления бизнес-процеесами в туризме;

овладение средствами реализации современных моделей и программ организации бизнес-процессов в туризме;

овладение современными методами формирования и управления турпродуктом;

овладение современными информационными технологиями, используемыми при моделировании бизнес-процессов в туризме.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.07))

Дисциплина «Моделирование бизнес-процессов в туризме» относится к специальным дисциплинам общепрофессионального цикла (Б3.Б10.) Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению Сфера обслуживания. Дисциплина «Моделирование бизнес-процессов в туризме» базируется на знаниях, полученных в рамках изучения дисциплин экономического и общепрофессионального циклов («Информационные технологии в туристской индустрии») Используются также знания, полученные при изучении дисциплин профессионального цикла: «Туристско-рекреационное проектирование».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 владение теоретическими основами проектирования, готовность к применению основных методов проектирования в туризме.

ПК-8 готовность к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме.

ПК-11 способность к продвижению и реализации туристского продукта с использованием информационных и коммуникативных технологий.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

современные информационные технологии, применяемые при моделировании бизнес-процессов в туризме (ПК-8).

2) Уметь:

использовать в практической деятельности современные модели и программы организации бизнес-процессов в туризме (ПК-1).

применять современные методы формирования и управления турпродуктом (ПК-1).

самостоятельно находить и использовать различные источники информации по проектированию туристского продукта, анализировать информацию в области туристской деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий (ПК-11).

3) Владеть:

способностью применять современные информационные технологии при моделировании бизнес-процессов в туризме (ПК-8).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Сущность, классификация и методология моделирование процессов в туризме

6

6

4

14

тестирование

2

Инструменты анализа проблемы управления бизнес-процессами

6

6

16

25

тестирование

3

Инструменты совершенствования

6

4

12

19,15

тестирование

Всего за  семестр

108

16

32

58,15

1,6

0,25

Зач.

Итого   

108

16

32

58,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 6

Раздел 1. Сущность, классификация и методология моделирование процессов в туризме

Лекция 1.

Понятие и классификация бизнес-процессов в туристской деятельности (2 часа).

Лекция 2.

Анализ и оценка деятельности туристского предприятия. Способы сбора информации (2 часа).

Лекция 3.

Методы моделирования и интерпретации бизнес-процессов (2 часа).

Раздел 2. Инструменты анализа проблемы управления бизнес-процессами

Лекция 4.

Самооценка и интерпретация результатов измерений (2 часа).

Лекция 5.

Методы для выявления сути проблемы (2 часа).

Лекция 6.

Методы анализа причин возникновения проблемы (2 часа).

Раздел 3. Инструменты совершенствования

Лекция 7.

Структурные и организационные инструменты совершенствования. Методика выбора пути достижения цели (2 часа).

Лекция 8.

Управление качеством процессов и затратами на его обеспечение (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 6

Раздел 1. Сущность, классификация и методология моделирование процессов в туризме

Лабораторная 1.

Сравнительный анализ показателей деятельности турфирмы с фирмами-конкурентами (4 часа).

Раздел 2. Инструменты анализа проблемы управления бизнес-процессами

Лабораторная 2.

Составление прогноза будущих продаж на основе анализа показателей работы турфирмы (4 часа).

Лабораторная 3.

Применение методов анализ факторов, влияющих на результаты работы фирмы (4 часа).

Лабораторная 4.

Методы оценки вариантов стратегического развития фирмы (4 часа).

Лабораторная 5.

Моделирование показателей работы фирмы и обеспечение конкурентных преимуществ (4 часа).

Раздел 3. Инструменты совершенствования

Лабораторная 6.

Применение метода структурирования функций качества в анализе бизнес-процессов (4 часа).

Лабораторная 7.

Методы графического отображения ранжированных факторов и равномерности распределения отклонений от заданных параметров (4 часа).

Лабораторная 8.

Анализ затрат на обеспечение качества продукта, услуги, бизнес-процесса (4 часа).

 

Методические указания к лабораторным работам приведены в

https://www.mivlgu.ru/iop/mod/resource/view.php?id=42625

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Понятие бизнес-процесса. Цель моделирования бизнес-процесса.

2. Классификация бизнес-процессов в туристском предприятии.

3. Организационное проектирование бизнес-процессов предприятий туризма и рекреации.

4. Документирование бизнес-процесса.

5. Особенности анализа и оценки деятельности туристского предприятия.

6. Основные подходы к изучению конкурентов и клиентов предприятий туризма и рекреации.

7. Методы моделирования БП.

8. Согласование результатов работ бизнес-процесса с требованиями клиентов.

9. Анализ трендов в процессе самооценки .

10. Диаграмма-паутина: методы построения и область применения.

11. Матрица показателей: методы построения и анализа.

12. Тестирование критериев. Методы тестирования.

13. Выявление критического инцидента.

14. Контрольный листок: этапы составления, область использования.

15. Диаграмма Парето: область применения и результаты.

16. Диаграмма причин и результатов (Схема Исикавы «рыбий скелет»).

17. Карта процесса – схема совершенствования бизнес-процесса.

18. Анализ конкретной причины. Составление «пяти почему».

19. Поле корреляции. Диаграмма рассеивания. Цель построения. Область использования.

20. Качественные и количественные графы связи. Принципы построения.

21. Структурные инструменты совершенствования. Построение дерева целей.

22. Организационные инструменты совершенствования. Анализ добавленной ценности. Сокращение времени цикла.

23. Реинжиниринг (перестройка) бизнес-процесса.

24. Статистический контроль качества процессов.

25. Построение контрольных карт. Типы контрольных карт. Область использования.

26. Методы анализа затрат по обеспечению качества процессов.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

На лекционных, практических и лабораторных занятиях используются традиционные формы их проведения с элементами активных форм обучения, таких, как:

Проблемная лекция – форма учебной работы, в рамках которой новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска её решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

Доклад – это развернутое устное сообщение на какую-либо тему, сделанное публично. Он является разновидностью самостоятельной научной работы студента, часто применяется на семинарах. Работая над докладом, студент закрепляет полученный на лекциях материал, приобретает научно-исследовательские умения, а также приобретает опыт публичного выступления.

Моделирование – исследование объектов познания на их моделях, построение и изучение моделей реально существующих предметов (явлений, процессов) для их определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и прогнозирования.

Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, разделенных на три блока: простые тестовые задания, усложненные задания и сложные творческие задания. Опрос и оценивание результатов автоматизированы.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Моделирование процессов в туризме

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Тельнов Ю.Ф. Инжиниринг предприятия и управление бизнес-процессами. Методология и технология [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов магистратуры, обучающихся по направлению «Прикладная информатика»/ Тельнов Ю.Ф., Фёдоров И.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 207 c. - http://www.iprbookshop.ru/34456.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2. Алексеев Г.В. Численное экономико-математическое моделирование и оптимизация [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Алексеев Г.В., Холявин И.И.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 195 c. - http://www.iprbookshop.ru/16905.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

3. Алексеенко В.Б. Математические модели в экономике [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Алексеенко В.Б., Коршунов Ю.С., Красавина В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский университет дружбы народов, 2013.— 80 c. - http://www.iprbookshop.ru/22160.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Токарев В.В. Модели и решения: Учебное пособие/ В.В.Токарев. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2014. - 408 с. - ISBN:978-5-9221-1451-6. - http://www.iprbookshop.ru/24411.html

2. Теория и практика разработки принятия и реализации управленческих решений в предпринимательстве [Электронный ресурс]/ А.Н. Асаул [и др.].— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Институт проблем экономического возрождения, 2014.— 304 c. - http://www.iprbookshop.ru/38597.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

3. Балдин К.В. Управленческие решения (8-е издание) [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 495 c. - http://www.iprbookshop.ru/52305.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

4. Планирование и анализ бизнес-процессов на основе построения моделей управления конкурентоспособности продукции : монография / Н.В. Еремеева и др. — Москва : Русайнс, 2016. — 104 с. — ISBN 978-5-4365-0749-1. - https://www.book.ru/book/920045

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

ИОП "MOODLE"

Электронный каталог МИ (филиал) ВлГУ - http://www.mivlgu.ru/content/elektronnyi-kataog-mi-filial-vlgu

Научная электронная библиотека "eLibrary"-Режим доступа: elibrary.ru

Электронно-библиотечная система I-books.ru http://ibooks.ru/

Электронно-библиотечная система IPRbooks http://www.iprbookshop.ru/

Электронно-библиотечная система Znanium http://znanium.com/

«Бизнес-инжиниринговые технологии». Информационный портал компании «БИТЕК» - http://www.betec.ru

Система бизнес-аналитики. Компания «Прогноз» - http://www.prognoz.ru

Научно-образовательный кластер CLAIM - http://www.it-claim.ru

Среда общения профессионалов. Набор статей, методических материалов, практических рекомендаций по технологиям управления, реорганизации бизнес-процессов предприятий - http://www.Finexpert.ru

Программное обеспечение:

Кабинет компьютерного моделирования: Комплект учебно-методических пособий; 12 компьютеров: Intel Core i-5 3.0 Ghz/4.0Gb/500 Gb/Acer193; проектор SANYO PLC-XU75.

офисный интегрированный пакет Microsoft Office (последняя версия);

пакет программ "Статистика", FPT for Windows;

обучающие программы: All Fusion Process Modeler, Rational Rose, Business Studio;

операционная система Windows 8.

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

book.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лекционная аудитория:Ноутбук, проектор, проекционный экран.

Кабинет компьютерного моделирования: Комплект учебно-методических пособий; 12 компьютеров: Intel Core i-5 3.0 Ghz/4.0Gb/500 Gb/Acer193; проектор SANYO PLC-XU75.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Процесс изучения дисциплины включает лекции, лабораторные занятия и самостоятельную работу студента.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Моделирование процессов в туризме»

по направлению подготовки 43.03.02 Туризм

 

Рабочая программа дисциплины «Моделирование процессов в туризме» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 43.03.02 Туризм.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: Целью освоения дисциплины (модуля) является изучение современных методов моделирования процессов в туризме и приобретение навыков применения их в практической деятельности.

Задачами освоения дисциплины являются:

овладение современными методами моделирования и управления бизнес-процеесами в туризме;

овладение средствами реализации современных моделей и программ организации бизнес-процессов в туризме;

овладение современными методами формирования и управления турпродуктом;

овладение современными информационными технологиями, используемыми при моделировании бизнес-процессов в туризме.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Моделирование процессов в туризме» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 43.03.02 Туризм.

 

02.02.2016 г.