Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ЭТиМК 

 

 

 

«   02   »       02       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Основы системного анализа     

 




Направление подготовки

43.03.02 Туризм

Профиль подготовки

"Технология и организация туроператорских и турагентских услуг"

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

8

180 / 5  

22  

22  

10  

4,2  

0,35  

58,55  

94,8  

Экз.(26,65)  

Итого

180 / 5  

22  

22  

10  

4,2  

0,35  

58,55  

94,8  

26,65  

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Целями освоения дисциплины являются: формирование у студентов системных представлений и компетенции в области исследования систем управления в индустрии туризма

Задачи дисциплины: изучить понятие системы и закономерности их функционирования; изучить особенности применения системного анализа в индустрии туризма; изучить методы и методики системного анализа применительно к деятельности туристской фирмы

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.ДВ.10.02))

Изучение дисциплины «Основы системного анализа» базируется на положениях курсов: «Моделирование процессов в туризме», «математика». Основные положения курса могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих предметов: «Финансовый менеджмент в туризме», при подготовке ВКР.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способность находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристкой деятельности.

ПК-8 готовность к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

понятия системы, структуру и виды систем, методы и методику системного анализа (ПК-8).

2) Уметь:

находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристкой деятельности (ПК-6).

3) Владеть:

основами методологии и методикой проведения системного деятельности туристского предприятия (ПК-6).

готовность к применению методов системного анализа в туризме (ПК-8).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Понятие системного анализа

8

8

4

24

устный опрос, тестирование

2

Методология и методика системного анализа

8

10

8

8

57

устный опрос, тестирование

3

Системный анализ в управлении туристской фирмой

8

4

10

2

13,8

устный опрос, тестирование

Всего за  семестр

180

22

22

10

94,8

4,2

0,35

Экз.(26,65)

Итого   

180

22

22

10

94,8

4,2

0,35

26,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 8

Раздел 1. Понятие системного анализа

Лекция 1.

Понятие системного анализа. Системное мышление. Всеобщие законы деятельности систем. Системные законы организации (2 часа).

Лекция 2.

Основные понятия системы. Структура систем. Поведение системы. Моделирование системы (2 часа).

Лекция 3.

Классификация проблем принятия решений (2 часа).

Лекция 4.

Методология системного анализа. Методики системного анализа (2 часа).

Раздел 2. Методология и методика системного анализа

Лекция 5.

Методы системного исследования макроокружения туристской фирмы. Методы системного исследования внутренней среды туристской фирмы (2 часа).

Лекция 6.

Методы портфельного анализа (2 часа).

Лекция 7.

Эвристические методы синтеза систем (2 часа).

Лекция 8.

Изучение фонда эвристических приемов (2 часа).

Лекция 9.

Применение системного подхода к распределению административных задач управления туристской фирмой (2 часа).

Раздел 3. Системный анализ в управлении туристской фирмой

Лекция 10.

Системный анализ в управлении туристской фирмой (2 часа).

Лекция 11.

SWOT-анализ (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 8

Раздел 1. Понятие системного анализа

Практическое занятие 1.

Методика деления системы на различное количество подсистем (2 часа).

Практическое занятие 2.

Поведение системы: равновесные системы, эволюция и коэволюция систем (2 часа).

Раздел 2. Методология и методика системного анализа

Практическое занятие 3.

Генерация идей: использование метода четырехмерных динамических семантических матриц (2 часа).

Практическое занятие 4.

Методология построения «дерева целей». Дерево целей. Дерево причин (2 часа).

Практическое занятие 5.

Дерево решений. Дерево событий. Метод «события – последствия» (2 часа).

Практическое занятие 6.

Методы портфельного анализа: матрица Абеля, деловой экран по Константинову (2 часа).

Раздел 3. Системный анализ в управлении туристской фирмой

Практическое занятие 7.

Методы портфельного анализа: матрица ADL, матрица предпочтений (2 часа).

Практическое занятие 8.

Аналоговое моделирование систем управления (2 часа).

Практическое занятие 9.

Планирование и организация процесса исследования систем управления (2 часа).

Практическое занятие 10.

Моделирование организационной структуры (2 часа).

Практическое занятие 11.

Применение системного подхода к распределению административных задач управления туристской фирмой (2 часа).

 

Методические указания размещены по адресу https://www.mivlgu.ru/iop/course/category.php?id=116

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 8

Раздел 1. Методология и методика системного анализа

Лабораторная 1.

Методы системного исследования макроокружения организации (4 часа).

Лабораторная 2.

Модель М. Портера в системном анализе (4 часа).

Раздел 2. Системный анализ в управлении туристской фирмой

Лабораторная 3.

Первичный SWOT-анализ. Корреляционный SWOT-анализ (2 часа).

 

Методические указания размещены по адресу https://www.mivlgu.ru/iop/course/category.php?id=116

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Категориальный аппарат системного анализа: понятие системы, классификация систем, свойства систем и их применение, закономерности систем .

2. Методология системного анализа: предмет и этапы системного анализа, методология структурного анализа систем, методология логического анализа систем .

3. Системный подход к управлению туристской фирмой.

4. Информационные ресурсы предприятия и их применение в системных исследованиях.

5. Методы «дерева целей», «дерева решений», «дерева событий», «дерева отказов».

6. Методы системного исследования макроокружения организации.

7. Методы системного исследования внутренней среды организации.

8. Методы портфельного анализа.

9. Методология синтеза систем.

10. Методы экспертной оценки.

11. Системный подход к управлению туристской фирмой.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

При проведении занятий используются следующие образовательные технологии:

- доклады;

- коллоквиум;

- дискуссия;

- интерактивное тестирование

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основы системного анализа

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Павлов В. М. Искусство решать сложные задачи: системный подход. — осква: Дашков и К 2014 г.— 184 с. — Электронное издание. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=342412

2. Ильина О.Н. Системный подход к управлению проектами в организации. — Москва: Креативная экономика 2012 г.— 208 с. — Электронное издание. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=333513

3. Волкова В.Н. и Юрьев В.Н., ред. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник. — Москва: Финансы и статистика 2012 г.— 848 с. — Электронное издание. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=344986

4. Системный анализ в менеджменте : учебное пособие / В.С. Касьянов, В.Н. Попов, И.П. Савченко. — Москва : КноРус, 2016. — 298 с. - https://www.book.ru/book/921600

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Лещева М. Г., Стеклова Т. Н. Особенности анализа в отдельных отраслях. Ставрополь: АГРУС (СтГАУ), 2014 г. , 176 с. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=344184

2. Вестник Международной академии системных исследований. Информатика, экология, экономика - http://elibrary.ru/title_about.asp?id=38882

3. Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе - http://elibrary.ru/title_about.asp?id=41026

4. Системное управление - http://elibrary.ru/title_about.asp?id=33979

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Университетская библиотека OnLine http://www.biblioclub.ru/

Университетская информационная система РОССИЯ (УИС РОССИЯ) http://www.uisrussia.msu.ru/is4/main.jsp

Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/

Федеральное агенство по туризму РФ http://www.russiatourism.ru/

Единый федеральный реестр туроператоров http://reestr.russiatourism.ru/

Официальный сайт Российского союза туриндустрии http://www.rostourunion.ru/

Департамент культуры и туризма администрации Владимирской области http://culture.avo.ru/

Туризм Владимирской области http://tourism.avo.ru/

Программное обеспечение:

Кабинет бухгалтерского учета, анализа и аудита: комплект учебно-методических пособий; 12 компьютеров: Intel Core 2 Duo 3.0 Ghz/4.0 Gb/500 Gb/BENQ G900WD; проектор NEC Projector V302X

Microsoft Office, Государственный контракт № 1 от 10.01.2012 г.

Kaspersky Endpoint Security, Гражданско-правовой договор бюджетного учреждения № 71/223-ФЗ от 12.12.2016 г.

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

ibooks.ru

book.ru

elibrary.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лекционная аудитория: ноутбук, проектор, проекционный экран

Кабинет бухгалтерского учета, анализа и аудита: комплект учебно-методических пособий; 12 компьютеров: Intel Core 2 Duo 3.0 Ghz/4.0 Gb/500 Gb/BENQ G900WD; проектор NEC Projector V302X

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Процесс изучения дисциплины включает лекции, практические занятия, лабораторные занятия и самостоятельную работу студента.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Основы системного анализа»

по направлению подготовки 43.03.02 Туризм

 

Рабочая программа дисциплины «Основы системного анализа» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 43.03.02 Туризм.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 180 час. (5 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: Целями освоения дисциплины являются: формирование у студентов системных представлений и компетенции в области исследования систем управления в индустрии туризма

Задачи дисциплины: изучить понятие системы и закономерности их функционирования; изучить особенности применения системного анализа в индустрии туризма; изучить методы и методики системного анализа применительно к деятельности туристской фирмы

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Основы системного анализа» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 43.03.02 Туризм.

 

02.02.2016 г.