Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ЭТиМК 

 

 

 

«   02   »       02       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Психология делового общения     

 




Направление подготовки

43.03.02 Туризм

Профиль подготовки

"Технология и организация туроператорских и турагентских услуг"

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

4

108 / 3  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

74,15  

Зач.  

Итого

108 / 3  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

74,15  

 

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Целью дисциплины «Психология делового общения» является ознакомление студентов с теоретическими и практическими основами психологии делового общения, особенностями управленческой деятельности, работы в коллективе, с клиентами для успешного применения полученных компетенций в профессиональной деятельности.

Основные задачи дисциплины связаны с формирование общекультурных и профессиональных компетенций в общей профессиональной деятельности, а также в таких видах профессиональной деятельности, как организационно-управленческая, сервисная деятельность на психологических основах делового общения.

Основные задачи курса:

- изучение психологических особенностей процесса коммуникации;

- ознакомление со структурой, условиями реализации процессов делового общения;

- приобретение практических навыков делового общения;

- овладение средствами, методами и приемами психологического влияния, используемыми в различных формах делового общения;

- формирование навыков эффективного общения с потребителями туристского продукта;

- повышение культурной, психологической и социальной компетентности.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.16))

Дисциплина основана на знаниях, полученных студентами при изучении следующих дисциплин: русский язык и культура речи, культурология, психология и педагогика, человек и его потребности. На основе данного курса базируется изучение следующих дисциплин: технологии продаж, реклама в туризме, организация туристской деятельности.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

теоретические основы психологии делового общения; коммуникативные техники и технологии делового общения в туризме (ОК-3).

2) Уметь:

осуществлять коммуникацию в устной и письменной формах; организовывать взаимодействие в группе, обеспечивать межличностные взаимоотношения с учетом социально-культурных особенностей общения; применять коммуникативные техники и технологии делового общения (ОК-3).

3) Владеть:

основными коммуникативными методами и приемами делового общения в профессиональной сфере (ОК-3).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Введение в дисциплину

4

4

4

24

Тестирование, практические задания

2

Психология делового общения

4

10

10

18

Тестирование, практические задания

3

Этика и этикет деловой коммуникации. Межкультурная деловая коммуникация.

4

2

2

32,15

Тестирование, практические задания

Всего за  семестр

108

16

16

74,15

1,6

0,25

Зач.

Итого   

108

16

16

74,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 4

Раздел 1. Введение в дисциплину

Лекция 1.

Введение в дисциплину "Психология делового общения" (2 часа).

Лекция 2.

Основные характеристики делового общения. Деловое общение в индустрии туризма (2 часа).

Раздел 2. Психология делового общения

Лекция 3.

Коммуникативная сторона общения. Вербальные и невербальные средства деловой коммуникации. Коммуникативные техники и технологии делового общения в туризме (2 часа).

Лекция 4.

Перцептивная сторона общения (2 часа).

Лекция 5.

Интерактивная сторона общения (2 часа).

Лекция 6.

Психологические воздействия в деловом общении (2 часа).

Лекция 7.

Формы деловой коммуникации (2 часа).

Раздел 3. Этика и этикет деловой коммуникации. Межкультурная деловая коммуникация.

Лекция 8.

Этика и этикет деловой коммуникации. Межкультурная деловая коммуникация (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 4

Раздел 1. Введение в дисциплину

Практическое занятие 1.

Общение как социально-психологический механизм. Характеристики делового общения (2 часа).

Практическое занятие 2.

Основы психологии общения в практике туризма (2 часа).

Раздел 2. Психология делового общения

Практическое занятие 3.

Развитие коммуникативной стороны делового и межличностного общения (2 часа).

Практическое занятие 4.

Перцептивная сторона общения (2 часа).

Практическое занятие 5.

Интерактивная сторона общения (2 часа).

Практическое занятие 6.

Манипуляции в деловых отношениях (2 часа).

Практическое занятие 7.

Деловые переговоры. Деловая беседа как основная форма делового общения (2 часа).

Раздел 3. Этика и этикет деловой коммуникации. Межкультурная деловая коммуникация.

Практическое занятие 8.

Этика и этикет деловой коммуникации. Межкультурная деловая коммуникация (2 часа).

 

Методические указания по выполнению практических занятий приведены по ссылке: https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=2196

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Психология делового общения.

2. Психология личности.

3. Психологические проблемы коммуникативистики в практике делового общения.

4. Виды делового общения в туризме.

5. Вопросы в деловой коммуникации: функции, виды.

6. Вербальные и невербальные средства деловой коммуникации.

7. Социально-перцептивные характеристики общения.

8. Общение как взаимодействие.

9. Психологические воздействия в общении.

10. Характеристика основных форм делового общения: деловая беседа, деловое совещание, деловая дискуссия, публичное выступление.

11. Техника самопрезентации.

12. Способы оценки результатов делового взаимодействия.

13. Коммуникативные технологии ведения переговоров с партнерами.

14. Этические принципы и особенности их проявления в практике делового общения.

15. Этикет, его происхождение и функции. Формирование российской традиции этикета. Деловой этикет как совокупность норм и правил поведения в деловом общении.

16. Имидж и технология его формирования в деловом этикете.

17. Межкультурная деловая коммуникация.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

На лекционных, практических занятиях используются традиционные формы их проведения с элементами активных форм обучения, таких, как:

Проблемная лекция – форма учебной работы, в рамках которой новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска её решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

Доклад – это развернутое устное сообщение на какую-либо тему, сделанное публично. Он является разновидностью самостоятельной научной работы студента, часто применяется на семинарах. Работая над докладом, студент закрепляет полученный на лекциях материал, приобретает научно-исследовательские умения, а также приобретает опыт публичного выступления.

Дискуссия – аргументированное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы.

Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, разделенных на три блока: простые тестовые задания, усложненные задания и сложные творческие задания.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Психология делового общения

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Деловое общение : учебное пособие / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. — Москва : КноРус, 2016. — 437 с. — Для бакалавров - https://www.book.ru/book/918425

2. Деловые коммуникации : учебник / Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. — Москва : КноРус, 2016. — 320 с. — Бакалавриат - https://www.book.ru/book/916804

3. Деловые коммуникации : учебник / Ф.И. Шарков, Л.В. Комарова. — Москва : КноРус, 2016. — 222 с. — Для бакалавров - https://www.book.ru/book/917888

4. Чудинов А.П. Деловое общение [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А.П. Чудинов, Е.А. Нахимова.—2-е изд., стер. —М. : ФЛИНТА, 2015. — 192 с. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=344685

5. Яковлева Н.Ф. Деловое общение [Электронный ресурс: учеб. пособие. – 2-е изд., стер.–М. : ФЛИНТА, 2014. – 269 с. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=340879

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Матолыгина Н.В. Профессиональная этика и этикет в сфере сервиса [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Матолыгина Н.В., Руглова Л.В.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Интермедия, 2013.— 160 c. - http://www.iprbookshop.ru/30210.html

2. Ермакова Ж.А. Профессиональная этика и этикет (практикум) [Электронный ресурс]: учебное пособие к практическим занятиям/ Ермакова Ж.А., Тетерятник О.П., Холодилина Ю.Е.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 104 c. - http://www.iprbookshop.ru/30125.html

3. Особенности делового этикета в туриндустрии [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ — Электрон. текстовые данные.— Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2013.— 72 c. - http://www.iprbookshop.ru/65056.html

4. Валеева Е.О. Этика и культура управления в социально-культурном сервисе и туризме [Электронный ресурс]/ Валеева Е.О.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015.— 142 c. - http://www.iprbookshop.ru/31938.html

5. Виговская М.Е. Психология делового общения [Электронный ресурс]: учебное пособие для ССУЗов/ Виговская М.Е., Лисевич А.В., Корионова В.О.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2016.— 73 c. - http://www.iprbookshop.ru/44184.html

6. Деловое общение. Культура речи : учебное пособие / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. — Москва : КноРус, 2016. — 480 с. — Для бакалавров - https://www.book.ru/book/917883

7. Риторика. Деловое общение : учебное пособие / В.Н. Руднев. — Москва : КноРус, 2016. — 352 с. — Для бакалавров - https://www.book.ru/book/920705

8. Деловая риторика : учебное пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. — Москва : КноРус, 2016. — 416 с. — Для бакалавров - https://www.book.ru/book/919177

9. Русский язык. Культура речи. Деловое общение : учебник / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. — Москва : КноРус, 2016. — 424 с. — Для бакалавров - https://www.book.ru/book/919237

10. Психология : учебник / Р.С. Немов. — Москва : КноРус, 2016. — 717 с. — Для бакалавров - https://www.book.ru/book/918065

11. Социология и психология управления : учебное пособие / С.И. Самыгин, Г.И. Колесникова, С.Н. Епифанцев. — Москва : КноРус, 2016. — 254 с. - https://www.book.ru/book/918015

12. Психология и педагогика : учебное пособие / Н.Н. Павелко, С.О. Павлов. — Москва : КноРус, 2016. — 495 с. — Для бакалавров - https://www.book.ru/book/918074

13. Этика бизнеса : учебное пособие / Г.Н. Гужина, Р.Г. Мумладзе, А.А. Гужин. — Москва : Русайнс, 2016. — 228 с. - https://www.book.ru/book/921691

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

СПС «Консультант Плюс», URL: http://www.consultant.ru/

Электронная библиотечная система ibooks.ru, URL: http://www.ibooks.ru

Электронная библиотечная система BOOK.ru, URL: http://www.book.ru

Научная электронная библиотека eLibrary.ru, URL: http://www. eLibrary.ru

Электронная библиотечная система «IPRbooks», URL: http://www.iprbookshop.ru

Программное обеспечение:

Кабинет деловых коммуникаций: комплект учебно-методических пособий, ноутбук, проектор, проекционный экран

Пакет Microsoft Office

Ресурсы информационно-образовательного портала МИ ВлГУ

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

book.ru

ibooks.ru

iprbookshop.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лекционная аудитория: ноутбук, проектор, проекционный экран

Кабинет деловых коммуникаций: комплект учебно-методических пособий, ноутбук, проектор, проекционный экран

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется решением задач по основным темам дисциплины. Занятия проводятся в компьютерном классе, используя специальное программное обеспечение. Каждой подгруппе обучающихся преподаватель выдает задачу, связанную с разработкой и программной реализацией алгоритмов обработки информации. В конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Психология делового общения»

по направлению подготовки 43.03.02 Туризм

 

Рабочая программа дисциплины «Психология делового общения» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 43.03.02 Туризм.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: Целью дисциплины «Психология делового общения» является ознакомление студентов с теоретическими и практическими основами психологии делового общения, особенностями управленческой деятельности, работы в коллективе, с клиентами для успешного применения полученных компетенций в профессиональной деятельности.

Основные задачи дисциплины связаны с формирование общекультурных и профессиональных компетенций в общей профессиональной деятельности, а также в таких видах профессиональной деятельности, как организационно-управленческая, сервисная деятельность на психологических основах делового общения.

Основные задачи курса:

- изучение психологических особенностей процесса коммуникации;

- ознакомление со структурой, условиями реализации процессов делового общения;

- приобретение практических навыков делового общения;

- овладение средствами, методами и приемами психологического влияния, используемыми в различных формах делового общения;

- формирование навыков эффективного общения с потребителями туристского продукта;

- повышение культурной, психологической и социальной компетентности.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Психология делового общения» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 43.03.02 Туризм.

 

02.02.2016 г.