Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ЭТиМК 

 

 

 

«   02   »       02       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Стандартизация и сертификация в туризме     

 




Направление подготовки

43.03.02 Туризм

Профиль подготовки

"Технология и организация туроператорских и турагентских услуг"

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

8

108 / 3  

22  

10  

8  

2,2  

0,25  

42,45  

65,55  

Зач.  

Итого

108 / 3  

22  

10  

8  

2,2  

0,25  

42,45  

65,55  

 

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: формирование у студентов теоретических знаний об основах стандартизации и сертификации туристских услуг, особенностях государственного регулирования туристской отраслью.

Задачи дисциплины:

овладение знаниями и практическими навыками в области стандартизации и сертификации указанной сферы деятельности;

исследование основных положений действующего российского и международного законодательства в области стандартизации и сертификации сферы туризма;

изучение механизма государственного регулирования туризма;

выявление специфики стандартизации и сертификации туристской деятельности;

изучение принципов управления системой стандартизации и сертификации в России на федеральном уровне;

выявление роли и значения правовых основ разработки и применения стандартов;

уяснение сущностных аспектов нормативно-правовой базы сертификации услуг и лицензирования;

овладение практическими знаниями и навыками использования действующих стандартов в области туризма.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.ДВ.08.01))

Дисциплина базируется на знаниях, полученных студентами в ходе изучения курсов «Правовое регулирование в туризме», «Технология гостиничных услуг». Знания, умения и навыки, сформированные при изучении курса «Стандартизация и сертификация в туризме», используются при выполнении ВКР

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-12 способность использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации в туристской индустрии.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

нормативно-законодательные документы по качеству, стандартизации и сертификации в туристской индустрии ((ПК-12).

2) Уметь:

использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации при разработке туристских услуг и туристского продукта (ПК-12).

3) Владеть:

способностью формировать туристский продукт, отвечающий требованиям нормативно-законодательным документам по качеству, стандартизации и сертификации в туристской индустрии (ПК-12).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Государственная политика в области стандартизации и сертификации в туристской деятельности

8

4

4

16

тестирование

2

Техническое регулирование и обеспечение безопасности в сфере туристских услуг

8

6

2

4

16,45

тестирование

3

Сертификация туристских услуг

8

4

2

4

16,55

тестирование

4

8

8

2

16,55

Всего за  семестр

108

22

10

8

65,55

2,2

0,25

Зач.

Итого   

108

22

10

8

65,55

2,2

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 8

Раздел 1. Государственная политика в области стандартизации и сертификации в туристской деятельности

Лекция 1.

Понятие о стандартизации и сертификации в туристской деятельности (2 часа).

Лекция 2.

Категории и основные виды стандартов Российской Федерации в сфере туризма и гостиничного бизнеса (2 часа).

Раздел 2. Техническое регулирование и обеспечение безопасности в сфере туристских услуг

Лекция 3.

Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов (2 часа).

Лекция 4.

Технические регламенты (2 часа).

Лекция 5.

Классификация, ассортимент и кодирование товаров и услуг. Качество товаров и услуг (2 часа).

Раздел 3. Сертификация туристских услуг

Лекция 6.

Безопасность и стандарты туристского обслуживания (2 часа).

Лекция 7.

Безопасность туристских услуг в национальном стандарте ГОСТ Р 50644—94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов» (2 часа).

Раздел 4.

Лекция 8.

Подтверждение соответствия (2 часа).

Лекция 9.

Сертификация туристских услуг и услуг гостиниц в Российском законодательстве (2 часа).

Лекция 10.

Классификация гостиниц и иных средств размещения в РФ (2 часа).

Лекция 11.

Сертификация систем менеджмента качества (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 8

Раздел 1. Государственная политика в области стандартизации и сертификации в туристской деятельности

Практическое занятие 1.

Изучение Закона «О техническом регулировании и ГОСТ Р 50646-94 (2 часа).

Практическое занятие 2.

Классификация и кодирование туристских услуг и услуг общественного питания (2 часа).

Раздел 2. Техническое регулирование и обеспечение безопасности в сфере туристских услуг

Практическое занятие 3.

Комплексные основные нормативы, определяющие систему стандартизации в РФ (2 часа).

Раздел 3. Сертификация туристских услуг

Практическое занятие 4.

Заявки на проведение сертификации и их исполнение (2 часа).

Раздел 4.

Практическое занятие 5.

Сертификация услуг общественного питания (2 часа).

 

Методические указания для практических работ приведены в https://www.mivlgu.ru/iop/mod/resource/view.php?id=39482

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 8

Раздел 1. Техническое регулирование и обеспечение безопасности в сфере туристских услуг

Лабораторная 1.

Применение на практике методики определения услуг по наименованию. Составление штрих-кода услуги по известным характеристикам (4 часа).

Раздел 2. Сертификация туристских услуг

Лабораторная 2.

Классификация услуг в туристской деятельности (4 часа).

 

Методические указания к лабораторным работам приведены в https://www.mivlgu.ru/iop/mod/resource/view.php?id=21785

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Техническое регулирование: основные понятия. Федеральная служба по техническому регулированию и меторологии: функции, область деятельности.

2. Принципы технического регулирования. Правовая база технического регулирования. Закон "О техническом регулировании".

3. Технические регламенты. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента.

4. Стандартизация: история развития в России. Особенности стандартизации в современных условиях.

5. Система органов и служб стандартизации в Российской Федерации. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общая характеристику системы стандартизации.

6. Объекты стандартизации: продукция, процесс (работа), услуга. Цели и принципы стандартизации.

7. Методы стандартизации: унификация, агрегирование, дифференциация, систематизация, типизация, селекция.

8. Показатели стандартизации и унификации. Параметрическая стандартизация. Ряды предпочтительных чисел. Комплексная стандартизация. Опережающая стандартизация.

9. Уровни стандартизации.

10. Международная стандартизация: цели, принципы, задачи и сферы деятельности, организационная структура.

11. Документы в области стандартизации: виды, условия применения. Указатель Национальные стандарты".

12. Категории стандартов: национальные стандарты и стандарты организаций.

13. Обозначение стандартов. Структурные элементы стандартов.

14. Виды стандартов: содержание, цели принятия, область применения.

15. Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации.

16. Технические условия.

17. История развития метрологии. Основные термины и определения в метрологии.

18. Основы теории измерения: уравнения, шкалы, погрешности измерений, способы обнаружения и устранения ошибок измерений.

19. Виды физических величин. Системы единиц физических величин.

20. Международные системы единиц физических величин.

21. Понятие точности измерений. Погрешности измерений: определение, источники. Классификация погрешностей.

22. Обработка результатов измерений. Требования к оценке измеряемой величины. Контроль результатов технических измерений.

23. Государственная система обеспечения единства измерений. Закон РФ "Об обеспечении единства измерений".

24. Государственная метрологическая служба Российской Федерации.

25. Оценка и подтверждение соответствия: способы. отличительные особенности. Правила и порядок проведения сертификации товаров и услуг.

26. Международное сотрудничество в области сертификации.

27. Добровольное и обязательное подтверждение соответствия. Схема сертификации.

28. Сертификация продукции, минующей таможенную территорию Российской Федерации.

29. Гигиеническая оценка. Санитарно-эпидемиологическое заключение.

30. Основные этапы проведения сертификации. Правила оформления сертификата.

31. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией. Условия приостановки и (или) отмены действия сертификата соответствия.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

На лекционных, практических и лабораторных занятиях используются традиционные формы их проведения с элементами активных форм обучения, таких, как:

Проблемная лекция – форма учебной работы, в рамках которой новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска её решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

Моделирование – исследование объектов познания на их моделях, построение и изучение моделей реально существующих предметов (явлений, процессов) для их определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и прогнозирования.

Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, разделенных на три блока: простые тестовые задания, усложненные задания и сложные творческие задания. Опрос и оценивание результатов автоматизированы.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Стандартизация и сертификация в туризме

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Основы сертификации, стандартизации и управления качеством продукции [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.И. Шарапов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Липецк: Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2013.— 184 c. - http://www.iprbookshop.ru/55123.html

2. Коротков В.С. Метрология, стандартизация и сертификация [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Коротков В.С., Афонасов А.И.— Электрон. текстовые данные.— Томск: Томский политехнический университет, 2015.— 187 c. - http://www.iprbookshop.ru/34681

3. Метрология, стандартизация и сертификация : учебное пособие / Л.В. Баумгартен. — Москва : КноРус, 2016. — 184 с. — Для бакалавров. - https://www.book.ru/book/916807

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Сборник заданий по учебной дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» [Электронный ресурс]/ — Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2016.— 14 c. - http://www.iprbookshop.ru/54497

2. Голуб О.В. Стандартизация, метрология и сертификация [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Голуб О.В., Сурков И.В., Позняковский В.М.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 334 c. - http://www.iprbookshop.ru/4151

3. Николаев М.И. Метрология, стандартизация, сертификация и управление качеством [Электронный ресурс]/ Николаев М.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016.— 115 c. - http://www.iprbookshop.ru/52149.html

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

ИОП "MOODLE" https://www.mivlgu.ru/iop/

Информационно-правовой портал - http://www.garant.ru

Консультант Плюс надёжная правовая поддержка - http://www.consultant.ru

Портал национального и межгосударственного технического комитета по стандартизации ТК-МТК-22 «Информационные технологии» - http://www.istandart.ru -

Официальный сайт федерального агентства по метрологии и техническому регулированию ( Росстандарт) http://www. Gost.ru

Программное обеспечение:

Лаборатория стандартизации, метрологии и сертификации: комплект учебно-методических пособий; лабораторное оборудование.

Microsoft Office, Государственный контракт № 1 от 10.01.2012 г.

Kaspersky Endpoint Security, Гражданско-правовой договор бюджетного учреждения № 71/223-ФЗ от 12.12.2016 г.

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

book.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лекционная аудитория: ноутбук, проектор, проекционный экран

Лаборатория стандартизации, метрологии и сертификации: комплект учебно-методических пособий; лабораторное оборудование.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется решением задач по основным темам дисциплины. Занятия проводятся в компьютерном классе, используя специальное программное обеспечение. Каждой подгруппе обучающихся преподаватель выдает задачу, связанную с разработкой и программной реализацией алгоритмов обработки информации. В конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.

До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Лабораторная работа проводятся в компьютерном классе. Обучающиеся выполняют индивидуальную задачу компьютерного моделирования в соответствии с заданием на лабораторную работу. Полученные результаты исследований сводятся в отчет и защищаются по традиционной методике в классе на следующем лабораторном занятии. Необходимый теоретический материал, индивидуальное задание, шаги выполнения лабораторной работы и требование к отчету приведены в методических указаниях, размещенных на информационно-образовательном портале института.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Стандартизация и сертификация в туризме»

по направлению подготовки 43.03.02 Туризм

 

Рабочая программа дисциплины «Стандартизация и сертификация в туризме» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 43.03.02 Туризм.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: формирование у студентов теоретических знаний об основах стандартизации и сертификации туристских услуг, особенностях государственного регулирования туристской отраслью.

Задачи дисциплины:

овладение знаниями и практическими навыками в области стандартизации и сертификации указанной сферы деятельности;

исследование основных положений действующего российского и международного законодательства в области стандартизации и сертификации сферы туризма;

изучение механизма государственного регулирования туризма;

выявление специфики стандартизации и сертификации туристской деятельности;

изучение принципов управления системой стандартизации и сертификации в России на федеральном уровне;

выявление роли и значения правовых основ разработки и применения стандартов;

уяснение сущностных аспектов нормативно-правовой базы сертификации услуг и лицензирования;

овладение практическими знаниями и навыками использования действующих стандартов в области туризма.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Стандартизация и сертификация в туризме» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 43.03.02 Туризм.

 

02.02.2016 г.