Министерство образования и науки Российской Федерации
Муромский институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Владимирский государственный
университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(МИ ВлГУ)
Кафедра
ЭТиМК
« 02   » 02   2016 г.
Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ
Стандартизация и сертификация в туризме
Направление подготовки |
43.03.02 Туризм |
Профиль подготовки |
"Технология и организация туроператорских и турагентских услуг" |
Квалификация (степень)выпускника |
бакалавр |
Семестр |
Трудоем-кость, час. / зач. ед. |
Лек-ции, час.
|
Практи-ческие занятия, час. |
Лабора-торные работы, час. |
Консуль-тация, час. |
Конт-роль, час. |
Всего (контак-тная работа), час. |
СРС, час. |
Форма промежу-точного контр. (экз., зач., зач. с оц.) |
8 |
108 / 3 |
22 |
10 |
8 |
2,2 |
0,25 |
42,45 |
65,55 |
Зач. |
Итого |
108 / 3 |
22 |
10 |
8 |
2,2 |
0,25 |
42,45 |
65,55 |
|
Муром,
2016 г.
1. Цель освоения дисциплины
Цель дисциплины: формирование у студентов теоретических знаний об основах стандартизации и сертификации туристских услуг, особенностях государственного регулирования туристской отраслью. Задачи дисциплины: овладение знаниями и практическими навыками в области стандартизации и сертификации указанной сферы деятельности; исследование основных положений действующего российского и международного законодательства в области стандартизации и сертификации сферы туризма; изучение механизма государственного регулирования туризма; выявление специфики стандартизации и сертификации туристской деятельности; изучение принципов управления системой стандартизации и сертификации в России на федеральном уровне; выявление роли и значения правовых основ разработки и применения стандартов; уяснение сущностных аспектов нормативно-правовой базы сертификации услуг и лицензирования; овладение практическими знаниями и навыками использования действующих стандартов в области туризма.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.ДВ.08.01))
Дисциплина базируется на знаниях, полученных студентами в ходе изучения курсов «Правовое регулирование в туризме», «Технология гостиничных услуг». Знания, умения и навыки, сформированные при изучении курса «Стандартизация и сертификация в туризме», используются при выполнении ВКР
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате
освоения дисциплины
ПК-12 способность использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации в туристской индустрии.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
1) Знать:
нормативно-законодательные документы по качеству, стандартизации и сертификации в туристской индустрии ((ПК-12).
2) Уметь:
использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации при разработке туристских услуг и туристского продукта (ПК-12).
3) Владеть:
способностью формировать туристский продукт, отвечающий требованиям нормативно-законодательным документам по качеству, стандартизации и сертификации в туристской индустрии (ПК-12).
4. Структура и
содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет
3 зачетные единицы,
108 часов.
4.1. Форма обучения: очная
Уровень базового образования:
среднее общее.
Срок обучения 4г.
4.1.1. Структура дисциплины
|
Раздел (тема) дисциплины |
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах) |
Форма текущего контроля успеваемости (по
неделям семестра), форма промежуточной аттестации (по
семестрам)
|
||||||||
№ п\п |
Семестр |
Лекции |
Семинары |
Практические занятия |
Лабораторные работы |
Контрольные работы |
СРС |
КП / КР |
Консультация |
Контроль |
||
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестирование |
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестирование |
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестирование |
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего за
семестр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1.2. Содержание дисциплины
4.1.2.1. Перечень лекций
Семестр 8
Раздел 1. Государственная политика в области стандартизации и сертификации в туристской деятельности
Лекция 1.
Понятие о стандартизации и сертификации в туристской деятельности (2 часа).
Лекция 2.
Категории и основные виды стандартов Российской Федерации в сфере туризма и гостиничного бизнеса (2 часа).
Раздел 2. Техническое регулирование и обеспечение безопасности в сфере туристских услуг
Лекция 3.
Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов (2 часа).
Лекция 4.
Технические регламенты (2 часа).
Лекция 5.
Классификация, ассортимент и кодирование товаров и услуг. Качество товаров и услуг (2 часа).
Раздел 3. Сертификация туристских услуг
Лекция 6.
Безопасность и стандарты туристского обслуживания (2 часа).
Лекция 7.
Безопасность туристских услуг в национальном стандарте ГОСТ Р 50644—94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов» (2 часа).
Раздел 4.
Лекция 8.
Подтверждение соответствия (2 часа).
Лекция 9.
Сертификация туристских услуг и услуг гостиниц в Российском законодательстве (2 часа).
Лекция 10.
Классификация гостиниц и иных средств размещения в РФ (2 часа).
Лекция 11.
Сертификация систем менеджмента качества (2 часа).
4.1.2.2.
Перечень практических занятий
Семестр 8
Раздел 1. Государственная политика в области стандартизации и сертификации в туристской деятельности
Практическое занятие 1.
Изучение Закона «О техническом регулировании и ГОСТ Р 50646-94 (2 часа).
Практическое занятие 2.
Классификация и кодирование туристских услуг и услуг общественного питания (2 часа).
Раздел 2. Техническое регулирование и обеспечение безопасности в сфере туристских услуг
Практическое занятие 3.
Комплексные основные нормативы, определяющие систему стандартизации в РФ (2 часа).
Раздел 3. Сертификация туристских услуг
Практическое занятие 4.
Заявки на проведение сертификации и их исполнение (2 часа).
Раздел 4.
Практическое занятие 5.
Сертификация услуг общественного питания (2 часа).
Методические указания для практических работ приведены в https://www.mivlgu.ru/iop/mod/resource/view.php?id=39482
4.1.2.3.
Перечень лабораторных работ
Семестр 8
Раздел 1. Техническое регулирование и обеспечение безопасности в сфере туристских услуг
Лабораторная 1.
Применение на практике методики определения услуг по наименованию. Составление штрих-кода услуги по известным характеристикам (4 часа).
Раздел 2. Сертификация туристских услуг
Лабораторная 2.
Классификация услуг в туристской деятельности (4 часа).
Методические указания к лабораторным работам приведены в https://www.mivlgu.ru/iop/mod/resource/view.php?id=21785
4.1.2.4. Перечень
учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.
Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.
Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:
1. Техническое регулирование: основные понятия. Федеральная служба по техническому регулированию и меторологии: функции, область деятельности.
2. Принципы технического регулирования. Правовая база технического регулирования. Закон "О техническом регулировании".
3. Технические регламенты. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента.
4. Стандартизация: история развития в России. Особенности стандартизации в современных условиях.
5. Система органов и служб стандартизации в Российской Федерации. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общая характеристику системы стандартизации.
6. Объекты стандартизации: продукция, процесс (работа), услуга. Цели и принципы стандартизации.
7. Методы стандартизации: унификация, агрегирование, дифференциация, систематизация, типизация, селекция.
8. Показатели стандартизации и унификации. Параметрическая стандартизация. Ряды предпочтительных чисел. Комплексная стандартизация. Опережающая стандартизация.
9. Уровни стандартизации.
10. Международная стандартизация: цели, принципы, задачи и сферы деятельности, организационная структура.
11. Документы в области стандартизации: виды, условия применения. Указатель Национальные стандарты".
12. Категории стандартов: национальные стандарты и стандарты организаций.
13. Обозначение стандартов. Структурные элементы стандартов.
14. Виды стандартов: содержание, цели принятия, область применения.
15. Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации.
16. Технические условия.
17. История развития метрологии. Основные термины и определения в метрологии.
18. Основы теории измерения: уравнения, шкалы, погрешности измерений, способы обнаружения и устранения ошибок измерений.
19. Виды физических величин. Системы единиц физических величин.
20. Международные системы единиц физических величин.
21. Понятие точности измерений. Погрешности измерений: определение, источники. Классификация погрешностей.
22. Обработка результатов измерений. Требования к оценке измеряемой величины. Контроль результатов технических измерений.
23. Государственная система обеспечения единства измерений. Закон РФ "Об обеспечении единства измерений".
24. Государственная метрологическая служба Российской Федерации.
25. Оценка и подтверждение соответствия: способы. отличительные особенности. Правила и порядок проведения сертификации товаров и услуг.
26. Международное сотрудничество в области сертификации.
27. Добровольное и обязательное подтверждение соответствия. Схема сертификации.
28. Сертификация продукции, минующей таможенную территорию Российской Федерации.
29. Гигиеническая оценка. Санитарно-эпидемиологическое заключение.
30. Основные этапы проведения сертификации. Правила оформления сертификата.
31. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией. Условия приостановки и (или) отмены действия сертификата соответствия.
4.1.2.5.
Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР
Не планируется.
4.1.2.6.
Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)
Не планируется.
5. Образовательные технологии
На лекционных, практических и лабораторных занятиях используются традиционные формы их проведения с элементами активных форм обучения, таких, как: Проблемная лекция – форма учебной работы, в рамках которой новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска её решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения. Моделирование – исследование объектов познания на их моделях, построение и изучение моделей реально существующих предметов (явлений, процессов) для их определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и прогнозирования. Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, разделенных на три блока: простые тестовые задания, усложненные задания и сложные творческие задания. Опрос и оценивание результатов автоматизированы.
6. Оценочные
средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по
итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной
работы студентов.
Фонды оценочных средств приведены в приложении.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Стандартизация и сертификация в туризме
7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине
1. Основы сертификации, стандартизации и управления качеством продукции [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.И. Шарапов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Липецк: Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2013.— 184 c.
- http://www.iprbookshop.ru/55123.html
2. Коротков В.С. Метрология, стандартизация и сертификация [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Коротков В.С., Афонасов А.И.— Электрон. текстовые данные.— Томск: Томский политехнический университет, 2015.— 187 c.
- http://www.iprbookshop.ru/34681
3. Метрология, стандартизация и сертификация : учебное пособие / Л.В. Баумгартен. — Москва : КноРус, 2016. — 184 с. — Для бакалавров. - https://www.book.ru/book/916807
7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине
1.
Сборник заданий по учебной дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» [Электронный ресурс]/ — Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2016.— 14 c.
- http://www.iprbookshop.ru/54497
2.
Голуб О.В. Стандартизация, метрология и сертификация [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Голуб О.В., Сурков И.В., Позняковский В.М.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 334 c.
- http://www.iprbookshop.ru/4151
3.
Николаев М.И. Метрология, стандартизация, сертификация и управление качеством [Электронный ресурс]/ Николаев М.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016.— 115 c.
- http://www.iprbookshop.ru/52149.html
7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:
- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;
- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;
- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.
Информационные справочные системы:
ИОП "MOODLE" https://www.mivlgu.ru/iop/
Информационно-правовой портал - http://www.garant.ru
Консультант Плюс надёжная правовая поддержка - http://www.consultant.ru
Портал национального и межгосударственного технического комитета по стандартизации ТК-МТК-22 «Информационные технологии» - http://www.istandart.ru -
Официальный сайт федерального агентства по метрологии и техническому регулированию ( Росстандарт) http://www. Gost.ru
Программное обеспечение:
Лаборатория стандартизации, метрологии и сертификации: комплект учебно-методических пособий; лабораторное оборудование.
Microsoft Office, Государственный контракт № 1 от 10.01.2012 г.
Kaspersky Endpoint Security, Гражданско-правовой договор бюджетного учреждения № 71/223-ФЗ от 12.12.2016 г.
7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
iprbookshop.ru
book.ru
8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Лекционная аудитория: ноутбук, проектор, проекционный экран
Лаборатория стандартизации, метрологии и сертификации: комплект учебно-методических пособий; лабораторное оборудование.
9. Методические указания по освоению дисциплины
Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.
На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется решением задач по основным темам дисциплины. Занятия проводятся в компьютерном классе, используя специальное программное обеспечение. Каждой подгруппе обучающихся преподаватель выдает задачу, связанную с разработкой и программной реализацией алгоритмов обработки информации. В конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.
До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Лабораторная работа проводятся в компьютерном классе. Обучающиеся выполняют индивидуальную задачу компьютерного моделирования в соответствии с заданием на лабораторную работу. Полученные результаты исследований сводятся в отчет и защищаются по традиционной методике в классе на следующем лабораторном занятии. Необходимый теоретический материал, индивидуальное задание, шаги выполнения лабораторной работы и требование к отчету приведены в методических указаниях, размещенных на информационно-образовательном портале института.
Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.
Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую
программу дисциплины
«Стандартизация и сертификация в туризме»
по направлению подготовки 43.03.02 Туризм
Рабочая программа дисциплины «Стандартизация и сертификация в туризме» составлена в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 43.03.02 Туризм.
На изучение данного курса по учебному плану отводится
108 час. (3 ЗЕТ).
Формой итогового контроля изучения дисциплины является
зачет .
Цель дисциплины: формирование у студентов теоретических знаний об основах стандартизации и сертификации туристских услуг, особенностях государственного регулирования туристской отраслью. Задачи дисциплины: овладение знаниями и практическими навыками в области стандартизации и сертификации указанной сферы деятельности; исследование основных положений действующего российского и международного законодательства в области стандартизации и сертификации сферы туризма; изучение механизма государственного регулирования туризма; выявление специфики стандартизации и сертификации туристской деятельности; изучение принципов управления системой стандартизации и сертификации в России на федеральном уровне; выявление роли и значения правовых основ разработки и применения стандартов; уяснение сущностных аспектов нормативно-правовой базы сертификации услуг и лицензирования; овладение практическими знаниями и навыками использования действующих стандартов в области туризма.
Содержание занятий соответствуют требованиям
образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной
работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.
Освоение дисциплины позволит студентам приобрести
теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей
практической деятельности.
Предлагаемые фонды оценочных средств
для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает
содержание курса и соответствуют ФГОС.
Перечень учебно-методической литературы достаточен для
изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.
Рабочая программа дисциплины «Стандартизация и сертификация в туризме» рекомендуется для использования
в учебном процессе по направлению подготовки 43.03.02 Туризм.
02.02.2016 г.