Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ЭТиМК 

 

 

 

«   02   »       02       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Туристско-рекреационное проектирование     

 




Направление подготовки

43.03.02 Туризм

Профиль подготовки

"Технология и организация туроператорских и турагентских услуг"

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

3

144 / 4  

16  

32  

 

3,6  

0,35  

51,95  

56,4  

Экз.(35,65)  

Итого

144 / 4  

16  

32  

 

3,6  

0,35  

51,95  

56,4  

35,65  

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Цель курса – познакомить студентов с теоретическими и организационными основами туристско-рекреационного проектирования, сформировать навыки проектирования качественного туристского продукта, раскрыть региональные особенности туристско-рекреационного проектирования.

Задачи курса:

- сформировать целостное представление о туристско-рекреационной деятельности как объекте проектирования;

- познакомить с нормативно-правовыми актами в сфере туристско-рекреационного проектирования;

- рассмотреть основные подходы к организации рекреационной деятельности;

- познакомить с методиками туристско-рекреационного проектирования.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.09))

Дисциплина базируется на знаниях, полученных студентами в ходе изучения курсов «Основы туризма», "География". Углубление и расширение вопросов, изложенных в курсе «Туристско-рекреационное проектирование», будет осуществляться во время работы студентов над дисциплинами: «Организация туристской деятельности», «Проектирование и организация экскурсионной деятельности», «Технология операторских и агентских услуг», «Технология внутреннего туризма».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способность к разработке туристского продукта.

ПК-1 владение теоретическими основами проектирования, готовность к применению основных методов проектирования в туризме.

ПК-3 готовность к реализации проектов в туристской индустрии.

ПК-5 способность рассчитать и проанализировать затраты деятельности предприятия туристской индустрии, туристского продукта в соответствии с требованиями потребителя и (или) туриста, обосновать управленческое решение.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

ПК-5.1 Знать основы проектирования в туристской индустрии, современные принципы и методы управления проектами (ПК-5).

2) Уметь:

ПК-5.2 Уметь осуществлять проектную деятельность в туризме (ПК-5).

3) Владеть:

ПК-5.5 Владеть технологией и основными приемами туристско-рекреационного проектирования (ПК-5).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Рекреация и отдых. Ресурсы в туризме.

3

4

16

26

тестирование

2

Основы проектной деятельности в туризме

3

12

16

30,4

тестирование

Всего за  семестр

144

16

32

56,4

3,6

0,35

Экз.(35,65)

Итого   

144

16

32

56,4

3,6

0,35

35,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 3

Раздел 1. Рекреация и отдых. Ресурсы в туризме.

Лекция 1.

Рекреация и отдых. Рекреационная деятельность и рекреационный потенциал (2 часа).

Лекция 2.

Ресурсы в туризме (2 часа).

Раздел 2. Основы проектной деятельности в туризме

Лекция 3.

Туристско-рекреационная деятельность как объект проектирования (2 часа).

Лекция 4.

Организационные формы управления туристско-рекреационным проектом (2 часа).

Лекция 5.

Человеческий фактор в управлении туристско-рекреационными проектами (2 часа).

Лекция 6.

Управление туристско-рекреационными проектами на стадии разработки (2 часа).

Лекция 7.

Функции управления туристско-рекреационным проектом (2 часа).

Лекция 8.

Презентация туристско-рекреационного проекта (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 3

Раздел 1. Рекреация и отдых. Ресурсы в туризме.

Практическое занятие 1.

Природные рекреационные ресурсы (2 часа).

Практическое занятие 2.

Природные рекреационные ресурсы (продолжение) (2 часа).

Практическое занятие 3.

Роль национальных парков в туризме (2 часа).

Практическое занятие 4.

Культурно-исторические ресурсы туризма (2 часа).

Практическое занятие 5.

Культурно-исторические ресурсы туризма (продолжение) (2 часа).

Практическое занятие 6.

Оценка рекреационной информации, доступной потребителю и необходимой для принятия решений о ежегодном отдыхе (2 часа).

Практическое занятие 7.

Оценка рекреационного потенциала Владимирской области (2 часа).

Практическое занятие 8.

Оценка рекреационного потенциала Владимирской области (продолжение) (2 часа).

Раздел 2. Основы проектной деятельности в туризме

Практическое занятие 9.

Нормативно-правовые основы туристского проектирования (2 часа).

Практическое занятие 10.

Проектирование тура (по видам) (2 часа).

Практическое занятие 11.

Проектирование тура (по видам) (продолжение) (2 часа).

Практическое занятие 12.

Проектирование тура (по видам) (продолжение) (2 часа).

Практическое занятие 13.

Проектирование экскурсии (2 часа).

Практическое занятие 14.

Проектирование экскурсии (продолжение) (2 часа).

Практическое занятие 15.

Проектирование мер безопасности тура (экскурсии) (2 часа).

Практическое занятие 16.

Проектирование анимационной программы тура (2 часа).

 

Методические указания по выполнению практических занятий приведены по ссылке: https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=2500

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Понятие рекреации и туризма.

2. Понятие туристско-рекреационного потенциала территории.

3. Структура туристско-рекреационного потенциала территории.

4. Методы оценки туристско-рекреационного потенциала.

5. Классификация рекреационных и туристских ресурсов.

6. Отличительные особенности рекреационных и туристских ресурсов.

7. Классификация природных туристско-рекреационных ресурсов.

8. Особенности методов оценки природных туристско-рекреационных ресурсов.

9. Виды культурно-исторических туристско-рекреационных ресурсов.

10. Методы оценки культурно-исторических туристско-рекреационных ресурсов.

11. Основные виды и схемы туристско-рекреационного районирования.

12. Особенности туристско-рекреационных зон России.

13. Классификация туристско-рекреационных зон мира.

14. Понятие проекта. Структура проекта.

15. Управление проектом.

16. Виды туристско-рекреационных проектов, их применение.

17. Дифференцированный подход к туристско-рекреационным проектам.

18. Особенности туристско-рекреационного проектирования.

19. Проблемы проектирования особых экономических зон туристско-рекреационного типа.

20. Этапы разработки туристско-рекреационного проекта.

21. Тенденции, возможности и опыт подготовки различных проектов в сфере туризма.

22. Проблемы проектирования особых экономических зон туристско-рекреационного типа.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

На лекционных, практических занятиях используются традиционные формы их проведения с элементами активных форм обучения, таких, как:

Проблемная лекция – форма учебной работы, в рамках которой новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска её решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

Доклад – это развернутое устное сообщение на какую-либо тему, сделанное публично. Он является разновидностью самостоятельной научной работы студента, часто применяется на семинарах. Работая над докладом, студент закрепляет полученный на лекциях материал, приобретает научно-исследовательские умения, а также приобретает опыт публичного выступления.

Дискуссия – аргументированное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы.

Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, разделенных на три блока: простые тестовые задания, усложненные задания и сложные творческие задания. Опрос и оценивание результатов автоматизированы.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Туристско-рекреационное проектирование

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Иванова Н.В. Туристско-рекреационное проектирование [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров/ Иванова Н.В., Мальшина Н.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2016.— 141 c. - http://www.iprbookshop.ru/51621.html

2. Корабейников И.Н. Технологии туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Корабейников И.Н., Холодилина Ю.Е.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2016.— 103 c. - http://www.iprbookshop.ru/61895.html

3. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства : учебное пособие / С.А. Севастьянова. — Москва : КноРус, 2015. — 255 с. - https://www.book.ru/book/916542

4. Шаруненко Ю.М. Рекреационный туризм [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Шаруненко Ю.М.— Электрон. текстовые данные.— Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2014.— 102 c. - http://www.iprbookshop.ru/33439.html

5. Организация санаторно-курортной деятельности (Ростуризм) : учебник / А.М. Ветитнев, Я.А. Войнова. — Москва : Федеральное агентство по туризму, 2014. — 270 с. - https://www.book.ru/book/919722

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Новиков А.В. Развитие туристско-рекреационных зон в условиях государственно-частного партнерства [Электронный ресурс]: монография/ Новиков А.В.— Электрон. текстовые данные.— Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2012.— 214 c. - http://www.iprbookshop.ru/62257.html

2. Туристско-рекреационный кластер Омской области [Электронный ресурс]: теоретико-методологические основы формирования, проблемы и перспективы развития/ Д.П. Маевский [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Омск: Омский государственный институт сервиса, 2014.— 226 c. - http://www.iprbookshop.ru/26697.html

3. Петрова Е.В. Инвестиции и стратегии управления в модернизации туристско-рекреационного комплекса Краснодарского края [Электронный ресурс]: монография/ Петрова Е.В., Захарова И.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Краснодар: Южный институт менеджмента, 2010.— 140 c. - http://www.iprbookshop.ru/9589.html

4. География туризма (Ростуризм) : учебник / В.И. Кружалин, Н.С. Мироненко, Зигерн-Н.В. Корн, Н.В. Шабалина. — Москва : Федеральное агентство по туризму, 2014. — 328 с. - https://www.book.ru/book/919719

5. География туризма : учебное пособие / А.Ю. Александрова под ред. — Москва : КноРус, 2015. — 592 с. - https://www.book.ru/book/918827

6. Трофимов Е.Н. Особенности многонациональной России и туризм [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. Курс лекций/ Трофимов Е.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российская международная академия туризма, Логос, 2014.— 220 c. - http://www.iprbookshop.ru/30152.html

7. Амирова З.Б. Инфраструктура туризма и гостеприимства [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Амирова З.Б.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московская государственная академия водного транспорта, 2014.— 86 c. - http://www.iprbookshop.ru/46463.html

8. Зорин А.И. Рекреационное проектирование [Электронный ресурс]: методические рабочие материалы по дисциплине/ Зорин А.И.— Электрон. текстовые данные.— Химки: Российская международная академия туризма, 2011.— 32 c. - http://www.iprbookshop.ru/54198.html

9. Управленческое консультирование субъектов малого бизнеса в туристско-рекреационном комплексе России : монография / М.А. Васьков и др. — Москва : Русайнс, 2016. — 160 с. - https://www.book.ru/book/921988/view/1

10. Журнал "Вестник национальной академии туризма" - 12 экз.

11. Журнал "Современные проблемы сервиса и туризма" - http://spst-journal.org

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Тур-каталог «Отдых в России» (раздел «Рекреационные районы»): http://www.turlog.ru

Сайт «Туризм в России»: http://sokolov33.ru/index.php/rekreazija

Сайт Федерального агентства по туризму: http://www.russiatourism.ru/regions/

Russia Open / Национальный туризм: http://www.russia-open.com/regions/

Портал «География мира» - http://geo2000.nm.ru

Всероссийский институт научной и технической информации - http://www2.viniti.ru

Информационно – туристический портал - http://geo.worlds.ru

Новостной портал - http://www.rbc.ru/

Всероссийский центр изучения общественного мнения - http://www.wciom.ru

Национальная академия туризма www.nat-moo.ru

Российский союз туриндустрии www.rustourunion.ru

Ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии www.ratanews.ru

Журнал «Туризм: практика, проблемы, перспективы» www.tpnews.ru

Журнал «Гостиница и ресторан: управление и бизнес» www.prohotel.ru

Журнал "Турбизнес" http://www.tourbus.ru

Программное обеспечение:

Кабинет бизнес-планирования: комплект учебно-методических пособий; 12 компьютеров CPU-Intel i5-4690/MB-GA-H97-HD3/RAM-SAMSUNG 2*2gb; интерактивная доска SMART

Microsoft Office, Государственный контракт № 1 от 10.01.2012 г.

Kaspersky Endpoint Security, Гражданско-правовой договор бюджетного учреждения № 71/223-ФЗ от 12.12.2016 г.

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

book.ru

spst-journal.org

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лекционная аудитория: ноутбук, проектор, проекционный экран

Кабинет бизнес-планирования: комплект учебно-методических пособий; 12 компьютеров CPU-Intel i5-4690/MB-GA-H97-HD3/RAM-SAMSUNG 2*2gb; интерактивная доска SMART

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Процесс изучения дисциплины включает лекции, практические занятия и самостоятельную работу студента.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Туристско-рекреационное проектирование»

по направлению подготовки 43.03.02 Туризм

 

Рабочая программа дисциплины «Туристско-рекреационное проектирование» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 43.03.02 Туризм.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 144 час. (4 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: Цель курса – познакомить студентов с теоретическими и организационными основами туристско-рекреационного проектирования, сформировать навыки проектирования качественного туристского продукта, раскрыть региональные особенности туристско-рекреационного проектирования.

Задачи курса:

- сформировать целостное представление о туристско-рекреационной деятельности как объекте проектирования;

- познакомить с нормативно-правовыми актами в сфере туристско-рекреационного проектирования;

- рассмотреть основные подходы к организации рекреационной деятельности;

- познакомить с методиками туристско-рекреационного проектирования.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Туристско-рекреационное проектирование» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 43.03.02 Туризм.

 

02.02.2016 г.