Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ПМК 

 

 

 

«   19   »       12       2015 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Религиоведение     

 




Направление подготовки

38.03.06 Торговое дело

Профиль подготовки

"Коммерция"

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

2

72 / 2  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

38,15  

Зач.  

Итого

72 / 2  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

38,15  

 

 

Муром, 2015 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Главной целью изучения дисциплины «Религиоведение» является приобретение и углубление студентами знаний в области религии, помогающих свободному самоопределению в собственных мировоззренческих позициях и пониманию религии в контексте развития духовной культуры общества.

Для достижения этих целей направлено решение следующих задач:

1. Обогатить духовный мир студентов максимально возможными (в рамках отведенного количества часов по изучению данного курса) сведениями о религии как социально-психологическом явлении.

2. Раскрыть сущность религиозного мировоззрения, сформировать у будущих специалистов высшей квалификации объективные представления о формах, содержании и назначении религиозных верований.

3. Проникнуть в сущность религии, проанализировать возникновение, эволюцию и современное состояние религии и церковных организаций.

4. Обучить студентов навыкам самостоятельного анализа современных актуальных конфессиональных и межконфессиональных проблем, взаимоотношений общества, государства, церкви и верующих.

5. Овладеть необходимым учебно-методическим материалом для ориентации в многообразных, зачастую противоречивых, оценках значения религии и церкви.

Данный курс позволяет укрепить или критически переосмыслить личный мировоззренческий выбор студентов в процессе ознакомления с основными религиоведческими понятиями, религиями мира, конфессиями, наиболее значимыми образами, идеями, учениями, обрядами и праздниками, представленными в тех или иных религиозных системах

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.ДВ.02.02))

Изучение курса «Религиоведение» базируется на цикле общегуманитарных дисциплин: истории, культурологии, обществознании. На курсе религиоведение базируются такие дисциплины как психология, социология и правоведение.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

как работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-4).

2) Уметь:

работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия - (ОК-4).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Понятие и сущность религии

2

6

6

10

Тестирование

2

Происхождение религии и ее исторические формы

2

4

2

20

Тестирование

3

Национальные и мировые религии, религиозная культура

2

6

8

8,15

Тестирование, устный опрос

Всего за  семестр

72

16

16

38,15

1,6

0,25

Зач.

Итого   

72

16

16

38,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 2

Раздел 1. Понятие и сущность религии

Лекция 1.

Введение в религиоведение (2 часа).

Лекция 2.

Понятие и сущность религии (2 часа).

Лекция 3.

Социальные функции религии и роль религии в обществе (2 часа).

Раздел 2. Происхождение религии и ее исторические формы

Лекция 4.

Происхождение религии и ее исторические формы (2 часа).

Лекция 5.

Национальные религии (2 часа).

Раздел 3. Национальные и мировые религии, религиозная культура

Лекция 6.

Ислам (2 часа).

Лекция 7.

Буддизм (2 часа).

Лекция 8.

Христианство (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 2

Раздел 1. Понятие и сущность религии

Практическое занятие 1.

Введение в религиоведение (2 часа).

Практическое занятие 2.

Понятие и сущность религии (2 часа).

Практическое занятие 3.

Социальные функции религии и роль религии в обществе (2 часа).

Раздел 2. Происхождение религии и ее исторические формы

Практическое занятие 4.

Происхождение религии и ее исторические формы (2 часа).

Раздел 3. Национальные и мировые религии, религиозная культура

Практическое занятие 5.

Национальные религии (2 часа).

Практическое занятие 6.

Ислам (2 часа).

Практическое занятие 7.

Буддизм (2 часа).

Практическое занятие 8.

Христианство (2 часа).

 

Религиоведение: метод. указания к семинарским занятиям для студентов всех образовательных программ/сост.: Н.А. Куликова, - Муром: Изд.-полиграфический центр МИВлГУ, 2012.- 30 с . Режим доступа: https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=2356

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Элементарные формы религиозной жизни.

2. Религии древних цивилизаций.

3. Нетрадиционные религии.

4. Религиозная культура, религиозное искусство.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

2

72 / 2  

2  

4  

 

1  

0,5  

7,5  

60,75  

Зач.(3,75)  

Итого

72 / 2  

2  

4  

 

1  

0,5  

7,5  

60,75  

3,75  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

Всего за  семестр

66

+

60,75

1

0,5

Зач.(3,75)

Итого   

66

60,75

1

0,5

3,75

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Не планируется.

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

. .

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины религиоведение применяется контактная технология преподавания (за исключением самостоятельно изучаемых студентами вопросов), экспресс-опросы. При проведении практических занятий используются мультимедийная техника, проводятся тематические дискуссии.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Религиоведение

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. 1. Писманик М.Г. Религиоведение [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Религиоведение»/ Писманик М.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 279 c.http://www.iprbookshop.ru/8575.— ЭБС «IPRbooks», по паролю - http://www.iprbookshop.ru/8575

2. 2. Лобазова О.Ф. Религиоведение [Электронный ресурс]: учебник/ Лобазова О.Ф.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2013.— 488 c. - http://www.iprbookshop.ru/10961

3. 3. Религиоведение: метод. указания к семинарским занятиям для студентов всех образовательных программ/сост.: Н.А. Куликова, - Муром: Изд.-полиграфический центр МИВлГУ, 2012.- 31 с. - https://www.mivlgu.ru/iop/mod/forum/discuss.php?d=758

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. 1. Лещинский А.Н. Религиоведение. Сборник УММ.-М., 2000 - 150 экз.

2. 2. Лобазова О.Ф. Религоведение. Курс лекций. – М., 1999 - 30 экз.

3. 3. Основы религиоведения /Под. Ред. И. Яблокова. – М.: Высшая школа, 2001 - 10 экз.

4. 1.Мень А. История религии: Учеб. пособ. В 2-х кн. М.: ФОРУМ-ИНФРА. М, 1999. Кн.1. В поисках Пути, Истины и Жизни. 215 с. Кн.2. Пути христианства. 223 с. - 1 экз.

5. 2. Белкин А.И. Православие как разновидность христианства: Учебн. пос. – Саранск: Изд-во Мордовский Ун-т, 1999. – 269 с. - 1 экз.

6. 3. История религий в России: Учебник / Н.А. Трофимчук - М.: РАГС, 2002. – 592 с. - 1 экз.

7. 4. Костюкович П.И. Религиоведение: Уч. пос. – Минск: Новое знание, 2002 - 192 экз.

8. 5. Яблоков И.Н. Религиоведение: Уч. пособие. – М.: Гардарики, 2002. – 536 с. - 1 экз.

9. 6. Библейская энциклопедия. – М.: Локид – Пресс, 2002 – 768 с. - 1 экз.

10. 7. Буддизм и государство на Дальнем Востоке: сборник статей / Л.П. Делюсин – М.: Наука, 1987 – 228 с. - 1 экз.

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Интерфакс РЕЛИГИЯ - http://www.interfax-religion.ru/;

федерация еврейских общин России - http://www.feor.ru/;

исламский информационный портал - http://www.islam.ru/;

православный журнал "Фома" - http://foma.ru/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

mivlgu.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Процесс изучения дисциплины включает лекции, практические занятия и самостоятельную работу студента.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Религиоведение»

по направлению подготовки 38.03.06 Торговое дело

 

Рабочая программа дисциплины «Религиоведение» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 38.03.06 Торговое дело.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 72 час. (2 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: Главной целью изучения дисциплины «Религиоведение» является приобретение и углубление студентами знаний в области религии, помогающих свободному самоопределению в собственных мировоззренческих позициях и пониманию религии в контексте развития духовной культуры общества.

Для достижения этих целей направлено решение следующих задач:

1. Обогатить духовный мир студентов максимально возможными (в рамках отведенного количества часов по изучению данного курса) сведениями о религии как социально-психологическом явлении.

2. Раскрыть сущность религиозного мировоззрения, сформировать у будущих специалистов высшей квалификации объективные представления о формах, содержании и назначении религиозных верований.

3. Проникнуть в сущность религии, проанализировать возникновение, эволюцию и современное состояние религии и церковных организаций.

4. Обучить студентов навыкам самостоятельного анализа современных актуальных конфессиональных и межконфессиональных проблем, взаимоотношений общества, государства, церкви и верующих.

5. Овладеть необходимым учебно-методическим материалом для ориентации в многообразных, зачастую противоречивых, оценках значения религии и церкви.

Данный курс позволяет укрепить или критически переосмыслить личный мировоззренческий выбор студентов в процессе ознакомления с основными религиоведческими понятиями, религиями мира, конфессиями, наиболее значимыми образами, идеями, учениями, обрядами и праздниками, представленными в тех или иных религиозных системах

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Религиоведение» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 38.03.06 Торговое дело.

 

19.12.2015 г.