Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  Менеджмента 

 

 

 

«   31   »       05       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Товарная политика     

 




Направление подготовки

38.03.06 Торговое дело

Профиль подготовки

"Коммерция"

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

6

108 / 3  

16  

16  

16  

1,6  

0,25  

49,85  

58,15  

Зач.  

Итого

108 / 3  

16  

16  

16  

1,6  

0,25  

49,85  

58,15  

 

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Целью освоения дисциплины «Товарная политика» является достижение следующих результатов образования:

- изучение и прогнозирование спроса с учетом требований потребителей на определенных сегментах рынка;

-идентификация товаров, выявление и предупреждение их фальсификации;

- управление ассортиментом и качеством товаров и услуг;

-выбор и реализация стратегии ценообразования;

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.ДВ.07.02))

Дисциплина опирается на знания и умения, полученные студентами в ходе изучения дисциплин: «Экономическая теория»,«История торговли», «Теория и практика кооперации», «Психология», «Коммерческое право». Изучение дисциплины создает необходимые предпосылки для изучения таких дисциплин как «Теоретические основы товароведения», «Этика бизнеса», «Методы оптимизации и моделирования торговых процессов», «Эконометрика», «Экономика организации», «Маркетинг».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 готовность к выявлению и удовлетворению потребностей покупателей товаров, их формированию с помощью маркетинговых коммуникаций, способностью изучать и прогнозировать спрос потребителей, анализировать маркетинговую информацию, конъюнктуру товарного рынка.

ПК-7 способность организовывать и планировать материально-техническое обеспечение предприятий, закупку и продажу товаров.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основные понятия, цели, принципы, объекты, методы товароведения, ассортиментные, квалиметрические, количественные характеристики товаров; классификацию укрупненного ассортимента потребительских товаров, факторы, их обеспечивающие(ПК-7).

потребности покупателей товаров, основы маркетинговых коммуникаций (ПК-3).

2) Уметь:

выявлять, формировать и удовлетворять потребности, применять средства и методы маркетинга, анализировать маркетинговую среду организации и конъюнктуру рынка(ПК-3).

организовать и планировать материально-техническое обеспечение предприятий, закупку и продажу товаров (ПК-7).

3) Владеть:

готовность к выявлению и удовлетворению потребностей покупателей товаров, их формированию с помощью маркетинговых коммуникаций, способностью изучать и прогнозировать спрос потребителей, анализировать маркетинговую информацию, конъюнктуру товарного рынка (ПК-3).

способность организовывать и планировать материально-техническое обеспечение предприятий, закупку и продажу товаров (ПК-7).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Виды, формы, средства товарной информации, ее правовую базу

6

8

8

12

30

опрос, тестирование

2

Сущность и содержание коммерческой, маркетинговой и рекламной деятельности;

6

8

8

4

28,15

опрос, тестирование

Всего за  семестр

108

16

16

16

58,15

1,6

0,25

Зач.

Итого   

108

16

16

16

58,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 6

Раздел 1. Виды, формы, средства товарной информации, ее правовую базу

Лекция 1.

Роль и значение товарной информации в формировании товарной политики (2 часа).

Лекция 2.

Основные стратегические решения в товарной политике (2 часа).

Лекция 3.

Политика обновления продукта – основа конкурентоспособности организации (2 часа).

Лекция 4.

Особенности ассортиментной товарной политики (2 часа).

Раздел 2. Сущность и содержание коммерческой, маркетинговой и рекламной деятельности;

Лекция 5.

Сущность товарной политики организации (2 часа).

Лекция 6.

Управление марочными активами основа формирования мировой товарной политики (2 часа).

Лекция 7.

Брендинг как инструмент маркетинговой политики (2 часа).

Лекция 8.

Формирование качества товаров как важнейшее направление товарной политики (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 6

Раздел 1. Виды, формы, средства товарной информации, ее правовую базу

Практическое занятие 1.

Роль и значение товарной информации в формировании товарной политики (2 часа).

Практическое занятие 2.

Основные стратегические решения в товарной политике (2 часа).

Практическое занятие 3.

Политика обновления продукта – основа конкурентоспособности организации (2 часа).

Практическое занятие 4.

Особенности ассортиментной товарной политики (2 часа).

Раздел 2. Сущность и содержание коммерческой, маркетинговой и рекламной деятельности;

Практическое занятие 5.

Сущность товарной политики организации (2 часа).

Практическое занятие 6.

Управление марочными активами основа формирования мировой товарной политики (2 часа).

Практическое занятие 7.

Брендинг как инструмент маркетинговой политики (2 часа).

Практическое занятие 8.

Формирование качества товаров как важнейшее направление товарной политики (2 часа).

 

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=2179

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 6

Раздел 1. Сущность и содержание коммерческой, маркетинговой и рекламной деятельности;

Лабораторная 1.

Особенности международной политики (4 часа).

Раздел 2. Виды, формы, средства товарной информации, ее правовую базу

Лабораторная 2.

Уровень качества товаров и методы его определения (4 часа).

Лабораторная 3.

Идентификация отдельных групп или видов потребительских товаров (4 часа).

Лабораторная 4.

Фальсификация отдельных групп или видов потребительских товаров (4 часа).

 

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=2179

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. 1.Направления совершенствования стандартов на товары потребительского назначения.

2. 2.Характеристика стандартов в области штрихового кодирования.

3. 3.Роль качества измерений в обеспечении достоверности показателей качества товаров.

4. 4.Товар как объект коммерческой деятельности, особенности его обмена в условиях административной и рыночной экономики.

5. 5.Торговая классификации товаров, возможности и примеры их использования в коммерческой деятельности; пути совершенствования.

6. 6.Показатели ассортимента: широта, полнота, стабильность, структура, обновляемость.

7. 7.Номенклатура показателей качества, возможности и методы их использования в оценке потребительских предпочтений.

8. 8.Уровень качества товаров и методы его определения.

9. 9.Комплексные методы оценки уровня качества товаров.

10. 10.Анализ (экспертиза) ассортимента или качества отдельных групп и видов товаров; пути их совершенствования.

11. 11.Анализ (экспертиза) отдельных ассортиментных или качественных показателей товаров (например, широты и полноты ассортимента или эстетических и др. свойств), возможности их улучшения.

12. 12.Анализ (экспертиза) экологичности отдельных групп товаров, возможности их улучшения.

13. 13.Анализ (экспертиза) безопасности отдельных групп товаров.

14. 14.Виды и средства информации о товаре.

15. 15.Информация о товаре, целесообразность и возможности ее использования в маркетинговой деятельности.

16. 16.Требования к информации о продовольственных товарах.

17. 17.Требования к информации о непродовольственных товарах.

18. 18.Маркировка и упаковка товаров (отдельных групп и видов), значимость и пути её улучшения.

19. 19.Хранение товаров (отдельных групп и видов) и пути его улучшения.

20. 20.Потребительская экспертиза товаров и возможности ее использования в маркетинговой деятельности.

21. 21.Экспертиза потребительских свойств отдельных видов товаров.

22. 22.Потери качества товаров, их виды и способы снижения.

23. 23.Факторы, способствующие сохранению качества товаров.

24. 24.Идентификация отдельных групп или видов потребительских товаров.

25. 25.Фальсификация отдельных групп или видов потребительских товаров.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

8

108 / 3  

6  

8  

 

3  

0,5  

17,5  

86,75  

Зач.(3,75)  

Итого

108 / 3  

6  

8  

 

3  

0,5  

17,5  

86,75  

3,75  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

Всего за  семестр

94

+

86,75

3

0,5

Зач.(3,75)

Итого   

94

86,75

3

0,5

3,75

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Не планируется.

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

. .

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

На лекционных, практических и лабораторных занятиях используются традиционные формы их проведения с элементами активных форм обучения, таких, как:

Проблемная лекция – форма учебной работы, в рамках которой новое знание вводится че-рез проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотруд-ничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержа-ние проблемы раскрывается путем организации поиска её решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

Доклад – это развернутое устное сообщение на какую-либо тему, сделанное публично. Он является разновидностью самостоятельной научной работы студента, часто применяется на семи-нарах. Работая над докладом, студент закрепляет полученный на лекциях материал, приобретает научно-исследовательские умения, а также приобретает опыт публичного выступления.

Дискуссия – аргументированное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы.

Моделирование – исследование объектов познания на их моделях, построение и изучение моделей реально существующих предметов (явлений, процессов) для их определения либо улуч-шения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и прогнозирования.

Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, разделенных на три блока: простые тестовые задания, усложненные задания и сложные творческие задания. Опрос и оценивание ре-зультатов автоматизированы.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Товарная политика

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Евдохова Л.Н., Масанский С.Л. Товарная экспертиза: учебное пособие/ Л.Н. Евдохова, С.Л. Масанский. - Минск, Высшая школа. - 2013. - 335 с. - http://www.iprbookshop.ru/35555.html 300

2. Фролов Ю.В. Анализ результатов маркетинговых исследований в системе Statistica (на примерах). Учебное пособие.-М: Русайнс, 2015.- 248с. - http://www.book.ru/book/919065/view

3. Бурменко Т.Д. под ред. и др. Сфера услуг: экономика, менеджмент, маркетинг. Практикум.-М: КноРус, 2016.- 422с. ГРИФ: - http://www.book.ru/book/919246/view

4. Основы маркетинга : учебное пособие / Ю.Д. Умавов, ТА. Камалова. — М. : КНОРУС, 2015.— 236 с. - http://www.book.ru/book/916690/

5. Годин А.М. Маркетинг [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Годин А.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 656 c. - http://www.iprbookshop.ru/10938

6. Нуралиев С.У. Маркетинг [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Нуралиев С.У., Нуралиева Д.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 362 c. - http://www.iprbookshop.ru/14064

7. Цахаев Р.К. Маркетинг [Электронный ресурс]: учебник/ Цахаев Р.К., Муртузалиева Т.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015. - http://www.iprbookshop.ru/52249

8. Ким С.А. Маркетинг [Электронный ресурс]: учебник/ Ким С.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 258 c. - http://www.iprbookshop.ru/52301

9. Маркетинг: учебник для бакалавров и специалистов / С. Божук [и др.] – 4-е изд. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2012. – 448 с. - 3 экз.

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Основы маркетинга : учебное пособие / В.Д. Секерин. — М. : КНОРУС,¬ 2016. — 232 с. - http://www.book.ru/book/919215/

2. Маркетинг: теория, методика, практика : учебное пособие / Т.С. Бронникова. — 4-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2016. — 208 с. - http://www.book.ru/book/918105/

3. Сфера услуг: экономика, менеджмент, маркетинг. Практикум : учебное пособие / коллектив авторов ; под ред. Т.Д. Бурменко. — М. : КНОРУС, 2016. — 422 с. - http://www.book.ru/book/919246

4. Маркетинг в вопросах и решениях : учебное пособие / И.В. Захарова, Т.В. Евстигнеева. — М. : КНОРУС, 2016. — 304 с. - http://www.book.ru/book/918075

5. Маркетинг: кейсы, деловые игры, тесты : учебное пособие / Л.С. Шаховская, Е.Г. Попкова [и др.]. — М. : КНОРУС, 2016. — 244 с. - http://www.book.ru/book/917220

6. Практикум по маркетингу : учебное пособие / В.В. Кеворков, Д.В. Кеворков. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2015. — 566 с. - http://www.book.ru/book/916687

7. Сафронова Н.Б. Маркетинговые исследования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Сафронова Н.Б., Корнеева И.Е.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 296 c. - http://www.iprbookshop.ru/10939

8. Скляр Е.Н. Маркетинговые исследования [Электронный ресурс]: практикум/ Скляр Е.Н., Авдеенко Г.И., Алексунин В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 215 c. - http://www.iprbookshop.ru/35283

9. Алексунин В.А. Маркетинг [Электронный ресурс]: учебник/ Алексунин В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 200 c. - http://www.iprbookshop.ru/35282

10. Меликян О.М. Поведение потребителей [Электронный ресурс]: учебник/ Меликян О.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014. - http://www.iprbookshop.ru/10952

11. Синяева И.М. Маркетинг услуг [Электронный ресурс]: учебник/ Синяева И.М., Романенкова О.Н., Синяев В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 252 c. - http://www.iprbookshop.ru/52267

12. Алексунин В.А. Маркетинговые коммуникации [Электронный ресурс]: практикум/ Алексунин В.А., Дубаневич Е.В., Скляр Е.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 194 c. - http://www.iprbookshop.ru/35284

13. Коротков А.В. Маркетинговые исследования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Коротков А.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 304 c. - http://www.iprbookshop.ru/10519

14. Маркетинг: теория, методика, практика : учебник / Т.С. Бронникова. — Москва : КноРус, 2014. — 208 с. - https://www.book.ru/book/915979

15. Основы маркетинга : учебное пособие / В.Д. Секерин. — Москва : КноРус, 2013. — 232 с. - https://www.book.ru/book/914502

16. Багиев, Г.Л. Маркетинг: учебник для бакалавров и специалистов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич; под ред. Г.Л. Багиева. – 4-е изд., перераб. и доп. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2012. – 560 с. - 1 экз.

17. Казакова, Н.А. Маркетинговый анализ: учебное пособие / Н.А. Казакова. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 240 с. - 1 экз.

18. Журнал "Маркетинг МВА. Маркетинговое управление предприятием" - http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1568728

19. Журнал "Маркетинг" - 1 экз.

20. Журнал "Маркетинг в России и за рубежом" - 1 экз.

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

СПС "Консультант Плюс", URL: http://www.consultant.ru/

База данных Федеральной службы статистики, URL: http://www.gks.ru/

Центральная база статистических данных, URL: http://www.cbsd.gks.ru/

Электронная библиотечная система BOOK.ru, URL: http://www.book.ru/

Электронная библиотечная система iprBOOK.ru, URL: http://www.iprbookshop.ru/

Научная электронная библиотека eLibrary.ru, URL: http://www.eLibrary.ru

Электронная библиотека "ЭВРИКА", URL: http://www.mivlgu.ru/content/elektronnaya-biblioteka-evrika

Электронная библиотека ВлГУ, URL: e.lib.vlsu.ru

Программное обеспечение:

Кабинет бизнес-планирования

Microsoft Office

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

book.ru

elibrary.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лекционная аудитория

Ноутбук, проектор, проекционный экран

Кабинет бизнес-планирования

Комплект учебно-методических пособий; 12 компьютеров: CPU-Intel i5-4690/MB-GA-H97-HD3/RAM-SAMSUNG 2*2gb; интерактивная доска SMART

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Процесс изучения дисциплины включает лекции, практические занятия, лабораторные занятия и самостоятельную работу студента.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Товарная политика»

по направлению подготовки 38.03.06 Торговое дело

 

Рабочая программа дисциплины «Товарная политика» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 38.03.06 Торговое дело.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: Целью освоения дисциплины «Товарная политика» является достижение следующих результатов образования:

- изучение и прогнозирование спроса с учетом требований потребителей на определенных сегментах рынка;

-идентификация товаров, выявление и предупреждение их фальсификации;

- управление ассортиментом и качеством товаров и услуг;

-выбор и реализация стратегии ценообразования;

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Товарная политика» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 38.03.06 Торговое дело.

 

31.05.2016 г.