Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ЭТиМК 

 

 

 

«   31   »       05       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Электронная коммерция     

 




Направление подготовки

38.03.06 Торговое дело

Профиль подготовки

"Коммерция"

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

6

108 / 3  

16  

 

16  

1,6  

0,25  

33,85  

74,15  

Зач.  

Итого

108 / 3  

16  

 

16  

1,6  

0,25  

33,85  

74,15  

 

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: сформировать у студентов комплекс знаний, умений и навыков работы с технологиями электронной коммерции для последующей самостоятельно профессиональной деятельности по использованию технических и программных средств, а также принятию управленческих решений, касающихся функционирования торговых организаций в условиях рыночной экономики.

Задачи: приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков, необходимых для формирования системного представления:

- о понятийном ряде, связанном с объектами, субъектами, функциями и особенностями электронной коммерции;

- о базовых технологиях, технико-экономических и правовых основ, лежащих в основе электронной коммерции;

- о тенденциях, перспективах и прогнозах научно-технического развития, лежащих в основе электронной коммерции;

- о системах электронной коммерции в корпоративном, потребительском и государственном секторе.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.15))

Дисциплина «Электронная коммерция» относится к дисциплинам математического и естественнонаучного цикла (Б2.В.3), предназначенных для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.06 «Торговое дело». Дисциплины, освоение которых студентами необходимо для изучения дисциплины «Электронная коммерция»: «Информатика»; «Информационные технологии в профессиональной деятельности»; «Информационное обеспечение коммерческой деятельности»; «Инновации в торговой деятельности». Дисциплины, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее: «Коммерческая деятельность», «Управление торговым предприятием».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.

ПК-8 готовность обеспечивать необходимый уровень качества торгового обслуживания.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

объекты, субъекты, функции и особенности электронной коммерции (ОПК-1).

нормативно-правовые основы электронной коммерции (ОПК-1).

базовые технологии и технико-экономические основы электронной коммерции (ПК-8).

тенденции, перспективы и прогнозы научно-технического развития, лежащих в основе электронной коммерции (ПК-8).

2) Уметь:

осуществлять сбор, хранение, обработку и оценку информации, необходимой для организации и управления коммерческой деятельностью (ОПК-1).

выявлять и формировать потребности покупателей товаров с помощью маркетинговых коммуникаций в электронной коммерции (ПК-8).

осуществлять маркетинговую деятельность в электронной коммерции с использованием информационных технологий (ОПК-1).

3) Владеть:

способностью применять основные методы и средства получения, хранения, переработки информации и работать с компьютером как со средством управления информацией (ОПК-1).

навыками по обеспечению необходимого уровня качества торгового обслуживания (ПК-8).

способность разрабатывать проекты профессиональной деятельности (торгово-технологические, маркетинговые, рекламные процессы) с использованием информационных технологий (ОПК-1).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Теоретические основы электронной коммерции

6

8

8

28

Устный опрос

2

Особенности организации электронной торговли

6

8

8

46,15

Тестирование

Всего за  семестр

108

16

16

74,15

1,6

0,25

Зач.

Итого   

108

16

16

74,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 6

Раздел 1. Теоретические основы электронной коммерции

Лекция 1.

Роль и место электронной коммерции в современном мире. Понятие электронной коммерции. История возникновения и этапы развития электронной коммерции. Структура рынка электронной коммерции. Факторы развития систем электронной коммерции. Базовые технологии, технико-экономические и правовые основы электронной коммерции. Этика электронной коммерции. Проблемные вопросы электронной коммерции, связанные со вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Инструментарий электронной коммерции (2 часа).

Лекция 2.

Системы электронной коммерции в корпоративном секторе (В2В). Основные процессы осуществления электронной торговли в секторе В2В. Система управления закупками. Система полного цикла сопровождения поставщиков. Система управления продажами. Система полного цикла сопровождения потребителей. Отраслевые электронные торговые площадки, электронные биржи. Корпоративные представительства в Интернете. Виртуальные предприятия. Интернет- инкубаторы. Мобильная коммерция (2 часа).

Лекция 3.

Системы электронной коммерции в потребительском секторе (В2С) и секторе взаимодействия физических лиц (С2С) Классификация систем сектора В2С. Интернет-витрины (веб-витрины). Интернет-магазины. Услуги в Интернете. Интернет- страхование. Интернет-трейдинг. Телеработа. Интернет-аукционы. Использование систем класса Peer-to-Peer (2 часа).

Лекция 4.

Системы электронной коммерции в секторах взаимодействия физических и юридических лиц с государством (G2C, C2G, B2G и G2B). Понятия, условия и принципы построения «электронного правительства». Структура электронного правительства. Инфраструктура средств электронной цифровой подписи (ЭЦП). Проблемы создания электронного документооборота федерального уровня. Государственные электронные торгово-закупочные площадки: понятия, принципы построения и организации, защита информации. Концепция географической информационной системы (2 часа).

Раздел 2. Особенности организации электронной торговли

Лекция 5.

Электронные платежные системы. Виды электронных систем взаиморасчетов. Пластиковые карты. История возникновения пластиковых карт. Классификация пластиковых карт. Основы взаиморасчетов по пластиковым картам. Платежные системы. Классификация и характеристика существующих платежных систем. Технологии снижения рисков платежных систем в Интернете. Интернет-банкинг. Электронные деньги. Алгоритмы электронных денег Д.Чаума. Осуществление расчетов с помощью электронных денег (2 часа).

Лекция 6.

Интернет-маркетинг. Понятие и структура интернет-маркетинга. Интернет-реклама. Баннерная реклама. E-mail-реклама. Профайлинг и персонализация в интернет-рекламе. Вирусный маркетинг. Анализ эффективности интернет-рекламы. Партнерские программы (2 часа).

Лекция 7.

Безопасность электронной коммерции и перспективы ее развития. Виды и источники угроз. Определение возможностей несанкционированного доступа к защищаемой информации. Киберпреступность. Способы защиты от киберпреступности. Способы оценки эффективности системы безопасности электронной коммерции. Вопросы правового регулирования безопасности электронной коммерции (2 часа).

Лекция 8.

Эффективность электронной коммерции. Основные понятия эффективности электронной коммерции. Методы оценки эффективности систем электронной коммерции. Оценка эффективности вложений в информационные технологии. Основные направления развития систем электронной коммерции и электронных платежных систем (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 6

Раздел 1. Теоретические основы электронной коммерции

Лабораторная 1.

Предприятия электронной коммерции сектора B2С. Моделирование покупки в интернет-магазине (4 часа).

Лабораторная 2.

Расчёты в электронной коммерции (4 часа).

Раздел 2. Особенности организации электронной торговли

Лабораторная 3.

Разработка медиа плана (4 часа).

Лабораторная 4.

Оценка эффективности систем электронной коммерции (4 часа).

 

Методические указания к лабораторным работам приведены на ИОП по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=1767

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. История возникновения и этапы развития электронной коммерции. В форме таблицы отобразить основные этапы развития электронной коммерции.

2. Модели отношений между участниками процесса электронной коммерции.

3. Состояние и развитие рынка электронной коммерции в России.

4. Корпоративные представительства в интернете. В форме таблицы представить основные типы корпоративных представительств (сайт-визитка, интернет-витрина, интернет-магазин, внешний коммуникационный портал, портал), обосновать рекомендации по их использованию.

5. Виртуальные предприятия.

6. Интернет-инкубаторы.

7. Мобильная коммерция.

8. Автоматизированные системы управления ресурсами предприятия.

9. Услуги в интернет: туристические компании, интернет-страхование, интернет-трейдинг.

10. Управление интернет-магазином, качество обслуживания в интернет-магазине.

11. Интернет-банкинг.

12. Проблемы и перспективы развития электронных платежных систем в России.

13. Маркетинг и реклама в Интернете.

14. Мошенничество в Интернете, киберпреступность.

15. Преступления с использованием пластиковых карт.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

7

108 / 3  

6  

6  

 

3  

0,5  

15,5  

88,75  

Зач.(3,75)  

Итого

108 / 3  

6  

6  

 

3  

0,5  

15,5  

88,75  

3,75  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

Всего за  семестр

96

+

88,75

3

0,5

Зач.(3,75)

Итого   

96

88,75

3

0,5

3,75

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Не планируется.

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

. .

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

На лекционных, практических и лабораторных занятиях используются традиционные формы их проведения с элементами активных форм обучения, таких, как:

Проблемная лекция – форма учебной работы, в рамках которой новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска её решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

Доклад – это развернутое устное сообщение на какую-либо тему, сделанное публично. Он является разновидностью самостоятельной научной работы студента, часто применяется на семинарах. Работая над докладом, студент закрепляет полученный на лекциях материал, приобретает научно-исследовательские умения, а также приобретает опыт публичного выступления.

Дискуссия – аргументированное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы.

Моделирование – исследование объектов познания на их моделях, построение и изучение моделей реально существующих предметов (явлений, процессов) для их определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и прогнозирования.

Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, разделенных на три блока: простые тестовые задания, усложненные задания и сложные творческие задания. Опрос и оценивание результатов автоматизированы.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Электронная коммерция

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Электронная коммерция: основы организации и ведения бизнеса : учебное пособие / А.Л. Денисова, Н.В. Молоткова, М.А. Блюм, Т.М. Уляхин, А.В. Гуськов. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО "ТГТУ", 2012. – 88 с. - http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/074/80074/60485

2. Калужский, М.Л. Электронная коммерция: маркетинговые сети и инфраструктура рынка / М.Л. Калужский ; ОмГТУ. – Москва : Экономика, 2014. – 328 с. : ил. - http://window.edu.ru/resource/043/81043/files/%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%9C.%D0%9B.%20%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D1%81%D0%B5%D1%82%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%B8%D0%BD%D1%84%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20(2014).pdf

3. Криворучко, С.В. Механизм оборота электронных денег: теория и практика: монография / С.В. Криворучко, В.А. Лопатин, М.А. Абрамова, И.Е. Шакер.- М.: Издательство "Русайнс", 2015.- 116 с. - https://www.book.ru/book/916862/view

4. Иванов, М.А. Защита информации в электронных платежных системах: Электронный учебник / М.А. Иванов, Д.М. Михайлов, И.В. Чугунков.- М.: КНОРУС, 2015. - 777 с. - https://www.book.ru/book/919764

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Воробьёв, К.Ю. Сущность электронной коммерции в системе международных торговых связей // Российский внешнеэкономический вестник.- 2015. - № 3. - http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-elektronnoy-kommertsii-v-sisteme-mezhdunarodnyh-torgovyh-svyazey

2. Ошкало, В. В. Мировые информационные ресурсы для экономистов: учеб.-практ. пособие / В. В. Ошкало, И. Н. Дубина, С. В. Шаповалова ; АлтГУ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013.- 251 с. - http://elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/912/read.7book?sequence=1

3. Журнал "Коммерческий директор". - http://e.kom-dir.ru

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Корпоративный менеджмент www.cfin.ru

Журнал «Эксперт» и приложение к нему «Эксперт-Интернет» www.expert.ru

Ежемесячное обозрение «Интернет-маркетинг» www.i-m.kiev.ua

Internet Marketing www.marketing.spb.ru

http://www.webmoney.ru

http://www.b2b-center.ru/

http://b2b.ru/

http://b2b-russia.ru/

http://b2cpl.ru/

http://www.b2g-goszakupki.ru/

http://inetshopper.ru/

http://www.telderi.ru/ru

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

window.edu.ru

book.ru

cyberleninka.ru

elibrary.asu.ru

e.kom-dir.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лекционная аудитория

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Лабораторная работа проводятся в компьютерном классе. Обучающиеся выполняют индивидуальную задачу компьютерного моделирования в соответствии с заданием на лабораторную работу. Полученные результаты исследований сводятся в отчет и защищаются по традиционной методике в классе на следующем лабораторном занятии. Необходимый теоретический материал, индивидуальное задание, шаги выполнения лабораторной работы и требование к отчету приведены в методических указаниях, размещенных на информационно-образовательном портале института.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Электронная коммерция»

по направлению подготовки 38.03.06 Торговое дело

 

Рабочая программа дисциплины «Электронная коммерция» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 38.03.06 Торговое дело.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: сформировать у студентов комплекс знаний, умений и навыков работы с технологиями электронной коммерции для последующей самостоятельно профессиональной деятельности по использованию технических и программных средств, а также принятию управленческих решений, касающихся функционирования торговых организаций в условиях рыночной экономики.

Задачи: приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков, необходимых для формирования системного представления:

- о понятийном ряде, связанном с объектами, субъектами, функциями и особенностями электронной коммерции;

- о базовых технологиях, технико-экономических и правовых основ, лежащих в основе электронной коммерции;

- о тенденциях, перспективах и прогнозах научно-технического развития, лежащих в основе электронной коммерции;

- о системах электронной коммерции в корпоративном, потребительском и государственном секторе.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Электронная коммерция» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 38.03.06 Торговое дело.

 

31.05.2016 г.