Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ТБ 

 

 

 

«   31   »       05       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Экология     

 




Направление подготовки

12.03.01 Приборостроение

Профиль подготовки

"Приборы и системы"

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

7

72 / 2  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

38,15  

Зач.  

Итого

72 / 2  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

38,15  

 

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Цель дисциплины: ознакомить студентов с концептуальными основами экологии как современной комплексной фундаментальной науки об экосистемах и биосфере; сформировать экологическое мировоззрение на основе знания особенностей сложных живых систем; воспитать у студентов навыки экологической культуры.

Задачи дисциплины:

- изучение основных законов и концепций экологии, основных свойств живых систем, средообразующей функции живого, структуры и эволюции биосферы и роли в ней человека;

- формирование представлений о принципах функционирования и пределах устойчивости экосистем и биосферы, о взаимодействии человека с природной средой, о причинах экологических кризисных ситуаций и о возможностях их преодоления.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.08))

Дисциплина «Экология» — наука о взаимоотношениях организма со средой, изучающая всю совокупность связей между организмом и средой, обеспечивает понимание и логическую взаимосвязь в системе "человек—техносфера—природа" на уровне негативного взаимодействия элементов системы. Курс базируется на знаниях, полученных студентами в области естественно-научных дисциплин. Базовые дисциплины: физика, химия, безопасность жизнедеятельности. Знания и умения приобретенные при изучении данной дисциплины необходимы для написания бакалаврских работ.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 способность использовать нормативные документы в своей деятельности.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основы взаимодействия общества и природы, осуществляемые на основе законодательных и правовых актов в области охраны окружающей среды (ОПК-8).

экологические принципы рационального использования природных ресурсов, технических средств и технологий (ОПК-8).

основные нормативные документы в области экологии (ОПК-8).

2) Уметь:

выявлять факторы окружающей среды, и последствия их негативно действия на живые организмы руководствуясь нормативными документами в области экологии (ОПК-8).

выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения (ОПК-8).

3) Владеть:

методами экологического обеспечения производства и инженерной защиты окружающей среды (ОПК-8).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Теоретические основы экологии

7

6

12

10

отчет, промежуточное тестирование

2

Антропогенное влияние на биосферу и охрана окружающей среды

7

10

4

28,15

отчет, промежуточное тестирование

Всего за  семестр

72

16

16

38,15

1,6

0,25

Зач.

Итого   

72

16

16

38,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 7

Раздел 1. Теоретические основы экологии

Лекция 1.

Уровни организации живой материи. Виды живых организмов. Предмет, структура и задачи экологии (2 часа).

Лекция 2.

Экологические факторы среды. Структура и динамика популяции. Биоценоз. Экосистемы (2 часа).

Лекция 3.

Состав, строение и границы биосферы. Биохимические круговороты в биосфере. Динамика биосферы (2 часа).

Раздел 2. Антропогенное влияние на биосферу и охрана окружающей среды

Лекция 4.

Основы экологии человека. Антропогенный фактор в биосфере. Понятие социальной экологии. Социоприродные законы. Ноосфера (2 часа).

Лекция 5.

Загрязнение природной среды. Антропогенное воздействие. Здоровье и факторы риска. Классы ЧС. Социально-экономические последствия ЧС. Единая система предупреждения и ликвидации ЧС (2 часа).

Лекция 6.

Кадастры природных ресурсов. Основы рационального природопользования. Понятие о качестве окружающей природной среды. Нормативы качества среды. Предельно допустимые нагрузки на природную среду (2 часа).

Лекция 7.

Понятие об экологической безопасности. Мониторинг окружающей среды. Экологическая экспертиза и аудит. Экологическая стандартизация и паспортизация (2 часа).

Лекция 8.

Основные положения экологического права. Нормативно-правовая база в сфере экологического законодательства. Международное экологическое сотрудничество (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 7

Раздел 1. Теоретические основы экологии

Практическое занятие 1.

Определение количества органического вещества растениями при дыхании (2 часа).

Практическое занятие 2.

Изучение влияния экологических факторов на живые организмы (2 часа).

Раздел 2. Антропогенное влияние на биосферу и охрана окружающей среды

Практическое занятие 3.

Изучение структуры экосистемы (2 часа).

Раздел 3. Теоретические основы экологии

Практическое занятие 4.

Изучение демографической структуры популяции (2 часа).

Практическое занятие 5.

Нормирование качества окружающей среды (2 часа).

Практическое занятие 6.

Определение перманганатной окисляемости (2 часа).

Практическое занятие 7.

Оценка экологических последствий загрязнения окружающей среды от ЧС (2 часа).

Раздел 4. Антропогенное влияние на биосферу и охрана окружающей среды

Практическое занятие 8.

Определение жесткости воды (2 часа).

 

Методические указания к практическим работам приведены на информационно-образовательном портале МИ ВлГУ

https://www.mivlgu.ru/iop/mod/folder/view.php?id=36964

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Природные экосистемы Земли как хронологические единицы биосферы.

2. Основные направления эволюции биосферы.

3. Среда обитания и механизмы адаптации к ней живых организмов.

4. Популяции. Межпопуляционные взаимодействия.

5. "Сообщества и экосистемы".

6. Антропогенное воздействие на атмосферу.

7. Антропогенное воздействие на гидросферу.

8. Антропогенное воздействие на литосферу.

9. Антропогенное воздействие на биотические сообщества.

10. Особые виды воздействия на биосферу.

11. Основные принципы охраны окружающей среды и рационального природопользования.

12. Инженерная экологическая защита.

13. Основы экологического права.

14. Экология и экономика.

15. Экологизация общественного сознания.

16. Международное сотрудничество в области экологии.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению дисциплины предусматривает комплексное освоение методов защиты человека от опасностей природного, техногенного и социального характера, а также защиты окружающей среды.

При проведении аудиторных занятий предполагается использование различных форм обучения:

- пассивная форма (классическая лекция);

- активная форма (использование механизмов взаимодействия с учащимися и контроля усвоения знаний, например, в виде либо “лекции-беседы”, либо “лекции-дискуссии”);

- интерактивная форма (групповые тренинги, case – задания, деловые игры).

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Экология

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Болтакова Н.В. Экология: Учебное пособие / Н.В. Болтакова. – Казань: Казанский университет, 2012. – 136 с. - http://window.edu.ru/resource/328/78328

2. Большаков В.Н. Экология [Электронный ресурс]: учебник/ Большаков В.Н., Качак В.В., Коберниченко В.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, 2013.— 504 c. - http://www.iprbookshop.ru/14327

3. Фирсов А.И. Экология техносферы [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Фирсов А.И., Борисов А.Ф.— Электрон. текстовые данные.— Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 94 c - http://www.iprbookshop.ru/20799

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Островский Н.В. Экология. Учебно-методическое пособие. / Н.В. Островский. – Киров: ВятГУ, электронное издание, 2009. – 112 - http://window.edu.ru/resource/719/72719

2. Алябышева Е.А., Сарбаева Е.В., Копылова Т.И., Воскресенская О.Л. Промышленная экология: Учебное пособие. - Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2010. - 110 с. - http://window.edu.ru/resource/573/77573

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

http://ecoportal.su/ - Ecoportal Всероссийский экологический портал. Вся экология

http://www.runature.ru/ - Всероссийское общество охраны природы

ttp://www.ecopolicy.ru/ - Центр экологической политики России

http://www.biodat.ru/ - собрание информационных ресурсов в сфере охраны живой природы BioDat

http://www.mnr.gov.ru/maps/?region=33#info - информационный сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФ

http://www.gosnadzor.ru/ - информационная база данных Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)

Программное обеспечение:

Лекционная аудитория

Пакет офисных приложений Libre Office v.5 (free software, GPL)

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

window.edu.ru

iprbookshop.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лекционная аудитория

DVD плеер POINER DV-310-Sdvd player, проектор SANYO PDG - DSU 20.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется выполнением заданий по основным темам дисциплины. Занятия проводятся в учебной аудитории, используя мультимедийное оборудование. Выполнение заданий производится индивидуально в часы, предусмотренные расписанием занятий в соответствии с методическими указаниями к практическим работам. Отчет по практической работе каждый студент выполняет индивидуально с учетом рекомендаций по оформлению. Отчет выполняется в рабочей тетради, сдается преподавателю по окончанию занятия или в начале следующего занятия. Отчет должен включать пункты: - название практической работы; - цель работы; - оснащение; - задание; - порядок работы; - решение, развернутый ответ, таблица, ответы на контрольные вопросы (в зависимости от задания); - вывод по работе.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Экология»

по направлению подготовки 12.03.01 Приборостроение

 

Рабочая программа дисциплины «Экология» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 12.03.01 Приборостроение.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 72 час. (2 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: Цель дисциплины: ознакомить студентов с концептуальными основами экологии как современной комплексной фундаментальной науки об экосистемах и биосфере; сформировать экологическое мировоззрение на основе знания особенностей сложных живых систем; воспитать у студентов навыки экологической культуры.

Задачи дисциплины:

- изучение основных законов и концепций экологии, основных свойств живых систем, средообразующей функции живого, структуры и эволюции биосферы и роли в ней человека;

- формирование представлений о принципах функционирования и пределах устойчивости экосистем и биосферы, о взаимодействии человека с природной средой, о причинах экологических кризисных ситуаций и о возможностях их преодоления.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Экология» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 12.03.01 Приборостроение.

 

31.05.2016 г.