Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ПМК 

 

 

 

«   31   »       05       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Психология общения     

 




Направление подготовки

11.03.01 Радиотехника

Профиль подготовки

"Радиотехнические средства передачи, приема и обработки сигналов "

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

5

72 / 2  

16  

12  

 

1,6  

0,25  

29,85  

42,15  

Зач.  

Итого

72 / 2  

16  

12  

 

1,6  

0,25  

29,85  

42,15  

 

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Цель курса «Психология общения» — научиться эффективному общению и взаимодействию в обществе.

Задачи дисциплины: актуализировать навыки общения; получить возможность осмысленно подходить к оценке поступков и действий как своих, так и других людей; подготовить себя к профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.ДВ.02.02))

Курс базируется на знаниях дисциплин "История","Социология". На знаниях данной дисциплины базируется изучение таких дисциплин как "Философия", "Психология".

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.

ОК-6 способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные и культурные различия.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основные понятия, виды и структуру общения; социальные роли и ролевые ожидания, основы коммуникационной культуры и делового этикета (ОК-5).

2) Уметь:

применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности (ОК-6).

использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения (ОК-5).

3) Владеть:

технологиями командной работы (ОК-6).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Теоретические основы психологии общения

5

2

2

8

Тест.

2

Структура общения

5

6

6

12

Тест.

3

Технология ведения беседы

5

4

4

10,15

Тест.

4

Деловой этикет

5

4

12

Тест.

Всего за  семестр

72

16

12

42,15

1,6

0,25

Зач.

Итого   

72

16

12

42,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 5

Раздел 1. Теоретические основы психологии общения

Лекция 1.

Понятие и характеристика общения (2 часа).

Раздел 2. Структура общения

Лекция 2.

Структура общения: коммуникативный и интерактивный аспект (2 часа).

Лекция 3.

Структура общения: перцептивный аспект (2 часа).

Лекция 4.

Роли и ролевые ожидания (2 часа).

Раздел 3. Технология ведения беседы

Лекция 5.

Технология ведения беседы (2 часа).

Лекция 6.

Роль индивидуальных особенностей человека в беседе (2 часа).

Раздел 4. Деловой этикет

Лекция 7.

Коммуникационная культура (2 часа).

Лекция 8.

Деловой этикет (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 5

Раздел 1. Теоретические основы психологии общения

Практическое занятие 1.

Понятие и характеристика общения (2 часа).

Раздел 2. Структура общения

Практическое занятие 2.

Структура общения: коммуникативный и интерактивный аспект (2 часа).

Практическое занятие 3.

Структура общения: перцептивный аспект (2 часа).

Практическое занятие 4.

Роли и ролевые ожидания (2 часа).

Раздел 3. Технология ведения беседы

Практическое занятие 5.

Технология ведения беседы (2 часа).

Практическое занятие 6.

Роль индивидуальных особенностей человека в беседе (2 часа).

 

Психология общения: метод.указания к семинарским занятиям./Сост. Е.В. Зеленова, - Муром: Изд.-полиграфический центр МИ ВлГУ, 2013. - 56 с. 100 экз.

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. В чем заключается феноменология общения?.

2. Охарактеризуйте основные виды общения. Приведите примеры.

3. Назовите типы общения и дайте им характеристику.

4. Какие функции выполняет общение? Приведите примеры.

5. Можно ли развивать общительность? Каким образом? .

6. Назовите качества приятного собеседника.

7. Какие приемы можно использовать, чтобы быть в центре общения? .

8. Какова взаимосвязь деятельности и общения?.

9. Охарактеризуйте коммуникативный процесс.

10. Какие коммуникативные барьеры мешают адекватной передаче информации?.

11. Что такое информация? Какие требования к ее передаче другим людям необходимо соблюдать, чтобы сохранить ее содержание?.

12. Назовите типы коммуникативного воздействия и приведите примеры.

13. Дайте характеристику вербальной коммуникации.

14. Как невербальные средства влияют на восприятие информации? Приведите примеры.

15. Назовите стратегии поведения человека в разных ситуациях и приведите примеры.

16. Каковы основные причины неэффективного взаимодействия между людьми?.

17. Дайте определение конфликта. Опишите его структуру.

18. Как развивается конфликт? .

19. Каковы положительные и отрицательные стороны конфликта?.

20. Какие механизмы социальной перцепции способствуют созданию образа партнера? .

21. Что общего и какие различия между эмпатией и идентификацией как механизмами социальной перцепции?.

22. Какую роль играет социальная перцепция в процессе общения?.

23. В чем заключается специфика социальной роли?.

24. Какие виды социальных ролей выделены в социальной психологии?.

25. К чему приводит несовпадение ролевых ожиданий и выполняемой роли? Какие есть выходы из возникшего конфликта? Рассмотреть все возможные варианты.

26. Какое влияние оказывают социальные роли на развитие личности?.

27. Слушать и слышать — это одно и то же? Приведите примеры.

28. Какие техники слушания вы чаще всего используете?.

29. Что такое беседа? .

30. Чем непринужденная беседа отличается от делового обсуждения проблемы?.

31. Какие особенности темперамента важно учитывать в общении с другими людьми? .

32. Приведите примеры общения с людьми разных темпераментов.

33. Как строить общение с различными по характеру собеседниками?.

34. Что вы понимаете под культурой общения?.

35. Что необходимо учитывать при заключении договора?.

36. Какое влияние оказывает самооценка человека на его взаимодействие с окружающими людьми?.

37. Какими правилами вы руководствуетесь, соблюдая культуру общения?.

38. Что нужно указывать в своем резюме при поиске работы?.

39. Какие существуют правила поведения и внешнего вида на собеседовании при устройстве на работу?.

40. Из чего состоит имидж современного делового человека?.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее профессиональное.

Срок обучения 3г 6м.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Переат-теста-ция

Форма

промежу-точного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

5

72 / 2  

2  

2  

 

1  

0,5  

5,5  

26,75  

36  

Зач.(3,75)  

Итого

72 / 2  

2  

2  

 

1  

0,5  

5,5  

26,75  

36  

3,75  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

Всего за  семестр

32

+

26,75

1

0,5

Зач.(3,75)

Итого   

32

26,75

1

0,5

3,75

Итого с переаттестацией   

68

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Не планируется.

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

. .

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

Семинары:

- ролевые игры;

- тренинги;

- задания для саморазвития;

- групповая работа;

- тестирование на оценку личностных характеристик.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Психология общения

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Деловое общение : учебное пособие / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. — Москва : КноРус, 2012. — 436 с. - https://www.book.ru/book/902485

2. Психология делового общения. Шпаргалка : шпаргалка / Л.Д. Столяренко. — Москва : Проспект, 2016. — 256 с. — ISBN 978-5-9988-0416-8. - https://www.book.ru/book/918616

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Жизнестойкость личности. Монография : монография / А.Н. Фоминова. — Москва : Прометей, 2012. — 152 с. - https://www.book.ru/book/911655

2. Психология и педагогика : учебное пособие / Н.Н. Павелко, С.О. Павлов. — Москва : КноРус, 2012. — 495 с - https://www.book.ru/book/908003

3. Психология и педагогика : учебное пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. — Москва : КноРус, 2012. — 474 с. - https://www.book.ru/book/908004

4. Психология общения: метод.указания к семинарским занятиям для студентов направления подготовки 270800 (08.03.01) Строительство /Сост. Е.В. Зеленова, - Муром: Изд.-полиграфический центр МИ ВлГУ, 2013. - 56 с. - 100 экз.

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

http://www.psy.su/

http://www.psy.msu.ru/science/npj/index.html

http://www.psystudy.com/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

book.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Кабинет социальной психологии.

Комплект учебно-наглядных пособий; проектор NEC (переносной); проекционный экран.

Microsoft Access 2010 (подписка DreamSpark Premium Electronic Software;

Delivery (3 year) Renewal, договор №453 от 16.12.2014 года).

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Процесс изучения дисциплины включает лекции, практические занятия и самостоятельную работу студента.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Психология общения»

по направлению подготовки 11.03.01 Радиотехника

 

Рабочая программа дисциплины «Психология общения» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 11.03.01 Радиотехника.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 72 час. (2 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: Цель курса «Психология общения» — научиться эффективному общению и взаимодействию в обществе.

Задачи дисциплины: актуализировать навыки общения; получить возможность осмысленно подходить к оценке поступков и действий как своих, так и других людей; подготовить себя к профессиональной деятельности.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Психология общения» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 11.03.01 Радиотехника.

 

31.05.2016 г.