Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  СГПД 

 

 

 

«   04   »       04       2015 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Русский язык и культура речи     

 




Направление подготовки

11.03.01 Радиотехника

Профиль подготовки

"Радиотехнические средства передачи, приема и обработки сигналов "

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

1

72 / 2  

 

32  

 

 

0,25  

32,25  

39,75  

Зач.  

Итого

72 / 2  

 

32  

 

 

0,25  

32,25  

39,75  

 

 

Муром, 2015 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Цель курса – совершенствование речевой и коммуникативной компетенции выпускников вуза применительно к условиям работы современных высокообразованных специалистов для повышения эффективности их профессионального общения.

Основными задачами изучения дисциплины является:

- освоение основ теории об основных свойствах языковой системы;

- сформировать представление о богатых выразительных возможностях родного языка;

- совершенствовать навыки правильной (устной и письменной) речи;

- выработать навыки создания точной, логичной, выразительной речи;

- научить владеть различными стилями русского языка и реализовывать их в соответствии с типами речевых ситуаций;

- развить лингвистическое мышление и коммуникативную культуру;

- выработать навыки создания текстов различных языковых жанров.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.03))

Дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к дисциплинам части цикла дисциплин ООП - Б 1. «Гуманитарный, социальный и экономический» (шифр Б 1. Б.4) и направлена на формирование и совершенствование навыков владения грамотной деловой письменной и устной речью как важнейшим инструментом профессиональной деятельности, на повышение уровня общей речевой культуры будущего специалиста. Изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» базируется на знаниях, полученных студентами по гуманитарным дисциплинам школьного курса: «Русский язык», «Литература», «Риторика», «Культура речи». На дисциплине «Русский язык и культура речи» базируется изучение дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла: «История», «Основы социального государства и гражданского общества», «Иностранный язык», «Культурология», «Религиоведение», «Социология», «Философия», «Правоведение», «Экономика», «Педагогика», «Психология», а также целого ряда дисциплин математического и естественно-научного, профессионального циклов.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

– основные функции языка (ОК-5).

– основные нормы русского литературного языка (ОК-5).

– основные стилистические ресурсы русского литературного языка (ОК-5).

– основные функциональные стили русского языка (ОК-5).

– основы межкультурной коммуникации (ОК-5).

2) Уметь:

– создавать тексты различных языковых жанров, владеть стилями современного русского литературного языка и реализовать их в соответствии с типами речевой ситуации (ОК-5).

– использовать знание русского языка и культуры речи в профессиональной деятельности и межличностном общении (ОК-5).

3) Владеть:

навыками письменного изложения собственной точки зрения (ОК-5).

навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений (ОК-5).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Язык, речь, общение

1

4

6

тестирование

2

Литературный язык – основа речевой культуры.

1

12

6

тестирование

3

Ортология. Нормы современного русского литературного языка.

1

4

6

тестирование

4

Культура научной и профессиональной речи.

1

4

6

тестирование

5

Культура деловой речи. Служебно-деловое общение

1

4

6

тестирование

6

Культура ораторской речи.

1

2

6

тестирование

7

Культура разговорной речи. Культура речевого общения.

1

2

3,75

тестирование

Всего за  семестр

72

32

39,75

0

0,25

Зач.

Итого   

72

32

39,75

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Не планируется.

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 1

Раздел 1. Язык, речь, общение

Практическое занятие 1.

Функциональные стили современного русского литературного языка (2 часа).

Практическое занятие 2.

Лексика русского языка (2 часа).

Раздел 2. Литературный язык – основа речевой культуры.

Практическое занятие 3.

Ортология (2 часа).

Практическое занятие 4.

Ортология (2 часа).

Практическое занятие 5.

Ортология (2 часа).

Практическое занятие 6.

Ортология (2 часа).

Практическое занятие 7.

Разновидности речи (2 часа).

Практическое занятие 8.

Деловое общение (2 часа).

Раздел 3. Ортология. Нормы современного русского литературного языка.

Практическое занятие 9.

Виды документов. Резюме (2 часа).

Практическое занятие 10.

Язык и деловое общение. Нормативный аспект (2 часа).

Раздел 4. Культура научной и профессиональной речи.

Практическое занятие 11.

Культура публичного выступления (2 часа).

Практическое занятие 12.

Композиция речи (2 часа).

Раздел 5. Культура деловой речи. Служебно-деловое общение

Практическое занятие 13.

Взаимодействие оратора и аудитории (2 часа).

Практическое занятие 14.

Вопросно-ответный комплекс (2 часа).

Раздел 6. Культура ораторской речи.

Практическое занятие 15.

Психологический аспект спора (2 часа).

Раздел 7. Культура разговорной речи. Культура речевого общения.

Практическое занятие 16.

Речевой этикет (2 часа).

 

вопросы к устному опросу

Русский язык и культура речи (практикум): учебное пособие для студентов всех направлений подготовки Муром: Изд.-полиграфический центр МИ ВлГУ, 2012. ISBN-978-5-8439-0309-1.

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Язык как «естественная» саморегулирующая знаковая система. О некоторых основных принципах работы языковой системы; принцип понятия о языковой единице, языковом уровне.

2. Язык и речь. Речь как продукт речевой деятельности. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения.

3. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Формы речи: монолог и диалог. Функционально-смысловые типы речи.

4. Речь в межличностном общении. Речь в социальном взаимодействии.

5. Речевая деятельность как вид деятельности. Ее структура. Виды речевой деятельности: говорение, аудирование, слушание, письмо, чтение. Этапы речевой деятельности.

6. Родной язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры. Культура языка.

7. Особенности русского языка: благозвучие и звуковая выразительность, богатство лексики и фразеологии, неисчерпаемые синонимические ресурсы, широкие словообразовательные возможности, словесная экспрессия, разнообразие синтаксических конструкций и др.

8. Понятие этноязыка и литературного языка (ЛЯ). Нормативность ЛЯ. Русский литературный язык и нелитературные варианты языка: жаргоны, диалекты, просторечие.

9. Стили современного русского языка: книжные (научный, деловой, публицистический) и разговорный стиль. Общая характеристика научного, публицистического, официально-делового, разговорного стилей. Особый статус художественного стиля. Взаимодействие функциональных стилей. Речевые жанры и их зависимость от функциональных стилей.

10. Понятие об ораторском искусстве. Роды и виды ораторской речи. Ораторская речь и функциональные стили литературного языка.

11. Публицистический стиль. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.

11. Особенности устной публицистической речи. Оратор его аудитория. Структура ораторской речи. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления.

12. Логика, этика и эстетика речи. Логические и интонационно-мелодические закономерности речи. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.

13. Доказательность и убедительность речи. Основные виды аргументов.

14. Понятие разговорной речи и ее особенности. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговор-ной речи, роль "неязыковых" факторов. Парадигматика и стилистика разговорной речи. Литературная разговорная речь. Вне-литературные разновидности этноязыка.

15. Парадигматика и стилистика разговорной речи. Литературная разговорная речь. Вне-литературные разновидности этноязыка.

16. Основные единицы речевого общения. Виды общения. Организация вербального взаимодействия. Эффективность речевой коммуникации. Условия успешного общения. Причины коммуникативных неудач. Коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики и приемы .

17. Жанры речевого общения. Культура речи. Этика общения, этикетные формулы речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

18. Особенности служебно-делового общения. Коммуникация в организациях. Требование к речевой коммуникации в деловой среде.

19. Деловая беседа. Деловое совещание. Устная деловая речь: деловой телефонный раз-говор Телефонный этикет. Речевые коммуникации в деловых переговорах.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее профессиональное.

Срок обучения 3г 6м.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Переат-теста-ция

Форма

промежу-точного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

3

72 / 2  

 

4  

 

 

0,5  

4,5  

27,75  

36  

Зач.(3,75)  

Итого

72 / 2  

 

4  

 

 

0,5  

4,5  

27,75  

36  

3,75  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

Всего за  семестр

32

+

27,75

0

0,5

Зач.(3,75)

Итого   

32

27,75

0,5

3,75

Итого с переаттестацией   

68

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Не планируется.

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

. .

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

В ходе реализации дисциплины используются следующие виды образовательных технологий:

- лекционные занятия;

- проблемное обучение;

- занятия-диалоги;

- мультимедийные технологии;

- работа в группах;

- дискуссии;

- анализ лингвистических источников.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Русский язык и культура речи

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Языкознание: методические рекомендации для практических занятий и самостоятельной работы / Составители Т.А. Алиев, А.А. Негрышев: ВлГУ, 2014. - http://e.lib.vlsu.ru:80/handle/123456789/3745

2. Русский язык и культура речи (практикум): учебное пособие для студентов всех направлений подготовки Муром: Изд.-полиграфический центр МИ ВлГУ, 2012. ISBN-978-5-8439-0309-1. - 63 экз.

3. Халина, Наталья Васильевна (Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2014 - http://elibrary.asu.ru/handle/asu/492

4. Кирюшина, Л. Ю. Деловое общение: учеб. пособие / Л. Ю. Кирюшина ; АлтГУ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. - 255 с. - http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1086

5. Основы общей риторики: учеб. пособие / АлтГУ; под общ. ред. А. А. Чувакина. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2013. - 194 с. - http://elibrary.asu.ru/handle/asu/169

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Русский язык и культура речи: конспект лекций для студентов всех направлений подготовки Муром: Изд.-полиграфический центр МИ ВлГУ, 2011. ISBN-978-5-8439-0304-6. - 63 экз.

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

1. http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl159.htm

2. http://www.biblioclub.ru/book/57869/

3. http://window.edu.ru/resource/658/67658

4. http://e.lib.vlsu.ru/handle/123456789/2333

5. http://www.flinta.ru/book.php?id=39

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

e.lib.vlsu.ru:80

elibrary.asu.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Компьютерный класс на 12 рабочих мест.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Процесс изучения дисциплины включает практические занятия и самостоятельную работу студента.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Русский язык и культура речи»

по направлению подготовки 11.03.01 Радиотехника

 

Рабочая программа дисциплины «Русский язык и культура речи» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 11.03.01 Радиотехника.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 72 час. (2 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: Цель курса – совершенствование речевой и коммуникативной компетенции выпускников вуза применительно к условиям работы современных высокообразованных специалистов для повышения эффективности их профессионального общения.

Основными задачами изучения дисциплины является:

- освоение основ теории об основных свойствах языковой системы;

- сформировать представление о богатых выразительных возможностях родного языка;

- совершенствовать навыки правильной (устной и письменной) речи;

- выработать навыки создания точной, логичной, выразительной речи;

- научить владеть различными стилями русского языка и реализовывать их в соответствии с типами речевых ситуаций;

- развить лингвистическое мышление и коммуникативную культуру;

- выработать навыки создания текстов различных языковых жанров.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Русский язык и культура речи» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 11.03.01 Радиотехника.

 

04.04.2015 г.