Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  СГПД 

 

 

 

«   12   »       04       2015 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     История     

 




Направление подготовки

11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи

Профиль подготовки

"Системы радиосвязи и радиодоступа "

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

2

144 / 4  

16  

32  

 

3,6  

0,6  

52,2  

65,15  

Экз.(26,65)  

Итого

144 / 4  

16  

32  

 

3,6  

0,6  

52,2  

65,15  

26,65  

 

Муром, 2015 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: 1) усвоение студентами систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса с акцентом на изучение истории России;

2) формирование у студентов собственной гражданской позиции на основе комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее места в мировой и европейской цивилизации;

3) выработка у студентов навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:

1) знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;

2) воспитание нравственности, морали, толерантности;

3) понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

4) способность работы с разноплановыми источниками;

5) способность на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

6) умение логически мыслить, вести научные дискуссии.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.01))

Дисциплина «История» относится к циклу Б1 и обеспечивает формирование научных представлений о закономерностях и движущих силах исторического процесса, особенностях и месте России в этом процессе. Курс базируется на знаниях, полученных студентами в области социально-гуманитарных дисциплин средней общеобразовательной школы. На изучении дисциплины «История» базируется изучение курсов «Культурология», «Философия», «История экономики», «История экономических учений».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

закономерности и этапы исторического процесса (ОК-2).

основные исторические факты и события истории России в контексте мировой истории (ОК-2).

2) Уметь:

критически оценивать историческую информацию (ОК-2).

давать объективную оценку различным социальным явлениям и процессам, происходящим в обществе (ОК-2).

3) Владеть:

историческим методом и применять его к анализу социокультурных явлений (ОК-2).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

История в системе научного познания

2

2

2

8

устный опрос, тестирование

2

Древняя и средневековая Русь

2

6

12

22

устный опрос, тестирование

3

Императорская Россия

2

4

10

13

устный опрос, тестирование

4

Россия в XX веке

2

4

8

22,15

устный опрос, тестирование

Всего за  семестр

144

16

32

65,15

3,6

0,6

Экз.(26,65)

Итого   

144

16

32

65,15

3,6

0,6

26,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 2

Раздел 1. История в системе научного познания

Лекция 1.

История в системе социально-гуманитарных наук. Источники и методы исторической науки. Развитие исторических исследований в России (2 часа).

Раздел 2. Древняя и средневековая Русь

Лекция 2.

Особенности становления государственности в России и мире (2 часа).

Лекция 3.

Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье (2 часа).

Лекция 4.

Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации (2 часа).

Раздел 3. Императорская Россия

Лекция 5.

Россия и мир в XVIII веке: новые приоритеты развития и создание империи (2 часа).

Лекция 6.

Россия и мир в XIX веках: феодализма, попытки модернизации и промышленный переворот (2 часа).

Раздел 4. Россия в XX веке

Лекция 7.

Россия и мир в первой половине ХХ века (2 часа).

Лекция 8.

Россия и мир во второй половине XX века - начале XXI в (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 2

Раздел 1. История в системе научного познания

Практическое занятие 1.

История как наука. Предмет, методы и задачи исторической науки (2 часа).

Раздел 2. Древняя и средневековая Русь

Практическое занятие 2.

Образование Древнерусского государства. Эволюция древнерусской государственности в X – XII вв. и ее особенности (2 часа).

Практическое занятие 3.

Русь и Европа в период раздробленности: общее и особенное. Русские земли в условиях внешней экспансии в XIII в (2 часа).

Практическое занятие 4.

Особенности формирования единого государства в русских землях (конец ХIII-ХV вв.) (2 часа).

Практическое занятие 5.

Борьба альтернативных вариантов развития в эпоху Ивана Грозного (2 часа).

Практическое занятие 6.

Кризис Московского государства рубеже ХVI-ХVII вв (2 часа).

Практическое занятие 7.

Правление первых Романовых: Складывание предпосылок модернизации (2 часа).

Раздел 3. Императорская Россия

Практическое занятие 8.

Россия в период преобразований Петра I и дворцовых переворотов (2 часа).

Практическое занятие 9.

Эпоха Екатерины II - период просвещенного абсолютизма в России (2 часа).

Практическое занятие 10.

Россия в первой половине XIX в.: кризис феодальной системы (2 часа).

Практическое занятие 11.

Россия во второй половине XIX в.: буржуазные реформы и их последствия (2 часа).

Практическое занятие 12.

Россия в начале XX века: итоги и проблемы модернизации (2 часа).

Раздел 4. Россия в XX веке

Практическое занятие 13.

Революционная и реформистская альтернативы развития России в начале XX века (2 часа).

Практическое занятие 14.

Первая мировая война и революционный процесс в России 1914-1920 гг (2 часа).

Практическое занятие 15.

Советское общество в довоенный период: создание тоталитарного государства (2 часа).

Практическое занятие 16.

Советское общество в послевоенный период: попытки реформ и крах советского строя. Российское государство на современном этапе (2 часа).

 

Методические указания для практических занятий приведены в:

История. Методические указания к семинарским занятиям для студентов очной формы обучения / Сост. И.В. Кузнецов.

Режим доступа https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=76

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Методы и источники изучения истории.

2. Отечественная историография в прошлом и настоящем.

3. Деятельность первых русских князей.

4. Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская республика.

5. Борьба русского народа с немецко-шведскими и монгольскими завоевателями.

6. Внешняя политика России в XVI-XVII в.

7. Эволюция форм собственности на землю, структура феодального землевладения.

8. Крепостное право в России.

9. Эпоха дворцовых переворотов.

10. Внешняя политика России в XVIII в.

11. Внешняя политика России в первой половине XIX в.

12. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.

13. Российский парламентаризм и политические партии России в начале XX в.

14. Формирование однопартийного политического режима в Советской России.

15. Культурная жизнь страны в 1920-е годы. Культурная революция и ее последствия.

16. Формирование тоталитарного государства. Политические репрессии.

17. Основные направления советской внешней политики в довоенный период.

18. Холодная война.

19. "Оттепель" и "застой" в культурной и духовной жизни СССР.

20. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Реформы и контрреформы местного самоуправления во второй половине XIX века.

2. Судебные реформы и контрреформы во второй половине XIX века.

3. К.П. Победоносцев – идеолог консерватизма в России.

4. Террор в революционном движении начала XX в. в России.

5. Русский либерализм в начале XX в.: кадеты и октябристы.

6. В.М. Чернов – лидер партии эсеров.

7. Консервативные партии в России в начале XX века.

8. Учредительное Собрание в России.

9. Возникновение российского парламентаризма в 1905-1906 гг.

10. Советская власть и крестьянство в период «военного коммунизма».

11. Гражданская война: трагедия казачества.

12. Национальная политика большевиков (1917-1921 гг).

13. Первая мировая война и русское общество .

14. Внешняя политика Советской России в 1917-21гг.

15. Советская Россия и Германия в 1917 – 1929 гг.

16. Политическая борьба в период НЭП.

17. Белое движение в гражданской войне.

18. Реабилитация жертв массовых репрессий в период «оттепели».

19. Массовые репрессии в СССР в тридцатые годы XX века.

20. Советская власть и крестьянство в период НЭП.

21. Советское государство и крестьянство в 30-е годы.

22. Современные проблемы изучения Великой Отечественной войны.

23. Советское общество в первые послевоенные годы (1946 – 1953 гг.).

24. Социально-экономическое развитие СССР в середине 50-х –начале 60-х гг.

25. Внешняя политика СССР в 60-х – середине 80-х гг.

26. Советское общество в 1965 – 1985 гг.

 

Методические указания по написанию реферата приведены в:

Методические указания по написанию реферата по истории для студентов очной формы обучения / Сост. И.В. Кузнецов.

Режим доступа https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=76

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

При проведении занятий используются следующие образовательные технологии:

1) участие студентов в дискуссиях и обсуждениях предложенных статей и вопросов;

2) работа в малых группах при анализе студентами альтернативных оценок и точек зрения

3) анализ конкретных исторических ситуаций с использованием знаний, полученных из лекционного курса;

4) составление таблиц, презентаций, творческих отчетов, аннотаций по результатам самостоятельной работы студентов

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины История

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. 1. История России. Конспект лекций : курс лекций / В.П. Семин. — Москва :КноРус, 2015. — 208 с. - http://www.book.ru/book/915947/view

2. 2. Фортунатов В.В. История. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. - С-Пб.: Питер, 2015. - 464 с. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=344621

3. 3. Федоров В.А., Моряков В.И., Щетинов Ю.А. История России с древнейших времен до наших дней. - М.: КноРус, 2015. - 536 с. - http://www.book.ru/book/916539/view

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Журнал «Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России» - http://journals.rudn.ru/russian-history/issue/archive

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Электронная библиотека Исторического факультета МГУ http://www.hist.msu.ru/ER/index.html

Образовательный портал "Хронос" http://www.hrono.ru/

Образовательный портал "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" http://window.edu.ru/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

book.ru

ibooks.ru

journals.rudn.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Кабинет социально-гуманитарных дисциплин

комплект наглядных пособий

экран DRAPPER Apex STAR (переносной),

видеопроектор SANYO PDG-DSU20 (переносной)

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Процесс изучения дисциплины включает лекции, практические занятия и самостоятельную работу студента.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«История»

по направлению подготовки 11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи

 

Рабочая программа дисциплины «История» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 144 час. (4 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: 1) усвоение студентами систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса с акцентом на изучение истории России;

2) формирование у студентов собственной гражданской позиции на основе комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее места в мировой и европейской цивилизации;

3) выработка у студентов навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:

1) знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;

2) воспитание нравственности, морали, толерантности;

3) понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

4) способность работы с разноплановыми источниками;

5) способность на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

6) умение логически мыслить, вести научные дискуссии.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «История» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи.

 

12.04.2015 г.