Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ТБ 

 

 

 

«   10   »       09       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Системы автоматизированного проектирования     

 




Направление подготовки

18.03.01 Химическая технология

Профиль подготовки

"Химическая технология неорганических веществ"

Квалификация (степень)выпускника

Бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

5

108 / 3  

16  

 

32  

3,6  

0,35  

51,95  

29,4  

Экз.(26,65)  

Итого

108 / 3  

16  

 

32  

3,6  

0,35  

51,95  

29,4  

26,65  

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: формирование у студентов знаний в области систем автоматизированного проектирования.

Частными целями дисциплины являются:

– знакомство студентов с математическими основами современных САПР (систем автоматизации проектирования, инженерного анализа, подготовки производства, управления жизненным циклом изделия);

– изучение алгоритмов и методов, применяемых для решения типичных задач автоматизации проектирования;

– знакомство студентов с методами реализации алгоритмов САПР в средах систем автоматизированного проектирования;

– подготовка студентов к самостоятельному использованию средств САПР при работе в сфере сервиса и смежных отраслях.

Задачей изучения дисциплины является получение студентами практических навыков в области САПР, приобретение ими умения самостоятельно строить и исследовать математические и компьютерные модели технических систем, квалифицированно применяя при этом алгоритмы для решения типичных задач автоматизации проектирования и используя возможности современного программного обеспечения САПР.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.15))

Для изучения дисциплины «САПР» необходимо знание по дисциплинам «Информатика», «Применение компьютерных технологий в химической промышленности». На дисциплине «САПР» базируется изучение дисциплин «Компьютерная химия», «Оборудование и основы проектирования химических технологических процессов» и выполнение ВКР.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-22 готовность использовать информационные технологии при разработке проектов.

ПК-23 способность проектировать технологические процессы с использованием автоматизированных систем технологической подготовки производства в составе авторского коллектива.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основные сведения о проектировании технических объектов (ПК-22).

основные сведения о системах автоматизированного проектирования (ПК-23).

2) Уметь:

разрабатывать проекты с использованием САПР (ПК-22).

использовать системы автоматизированного проектирования в профессиональной деятельности (ПК-23).

3) Владеть:

методами разработки графической документации с использованием системы автоматизированного проектирования (ПК-22).

навыками работы в Autodesk Autocad (ПК-23).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Проектирование технических объектов

5

2

7

тестирование

2

Введение в САПР

5

14

32

22,4

тестирование, защита лабораторных работ

Всего за  семестр

108

16

32

29,4

3,6

0,35

Экз.(26,65)

Итого   

108

16

32

29,4

3,6

0,35

26,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 5

Раздел 1. Проектирование технических объектов

Лекция 1.

Сведения о проектировании технических объектов (2 часа).

Раздел 2. Введение в САПР

Лекция 2.

САПР - основные понятия (2 часа).

Лекция 3.

Классификация САПР (2 часа).

Лекция 4.

Компоненты САПР (2 часа).

Лекция 5.

Задачи синтеза и анализа в САПР (2 часа).

Лекция 6.

Оптимизация проектных решений (2 часа).

Лекция 7.

Математическое обеспечение синтеза и анализа проектных решений (2 часа).

Лекция 8.

Машинная графика и геометрическое моделирование в САПР (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 5

Раздел 1. Введение в САПР

Лабораторная 1.

Основы работы с программой AutoCAD (4 часа).

Лабораторная 2.

Построение основных примитивов в AutoCAD (4 часа).

Лабораторная 3.

Построение сложных примитивов в AutoCAD (4 часа).

Лабораторная 4.

Свойства в AutoCAD (4 часа).

Лабораторная 5.

Редактирование примитивов в AutoCAD (4 часа).

Лабораторная 6.

Создание плана цеха в AutoCAD (4 часа).

Лабораторная 7.

Прорисовка элементов цехового интерьера на плане цеха в AutoCAD (4 часа).

Лабораторная 8.

Трехмерные построения в AutoCAD (4 часа).

 

Методические указания к лабораторным работам приведены на информационно-образовательном портале https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=4953&topic=2

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Принципы, составные части и схемы процесса проектирования.

2. Стадии проектирования.

3. Этапы проектирования.

4. Процедуры проектирования.

5. Уровни проектирования.

6. Блочно-иерархический подход к проектированию.

7. Классы САПР.

8. Функциональность CAD-систем.

9. Современные CAD-системы и их классификация.

10. Системы инженерного анализа (CAE).

11. Системы технологической подготовки производства (CAPP).

12. Системы автоматизации производства (CAM).

13. Системы управления данными об изделии (PDM).

14. Интегрированные пакеты управления жизненным циклом изделия.

15. Методология автоматизированного проектирования технологических процессов сервиса.

16. Основы работы в AutoCAD.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины применяется контактная технология преподавания (за исключением самостоятельно изучаемых студентами вопросов). При проведении практических и лабораторных работ применяется имитационный или симуляционный подход. Шаги решения задач студентам демонстрируются при помощи мультимедийной техники. В дальнейшем студенты самостоятельно решают аналогичные задания.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Системы автоматизированного проектирования

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Синенко С.А. Компьютерные методы проектирования [Электронный ресурс]: учебно-практическое пособие/ Синенко С.А., Славин А.М., Жадановский Б.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2015.— 138 c. - http://www.iprbookshop.ru/40571

2. Аверченков В.И. Автоматизация проектирования технологических процессов [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Аверченков В.И., Казаков Ю.М.— Электрон. текстовые данные.— Брянск: Брянский государственный технический университет, 2012.— 228 c. - http://www.iprbookshop.ru/6990

3. Большаков В. П., Бочков А. Л. Основы 3D-моделирования. Изучаем работу в AutoCAD, КОМПАС-3D, SolidWorks, Inventor - Санкт-Петербург: Питер, 2013 г. , 304 с. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=28649

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Методические рекомендации по выполнению практических работ по курсу "Компьютерные методы проектирования" [Электронный ресурс]/ — Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 186 c. - http://www.iprbookshop.ru/12807

2. Каратаев О.Р. Основы проектирования [Электронный ресурс] : учебное пособие / О.Р. Каратаев, Д.А. Хамидуллина. — Электрон. текстовые данные. — Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2016. — 124 c. - http://www.iprbookshop.ru/62525

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Все о САПР http://www.cad.ru/

Академия САПР и ГИС http://cadacademy.ru

Журнал САПР и графика http://www.sapr.ru

Программное обеспечение:

Лекционная аудитория

Пакет офисных приложений Libre Office v.5 (free software, MPL).

Лаборатория информатики и моделирования

Пакет офисных приложений Libre Office v.5 (free software, MPL).

Система автоматизированного проектирования и черчения AutoCAD (Программа поддержки образовательных учреждений компании AutoDesk).

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

ibooks.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лекционная аудитория

DVD плеер POINER DV-310-Sdvd player, проектор SANYO PDG - DSU 20.

Лаборатория информатики и моделирования

15 компьютеров Intel Core i3, проектор SANYO PDG - DSU 20.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Лабораторная работа проводятся в компьютерном классе. Обучающиеся выполняют индивидуальную задачу компьютерного проектирования в соответствии с заданием на лабораторную работу. Полученные результаты исследований сводятся в отчет и защищаются по традиционной методике в классе на следующем лабораторном занятии. Необходимый теоретический материал, индивидуальное задание, шаги выполнения лабораторной работы и требование к отчету приведены в методических указаниях, размещенных на информационно-образовательном портале института.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Системы автоматизированного проектирования»

по направлению подготовки 18.03.01 Химическая технология

 

Рабочая программа дисциплины «Системы автоматизированного проектирования» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 18.03.01 Химическая технология.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: формирование у студентов знаний в области систем автоматизированного проектирования.

Частными целями дисциплины являются:

– знакомство студентов с математическими основами современных САПР (систем автоматизации проектирования, инженерного анализа, подготовки производства, управления жизненным циклом изделия);

– изучение алгоритмов и методов, применяемых для решения типичных задач автоматизации проектирования;

– знакомство студентов с методами реализации алгоритмов САПР в средах систем автоматизированного проектирования;

– подготовка студентов к самостоятельному использованию средств САПР при работе в сфере сервиса и смежных отраслях.

Задачей изучения дисциплины является получение студентами практических навыков в области САПР, приобретение ими умения самостоятельно строить и исследовать математические и компьютерные модели технических систем, квалифицированно применяя при этом алгоритмы для решения типичных задач автоматизации проектирования и используя возможности современного программного обеспечения САПР.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Системы автоматизированного проектирования» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 18.03.01 Химическая технология.

 

10.09.2016 г.