Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  СГПД 

 

 

 

«   24   »       02       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Введение в профессию "Социальная работа"     

 




Направление подготовки

39.03.02 Социальная работа

Профиль подготовки

"Социальная работа на предприятиях и фирмах различных видов деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности"

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

1

72 / 2  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

38,15  

Зач.  

Итого

72 / 2  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

38,15  

 

 

Муром, 2015 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: знакомство студентов с культурно-историческими традициями возникновения социальной работы, спецификой профессиональной деятельности социального работника и особенностями его профессиональной подготовки.

Основные задачи курса:

1.формирование у студентов теоретических представлений о социальной работе как отрасли знания, её объекте и предмете, основных категориях;

2.раскрытие специфики социальной работы и её гуманистической направленности;

3.формирование у студентов коммуникативных умений, правовой культуры, медико-социальной компетентности.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.07))

Дисциплина «Введение в профессию «Социальная работа» преподается студентам, обучающимся по основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению «Социальная работа» в первом семестре на первом курсе обучения. Предметное содержание дисциплины тесно взаимосвязано с другими учебными курсами, такими как «Основы социального государства и гражданского общества», «История», «Основы социального образования». Изучение данной дисциплины закладывает основы для успешного освоения студентами некоторых профессиональных дисциплин, таких как «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «История социальной работы», «Социальная работа с различными группами населения», а также учебной и производственной практик.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основы социальной работы для ее последующего изучения как научной теории, общественного феномена, социальной деятельности и учебной дисциплины (ОПК-1).

2) Уметь:

осознавать социальную значимость своей будущей профессии (ОПК-1).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Методологические основы социальной работы.

1

8

4

18

устный опрос

2

Технологии социальной работы.

1

2

2

6

устный опрос

3

Технологии социальной работы с некоторыми группами населения.

1

6

10

14,15

устный опрос

Всего за  семестр

72

16

16

38,15

1,6

0,25

Зач.

Итого   

72

16

16

38,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 1

Раздел 1. Методологические основы социальной работы.

Лекция 1.

Социальная работа как наука, дисциплина и вид практической деятельности (2 часа).

Лекция 2.

История социальной работы. Социальная политика в РФ (2 часа).

Лекция 3.

Социологические, политологические и государственно-правовые основы социальной работы (2 часа).

Лекция 4.

Педагогические и психологические основы социальной работы (2 часа).

Раздел 2. Технологии социальной работы.

Лекция 5.

Технологии социальной работы (2 часа).

Раздел 3. Технологии социальной работы с некоторыми группами населения.

Лекция 6.

Социальная работа с семьей, детьми и женщинами (2 часа).

Лекция 7.

Социальная работа с инвалидами и "группами риска" (2 часа).

Лекция 8.

Управление социальной работой и ее кадры (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 1

Раздел 1. Методологические основы социальной работы.

Практическое занятие 1.

Социальная работа как учебная дисциплина и вид практической деятельности (2 часа).

Практическое занятие 2.

История социальной работы. Социальная политика в РФ (2 часа).

Раздел 2. Технологии социальной работы.

Практическое занятие 3.

Технологии социальной работы (2 часа).

Раздел 3. Технологии социальной работы с некоторыми группами населения.

Практическое занятие 4.

Социальная работа в сфере занятости (2 часа).

Практическое занятие 5.

Семья как объект социальной работы. Социальная защита детства (2 часа).

Практическое занятие 6.

Социальная защита интересов женщин (2 часа).

Практическое занятие 7.

Социальная работа с пожилыми людьми. Социальная забота об инвалидах (2 часа).

Практическое занятие 8.

Миграция и проблемы социальной работы. Проблема бездомности и пути ее решения (2 часа).

 

Подготовка к занятиям осуществляется по учебному пособию https://www.book.ru/book/901923

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Социальная работа как учебная дисциплина.

2. Социальная работа как научная деятельность.

3. Социальная работа как профессиональная деятельность.

4. Возникновение социальной работы.

5. Социальная работа и социальная политика.

6. Основы социальной работы в различных видах деятельности.

7. Технологизация социальной работы.

8. Социальная работа в сфере занятости.

9. Социальная работа с семьей.

10. Социальная работа с детьми.

11. Социальная работа с женщинами.

12. Социальная работа с пожилыми и престарелыми людьми.

13. Социальная работа с людьми с ограниченными возможностями.

14. Социальные институты современного общества.

15. Профессиональные и духовно-нравственные качества социального работника.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

1

72 / 2  

4  

4  

 

2  

0,5  

10,5  

57,75  

Зач.(3,75)  

Итого

72 / 2  

4  

4  

 

2  

0,5  

10,5  

57,75  

3,75  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

Всего за  семестр

64

+

57,75

2

0,5

Зач.(3,75)

Итого   

64

57,75

2

0,5

3,75

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Не планируется.

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

. .

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

При проведении лекций и практических занятий используются активные образовательные технологии:

– дискуссия как способ закрепления теоретического материала и формирования четко осознаваемой собственной точки зрения;

– работа в малых группах при анализе студентами альтернативных оценок и точек зрения;

– метод кейсов предполагает описание и анализ реальных социальных ситуаций, предложение возможных решений и обоснованный выбор лучшего из них.

– проблемное обучение как способ развития самостоятельности в решении возникающих в процессе обучения и профессиональной деятельности задач;

– обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности студентов за счет ассоциации их собственного опыта с предметом изучения.

составление таблиц, представление собственных презентаций по результатам самостоятельной работы студентов.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Введение в профессию "Социальная работа"

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Введение в профессию "Социальная работа" : учебное пособие / М.В. Фирсов, И.В. Наместникова, Е.Г. Студёнова. — Москва : КноРус, 2011. — 223 с. — Для бакалавров. — ISBN 978-5-406-00915-4. - https://www.book.ru/book/901923

2. Шептенко П.А. Введение в специальность «Социальный педагог» Москва: Флинта, 2013 г. , 160 с. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=337871

3. Психология и педагогика : учебное пособие / Н.Н. Павелко, С.О. Павлов. — Москва : КноРус, 2012. — 495 с. — Для бакалавров. — ISBN 978-5-406-01108-9. - https://www.book.ru/book/908003

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Научный журнал "Социальная работа" - http://ssopir.ru/archive/pap.htm

2. Научный журнал "Социологическая наука и социальная практика" - http://jour.isras.ru/index.php/snsp

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

"Рубрикон"- крупнейший энциклопедический ресурс интернета, http://www.rubricon.com/;

Университетская информационная система РОССИЯ: Ресурсы и сервисы для экономических и социальных исследований, учебных программ и государственного управления, http://uisrussia.msu.ru/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

book.ru

ibooks.ru

ssopir.ru

jour.isras.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Главная задача студента в процессе лекционных занятий - это понимание логики изложения материала. В конспекте следует записывать главные тезисы излагаемого материала. Для более полного понимания предлагаемого теоретического материала необходимо читать рекомендуемую литературу к каждой лекции.

Практические занятия требуют от студента предварительной теоретической подготовки по соответствующей теме, изучение основной и дополнительной литературы; в необходимых случаях ознакомление с нормативным материалом, статистической информацией. Рекомендуется придерживаться следующего алгоритма при подготовке к практическим занятиям: вначале необходимо изучить вопросы темы по учебной литературе; затем изучить материал лекции по данной теме и выполнить рекомендуемые виды самостоятельной работы по каждой теме изучения дисциплины.

Основная задача самостоятельной работы - углубление и дополнение знаний, полученных в аудитории. К основным видам самостоятельной работы относятся: подготовка к семинарским занятиям, написание рефератов, изучение литературных источников, выполнение индивидуального домашнего задания. Все виды самостоятельной работы проводятся в часы, свободные от аудиторных занятий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Введение в профессию "Социальная работа"»

по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа

 

Рабочая программа дисциплины «Введение в профессию "Социальная работа"» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 72 час. (2 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: знакомство студентов с культурно-историческими традициями возникновения социальной работы, спецификой профессиональной деятельности социального работника и особенностями его профессиональной подготовки.

Основные задачи курса:

1.формирование у студентов теоретических представлений о социальной работе как отрасли знания, её объекте и предмете, основных категориях;

2.раскрытие специфики социальной работы и её гуманистической направленности;

3.формирование у студентов коммуникативных умений, правовой культуры, медико-социальной компетентности.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Введение в профессию "Социальная работа"» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

 

24.02.2016 г.