Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  СГПД 

 

 

 

«   24   »       02       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Демография     

 




Направление подготовки

39.03.02 Социальная работа

Профиль подготовки

"Социальная работа на предприятиях и фирмах различных видов деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности"

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

3

108 / 3  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

74,15  

Зач.  

Итого

108 / 3  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

74,15  

 

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Целью освоения дисциплины приобретение студентами в результате обучения знаний и навыков в области основ демографии.

Задачи дисциплины:

• ознакомить студентов с основными понятиями демографии, главных теоретических и ак-сиологических парадигмах данной науки;

• выработать у студентов представлений об особенностях демографической ситуации в стране и мире, тенденций ее изменения, об основных направлениях демографических исследова-ний, о теоретических основах демографического прогнозирования и демографической поли-тики;

• способствовать в приобретении первоначальных знаний в области социологического анали-за демографических процессов и семейного поведения (рождаемости и репродуктивного по-ведения, смертности и самосохранительного поведения, брачности и разводимости и брач-ного поведения);

• обучить приемам расчета демографических показателей;

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.12))

Учебная дисциплина «Демография» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин. Дисциплина предназначена для студентов 2 курса. Демография, стремясь объяснить ход и тенденции демографических процессов, взаимодействует с другими дисциплинами, широко используя их методологические подходы. Это и связь с отечественной историей, правоведением, культурологией, политологией, статистикой, социологией экономики и другими дисциплинами, изученными студентами ранее. Применение полученных знаний при изучении дисциплины будет востребовано при последующем изучении социологии семьи, социологии экономики, этно-социологии, социологии труда и других социологических дисциплин, так как основу демографии составляет народонаселение.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-14 способность к осуществлению прогнозирования, проектирования и моделирования социальных процессов и явлений в области социальной работы, экспертной оценке социальных проектов.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

прогнозирование, проектирование и моделирование социальных процессов и явлений в области социальной работы, экспертной оценке социальных проектов ( ПК-14).

2) Уметь:

осуществлять прогнозирование, проектирование и моделирование социальных процессов и явлений в области социальной работы, экспертной оценке социальных проектов (ПК-14).

3) Владеть:

способностью к осуществлению прогнозирования, проектирования и моделирования социальных процессов и явлений в области социальной работы, экспертной оценке социальных проектов (ПК-14).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Демография как наука

3

2

2

18

тест, доклад, презентация

2

Источники данных о населении и демографических процессах. Основы метода демографических таблиц

3

2

2

16

тест, доклад, презентация

3

Общие измерители численности и структуры населения и их динамики

3

2

2

12

тест, доклад,презентация

4

Брачность и разводимость

3

2

2

11

текст, доклад, презентация

5

Воспроизводство населения в целом. Рождаемость и репродуктивное поведение

3

2

2

7

текст, доклад, презентация

6

Смертность, продолжительность жизни, самосохранительное поведение

3

2

2

6

текст, доклад, презентация

7

Основы прогнозирования демографических процессов

3

2

2

3

текст, доклад, презентация

8

Эволюция и перспективы основных демографических процессов в России

3

2

2

1,15

текст, доклад, презентация

Всего за  семестр

108

16

16

74,15

1,6

0,25

Зач.

Итого   

108

16

16

74,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 3

Раздел 1. Демография как наука

Лекция 1.

Демография как наука (2 часа).

Раздел 2. Источники данных о населении и демографических процессах. Основы метода демографических таблиц

Лекция 2.

Источники данных о населении и демографических процессах. Основы метода демографических таблиц (2 часа).

Раздел 3. Общие измерители численности и структуры населения и их динамики

Лекция 3.

Общие измерители численности и структуры населения и их динамики (2 часа).

Раздел 4. Брачность и разводимость

Лекция 4.

Брачность и разводимость (2 часа).

Раздел 5. Воспроизводство населения в целом. Рождаемость и репродуктивное поведение

Лекция 5.

Воспроизводство населения в целом. Рождаемость и репродуктивное поведение (2 часа).

Раздел 6. Смертность, продолжительность жизни, самосохранительное поведение

Лекция 6.

Смертность, продолжительность жизни, самосохранительное поведение (2 часа).

Раздел 7. Основы прогнозирования демографических процессов

Лекция 7.

Основы прогнозирования демографических процессов (2 часа).

Раздел 8. Эволюция и перспективы основных демографических процессов в России

Лекция 8.

Эволюция и перспективы основных демографических процессов в России (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 3

Раздел 1. Демография как наука

Практическое занятие 1.

Демография как наука (2 часа).

Раздел 2. Источники данных о населении и демографических процессах. Основы метода демографических таблиц

Практическое занятие 2.

Источники данных о населении и демографических процессах. Основы метода демографических таблиц (2 часа).

Раздел 3. Общие измерители численности и структуры населения и их динамики

Практическое занятие 3.

Общие измерители численности и структуры населения и их динамики (2 часа).

Раздел 4. Брачность и разводимость

Практическое занятие 4.

Брачность и разводимость (2 часа).

Раздел 5. Воспроизводство населения в целом. Рождаемость и репродуктивное поведение

Практическое занятие 5.

Воспроизводство населения в целом. Рождаемость и репродуктивное поведение (2 часа).

Раздел 6. Смертность, продолжительность жизни, самосохранительное поведение

Практическое занятие 6.

Смертность, продолжительность жизни, самосохранительное поведение (2 часа).

Раздел 7. Основы прогнозирования демографических процессов

Практическое занятие 7.

Основы прогнозирования демографических процессов (2 часа).

Раздел 8. Эволюция и перспективы основных демографических процессов в России

Практическое занятие 8.

Эволюция и перспективы основных демографических процессов в России (2 часа).

 

Методические указания для практических занятий приведены в:

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Анализ динамики половозрастной структуры населения в регионе (стране, республики, крае, области).

2. Прогноз динамики рождаемости и естественного прироста населения в регионе (стране, республике, крае, области).

3. Особенности демографической ситуации в регионе (Владимирская, Нижегородская область).

4. Особенности демографической ситуации в городе.

5. Прогноз роста и изменения структуры населения в городе.

6. Динамика роста населения России за 100 лет.

7. Проблемы рождаемости в России.

8. О ситуации со смертностью населения в России.

9. Смертность и факторы, на нее влияющие.

10. Население крупного города: воспроизводство населения.

11. Продолжительность жизни и факторы, на нее влияющие.

12. Теория Мальтуса и неомальтузианство.

13. Миграция населения в условиях экономических преобразований в России.

14. Первые годы брака: влияние на рождаемость.

15. Молодежь и социально-демографические проблемы Российской Федерации.

16. Современная демографическая ситуация в России и ее анализ.

17. Основные тенденции развития демографической ситуации в России.

18. Демографическое и экономическое развитие России.

19. Население и экономика: рост численности населения и его последствия.

20. Демографическая политика во Франции (Германии, США, Китае и др. зарубежных странах).

21. Использование математических и статистических методов при прогнозировании населения.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

4

108 / 3  

4  

8  

 

2  

0,5  

14,5  

89,75  

Зач.(3,75)  

Итого

108 / 3  

4  

8  

 

2  

0,5  

14,5  

89,75  

3,75  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

Всего за  семестр

96

+

89,75

2

0,5

Зач.(3,75)

Итого   

96

89,75

2

0,5

3,75

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Не планируется.

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

. .

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

При проведении занятий используются следующие образовательные технологии:

1) участие студентов в дискуссиях и обсуждениях предложенных статей и вопросов;

2) работа в малых группах при анализе студентами альтернативных оценок и точек зрения

3) анализ конкретных исторических ситуаций с использованием знаний, полученных из лекционного курса;

4) составление таблиц, презентаций, творческих отчетов, аннотаций по результатам самостоятельной работы студентов

5) компьютерное тестирование с использованием модульной технологии

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Демография

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Гокова О.В. Демография [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Гокова О.В. - Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2014.— 424 c. - http://www.iprbookshop.ru/24883

2. Демография : учебное пособие / В.Г. Глушкова (под ред.), Ю.А. Симагин (ред.). — Москва : КноРус, 2012. — 304 с. - https://www.book.ru/book/902516

3. Демографическая статистика : учебник / М.В. Карманов под ред. и др. — Москва : КноРус, 2015. — 480 с. - https://www.book.ru/book/918942

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Демографическое обозрение. Журнал. - http://elibrary.ru/contents.asp?titleid=53208

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

•порталы и сайты: http://dmo.econ.ru/demografia («Демография России и Российской Империи». Сайт МГУ им.М.В.Ломоносова),

•www.demoscope.ru (Демографический еженедельник РАН),

•www/jhuccp.org/popwel.stm (POPLINE – самая большая в мире база данных по демографическим исследованиям),

•www.gKs.ru (Официальный сайт Госкомстата РФ)

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

book.ru

elibrary.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Кабинет педагогических и социальных технологий

Комплект учебно-наглядных пособий;

проектор NEC (переносной); проекционный экран.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Лекционные занятия служат для изложения теоретического материала и создают основы для эффективной работы с информацией, которая необходима студенту для освоения дисциплины и последующей профессиональной деятельности. Эффективность усвоения лекционного материала зависит от правильной подготовки и организации работы на лекции. При подготовке к лекции студенту следует узнать ее тему и предварительно ознакомиться с соответствующим разделом учебника. Работа во время лекции заключается в восприятии информации, сообщаемой преподавателем и ее сжатом фиксировании в виде конспекта. Восприятие информации должно носить активный характер – студенту следует обдумывать сказанное лектором и выделять наиболее существенные факты, понятия, концепции. При необходимости можно задать вопрос лектору, чтобы уточнить свое понимание материала.

Цель практических занятий – углубить и расширить знания, полученные на лекции, сформировать умения и навыки, необходимые для применения полученных знаний. Помимо этого они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов. Планы семинарских занятий, их тематика и рекомендуемая литература, как правило, отражены преподавателем в методических указаниях. Основной формой работы на семинаре является устное выступление по вопросам, предложенным преподавателем. Приступая к подготовке выступления, студент, прежде всего, должен составить план на основе методических рекомендаций. Затем необходимо изучить соответствующие конспекты лекций, разделы учебников и методических пособий, ознакомиться с дополнительной литературой (справочниками, энциклопедиями, словарями). Основные положения выступления рекомендуется изложить в форме тезисов. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано, нельзя ограничиваться простым воспроизведением готовых текстов из Интернета и других источников.

Следует помнить, что лекции не могут дать исчерпывающего изложения учебного материала. Поэтому важное значение имеет самостоятельная работа студента, которая не только позволяет лучше подготовиться к экзамену, но и формирует навыки самостоятельной организации деятельности студента и способность к самостоятельному приобретению необходимых знаний. Самостоятельная работа включает в себя самостоятельное изучение студентом вопросов, выделенных преподавателем, на основе рекомендованного списка учебной и научной литературы. Результаты самостоятельной работы представляются студентом в форме устных выступлений на семинаре, письменных сообщений и отчетов.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Демография»

по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа

 

Рабочая программа дисциплины «Демография» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: Целью освоения дисциплины приобретение студентами в результате обучения знаний и навыков в области основ демографии.

Задачи дисциплины:

• ознакомить студентов с основными понятиями демографии, главных теоретических и ак-сиологических парадигмах данной науки;

• выработать у студентов представлений об особенностях демографической ситуации в стране и мире, тенденций ее изменения, об основных направлениях демографических исследова-ний, о теоретических основах демографического прогнозирования и демографической поли-тики;

• способствовать в приобретении первоначальных знаний в области социологического анали-за демографических процессов и семейного поведения (рождаемости и репродуктивного по-ведения, смертности и самосохранительного поведения, брачности и разводимости и брач-ного поведения);

• обучить приемам расчета демографических показателей;

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Демография» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

 

24.02.2016 г.