Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  СГПД 

 

 

 

«   24   »       02       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Деонтология социальной работы     

 




Направление подготовки

39.03.02 Социальная работа

Профиль подготовки

"Социальная работа на предприятиях и фирмах различных видов деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности"

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

3

72 / 2  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

38,15  

Зач.  

Итого

72 / 2  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

38,15  

 

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: сформировать целостное представление о совокупности этических норм профессионального поведения; дать знания об аксиологической, деонтологической, этической компетентности; научить пользоваться ими и осуществлять рефлексию профессионального поведения.

Задачи:

- изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;

- анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;

- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;

- изучение деонтологических вопросов социальной работы;

- анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности;

- учет этнокультурных, региональных, национальных особенностей в построении системы моральных отношений в практике социальной работы;

- включение деонтологической компетентности в профессиограмму специалиста по социальной работе.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.30))

Дисциплина «Деонтология социальной работы» базируется на таких дисциплинах как культурология, социология, психология, параллельно раскрывается с такими научными дисциплинами как этические основы социальной работы, теория социальной работы, социальная педагогика, управление в социальной работе. Компоненты освоенные при изучении дисциплины "Деонтология социальной работы" необходим для освоения следующих дисциплин технология социальной работы, философия и др.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии.

ОПК-7 способность обеспечивать высокий уровень социальной культуры профессиональной деятельности и соблюдать профессионально-этические требования в процессе ее осуществления.

ОПК-8 способность к предупреждению и профилактике личной профессиональной деградации, профессиональной усталости, профессионального "выгорания".

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии (ОПК-1).

2) Уметь:

способность обеспечивать высокий уровень социальной культуры профессиональной деятельности и соблюдать профессионально-этические требования в процессе ее осуществления (ОПК-7).

3) Владеть:

способность к предупреждению и профилактике личной профессиональной деградации, профессиональной усталости, профессионального "выгорания" (ОПК-8).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

ОСНОВЫ ДЕОНТОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

3

4

2

8

Тестирование, решение задач.

2

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

3

12

14

30,15

Устный опрос.

Всего за  семестр

72

16

16

38,15

1,6

0,25

Зач.

Итого   

72

16

16

38,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 3

Раздел 1. ОСНОВЫ ДЕОНТОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Лекция 1.

Предмет, задачи, цели деонтологии социальной работы (2 часа).

Лекция 2.

Профессиональная этика социального работника: основные понятия и принципы (2 часа).

Раздел 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Лекция 3.

Нравственные качества социального работника (2 часа).

Лекция 4.

Деонтология отдельных видов социальной работы (2 часа).

Лекция 5.

Этика взаимоотношений с клиентами (2 часа).

Лекция 6.

Этика взаимоотношений с правительственными организациями (2 часа).

Лекция 7.

Этика взаимоотношений с неправительственными организациями (2 часа).

Лекция 8.

Этика партнерских взаимоотношений специалистов в сфере социального обслуживания населения (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 3

Раздел 1. ОСНОВЫ ДЕОНТОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Практическое занятие 1.

Введение в деонтологию социальной работы. Понятие долга в социальной работе (2 часа).

Раздел 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Практическое занятие 2.

Этика взаимоотношений с клиентами.Развитие представлений о долге в этико-философских учениях (2 часа).

Практическое занятие 3.

Профессионально-значимые качества в социальной работе. Требования к личности специалиста (2 часа).

Практическое занятие 4.

Нравственные качества социального работника. Этика и должностные обязанности (2 часа).

Практическое занятие 5.

Профессиональная тайна и последствия её разглашения (2 часа).

Практическое занятие 6.

Этика взаимоотношений с правительственными и неправительственными организациями (2 часа).

Практическое занятие 7.

Этика партнерских взаимоотношений специалистов в сфере социального обслуживания населения (2 часа).

Практическое занятие 8.

Этика взаимоотношений с клиентами (2 часа).

 

методические указания для практических занятий приведены https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=4416

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Деонтология как наука, как раздел этики.

2. Деонтология в социальной работе.

3. Мораль как способ регуляции человеческого поведения.

4. Долг как основная категория деонтологии.

5. Обязанность как моральное требование.

6. Ответственность как соответствие моральной деятельности личности и ее долгу с точки зрения ее возможностей.

7. Морально-нравственная регуляция социальной работы.

8. Нормативная регуляция жизнедеятельности.

9. Критерии осознания профессионального долга.

10. Моральные принципы деятельности специалиста в системе социального обслуживания.

11. Этика индивидуальной работы в системе взаимоотношений с клиентом социальной службы.

12. Типология клиентов социальной работы и их специфические требования.

13. «Долг» в отношениях «социальный работник-коллеги».

14. Роль социального работника в реализации социальной политики государства.

15. Этика внешних взаимоотношений (с государственными и негосударственными предприятиями, организациями, службами).

16. Обязательства социального работника перед профессией.

17. Основные направления обязательств социального работника перед самим собой.

18. Понятие этической и деонтологической дилеммы, ее причины и способы решения проблемных этических ситуаций с позиции социальной деонтологии.

19. Сущность деонтологических конфликтов в социальной работе.

20. Этический кодекс социального работника как основа должного профессионального поведения социального работника.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

6

72 / 2  

4  

4  

 

2  

0,5  

10,5  

57,75  

Зач.(3,75)  

Итого

72 / 2  

4  

4  

 

2  

0,5  

10,5  

57,75  

3,75  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

Всего за  семестр

64

+

57,75

2

0,5

Зач.(3,75)

Итого   

64

57,75

2

0,5

3,75

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 6

Лекция 1.

Предмет, задачи, цели деонтологии социальной работы (2 часа).

Лекция 2.

Профессиональная этика социального работника: основные понятия и принципы (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 6

Практическое занятие 1.

Этика взаимоотношений с правительственными и неправительственными организациями (2 часа).

Практическое занятие 2.

Этика партнерских взаимоотношений специалистов в сфере социального обслуживания населения. Этика взаимоотношений с клиентами (2 часа).

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Понятие деонтологии социальной работы.

2. Основные цели и задачи этики социальной работы.

3. Этические проблемы социальной работы и исследований.

4. Место и роль профессиональной морали в общей системе нравственных отношений современного общества.

5. Виды профессиональной морали.

6. Профессионально-этический кодекс социального работника России.

7. Пути и средства формирования нравственно-этической культуры работников соци-альных служб.

8. Личностные характеристики социального работника.

9. Развитость чувства добра и справедливости.

10. Критерии методики определения профессиональной пригодности к социальной ра-боте.

11. Совокупность этических норм профессионального поведения работников социаль-ных служб.

12. Деонтологический компонент подготовки и переподготовки специалистов для социальных служб.

13. Проблемы деонтологии и развития социального обслуживания в России.

14. Ценности и этические проблемы практики социальной работы.

15. Этические проблемы взаимоотношений между социальными службами, социальным работником и клиентом.

16. Этическая ответственность социальных работников перед клиентами.

17. Этические проблемы взаимоотношений.

18. Преодоление нарушений профессиональных норм поведения, злоупотреблений доверием.

19. Проблемы управления социальным обслуживанием населения и моральные конфликты.

20. Этика партнерских взаимоотношений специалистов в сфере социального обслуживания населения.

21. Профессионально-этические отношения и их особенности в содружестве социальных работников.

22. Этика общения с коллегами по социальной работе.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. 1. Задание 1.

2. .

3. 2. Для выполнения задания по каждому понятию необходимо найти цитаты философов и известных мыслителей, проанализировать их. Затем нужно попытаться сформулировать свое понимание. Задание выполняется индивидуально, а результаты обсуждаются в группе.

4. .

5. 3. Задание 2.

6. .

7. 4. Социальный работник несет долг не только перед клиентом, но и пе-ред его окружением, коллегами и обществом в целом. Важным является долг специалиста перед самим собой,.

8. .

9. который тесно вязан с такими кате-гориями, как «самопринуждение» и «самоограничение». Данное задание состоит в том, чтобы описать, какое поведение соответствует специалисту с точки зрения профессионального долга:.

10. .

11. 5. - по отношению к клиенту;.

12. .

13. 6. - по отношению к окружению клиента;.

14. .

15. 7. - по отношению к своим коллегам;.

16. .

17. 8. - по отношению к обществу;.

18. .

19. 9. - по отношению к самому себе.

20. .

21. 10. При этом нужно раскрыть следующие вопросы: «Как необходимо вести себя социальному работнику?», «Чего следует избегать в своем по-ведении?» Необходимо сформулировать от 6 до 10 категорий по каждому из вышеобозначенных пунктов. Задание выполняется индивидуально, а результаты обсуждаются в группе.

22. .

23. 11. Задание 3.

24. .

25. 12. Социальная работа - одна из тех профессий, которые требуют от специалиста специфических качеств и умений. Отсутствие тех или иных характеристик или, напротив, их избыток, могут спровоцировать ряд нежелательных последствий, как для самого специалиста, так и для клиента.

26. .

27. 13. Данное задание выполняется в малой группе. Студентам предлагается составить перечень «противопоказаний» для специалиста по работе с различными группами населения, выявить личностные качества, которые нежелательны/желательны при работе со следующими категориями клиентов:.

28. .

29. 14. • лица с психическими нарушениями;.

30. .

31. 15. • пожилые люди;.

32. .

33. 16. • осужденные, отбывающие наказание;.

34. .

35. 17. • подростки с депрессивным поведением;.

36. .

37. 18. • лица с ограничениями физических возможностей;.

38. .

39. 19. • мигранты и вынужденные переселенцы;.

40. .

41. 20. • лица без определенного места жительства;.

42. .

43. 21. • лица, страдающие алкогольной/наркотической зависимостью;.

44. .

45. 22. • женщины, занимающиеся проституцией;.

46. .

47. 23. • родители с агрессивным поведением;.

48. .

49. 24. • дети из семей групп риска;.

50. .

51. 25. • несовершеннолетние правонарушители;.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

При проведении практических работ применяется:

1. Ответ на вопрос – дает возможность студенту продемонстрировать, а преподавателю оценить степень усвоения им теоретических и фактических знаний на уровне знакомства.

2. Решение задачи – дает возможность оценивать приобретенные студентами когнитивные умения на продуктивном уровне (деятельность на основе неизвестных алгоритмов - развитие).

4. Решение проблемы – позволяет оценивать приобретенные студентами профессиональные и универсальные (личностные) компетенции.

5. Тестирование

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Деонтология социальной работы

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Профессиональная этика. учебно-методическое пособие. Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2012.— 45 c. - http://www.iprbookshop.ru/29877

2. Гуревич П.С. Этика. учебник для студентов вузов.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 416 c. - http://www.iprbookshop.ru/8542

3. Денисов А.А. Профессиональная этика и этикет. Омский государственный институт сервиса, 2014.— 210 c. - http://www.iprbookshop.ru/32795

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. П.А. Егоров Основы этики и эстетики: учебное пособие : учебное пособие. — Москва : КноРус, 2010. — 194 с. - https://www.book.ru/book/249360/view

2. Кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих : официальное издание / . — Москва : Проспект, 2011. — 11 с. - https://www.book.ru/book/906292/view

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Интернет-сайт «Образовательные ресурсы Интернета» (http://www.alleng.ru/d/manag/man130.htm)

Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов, электронная учебно-методическая библиотека для общего и профессионального образования, ресурсы системы федеральных образовательных порталов (http://window.edu.ru/window - Единое окно доступа к образовательным ресурсам).

Энциклопедический интернет-ресурс «Рубрикон» (http://www.rubricon.ru/)

Федеральный образовательный портал (http://www.ecsocman.edu.ru/)

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

book.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Кабинет педагогических и социальных технологий.

Комплект учебно-наглядных пособий; проектор SANYO PDG-DSU20 (переносной); проекционный экран DRAPPER Apex STAR (переносной).

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Лекционные занятия служат для изложения теоретического материала и создают основы для эффективной работы с информацией, которая необходима студенту для освоения дисциплины и последующей профессиональной деятельности. Эффективность усвоения лекционного материала зависит от правильной подготовки и организации работы на лекции. При подготовке к лекции студенту следует узнать ее тему и предварительно ознакомиться с соответствующим разделом учебника. Работа во время лекции заключается в восприятии информации, сообщаемой преподавателем и ее сжатом фиксировании в виде конспекта. Восприятие информации должно носить активный характер – студенту следует обдумывать сказанное лектором и выделять наиболее существенные факты, понятия, концепции. При необходимости можно задать вопрос лектору, чтобы уточнить свое понимание материала.

Цель практических занятий – углубить и расширить знания, полученные на лекции, сформировать умения и навыки, необходимые для применения полученных знаний. Помимо этого они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов. Планы семинарских занятий, их тематика и рекомендуемая литература, как правило, отражены преподавателем в методических указаниях. Основной формой работы на семинаре является устное выступление по вопросам, предложенным преподавателем. Приступая к подготовке выступления, студент, прежде всего, должен составить план на основе методических рекомендаций. Затем необходимо изучить соответствующие конспекты лекций, разделы учебников и методических пособий, ознакомиться с дополнительной литературой (справочниками, энциклопедиями, словарями). Основные положения выступления рекомендуется изложить в форме тезисов. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано, нельзя ограничиваться простым воспроизведением готовых текстов из Интернета и других источников.

Следует помнить, что лекции не могут дать исчерпывающего изложения учебного материала. Поэтому важное значение имеет самостоятельная работа студента, которая не только позволяет лучше подготовиться к экзамену, но и формирует навыки самостоятельной организации деятельности студента и способность к самостоятельному приобретению необходимых знаний. Самостоятельная работа включает в себя самостоятельное изучение студентом вопросов, выделенных преподавателем, на основе рекомендованного списка учебной и научной литературы. Результаты самостоятельной работы представляются студентом в форме устных выступлений на семинаре, письменных сообщений и отчетов.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Деонтология социальной работы»

по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа

 

Рабочая программа дисциплины «Деонтология социальной работы» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 72 час. (2 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: сформировать целостное представление о совокупности этических норм профессионального поведения; дать знания об аксиологической, деонтологической, этической компетентности; научить пользоваться ими и осуществлять рефлексию профессионального поведения.

Задачи:

- изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;

- анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;

- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;

- изучение деонтологических вопросов социальной работы;

- анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности;

- учет этнокультурных, региональных, национальных особенностей в построении системы моральных отношений в практике социальной работы;

- включение деонтологической компетентности в профессиограмму специалиста по социальной работе.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Деонтология социальной работы» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

 

24.02.2016 г.