Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  СГПД 

 

 

 

«   24   »       02       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Инновационные технологии в социальной работе     

 




Направление подготовки

39.03.02 Социальная работа

Профиль подготовки

"Социальная работа на предприятиях и фирмах различных видов деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности"

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

7

180 / 5  

16  

32  

 

3,6  

0,35  

51,95  

101,4  

Экз.(26,65)  

Итого

180 / 5  

16  

32  

 

3,6  

0,35  

51,95  

101,4  

26,65  

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Целью изучения дисциплины является формирование у студентов представлений об инновационных технологиях и их реализации в социальной сфере.

Задачи дисциплины:

- знакомство с основными понятиями теории инноваций

- приобретение навыков разработки и внедрения социальных инноваций

- стимулирование интереса к инновационным методикам социальной работы

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.ДВ.09.02))

Дисциплина «Инновационные технологии в социальной работе» относится к дисциплинам по выбору цикла Б1 и обеспечивает знакомство с современными инновационными социальными технологиями. Курс базируется на знаниях, полученных студентами при изучении курсов "Теория социальной работы", "Технология социальной работы", "Социальная информатика". На изучении дисциплины «Инновационные технологии в социальной работе» базируется изучение курса «Социальная работа с различными группами населения». Знания, полученные при изучении курса могут быть использованы при написании выпускной квалификационной работы.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10 способность к осуществлению мероприятий по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений и частных лиц к реализации мер по социальной защите граждан.

ПК-12 способность к созданию условий для обеспечения государственно-частного партнерства в процессе реализации социальной работы.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основные принципы инновационной деятельности (ПК-10, ПК-12).

2) Уметь:

обосновывать выбор технологии в соответствии с эффективной моделью практики социальной работы (ПК-10, ПК-12).

3) Владеть:

методами привлечения ресурсов организаций, общественных объединений и частных лиц к реализации мер по социальной защите граждан (ПК-10).

современными технологиями обеспечения государственно-частного партнерства в организации психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы (ПК-12).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Сущность инноваций в социальной сфере

7

4

10

42

опрос

2

Управление инновациями в социальной сфере

7

6

6

30

опрос

3

Инновационные технологии в работе с различными группами населения

7

6

16

29,4

опрос

Всего за  семестр

180

16

32

101,4

3,6

0,35

Экз.(26,65)

Итого   

180

16

32

101,4

3,6

0,35

26,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 7

Раздел 1. Сущность инноваций в социальной сфере

Лекция 1.

Сущность и основные понятия теории инновации (2 часа).

Лекция 2.

Инновационные процессы в социальной сфере (2 часа).

Раздел 2. Управление инновациями в социальной сфере

Лекция 3.

Инновационное проектирование в социальной работе (2 часа).

Лекция 4.

Инновационный потенциал частно-государственного партнерства в социальной сфере (2 часа).

Лекция 5.

Государственное регулирование инновационных процессов в социальной сфере (2 часа).

Раздел 3. Инновационные технологии в работе с различными группами населения

Лекция 6.

Инновационные модели социального обслуживания с привлечением ресурсов организаций, общественных объединений и частных лиц (2 часа).

Лекция 7.

Инновационные технологии корпоративной социальной ответственности (2 часа).

Лекция 8.

Инновационные технологии социальной работы с различными группами населения (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 7

Раздел 1. Сущность инноваций в социальной сфере

Практическое занятие 1.

Предмет и задачи курса «Инновационные технологии в социальной работе» (2 часа).

Практическое занятие 2.

Теория инновации (2 часа).

Практическое занятие 3.

Инновационные процессы в социальной сфере (2 часа).

Практическое занятие 4.

Инновационные социальные проекты (2 часа).

Практическое занятие 5.

Инновационный потенциал частно-государственного партнерства в социальной сфере (2 часа).

Раздел 2. Управление инновациями в социальной сфере

Практическое занятие 6.

Управление инновациями (2 часа).

Практическое занятие 7.

Методики оценки эффективности социальных инноваций (2 часа).

Практическое занятие 8.

Государственное регулирование инновационных процессов в социальной сфере (2 часа).

Раздел 3. Инновационные технологии в работе с различными группами населения

Практическое занятие 9.

Опыт инновационных технологий социальной работы по месту жительства (2 часа).

Практическое занятие 10.

Инновационная модель социального обслуживания семьи (2 часа).

Практическое занятие 11.

Опыт инновационной социальной работы с детьми с ОВЗ (2 часа).

Практическое занятие 12.

Инновационные технологии социальной работы с пожилыми людьми (2 часа).

Практическое занятие 13.

Инновационные технологии социальной работы в учреждениях здравоохранения (2 часа).

Практическое занятие 14.

Инновации в социальной работе в системе пенитенциарных учреждений (2 часа).

Практическое занятие 15.

Инновации в социальной работе с безработными (2 часа).

Практическое занятие 16.

Инновационные социальные проекты во Владимирской области (2 часа).

 

Вопросы к семинарским занятиям приведены в

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=2859#section-1

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Экономические факторы социальных инноваций.

2. Нормативно-правовые факторы инноваций в социальной сфере.

3. Организационно-управленческие факторы развития инновационных социальных технологий.

4. Социально-психологические и культурные факторы инноваций.

5. Этапы инновационного проекта.

6. Оценивание инновационных проектов.

7. SWOT-анализ в оценке социальных инноваций.

8. Инновационная политика организации социального обслуживания.

9. Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

10. Метод «мозгового штурма».

11. Метод «Контрольных списков».

12. Маркетинговая деятельность в области инновационных процессов.

13. Инновационные технологии в профилактике этнических конфликтов.

14. Инновационные технологии в социальной работе с мигрантами, беженцами и вынужденными переселенцами.

15. Инновационные технологии с проблемными группами населения.

16. Инновационные технологии профилактики девиантного поведения.

17. Инновационные технологии в социальной работе с молодежью.

18. Инновационные технологии и модернизация сферы социального обслуживания.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

9

180 / 5  

6  

12  

 

3  

0,6  

21,6  

149,75  

Экз.(8,65)  

Итого

180 / 5  

6  

12  

 

3  

0,6  

21,6  

149,75  

8,65  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

Всего за  семестр

162

+

149,75

3

0,6

Экз.(8,65)

Итого   

162

149,75

3

0,6

8,65

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Не планируется.

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

. .

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

При проведении занятий используются следующие образовательные технологии:

1) участие студентов в дискуссиях и обсуждениях предложенных статей и вопросов;

2) работа в малых группах при анализе студентами альтернативных оценок и точек зрения

3) анализ конкретных ситуаций и проблем с использованием знаний, полученных из лекционного курса;

4) составление презентаций, творческих отчетов, аннотаций по результатам самостоятельной работы студентов

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Инновационные технологии в социальной работе

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Инновационные методы практики социальной работы [Электронный ресурс]: учебное пособие для магистров/ Г.Х. Мусина-Мазнова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 316 c. - http://www.iprbookshop.ru/52279

2. Инновационный менеджмент в социальной сфере : учебно-методическое пособие / А.А. Семенова. — Москва : Русайнс, 2015. — 78 с. - https://www.book.ru/book/916878/view

3. Корпоративная социальная ответственность : учебник / М.А. Эскиндаров под ред., И.Ю. Беляева под ред. и др. — Москва : КноРус, 2016. — 316 с. - https://www.book.ru/book/918443

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Технология социальной работы: Учебник для бакалавров / Под редакцией Е. И. Холостовой, Л. И. Кононовой. - М.: Дашков и К, 2014. - 478 с. - http://www.iprbookshop.ru/24821

2. Экономические основы социальной работы [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ И.Н. Маяцкая [и др.].— М.: Дашков и К, 2014.— 264 c. - http://www.iprbookshop.ru/24849

3. Технология социальной работы: учебное пособие / И.Г. Зайнышева – М: ВЛАДОС, 2002 – 240 с. - 22 экз.

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Образовательный портал "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" http://window.edu.ru/

Университетская информационная система "Россия" http://uisrussia.msu.ru/is4/main.jsp

Научная электронная библиотека http://elibrary.ru/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

book.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Кабинет педагогических и социальных технологий

проектор SANYO PDG-DSU20 (переносной);

проекционный экран DRAPPER Apex STAR (переносной)

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Лекционные занятия служат для изложения теоретического материала и создают основы для эффективной работы с информацией, которая необходима студенту для освоения дисциплины и последующей профессиональной деятельности. Эффективность усвоения лекционного материала зависит от правильной подготовки и организации работы на лекции. При подготовке к лекции студенту следует узнать ее тему и предварительно ознакомиться с соответствующим разделом учебника. Работа во время лекции заключается в восприятии информации, сообщаемой преподавателем и ее сжатом фиксировании в виде конспекта. Восприятие информации должно носить активный характер – студенту следует обдумывать сказанное лектором и выделять наиболее существенные факты, понятия, концепции. При необходимости можно задать вопрос лектору, чтобы уточнить свое понимание материала.

Цель практических занятий – углубить и расширить знания, полученные на лекции, сформировать умения и навыки, необходимые для применения полученных знаний. Помимо этого они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов. Планы семинарских занятий, их тематика и рекомендуемая литература, как правило, отражены преподавателем в методических указаниях. Основной формой работы на семинаре является устное выступление по вопросам, предложенным преподавателем. Приступая к подготовке выступления, студент, прежде всего, должен составить план на основе методических рекомендаций. Затем необходимо изучить соответствующие конспекты лекций, разделы учебников и методических пособий, ознакомиться с дополнительной литературой (справочниками, энциклопедиями, словарями). Основные положения выступления рекомендуется изложить в форме тезисов. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано, нельзя ограничиваться простым воспроизведением готовых текстов из Интернета и других источников.

Следует помнить, что лекции не могут дать исчерпывающего изложения учебного материала. Поэтому важное значение имеет самостоятельная работа студента, которая не только позволяет лучше подготовиться к экзамену, но и формирует навыки самостоятельной организации деятельности студента и способность к самостоятельному приобретению необходимых знаний. Самостоятельная работа включает в себя самостоятельное изучение студентом вопросов, выделенных преподавателем, на основе рекомендованного списка учебной и научной литературы. Результаты самостоятельной работы представляются студентом в форме устных выступлений на семинаре, письменных сообщений и отчетов.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Инновационные технологии в социальной работе»

по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа

 

Рабочая программа дисциплины «Инновационные технологии в социальной работе» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 180 час. (5 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: Целью изучения дисциплины является формирование у студентов представлений об инновационных технологиях и их реализации в социальной сфере.

Задачи дисциплины:

- знакомство с основными понятиями теории инноваций

- приобретение навыков разработки и внедрения социальных инноваций

- стимулирование интереса к инновационным методикам социальной работы

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Инновационные технологии в социальной работе» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

 

24.02.2016 г.