Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  СГПД 

 

 

 

«   24   »       02       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     История     

 




Направление подготовки

39.03.02 Социальная работа

Профиль подготовки

"Социальная работа на предприятиях и фирмах различных видов деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности"

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

1

108 / 3  

32  

16  

 

5,2  

0,6  

53,8  

27,55  

Экз.(26,65)  

Итого

108 / 3  

32  

16  

 

5,2  

0,6  

53,8  

27,55  

26,65  

 

Муром, 2015 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: 1) усвоение студентами систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса с акцентом на изучение истории России;

2) формирование у студентов собственной гражданской позиции на основе комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее места в мировой и европейской цивилизации;

3) выработка у студентов навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:

1) знание движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества;

2) воспитание нравственности, морали, толерантности;

3) понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

4) способность работы с разноплановыми источниками;

5) способность на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

6) умение логически мыслить, вести научные дискуссии.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.01))

Дисциплина «История» относится к циклу Б1 и обеспечивает формирование научных представлений о закономерностях и движущих силах исторического процесса, особенностях и месте России в этом процессе. Курс базируется на знаниях, полученных студентами в области социально-гуманитарных дисциплин средней общеобразовательной школы. На изучении дисциплины «История» базируется изучение курсов «Культурология», «Философия».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

закономерности и этапы исторического процесса (ОК-2).

основные исторические факты и события истории России в контексте мировой истории (ОК-2).

2) Уметь:

критически оценивать историческую информацию (ОК-2).

давать объективную оценку различным социальным явлениям и процессам, происходящим в обществе (ОК-2).

3) Владеть:

историческим методом и применять его к анализу социокультурных явлений (ОК-2).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

История в системе научного познания

1

2

2

4

устный опрос, тестирование

2

Древняя и средневековая Русь

1

12

6

8

устный опрос, тестирование

3

Императорская Россия

1

10

4

7,55

устный опрос, тестирование

4

Россия в XX веке

1

8

4

8

устный опрос, тестирование

Всего за  семестр

108

32

16

27,55

5,2

0,6

Экз.(26,65)

Итого   

108

32

16

27,55

5,2

0,6

26,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 1

Раздел 1. История в системе научного познания

Лекция 1.

История как наука. Предмет, методы и задачи исторической науки (2 часа).

Раздел 2. Древняя и средневековая Русь

Лекция 2.

Образование Древнерусского государства. Эволюция древнерусской государственности в X – XII вв. и ее особенности (2 часа).

Лекция 3.

Русь и Европа в период раздробленности: общее и особенное. Русские земли в условиях внешней экспансии в XIII в (2 часа).

Лекция 4.

Особенности формирования единого государства в русских землях (конец ХIII-ХV вв.) (2 часа).

Лекция 5.

Борьба альтернативных вариантов развития в эпоху Ивана Грозного (2 часа).

Лекция 6.

Кризис Московского государства рубеже ХVI-ХVII вв (2 часа).

Лекция 7.

Правление первых Романовых: Складывание предпосылок модернизации (2 часа).

Раздел 3. Императорская Россия

Лекция 8.

Россия в период преобразований Петра I и дворцовых переворотов (2 часа).

Лекция 9.

Эпоха Екатерины II - период просвещенного абсолютизма в России (2 часа).

Лекция 10.

Россия в первой половине XIX в.: кризис феодальной системы (2 часа).

Лекция 11.

Россия во второй половине XIX в.: буржуазные реформы и их последствия (2 часа).

Лекция 12.

Россия в начале XX века: итоги и проблемы модернизации (2 часа).

Раздел 4. Россия в XX веке

Лекция 13.

Революционная и реформистская альтернативы развития России в начале XX века (2 часа).

Лекция 14.

Первая мировая война и революционный процесс в России 1914-1920 гг (2 часа).

Лекция 15.

Советское общество в довоенный период: создание тоталитарного государства (2 часа).

Лекция 16.

Советское общество в послевоенный период: попытки реформ и крах советского строя. Российское государство на современном этапе (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 1

Раздел 1. История в системе научного познания

Практическое занятие 1.

История в системе социально-гуманитарных наук. Источники и методы исторической науки. Развитие исторических исследований в России (2 часа).

Раздел 2. Древняя и средневековая Русь

Практическое занятие 2.

Особенности становления государственности в России и мире (2 часа).

Практическое занятие 3.

Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье (2 часа).

Практическое занятие 4.

Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации (2 часа).

Раздел 3. Императорская Россия

Практическое занятие 5.

Россия и мир в XVIII веке: новые приоритеты развития и создание империи (2 часа).

Практическое занятие 6.

Россия и мир в XIX веках: феодализма, попытки модернизации и промышленный переворот (2 часа).

Раздел 4. Россия в XX веке

Практическое занятие 7.

Россия и мир в первой половине ХХ века (2 часа).

Практическое занятие 8.

Россия и мир во второй половине XX века - начале XXI в (2 часа).

 

методические указания для практических занятий приведены в Приложении 1

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Методы и источники изучения истории.

2. Отечественная историография в прошлом и настоящем.

3. Деятельность первых русских князей.

4. Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская республика.

5. Борьба русского народа с немецко-шведскими и монгольскими завоевателями.

6. Внешняя политика России в XVI-XVII в.

7. Эволюция форм собственности на землю, структура феодального землевладения.

8. Крепостное право в России.

9. Эпоха дворцовых переворотов.

10. Внешняя политика России в XVIII в.

11. Внешняя политика России в первой половине XIX в.

12. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.

13. Российский парламентаризм и политические партии России в начале XX в.

14. Формирование однопартийного политического режима в Советской России.

15. Культурная жизнь страны в 1920-е годы. Культурная революция и ее последствия.

16. Формирование тоталитарного государства. Политические репрессии.

17. Основные направления советской внешней политики в довоенный период.

18. Холодная война.

19. "Оттепель" и "застой" в культурной и духовной жизни СССР.

20. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Реформы и контрреформы местного самоуправления во второй половине XIX века.

2. Судебные реформы и контрреформы во второй половине XIX века.

3. К.П. Победоносцев – идеолог консерватизма в России.

4. Террор в революционном движении начала XX в. в России.

5. Русский либерализм в начале XX в.: кадеты и октябристы.

6. В.М. Чернов – лидер партии эсеров.

7. Консервативные партии в России в начале XX века.

8. Учредительное Собрание в России.

9. Возникновение российского парламентаризма в 1905-1906 гг.

10. Советская власть и крестьянство в период «военного коммунизма».

11. Гражданская война: трагедия казачества.

12. Национальная политика большевиков (1917-1921 гг).

13. Первая мировая война и русское общество .

14. Внешняя политика Советской России в 1917-21гг.

15. Советская Россия и Германия в 1917 – 1929 гг.

16. Политическая борьба в период НЭП.

17. Белое движение в гражданской войне.

18. Реабилитация жертв массовых репрессий в период «оттепели».

19. Массовые репрессии в СССР в тридцатые годы XX века.

20. Советская власть и крестьянство в период НЭП.

21. Советское государство и крестьянство в 30-е годы.

22. Современные проблемы изучения Великой Отечественной войны.

23. Советское общество в первые послевоенные годы (1946 – 1953 гг.).

24. Социально-экономическое развитие СССР в середине 50-х –начале 60-х гг.

25. Внешняя политика СССР в 60-х – середине 80-х гг.

26. Советское общество в 1965 – 1985 гг.

 

Методические указания по написанию реферата приведены в:

Методические указания по написанию реферата по истории для студентов очной формы обучения / Сост. И.В. Кузнецов.

Режим доступа https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=76

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

1

108 / 3  

6  

4  

 

3  

0,6  

13,6  

85,75  

Экз.(8,65)  

Итого

108 / 3  

6  

4  

 

3  

0,6  

13,6  

85,75  

8,65  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Древняя и средневековая Русь

1

2

2

3

устный опрос, тестирование

2

Императорская Россия

1

2

17

тестирование, контрольная работа

3

Россия в XX веке

1

2

2

65,75

тестирование, контрольная работа

Всего за  семестр

108

6

4

+

85,75

3

0,6

Экз.(8,65)

Итого   

108

6

4

85,75

3

0,6

8,65

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 1

Раздел 1. Древняя и средневековая Русь

Лекция 1.

Образование Древнерусского государства. Эволюция древнерусской государственности в X – XII вв. и ее особенности (2 часа).

Раздел 2. Императорская Россия

Лекция 2.

Русь и Европа в период раздробленности: общее и особенное. Русские земли в условиях внешней экспансии в XIII в (2 часа).

Раздел 3. Россия в XX веке

Лекция 3.

Россия в начале XX века: итоги и проблемы модернизации (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 1

Раздел 1. Древняя и средневековая Русь

Практическое занятие 1.

История в системе социально-гуманитарных наук. Источники и методы исторической науки. Развитие исторических исследований в России (2 часа).

Раздел 2. Россия в XX веке

Практическое занятие 2.

Особенности становления государственности в России и мире (2 часа).

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Предмет, методы, функции исторической науки. Теория и методология исторической науки.

2. Историография отечественной истории. Источники по отечественной истории.

3. Проблемы этногенеза и ранней истории славян в исторической науке. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности.

4. Эволюция древнерусской государственности в IX-XII вв.

5. Принятие христианства на Руси и его исторические последствия.

6. Духовная и материальная культура Древней Руси.

7. Предпосылки и исторические последствия политической раздробленности русских земель в ХII-ХIII вв. Основные политические центры и пути их развития.

8. Борьба русских земель и княжеств с завоевателями в ХIII в. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

9. Объединение русских земель вокруг Москвы. Специфика формирования единого русского государства в ХIV-ХV вв.

10. Роль русской православной церкви в становлении и укреплении русского государства в XIV-XVI вв.

11. Особенности Московского государства в конце ХV в.–начале XVI в.

12. Россия в ХVI столетии. Формирование сословно-представительной монархии. Иван Грозный. Реформы 50-х – 60-х гг. XVI вв. Опричнина.

13. «Смутное время» в России (начало ХVII в.): причины, ход, итоги.

14. Социально-экономическое и политическое развитие страны в ХVII в. в контексте развития европейской цивилизации.

15. Развитие русской культуры в XVI – XVII вв.

16. Россия в первой четверти XVIII в. Особенности и итоги петровских реформ.

17. Внешняя политика Петра I, ее итоги.

18. Дворцовые перевороты XVIII в., расширение привилегий дворянства.

19. Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. Реформы государственного и местного управления.

20. Российская империя в системе европейских отношений в ХVIII в. (внешняя политика России в ХVIII в.).

21. Культура России в ХVIII в.: достижения и противоречия.

22. Западная Европа и Россия в начале XIX вв. Внешняя политика Рос-сии. Отечественная война 1812 г.

23. Внутренняя политика России в начале XIX в. Попытки преодоления феодальной системы в России в первой половине XIX в. и причины их неудач.

24. Россия во второй половине XIX в. Буржуазные реформы Александра II.

25. и их последствия.

26. Контрреформы Александра III.

27. Социально- экономическое и политическое развитие России в конце ХIX в. Реформы С.Ю. Витте.

28. Культура России в XIХ в.; ее вклад в мировую культуру.

29. Политические партии России в начале XX в. (классификация, про-граммы, тактика).

30. Эволюция российской государственности на этапе революции 1905-1907 гг.

31. Реформы П.А.Столыпина.

32. “Серебряный век” русской культуры.

33. Россия в Первой мировой войне. Кризис административно-бюрократической системы самодержавия. Нарастание общенационального кризиса.

34. Февраль 1917г. Крах российской монархии. Двоевластие.

35. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства.

36. Развитие революционных событий в России весной, летом и осенью 1917 г.

37. Общенациональный системный кризис осенью 1917г. Октябрь1917г.: приход к власти большевиков. Первые декреты Советского правительства.

38. Формирование советской государственности.

39. Гражданская война и иностранная интервенция. Итоги и уроки гражданской войны. Система «военного коммунизма».

40. Новая экономическая политика: основные принципы и их воплощение.

41. Особенности советской национальной политики и модели национальногосударственного устройства. Образование СССР.

42. Советская Россия в системе международных отношений (20-30-е гг. XX века).

43. Формирование тоталитарного режима в СССР в конце 20-х – 30-е годы ХХ века.

44. Форсированная индустриализация и политика сплошной коллективизации в СССР в конце 20-х – 30-е годы ХХ в.

45. Культурная революция в СССР в 20-30-е гг. XX века.

46. СССР в годы Великой Отечественной войны (основные этапы войны). Основные итоги и уроки Второй мировой войны.

47. СССР в послевоенные годы (внутренняя и внешняя политика). «Холодная» война.

48. Внутренняя политика СССР во второй половине 50-х – 60-е годы XX века. Попытки осуществления политических и экономических реформ. «Оттепель» в культурной и духовной жизни.

49. Исчерпание потенциала социалистической системы в СССР в 70-80 годы XX в. Нарастание кризисных явлений в общественной жизни.

50. Цели и основные этапы «перестройки» в политическом и экономическом развитии СССР в 1985-1991гг.

51. Внешняя политика СССР в 1985-1991гг.

52. Распад СССР: причины, последствия.

53. Внутренняя политика России в 90-е годы XXв. Изменение экономического и политического строя.

54. Внешняя политика Российской Федерации в 90-е гг. XX века. Россия в системе мировой экономики и международных связей.

55. Социально-экономическое и политическое положение РФ в начале XXI века.

56. Культура современной России.

57. Внешнеполитическая деятельность России в условиях новой геополитической ситуации в мире в начале XXI века.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Предмет, методы, функции исторической науки. Теория и методология исторической науки.

2. Историография отечественной истории. Источники по отечественной истории.

3. Проблемы этногенеза и ранней истории славян в исторической науке. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности.

4. Эволюция древнерусской государственности в IX-XII вв.

5. Принятие христианства на Руси и его исторические последствия.

6. Духовная и материальная культура Древней Руси.

7. Предпосылки и исторические последствия политической раздробленности русских земель в ХII-ХIII вв. Основные политические центры и пути их развития.

8. Борьба русских земель и княжеств с завоевателями в ХIII в. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

9. Объединение русских земель вокруг Москвы. Специфика формирования единого русского государства в ХIV-ХV в.

10. Роль русской православной церкви в становлении и укреплении русского государства в XIV-XVI вв.

11. Особенности Московского государства в конце ХV в.–начале XVI в.

12. Россия в ХVI столетии. Формирование сословно-представительной монархии. Иван Грозный. Реформы 50-х – 60-х гг. XVI вв. Опричнина.

13. «Смутное время» в России (начало ХVII в.): причины, ход, итоги.

14. Социально-экономическое и политическое развитие страны в ХVII в. в контексте развития европейской цивилизации.

15. Развитие русской культуры в XVI – XVII вв.

16. Россия в первой четверти XVIII в. Особенности и итоги петровских реформ.

17. Внешняя политика Петра I, ее итоги.

18. Дворцовые перевороты XVIII в., расширение привилегий дворянства.

19. Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. Реформы го-сударственного и местного управления.

20. Российская империя в системе европейских отношений в ХVIII в. (внешняя политика России в ХVIII в.).

21. Культура России в ХVIII в.: достижения и противоречия.

22. Западная Европа и Россия в начале XIX вв. Внешняя политика Рос-сии. Отечественная война 1812 г.

23. Внутренняя политика России в начале XIX в. Попытки преодоления кризиса феодальной системы в России в первой половине XIX в. и причины их неудач.

24. Россия во второй половине XIX в. Буржуазные реформы Александра II.

25. и их последствия.

26. Контрреформы Александра III.

27. Социально- экономическое и политическое развитие России в конце ХIX в. Реформы С.Ю. Витте.

28. Культура России в XIХ в.; ее вклад в мировую культуру.

29. Политические партии России в начале XX в. (классификация, про-граммы, тактика).

30. Эволюция российской государственности на этапе революции 1905-1907 гг.

31. Реформы П.А.Столыпина.

32. “Серебряный век” русской культуры.

33. Россия в Первой мировой войне. Кризис административно-бюрократической системы самодержавия. Нарастание общенационального кризиса.

34. Февраль 1917г. Крах российской монархии. Двоевластие.

35. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства.

36. Развитие революционных событий в России весной, летом и осенью 1917 г.

37. Общенациональный системный кризис осенью 1917г. Октябрь1917г.: приход к власти большевиков. Первые декреты Советского правительства.

38. Формирование советской государственности.

39. Гражданская война и иностранная интервенция. Итоги и уроки гражданской войны. Система «военного коммунизма».

40. Новая экономическая политика: основные принципы и их воплощение.

41. Особенности советской национальной политики и модели националь-но-государственного устройства. Образование СССР.

42. Советская Россия в системе международных отношений (20-30-е гг. XX века).

43. Формирование тоталитарного режима в СССР в конце 20-х – 30-е годы ХХ века.

44. Форсированная индустриализация и политика сплошной коллективизации в СССР в конце 20-х – 30-е годы ХХ в.

45. Культурная революция в СССР в 20-30-е гг. XX века.

46. СССР в годы Великой Отечественной войны (основные этапы войны). Основные итоги и уроки Второй мировой войны.

47. СССР в послевоенные годы (внутренняя и внешняя политика). «Холодная» война.

48. Внутренняя политика СССР во второй половине 50-х – 60-е годы XX века. Попытки осуществления политических и экономических реформ. «Оттепель» в культурной и духовной жизни.

49. Исчерпание потенциала социалистической системы в СССР в 70-80 годы XX в. Нарастание кризисных явлений в общественной жизни.

50. Цели и основные этапы «перестройки» в политическом и экономическом развитии СССР в 1985-1991гг.

51. Внешняя политика СССР в 1985-1991гг.

52. Распад СССР: причины, последствия.

53. Внутренняя политика России в 90-е годы XXв. Изменение экономического и политического строя.

54. Внешняя политика Российской Федерации в 90-е гг. XX века. Россия в системе мировой экономики и международных связей.

55. Социально-экономическое и политическое положение РФ в начале XXI века.

56. Культура современной России.

57. Внешнеполитическая деятельность России в условиях новой геополитической ситуации в мире в начале XXI века.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

При проведении занятий используются следующие образовательные технологии:

1) участие студентов в дискуссиях и обсуждениях предложенных статей и вопросов;

2) работа в малых группах при анализе студентами альтернативных оценок и точек зрения

3) анализ конкретных исторических ситуаций с использованием знаний, полученных из лекционного курса;

4) составление таблиц, презентаций, творческих отчетов, аннотаций по результатам самостоятельной работы студентов

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины История

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Фортунатов В. В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. — СПб.: Питер, 2012. — 464 с.: ил. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=28524

2. Земцов Б. Н., Шубин А. В., Данилевский И. Н. История России. — СПб.: Питер, 2013. — 416 с.: ил. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=334064

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Гостюшева, Е. М. История России: цифры, события, определения : учеб. пособие / Е. М. Гостюшева, С. Г. Щеглов, Г. А. Овчаров ; АлтГУ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. - 116 с. - http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/968

2. Сивохина Т.А. История России: учебник [Гриф] / Сивохина Т.А. - 3-е изд.,перераб. и доп.. - М.: Проспект, 2006. - 8 экз.

3. История России: Учебник / А.С. Орлов и др. -2-е изд., перераб. и доп - М: Проспект, 2005. - 520c. - 16 экз.

4. Россия в мировой истории: Учебник / Под Ред. В.С. Порохни - М: Логос, 2003. - 592c. - 3 экз.

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Электронная библиотека Исторического факультета МГУ http://www.hist.msu.ru/ER/index.html

Образовательный портал "Хронос" http://www.hrono.ru/

Образовательный портал "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" http://window.edu.ru/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

ibooks.ru

elibrary.asu.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Кабинет социально-гуманитарных дисциплин

комплект наглядных пособий

экран DRAPPER Apex STAR (переносной),

видеопроектор SANYO PDG-DSU20 (переносной)

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Лекционные занятия служат для изложения теоретического материала и создают основы для эффективной работы с информацией, которая необходима студенту для освоения дисциплины и последующей профессиональной деятельности. Эффективность усвоения лекционного материала зависит от правильной подготовки и организации работы на лекции. При подготовке к лекции студенту следует узнать ее тему и предварительно ознакомиться с соответствующим разделом учебника. Работа во время лекции заключается в восприятии информации, сообщаемой преподавателем и ее сжатом фиксировании в виде конспекта. Восприятие информации должно носить активный характер – студенту следует обдумывать сказанное лектором и выделять наиболее существенные факты, понятия, концепции. При необходимости можно задать вопрос лектору, чтобы уточнить свое понимание материала. После завершения лекции целесообразно еще раз обратиться к ее содержанию, чтобы восполнить пробелы конспекта.

Цель практических занятий – углубить и расширить знания, полученные на лекции, сформировать умения и навыки, необходимые для применения полученных знаний. Помимо этого они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов. Планы семинарских занятий, их тематика и рекомендуемая литература, как правило, отражены преподавателем в методических указаниях. Основной формой работы на семинаре является устное выступление по вопросам, предложенным преподавателем. Приступая к подготовке выступления, студент, прежде всего, должен составить план на основе методических рекомендаций. Затем необходимо изучить соответствующие конспекты лекций, разделы учебников и методических пособий, ознакомиться с дополнительной литературой (справочниками, энциклопедиями, словарями). Основные положения выступления рекомендуется изложить в форме тезисов. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано, нельзя ограничиваться простым воспроизведением готовых текстов из Интернета и других источников. На семинаре каждый студент должен быть готов к ответу по всем вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении.

Следует помнить, что лекции не могут дать исчерпывающего изложения учебного материала. Поэтому важное значение имеет самостоятельная работа студента, которая не только позволяет лучше подготовиться к экзамену, но и формирует навыки самостоятельной организации деятельности студента и способность к самостоятельному приобретению необходимых знаний. Самостоятельная работа включает в себя самостоятельное изучение студентом вопросов, выделенных преподавателем, на основе рекомендованного списка учебной и научной литературы. Результаты самостоятельной работы представляются студентом в форме устных выступлений на семинаре, тематических таблиц, письменных сообщений (эссе). Тематические таблицы заполняются студентом с использованием учебника и сдаются на проверку в конце каждой контрольной недели. Эссе — это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Рекомендуемый объем эссе – 2-4 листа формата А4. Эссе должно выражать авторскую позицию, опирающуюся на аргументы, почерпнутые из научной литературы.

Реферат по истории является одной из форм изучения дисциплины. Он способствует углубленному усвоению курса, формированию и развитию исследовательских навыков. Реферат выполняется в письменном виде. Базой для его написания служат государственные и правовые документы, научная, учебная и справочная литература, периодика. Характер работы требует от студента осмысления материала источников, умения применять при анализе событий и явлений знания, полученные в процессе изучения курса, самостоятельно разбираться в сущности исторических процессов. Студент также должен уметь делать выводы и обобщения, грамотно излагать изученную тему, правильно оформлять научно-справочный аппарат. Студенты выбирают тему реферата из списка тем, предложенных преподавателем. Рекомендуемый объем реферата - 15-20 листов формата А4. Реферат выполняется студентом в течение семестра и сдается на проверку преподавателю. Основным критериями оценки являются полнота раскрытия темы, самостоятельность, соответствие требованиям к содержанию и оформлению научной работы. В случае серьезных недостатков реферат может быть возвращен студенту для исправления замечаний.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«История»

по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа

 

Рабочая программа дисциплины «История» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: 1) усвоение студентами систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса с акцентом на изучение истории России;

2) формирование у студентов собственной гражданской позиции на основе комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее места в мировой и европейской цивилизации;

3) выработка у студентов навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:

1) знание движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества;

2) воспитание нравственности, морали, толерантности;

3) понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

4) способность работы с разноплановыми источниками;

5) способность на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

6) умение логически мыслить, вести научные дискуссии.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «История» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

 

24.02.2016 г.