Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  СГПД 

 

 

 

«   24   »       02       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Культурно-исторические аспекты социальной работы     

 




Направление подготовки

39.03.02 Социальная работа

Профиль подготовки

"Социальная работа на предприятиях и фирмах различных видов деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности"

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

7

144 / 4  

16  

32  

 

1,6  

0,25  

49,85  

94,15  

Зач. с оц.  

Итого

144 / 4  

16  

32  

 

1,6  

0,25  

49,85  

94,15  

 

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: заключается в углубленном изучении исторических и социально-культурных основ социальной работы и формировании целостного представления о социальной работе как феномене современной российской цивилизации

Задачи дисциплины:

- сформировать представление об общих историко-культурных закономерностях и особенностях развития социальной работы в России и за рубежом;

- сформировать активно-ценностное отношение к российскому историческому прошлому, традициям в области социальной поддержки и взаимопомощи;

- познакомить с различными моделями и парадигмами социальной помощи, сложившимся в России и в мире;

- проанализировать место отечественной парадигмы социальной помощи в контексте развития мировой цивилизации.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.ДВ.08.02))

Курс «Историко-культурные аспекты социальной работы» является дисциплиной по выбору цикла Б1. Курс базируется на знаниях, полученных студентами при изучении курсов "История социальной работы", "История", "Культурология". На изучении дисциплины «Историко-культурные аспекты социальной работы» базируется изучение курса «Социальная работа с различными группами населения». Знания, полученные при изучении курса могут быть использованы при написании выпускной квалификационной работы.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 способность учитывать в профессиональной деятельности специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального, особенности этнокультурного развития своей страны и социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп, а также инфраструктуру обеспечения социального благополучия граждан.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основы современной теории социальной культуры, истории ее развития в современном обществе (ОПК-5).

2) Уметь:

выделять основные тенденции и этапы развития социальной работы в России и за рубежом (ОПК-5).

3) Владеть:

культурологическими основами организации социальной работы (ОПК-5).

навыками сравнительного анализа общего и специ-фического в развитии социальной работы на разных этапах истории России и зарубежных стран (ОПК-5).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Социальная работа в мировых цивилизациях

7

10

22

44

устный опрос

2

Историко-культурные основы социальной работы в России

7

6

10

50,15

устный опрос

Всего за  семестр

144

16

32

94,15

1,6

0,25

Зач. с оц.

Итого   

144

16

32

94,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 7

Раздел 1. Социальная работа в мировых цивилизациях

Лекция 1.

Предмет и задачи курса "Историко-культурные аспекты социальной работы" (2 часа).

Лекция 2.

Историко-культурные типы и их особенности (2 часа).

Лекция 3.

Социальная работа в истории культуре западной цивилизации (2 часа).

Лекция 4.

Мусульманская цивилизационная модель и социальная работа (2 часа).

Лекция 5.

Социальная работа и историко-культурный опыт цивилизаций Востока (2 часа).

Раздел 2. Историко-культурные основы социальной работы в России

Лекция 6.

Социальная работа в контексте отечественной духовной культуры (2 часа).

Лекция 7.

Советская модель социального обеспечения: традиции и новации (2 часа).

Лекция 8.

Роль историко-культурного наследия в развитии социальной работы в современной России (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 7

Раздел 1. Социальная работа в мировых цивилизациях

Практическое занятие 1.

Предмет курса "Историко-культурные аспекты социальной работы" (2 часа).

Практическое занятие 2.

Теории цивилизации (2 часа).

Практическое занятие 3.

Типология и основные черты мировых цивилизаций (2 часа).

Практическое занятие 4.

Социальная работа в западной цивилизации: англо-саксонская модель (2 часа).

Практическое занятие 5.

Социальная работа в западной цивилизации: континентальная модель (2 часа).

Практическое занятие 6.

Социальное государство как феномен западной цивилизации (2 часа).

Практическое занятие 7.

Исламская религия как культурная основа социальной работы в мусульманских обществах (2 часа).

Практическое занятие 8.

Историческое развитие мусульманской модели социальной работы (2 часа).

Практическое занятие 9.

Социальная работа в контексте китайской цивилизации (2 часа).

Практическое занятие 10.

Историко-культурный опыт и развитие социальной работы в Индии (2 часа).

Практическое занятие 11.

Православие как основа отечественной модели социальной работы (2 часа).

Раздел 2. Историко-культурные основы социальной работы в России

Практическое занятие 12.

Государственные традиции в истории социальной работы в России (2 часа).

Практическое занятие 13.

Традиции общественной взаимопомощи в России (2 часа).

Практическое занятие 14.

Особенности советской модели социального обеспечения (2 часа).

Практическое занятие 15.

Российский и мировой опыт социальной помощи: сравнительный анализ (2 часа).

Практическое занятие 16.

Значение историко-культурного наследия в развитии социальной работы в современной России (2 часа).

 

Вопросы к семинарским занятиям приведены в

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=2860#section-1

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Культурные традиции как фактор развития социальной работы.

2. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

3. Типология цивилизаций А. Тойнби.

4. Концепция "государства всеобщего благосостояния" в странах Западной Европы.

5. Историко-культурные традиции социальной работы в США.

6. Историко-культурные особенности немецкой системы социальной работы.

7. Особенности социальной работы с населением в Скандинавских странах.

8. Церковь и социальная поддержка населения в европейской истории.

9. Традиции взаимопомощи в исламе.

10. Буддизм и социальная работа.

11. Особенности японской модели обеспечения социальной безопасности населения.

12. Православные традиции социальной поддержки в России.

13. Меценатство и благотворительность в истории России.

14. Общинные институты взаимопомощи в России.

15. Традиции и инновации социальной работы в современной России.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

10

144 / 4  

4  

8  

 

2  

0,5  

14,5  

125,75  

Зач. с оц.(3,75)  

Итого

144 / 4  

4  

8  

 

2  

0,5  

14,5  

125,75  

3,75  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

Всего за  семестр

132

+

125,75

2

0,5

Зач. с оц.(3,75)

Итого   

132

125,75

2

0,5

3,75

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Не планируется.

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

. .

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

При проведении занятий используются следующие образовательные технологии:

1) участие студентов в дискуссиях и обсуждениях предложенных статей и вопросов;

2) работа в малых группах при анализе студентами альтернативных оценок и точек зрения

3) анализ конкретных ситуаций и проблем с использованием знаний, полученных из лекционного курса;

4) составление презентаций, творческих отчетов, аннотаций по результатам самостоятельной работы студентов

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Культурно-исторические аспекты социальной работы

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. История социальной работы в России: Учебник / Е. И. Холостова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 282 с. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=342419

2. Фирсов М.В. История социальной работы: Учебное пособие. - М.: КноРус, 2012. - 400 с. - https://www.book.ru/book/918853

3. Культурология : учебник / П.С. Гуревич. — Москва : КноРус, 2013. — 446 с. - https://www.book.ru/book/918625

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Холостова, Е.И. Генезис социальной работы в России: учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2007. – 232 с. - 16 экз.

2. Гребенникова, Т.Г. История и методология исследования культурного и природного наследия : учебное пособие / Т.Г. Гребенникова. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2013. - 116 с. - http://elibrary.asu.ru/handle/asu/67

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Образовательный портал "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" http://window.edu.ru/

Научная электронная библиотека http://elibrary.ru/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

ibooks.ru

book.ru

elibrary.asu.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Кабинет педагогических и социальных технологий

проектор SANYO PDG-DSU20 (переносной);

проекционный экран DRAPPER Apex STAR (переносной)

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Лекционные занятия служат для изложения теоретического материала и создают основы для эффективной работы с информацией, которая необходима студенту для освоения дисциплины и последующей профессиональной деятельности. Эффективность усвоения лекционного материала зависит от правильной подготовки и организации работы на лекции. При подготовке к лекции студенту следует узнать ее тему и предварительно ознакомиться с соответствующим разделом учебника. Работа во время лекции заключается в восприятии информации, сообщаемой преподавателем и ее сжатом фиксировании в виде конспекта. Восприятие информации должно носить активный характер – студенту следует обдумывать сказанное лектором и выделять наиболее существенные факты, понятия, концепции. При необходимости можно задать вопрос лектору, чтобы уточнить свое понимание материала. После завершения лекции целесообразно еще раз обратиться к ее содержанию, чтобы восполнить пробелы конспекта.

Цель практических занятий – углубить и расширить знания, полученные на лекции, сформировать умения и навыки, необходимые для применения полученных знаний. Помимо этого они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов. Планы семинарских занятий, их тематика и рекомендуемая литература, как правило, отражены преподавателем в методических указаниях. Основной формой работы на семинаре является устное выступление по вопросам, предложенным преподавателем. Приступая к подготовке выступления, студент, прежде всего, должен составить план на основе методических рекомендаций. Затем необходимо изучить соответствующие конспекты лекций, разделы учебников и методических пособий, ознакомиться с дополнительной литературой (справочниками, энциклопедиями, словарями). Основные положения выступления рекомендуется изложить в форме тезисов. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано, нельзя ограничиваться простым воспроизведением готовых текстов из Интернета и других источников. На семинаре каждый студент должен быть готов к ответу по всем вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении.

Следует помнить, что лекции не могут дать исчерпывающего изложения учебного материала. Поэтому важное значение имеет самостоятельная работа студента, которая не только позволяет лучше подготовиться к экзамену, но и формирует навыки самостоятельной организации деятельности студента и способность к самостоятельному приобретению необходимых знаний. Самостоятельная работа включает в себя самостоятельное изучение студентом вопросов, выделенных преподавателем, на основе рекомендованного списка учебной и научной литературы. Результаты самостоятельной работы представляются студентом в форме устных выступлений на семинаре, тематических таблиц, письменных сообщений (эссе). Тематические таблицы заполняются студентом с использованием учебника и сдаются на проверку в конце каждой контрольной недели. Эссе — это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Рекомендуемый объем эссе – 2-4 листа формата А4. Эссе должно выражать авторскую позицию, опирающуюся на аргументы, почерпнутые из научной литературы.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет с оценкой. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Культурно-исторические аспекты социальной работы»

по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа

 

Рабочая программа дисциплины «Культурно-исторические аспекты социальной работы» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 144 час. (4 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет с оценкой .

Цель дисциплины: заключается в углубленном изучении исторических и социально-культурных основ социальной работы и формировании целостного представления о социальной работе как феномене современной российской цивилизации

Задачи дисциплины:

- сформировать представление об общих историко-культурных закономерностях и особенностях развития социальной работы в России и за рубежом;

- сформировать активно-ценностное отношение к российскому историческому прошлому, традициям в области социальной поддержки и взаимопомощи;

- познакомить с различными моделями и парадигмами социальной помощи, сложившимся в России и в мире;

- проанализировать место отечественной парадигмы социальной помощи в контексте развития мировой цивилизации.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Культурно-исторические аспекты социальной работы» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

 

24.02.2016 г.