Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  СГПД 

 

 

 

«   24   »       02       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Современные теории социального благополучия     

 




Направление подготовки

39.03.02 Социальная работа

Профиль подготовки

"Социальная работа на предприятиях и фирмах различных видов деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности"

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

7

108 / 3  

16  

16  

 

3,6  

0,35  

35,95  

45,4  

Экз.(26,65)  

Итого

108 / 3  

16  

16  

 

3,6  

0,35  

35,95  

45,4  

26,65  

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: 1) углубление представлений учащихся о теоретических основах организации социальной работы

2) формирование у студентов представления о социальном благополучии как комплексном понятии, охватывающем все сферы общественной жизни;

3) выработка у студентов навыков анализа уровня социального благополучия и использования теоретических знаний при формировании социальной политики в регионе.

Задачи дисциплины заключаются в:

1) усвоении студентами теоретических понятий, отражающих сущность социального благополучия;

2) знакомстве с основными теориями социальной стратификации и бедности;

4) рассмотрении основных подходов к обеспечению социального благополучия населения;

5) формировании способности анализировать эффективность национальной и региональной социальной политики в обеспечении социального благополучия населения;

6) овладении методами измерения социального благополучия.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.17))

Дисциплина "Современные теории социального благополучия" относится к базовой части цикла Б1 и обеспечивает усвоение студентами современных представлений о социальном благополучии общества и путях его достижения. Курс базируется на знаниях, полученных студентами при изучении курсов "Философия", "Социология", "Основы социального государства и гражданского общества", "Социальная политика", "Теория социальной работы". Знания, полученные при изучении дисциплины "Современные теории социального благополучия" используются при изучении курсов "Социальная работа с различными группами населения", "Занятость населения и ее регулирование", "Основы социального страхования"

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 способность учитывать в профессиональной деятельности специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального, особенности этнокультурного развития своей страны и социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп, а также инфраструктуру обеспечения социального благополучия граждан.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основы современной теории социального благополучия и качества жизни (ОПК-5).

2) Уметь:

использовать основные критерии социального благополучия (ОПК-5).

3) Владеть:

способностью проводить исследования по выявлению уровня социального благополучия различных групп населения (ОПК-5).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Сущность социального благополучия

7

2

4

5

доклады, презентации

2

Экономические аспекты социального благополучия

7

4

2

10

доклады, презентации

3

Проблемы социального благополучия общества на современном этапе

7

6

4

10

доклады, презентации

4

Измерение социального благополучия

7

2

4

10

доклады, презентации

5

Социальное благополучие как цель социальной политики

7

2

2

10,4

доклады, презентации

Всего за  семестр

108

16

16

45,4

3,6

0,35

Экз.(26,65)

Итого   

108

16

16

45,4

3,6

0,35

26,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 7

Раздел 1. Сущность социального благополучия

Лекция 1.

Предмет и задачи курса "Современные теории социального благополучия" (2 часа).

Раздел 2. Экономические аспекты социального благополучия

Лекция 2.

Теории бедности в контексте обеспечения социального благополучия (2 часа).

Лекция 3.

Социальное благополучие и современные теории социальной стратификации (2 часа).

Раздел 3. Проблемы социального благополучия общества на современном этапе

Лекция 4.

Теории социальной девиации (2 часа).

Лекция 5.

Моральная статистика и социальное самочувствие общества (2 часа).

Лекция 6.

Политические факторы социального благополучия (2 часа).

Раздел 4. Измерение социального благополучия

Лекция 7.

Индексы социального благополучия (2 часа).

Раздел 5. Социальное благополучие как цель социальной политики

Лекция 8.

Теории социального благополучия и формирование социальной политики государства (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 7

Раздел 1. Сущность социального благополучия

Практическое занятие 1.

Исторические аспекты формирования теорий социального благополучия (2 часа).

Практическое занятие 2.

Теории социального благополучия: основные подходы к пониманию (2 часа).

Раздел 2. Экономические аспекты социального благополучия

Практическое занятие 3.

Социальное неравенство и проблема социального благополучия (2 часа).

Раздел 3. Проблемы социального благополучия общества на современном этапе

Практическое занятие 4.

Факторы социального неблагополучия в современном обществе (2 часа).

Раздел 4. Измерение социального благополучия

Практическое занятие 5.

Показатели жизненного уровня населения (2 часа).

Раздел 5. Проблемы социального благополучия общества на современном этапе

Практическое занятие 6.

Технологии обеспечения социального благополучия (2 часа).

Раздел 6. Социальное благополучие как цель социальной политики

Практическое занятие 7.

Роль социальных институтов и социальной среды в укреплении здоровья и благополучия (2 часа).

Раздел 7. Измерение социального благополучия

Практическое занятие 8.

Динамика изменений социального благополучия населения (2 часа).

 

Методические указания и задания для практических занятий приведены на информационно-образовательном портале МИ ВлГУ

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=883

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Сущность социального благополучия.

2. Бедность как социальная проблема.

3. Показатели жизненного уровня населения.

4. Основные виды социальных девиаций.

5. Показатели здоровья общества.

6. Неправительственные организации и обеспечение социального благополучия граждан.

7. Мониторинг социального благополучия.

8. Индекс развития человеческого потенциала.

9. Индекс счастья как показатель социального благополучия.

10. Основные модели социальной поддержки населения в современном мире.

11. Главные цели и задачи социального государства.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

7

108 / 3  

4  

6  

 

2  

0,6  

12,6  

86,75  

Экз.(8,65)  

Итого

108 / 3  

4  

6  

 

2  

0,6  

12,6  

86,75  

8,65  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Сущность социального благополучия

7

2

50

контрольная работа

2

Экономические аспекты социального благополучия

7

2

6

36,75

контрольная работа

Всего за  семестр

108

4

6

+

86,75

2

0,6

Экз.(8,65)

Итого   

108

4

6

86,75

2

0,6

8,65

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 7

Раздел 1. Сущность социального благополучия

Лекция 1.

Моральная статистика и социальное самочувствие общества (2 часа).

Раздел 2. Экономические аспекты социального благополучия

Лекция 2.

Политические факторы социального благополучия (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 7

Раздел 1. Экономические аспекты социального благополучия

Практическое занятие 1.

Нормативно-правовые основы благополучия и социальной безопасности. Роль социальных институтов и социальной среды в укреплении здоровья и благополучия (2 часа).

Практическое занятие 2.

Динамика изменений социального благополучия населения (2 часа).

Практическое занятие 3.

Социальнакя политика РФ (2 часа).

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Сущность социального благополучия.

2. Бедность как социальная проблема.

3. Показатели жизненного уровня населения.

4. Основные виды социальных девиаций.

5. Показатели здоровья общества.

6. Неправительственные организации и обеспечение социального благополучия граждан.

7. Мониторинг социального благополучия.

8. Индекс развития человеческого потенциала.

9. Индекс счастья как показатель социального благополучия.

10. Основные модели социальной поддержки населения в современном мире.

11. Главные цели и задачи социального государства.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Качество жизни в контексте социального благополучия.

2. Конституция РФ и социальное законодательство о социальном благополучии.

3. Роль негосударственных структур по обеспечению социального благополучия в России и за рубежом.

4. Профессиональное благополучие как элемент системы благополучия.

5. Социальное здоровье как часть социального благополучия.

6. Национальные программы как средство повышения уровня социального благополучия населения России.

7. Модели социальной политики в обеспечении социального благополучия.

8. Экономические теории благосостояния и социальное благополучие общества.

9. Проблема бедности в контексте социального благополучия.

10. Потребности и социальное благополучие.

11. Индекс развития человеческого потенциала как показатель социального благополучия.

12. Права человека в обеспечении социального благополучия.

13. Индекс качества жизни как показатель социального благополучия.

14. Концепция государства всеобщего благосостояния.

15. Социальное партнерство и его роль в обеспечении социального благополучия.

16. Социальное благополучие личности.

17. Социальное благополучие семьи.

18. Социальное неравенство как проблема социального благополучия.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

При проведении занятий используются следующие образовательные технологии:

1) участие студентов в дискуссиях и обсуждениях предложенных статей и вопросов;

2) работа в малых группах при анализе студентами альтернативных оценок и точек зрения

3) анализ конкретных ситуаций и проблем с использованием знаний, полученных из лекционного курса;

4) составление презентаций, творческих отчетов, аннотаций по результатам самостоятельной работы студентов

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Современные теории социального благополучия

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Современные теории социального благополучия: учебное пособие / Под ред. Л.Г. Гусляковой. - М.: РУСАЙНС, 2015. - 236 с. - http://www.book.ru/book/917133

2. Государственная и муниципальная социальная политика : курс лекций / Н.А. Волгин под общ. ред. — Москва : КноРус, 2015. — 1014 с.Социальная политика: Учеб. пособие / Г.А. Ахинов, С.В. Калашников. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 272 с. - https://www.book.ru/book/915879

3. Шарков Ф.И. Основы социального государства [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Шарков Ф.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2016.— 304 c. - http://www.iprbookshop.ru/10949

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Бедность как социальный феномен : монография / Р.П. Рыбаков и др. — Москва : Русайнс, 2015. — 136 с. - https://www.book.ru/book/919333

2. Холостова Е.И. Социальная работа и социальная сплоченность общества [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров/ Холостова Е.И.— М.: Дашков и К, 2015.— 128 c. - http://www.iprbookshop.ru/52289

3. Социальная политика: парадигмы и приоритеты / Под. ред. В.И. Жукова . - М.:Союз, 2000. - 312 с. - 50 экз.

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

УИС "Россия" http://uisrussia.msu.ru

Единый архив экономических и социологических данных http://sophist.hse.ru/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

book.ru

iprbookshop.ru

iprbookshop.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Кабинет педагогических и социальных технологий

Комплект учебно-наглядных пособий; проектор NEC (переносной); проекционный экран.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обязательным условием обучения является посещение лекций и активная работа на занятиях, так как качественное усвоение знаний невозможно вне контакта с преподавателем. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на семинарское занятие и указания на самостоятельную работу. Студенты ведут конспект лекций и прорабатывают лекционный материал, пользуясь конспектом при тестировании по курсу на контрольных неделях.

На практических занятиях пройденный теоретический материал закрепляется работой по основной и дополнительной литературе по пройденным темам, изучение материала происходит более углубленно в виде логико-смысловых моделей по основным разделам курса. Для симулирования творческой активности обучающихся на занятиях широко используется разнообразные приемы современных образовательных технологий, такие как проектирование и дискуссии, круглые столы, деловые игры, тренинги, «мозговые штурмы», викторины, дебаты и др. Проводятся семинары, которые завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений по философской проблематике, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.

Одним из основных видов деятельности студента является самостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку сообщений, выступления на групповых занятиях, выполнение заданий преподавателя. Особую роль в этом процессе играет умение самостоятельно изучать оригинальные тексты классиков философии. Самостоятельная работа с литературой – важная составная часть получения высшего образования. Начинающему студенту следует принять во внимание, что учебная, справочная и научная литература различается по степени сложности, глубины и охвату материала. В связи с этим целесообразно осуществлять самостоятельную работу с литературой в три стадии. Первоначально следует обратиться к учебной литературе, где доступным языком и систематично изложены базовые знания по изучаемому курсу. Затем следует обратиться к справочной литературе (энциклопедиям, энциклопедическим словарям, отраслевым словарям и справочникам). В них, как правило, суммированы основные достижения науки по тем или иным вопросам. Язык словарей предельно лаконичен и более наукообразен, чем язык учебников. Поэтому понимание словарной статьи, как правило, предполагает общее знакомство с сутью вопроса. Наиболее сложной для освоения является научная литература: монографии и статьи. Работа с ними требует хорошего знания контекста рассматриваемых там проблем, а также знакомства с научной терминологией. Поэтому к научной литературе следует подступать на завершающей стадии работы над темой. При этом следует учитывать, что в монографиях, как правило, затрагивается широкий спектр проблем, выходящий за рамки одной темы учебной дисциплины, поэтому в большинстве случаев не требуется обработки всего текста монографии, но лишь той ее части, которая непосредственно посвящена вопросу. При работе с литературой следует делать выписки, соответствующие изучаемой теме.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Современные теории социального благополучия»

по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа

 

Рабочая программа дисциплины «Современные теории социального благополучия» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: 1) углубление представлений учащихся о теоретических основах организации социальной работы

2) формирование у студентов представления о социальном благополучии как комплексном понятии, охватывающем все сферы общественной жизни;

3) выработка у студентов навыков анализа уровня социального благополучия и использования теоретических знаний при формировании социальной политики в регионе.

Задачи дисциплины заключаются в:

1) усвоении студентами теоретических понятий, отражающих сущность социального благополучия;

2) знакомстве с основными теориями социальной стратификации и бедности;

4) рассмотрении основных подходов к обеспечению социального благополучия населения;

5) формировании способности анализировать эффективность национальной и региональной социальной политики в обеспечении социального благополучия населения;

6) овладении методами измерения социального благополучия.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Современные теории социального благополучия» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

 

24.02.2016 г.