Министерство образования и науки Российской Федерации
Муромский институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Владимирский государственный
университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(МИ ВлГУ)
Кафедра
СГПД
« 24   » 02   2016 г.
Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ
Социальная педагогика
Направление подготовки |
39.03.02 Социальная работа |
Профиль подготовки |
"Социальная работа на предприятиях и фирмах различных видов деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности" |
Квалификация (степень)выпускника |
бакалавр |
Семестр |
Трудоем-кость, час. / зач. ед. |
Лек-ции, час.
|
Практи-ческие занятия, час. |
Лабора-торные работы, час. |
Консуль-тация, час. |
Конт-роль, час. |
Всего (контак-тная работа), час. |
СРС, час. |
Форма промежу-точного контр. (экз., зач., зач. с оц.) |
6 |
108 / 3 |
16 |
32 |
|
1,6 |
0,25 |
49,85 |
58,15 |
Зач. |
7 |
72 / 2 |
16 |
16 |
|
3,6 |
2,35 |
37,95 |
7,4 |
Экз.(26,65) |
Итого |
180 / 5 |
32 |
48 |
|
5,2 |
2,6 |
87,8 |
65,55 |
26,65 |
Муром,
2016 г.
1. Цель освоения дисциплины
Цель дисциплины: овладение студентами знаниями по проблемам социализации человека вследствие кризисных ситуаций в обществе, механизмами функционирования и развития личности в различных видах деятельности. Задачи: - изучить педагогический инструментарий организации воспитательно-образовательной и реабилитационной работы в системе социальных служб; - освоить механизмы решения проблем клиентов на основе проектирования собственной профессиональной деятельности; - понимать способы индивидуализации педагогического взаимодействия и воздействия на воспитанников с учетом их особенностей и природных задатков; - применять в социально-профессиональной деятельности инновационные технологии соуправления, моделирования, проектирования и прогнозирования.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.27))
Содержание данной учебной дисциплины тесно связано с дисциплинами «Психология», «Философия», «Культурология», «Социология». В дальнейшем знания дисциплины «Социальная педагогика» будут востребованы при изучении дисциплин профессионального цикла.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате
освоения дисциплины
ОПК-6 способность к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия личности и общества.
ПК-6 способность к осуществлению профилактики обстоятельств, обусловливающих потребность граждан в социальных услугах, мерах социальной помощи.
ПК-15 готовность к участию в реализации образовательной деятельности в системе общего, профессионального и дополнительного образования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
1) Знать:
закономерности образовательного процесса, развивающие функции обучения и воспитания (ОПК-6). теории обучения, воспитания и развития (ПК-6).
2) Уметь:
взаимодействовать с детьми и подростками (ПК-15). использовать рекомендуемые методы и приемы для организации совместной и индивидуальной деятельности детей (ПК-15). использовать знания по теории обучения в практической деятельности (ПК-15). организовывать различные виды деятельности (ПК-15).
3) Владеть:
современными технологиями педагогической деятельности (ПК-16).
4. Структура и
содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет
5 зачетных единиц,
180 часов.
4.1. Форма обучения: очная
Уровень базового образования:
среднее общее.
Срок обучения 4г.
4.1.1. Структура дисциплины
|
Раздел (тема) дисциплины |
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах) |
Форма текущего контроля успеваемости (по
неделям семестра), форма промежуточной аттестации (по
семестрам)
|
||||||||
№ п\п |
Семестр |
Лекции |
Семинары |
Практические занятия |
Лабораторные работы |
Контрольные работы |
СРС |
КП / КР |
Консультация |
Контроль |
||
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
доклады, презентации |
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестирование |
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
доклады, презентации |
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестирование |
Всего за
семестр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестирование |
Всего за
семестр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1.2. Содержание дисциплины
4.1.2.1. Перечень лекций
Семестр 6
Раздел 1. Социальная педагогика: педагогическая наука и профессиональная деятельность
Лекция 1.
Социальная педагогика как отрасль педагогической науки и практики, как профессиональная деятельность (2 часа).
Раздел 2. Социализация и развитие личности
Лекция 2.
Социализация и воспитание личности (2 часа).
Лекция 3.
Человечество в поисках цели воспитания и средств ее достижения (2 часа).
Раздел 3. Воспитание и развитие личности в семье и в среде обитания
Лекция 4.
Воспитание и развитие личности; воспитание и развитие культуры общения человека (2 часа).
Лекция 5.
Воспитание и развитие личности в семье (2 часа).
Лекция 6.
Воспитание и развитие личности в неформальной организации (2 часа).
Раздел 4. Социально-педагогическое сопровождение средствами деятельности социального работника.
Лекция 7.
Социально-педагогическое сопровождение жизнедеятельности людей в трудной жизненной ситуации (2 часа).
Лекция 8.
Педагогическая деятельность социального работника (2 часа).
Семестр 7
Раздел 5. Социально-педагогическое сопровождение средствами деятельности социального работника.
Лекция 9.
Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей (2 часа).
Лекция 10.
Социально-педагогическая деятельность с детьми с особыми нуждами и ограниченными возможностями (2 часа).
Лекция 11.
Социально-педагогическая деятельность с пожилыми людьми (2 часа).
Лекция 12.
Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения (2 часа).
Лекция 13.
Социально-педагогическая деятельность в учреждениях МВД (2 часа).
Лекция 14.
Социально-педагогическая деятельность в учреждениях образования (2 часа).
Лекция 15.
Социально-педагогическая деятельность в учреждениях здравоохранения (2 часа).
Лекция 16.
Образовательно-воспитательные проблемы социальной работы в пенитенциарных учреждениях (2 часа).
4.1.2.2.
Перечень практических занятий
Семестр 6
Раздел 1. Социальная педагогика: педагогическая наука и профессиональная деятельность
Практическое занятие 1.
Социальная педагогика как отрасль педагогической науки и как профессиональная деятельность (2 часа).
Раздел 2. Социализация и развитие личности
Практическое занятие 2.
Социализация и воспитание личности (2 часа).
Практическое занятие 3.
Человечество в поисках цели воспитания и средств ее достижения (2 часа).
Практическое занятие 4.
Идеализм, реализм и прагматизм-составляющие философии воспитания (2 часа).
Практическое занятие 5.
Воспитание и развитие личности (2 часа).
Раздел 3. Воспитание и развитие личности в семье и в среде обитания
Практическое занятие 6.
Дискуссия:темперамент и характер- что первично? (2 часа).
Практическое занятие 7.
Воспитание и развитие культуры общения человека (2 часа).
Практическое занятие 8.
Межличностные отношения. Межгрупповые отношения и взаимодействия (2 часа).
Практическое занятие 9.
Воспитание и развитие личности в семье (2 часа).
Практическое занятие 10.
Разработка программы дальнейшей социально-педагогической поддержки и межведомственного взаимодействия в работе с семьей (2 часа).
Практическое занятие 11.
Организационно-деятельностная игра: защита проекта социально – педагогического исследования семьи (2 часа).
Раздел 4. Социально-педагогическое сопровождение средствами деятельности социального работника.
Практическое занятие 12.
Воспитание и развитие личности в неформальной организации (2 часа).
Практическое занятие 13.
Практическое задание: защита проекта социально – педагогического исследования коллектива (2 часа).
Практическое занятие 14.
Социально-педагогическое сопровождение жизнедеятельности людей в трудной жизненной ситуации (2 часа).
Практическое занятие 15.
Педагогическая деятельность социального работника (2 часа).
Практическое занятие 16.
Защита проекта социально – педагогического самоисследования личности (2 часа).
Семестр 7
Раздел 5. Социально-педагогическое сопровождение средствами деятельности социального работника.
Практическое занятие 17.
Навязывание, пропаганда и внедрение определенных нравственных ценностей, идеалов, образа жизни (2 часа).
Практическое занятие 18.
Социальные отклонения в развитии и воспитании детей. Истоки формирования понимания важности детской субкультуры и социокультурного мира ребенка (2 часа).
Практическое занятие 19.
Особенности проявления и необходимость учета социокультурного мира ребенка, подростка (2 часа).
Практическое занятие 20.
Социальные отклонения, их причины и пути преодоления. Норма и патология в социальном развитии человека (2 часа).
Практическое занятие 21.
Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков (2 часа).
Практическое занятие 22.
Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности (2 часа).
Практическое занятие 23.
Типичные проблемы, обусловливающие негативное воспитательное воздействие родителей на ребенка в семье. Социально-педагогическая работа с «детьми улицы» (2 часа).
Практическое занятие 24.
Социально-педагогическая деятельность с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию (2 часа).
Методические указания для практических занятий приведены на сайте https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=682
4.1.2.3.
Перечень лабораторных работ
Не планируется.
4.1.2.4. Перечень
учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.
Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.
Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:
1. Основные функции социальной педагогики Категории педагогики и социальной педагогики.
2. Социально-педагогическое сопровождение социализации личности субъекта взаимодействия.
3. Основные требования, предъявляемые к технологиям деятельности социального работника.
4. Особенности социально-педагогической деятельности в современных условиях.
5. Мотивационное и программно-целевое управление в деятельности социального педагога.
6. Особенности социально-педагогической деятельности социального работника с благополучной семьей, семьей группы риска, неблагополучной семьей, асоциальной семьей.
7. Методика индивидуальной и групповой работы в семьях различного типа.
8. Социально-педагогическая деятельность социального работника в учреждениях попечения детей.
9. Содержание социально-педагогической деятельности социального работника с разными категориями детей с особыми нуждами в различных образовательных учреждениях.
10. Социально-педагогическая помощь в сложных жизненных ситуациях пожилых людей. Педагогика общения с пожилыми людьми.
11. Социально-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения детей и подростков: задачи, содержание, методы и формы работы.
12. Защита прав ребёнка: социально-педагогические основы.
13. Социально-педагогическая служба школы, ее назначение. Основные задачи социального работника школы.
14. Особенности деятельности социального работника в медицинских учреждениях.
15. Специфика образовательных и воспитательных проблем работы в пенитенциарных учреждениях.
16. Основные компоненты структуры педагогической культуры социального работника и их характеристика.
4.1.2.5.
Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР
Не планируется.
4.1.2.6.
Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)
1. Ребёнок и социум как объекты изучения социальной педагогики.
2. Особенности социально-педагогической деятельности с приемной семьей.
3. Работа социального педагога с неполной семьей.
4. Специфика работы социального педагога в детском доме.
5. Методы и формы работы социального педагога в образовательных учреждениях.
6. Особенности деятельности социального педагога в учреждениях досуга.
7. Особенности социально-педагогической деятельности с детьми-наркоманами.
8. Работа социального педагога в учреждениях реабилитации детей с ограниченными возможностями.
9. Содержание работы социального педагога в учреждениях для детей-правонарушителей.
10. Социальные проблемы современной молодежи.
11. Безработица среди молодежи как социально-педагогическая проблема.
12. Норма и отклонения от нормы в социальной педагогике.
13. Сущность социально-педагогической деятельности.
14. Семья как объект социально-педагогической деятельности.
15. Специфика социально-педагогической деятельности с многодетной семьей.
16. Взаимодействие семьи и школы в коррекции отклоняющегося поведения подростков.
17. Социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными к алкоголизму.
18. Специфика социально-педагогической деятельности по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
19. Социально-педагогическая технология в системе социальной работы.
20. Сравнительный анализ педагогической, социально-педагогической деятельности и социальной работы.
21. Типы семейного неблагополучия и методы социально-педагогической поддержки детства.
22. Особенности работы социального педагога в учреждениях интернатного типа для детей-сирот.
23. Работа социального педагога с талантливыми детьми.
24. Работа социального педагога с «семьями риска».
25. Работа социального педагога с детьми-олигофренами.
26. Социально - педагогическое сопровождение процессов благополучия в семейных отношениях.
27. Социально-педагогические условия обеспечение подготовка детей к обучению в школе средствами дошкольного учреждения .
28. Социально-педагогические основы обеспечения поддержки лиц, страдающих психическими деформациями.
29. Психолого-педагогические основы восстановления социального благополучия условно осужденных несовершеннолетних.
30. Социально-педагогические основы обеспечения адаптации беженцев ( на примере миграционной службы).
31. Социально-педагогические условия обеспечения благополучия ребенка в учебном коллективе.
32. Социально-педагогические особенности социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву.
Методические указания к курсовому проектированию приведены на ИОП "MOODLE" https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=682
4.
2.
Форма обучения: заочная
Уровень базового образования: среднее общее.
Срок обучения 5г.
Семестр |
Трудоем-кость, час. / зач. ед. |
Лек-ции, час.
|
Практи-ческие занятия, час. |
Лабора-торные работы, час. |
Консуль-тация, час. |
Конт-роль, час. |
Всего (контак-тная работа), час. |
СРС, час. |
Форма промежуточного контроля (экз., зач., зач. с оц.) |
6 |
108 / 3 |
4 |
8 |
|
2 |
0,5 |
14,5 |
89,75 |
Зач.(3,75) |
7 |
72 / 2 |
6 |
8 |
|
3 |
2,35 |
19,35 |
44 |
Экз.(8,65) |
Итого |
180 / 5 |
10 |
16 |
|
5 |
2,85 |
33,85 |
133,75 |
12,4 |
4.2.1. Структура дисциплины
|
Раздел (тема) дисциплины |
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах) |
Форма текущего контроля успеваемости (по
неделям семестра), форма промежу-точной аттестации (по
семестрам)
|
||||||||
№ п\п |
Семестр |
Лекции |
Семинары |
Практические занятия |
Лабораторные работы |
Контрольные работы |
СРС |
КП / КР |
Консультация |
Контроль |
||
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
опрос |
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
презентации |
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
презентации |
Всего за
семестр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
контрольная работа |
Всего за
семестр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.2.2. Содержание
дисциплины
4.2.2.1.
Перечень лекций
Семестр 6
Раздел 1. Социальная педагогика: педагогическая наука и профессиональная деятельность.
Лекция 1.
Социальная педагогика: педагогическая наука и профессиональная деятельность (2 часа).
Раздел 2. Социализация и развитие личности.
Лекция 2.
Социализация личности и её развитие (2 часа).
Семестр 7
Раздел 3. Воспитание и развитие личности в семье и среде воспитания.
Лекция 3.
Воспитание и развитие личности; воспитание и развитие культуры общения человека (2 часа).
Лекция 4.
Воспитание и развитие личности в семье (2 часа).
Раздел 4. Социально-педагогическое сопровождение воспитания и развития личности средствами деятельности социального педагога
Лекция 5.
Социально-педагогическое сопровождение воспитания и развития личности средствами деятельности социального педагога (2 часа).
4.2.2.2.
Перечень практических занятий
Семестр 6
Раздел 1. Социальная педагогика: педагогическая наука и профессиональная деятельность.
Практическое занятие 1.
Основные функции социальной педагогики Категории педагогики и социальной педагогики (2 часа).
Раздел 2. Социализация и развитие личности.
Практическое занятие 2.
Социализация и развитие личности (2 часа).
Раздел 3. Воспитание и развитие личности в семье и среде воспитания.
Практическое занятие 3.
Воспитание и развитие личности в семье и среде воспитания (2 часа).
Практическое занятие 4.
Воспитание и развитие культуры общения человека (2 часа).
Семестр 7
Раздел 4. Воспитание и развитие личности в семье и среде воспитания.
Практическое занятие 5.
Межличностные отношения. Межгрупповые отношения и взаимодействия (2 часа).
Раздел 5. Социально-педагогическое сопровождение воспитания и развития личности средствами деятельности социального педагога
Практическое занятие 6.
Социально-педагогическое сопровождение социализации личности субъекта взаимодействия (2 часа).
Практическое занятие 7.
Основные требования, предъявляемые к технологиям деятельности социального работника (2 часа).
Практическое занятие 8.
Особенности социально-педагогической деятельности в современных условиях (2 часа).
4.2.2.3.
Перечень лабораторных работ
Не планируется.
4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.
Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.
Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:
1. Мотивационное и программно-целевое управление в деятельности социального педагога.
2. Особенности социально-педагогической деятельности социального работника с благополучной семьей, семьей группы риска, неблагополучной семьей, асоциальной семьей. Методика индивидуальной и групповой работы в семьях различного типа.
3. Социально-педагогическая деятельность социального работника в учреждениях попечения детей.
4. Содержание социально-педагогической деятельности социального работника с разными категориями детей с особыми нуждами в различных образовательных учреждениях.
5. Социально-педагогическая помощь в сложных жизненных ситуациях пожилых людей. Педагогика общения с пожилыми людьми.
6. Социально-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения детей и подростков: задачи, содержание, методы и формы работы.
7. Защита прав ребёнка: социально-педагогические основы.
8. Социально-педагогическая служба школы, ее назначение. Основные задачи социального работника школы.
9. Особенности деятельности социального работника в медицинских учреждениях.
10. Специфика образовательных и воспитательных проблем работы в пенитенциарных учреждениях.
11. Основные компоненты структуры педагогической культуры социального работника и их характеристика.
4.2.2.5.
Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР
1. Место и роль социальной педагогики в системе научного знания. Предмет, задачи и методология социальной педагогики.
2. Типология социально-педагогических явлений. История формирования и современное состояние социальной педагогики.
3. Социально-педагогическая характеристика личности.
4. Основные направления исследования личности в социальной педагогике.
5. Социально - педагогические проблемы личности.
6. Формирование личности через адаптацию к среде.
7. Личность и общество. Личность и группа..
8. Типология личностных противоречий. Сознательное, бессознательное и социальное в поведении и поступках личности.
9. Социально-педагогические проблемы личности: лидерства, мотивации в групповой деятельности, аттракции, социализации, социальных установок, социально-психологических черт и качеств.
10. Социальная установка как регулятор поведения личности. Психологические проблемы социальной регуляции поведения.
11. Внешнее и внутреннее в детерминации поведения. Понятие социальной установки. Проблема возможности совпадения и рассогласования между социальной и индивидуальной установками.
12. Роль личности в группе. Положение личности в группе в условиях социализации и формирования социальных установок.
13. Зависимость положения личности от уровня и качества развития группы. Взаимосвязь проблем: группа - личность; личность в группе. Зависимость роли личности в группе от социально-психологических качеств личности. Зависимость роли личности в группе от потребностей, целей, мотивов, умений и навыков, от ролевых ожиданий со стороны социума.
14. Причины обособления личности в группе.
15. Понятие малой группы в социальной психологии и их классификация.
16. Основные этапы исследования малой группы: коррекционный, интеракционистский и деятельностный подходы.
17. 0сновные признаки малой группы: социальный и деятельностный. Проблема нижнего (диада, или триада) и верхнего пределов малой группы. Классификации малых групп.
18. 3начение различных типов малых групп для детерминации поведения индивида.
19. Динамические процессы в малой группе.
20. Феномен «группового давления», явление конформности.
21. Групповая сплоченность. Критерии групповой сплоченности.
22. Проблема организации руководства и лидерства в группе. Отличия лидера от руководителя.
23. Основные концепции природы личности.
24. Стили лидерства и руководства: авторитарный, демократический и по¬пулистский.
25. Механизмы и движущие силы социального развития. Источники социального развития.
26. Роль личности в социальном самосовершенствовании. Деятельность и ее социально-педагогическая характеристика.
27. Виды деятельности, их прогрессивное и регрессивное влияние на личность.
28. Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека. Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации, их учет в работе с подростками.
29. Социальное воспитание с позиций государства. Формирование человека с соответствующим идеалом.
30. Формирование социально-активной личности. Навязывание, пропаганда и внедрение определенных нравственных ценностей, идеалов, образа жизни.
31. Социальное воспитание с позиции социальных институтов и самой личности как его субъектов.
32. Направленное социальное воспитание человека с учетом его личностно-социальных проблем, возможностей и в соответствии с социальными потребностями среды его жизнедеятельности.
33. Детская субкультура и социокультурный мир ребенка, подростка.
34. Целенаправленная деятельность по стимулированию формирования и развития социокультурного мира ребенка, подростка.
35. Социальные отклонения, их причины и пути преодоления.
36. Норма и патология в социальном развитии человека, причины социальных отклонений.
37. Основные этапы становления девиантного поведения человека.
38. Факторы, влияющие на появление признаков девиантного поведения.
39. 0сновные направления социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения детей и подростков.
40. Влияние социокультурной среды семьи на исполнение функций в семейном воспитании.
41. Воспитательные возможности родителей в семейном воспитании детей.
42. Сохранение семейных традиций воспитательной деятельности родителей.
43. Семейные взаимоотношения как фактор воспитательного воздействия.
44. Позитивные и отрицательные родительские авторитеты.
45. Способы повышения воспитательных возможностей семьи.
46. Методы сужения границ негативных воспитательных воздействий родителей на ребенка в семейном воспитании.
47. Типичные ошибки семейного воспитания.
48. Способы повышения воспитательных возможностей семьи.
49. Улица и её влияние на формируемую личность.
50. Основные причины формирования личностей, ориентирующихся на«уличные ценности».
51. Социально-педагогическая работа с «детьми улицы».
4.2.2.6.
Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)
1. Ребёнок и социум как объекты изучения социальной педагогики.
2. Особенности социально-педагогической деятельности с приемной семьей.
3. Работа социального педагога с неполной семьей.
4. Специфика работы социального педагога в детском доме.
5. Методы и формы работы социального педагога в образовательных учреждениях.
6. Особенности деятельности социального педагога в учреждениях досуга.
7. Особенности социально-педагогической деятельности с детьми-наркоманами.
8. Работа социального педагога в учреждениях реабилитации детей с ограниченными возможностями.
9. Содержание работы социального педагога в учреждениях для детей-правонарушителей.
10. Социальные проблемы современной молодежи.
11. Безработица среди молодежи как социально-педагогическая проблема.
12. Норма и отклонения от нормы в социальной педагогике.
13. Сущность социально-педагогической деятельности.
14. Семья как объект социально-педагогической деятельности.
15. Специфика социально-педагогической деятельности с многодетной семьей.
16. Взаимодействие семьи и школы в коррекции отклоняющегося поведения подростков.
17. Социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными к алкоголизму.
18. Специфика социально-педагогической деятельности по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
19. Социально-педагогическая технология в системе социальной работы.
20. Сравнительный анализ педагогической, социально-педагогической деятельности и социальной работы.
21. Типы семейного неблагополучия и методы социально-педагогической поддержки детства.
22. Особенности работы социального педагога в учреждениях интернатного типа для детей-сирот.
23. Работа социального педагога с талантливыми детьми.
24. Работа социального педагога с «семьями риска».
25. Работа социального педагога с детьми-олигофренами.
26. Социально - педагогическое сопровождение процессов благополучия в семейных отношениях.
27. Социально-педагогические условия обеспечение подготовка детей к обучению в школе средствами дошкольного учреждения .
28. Социально-педагогические основы обеспечения поддержки лиц, страдающих психическими деформациями.
29. Психолого-педагогические основы восстановления социального благополучия условно осужденных несовершеннолетних.
30. Социально-педагогические основы обеспечения адаптации беженцев ( на примере миграционной службы).
31. Социально-педагогические условия обеспечения благополучия ребенка в учебном коллективе.
32. Социально-педагогические особенности социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву.
5. Образовательные технологии
При проведении лекций и практических занятий используются активные образовательные технологии: – дискуссия как способ закрепления теоретического материала и формирования четко осознаваемой собственной точки зрения; – работа в малых группах при анализе студентами альтернативных оценок и точек зрения; – метод кейсов предполагает описание и анализ реальных социальных ситуаций, предложение возможных решений и обоснованный выбор лучшего из них. – проблемное обучение как способ развития самостоятельности в решении возникающих в процессе обучения и профессиональной деятельности задач; – обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности студентов за счет ассоциации их собственного опыта с предметом изучения. - составление таблиц, представление собственных презентаций по результатам самостоятельной работы студентов.
6. Оценочные
средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по
итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной
работы студентов.
Фонды оценочных средств приведены в приложении.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Социальная педагогика
7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине
1. Липский, И. А. Социальная педагогика [Текст] : учебник для бакалавров / Липский И. А. - Москва : Дашков и К, 2014. - 279 с.
- http://www.iprbookshop.ru/24813.html
2. Телина И.А. Социальный педагог в школе. Москва: Флинта, 2013.- 265 с.
- http://ibooks.ru/reading.php?productid=338065
3. Шептенко П.А.Технология работы социального педагога общеобразовательного учреждения: Учебное пособие. Москва: Флинта, 2014.- 200 с. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=341605
7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине
1.
Галагузова М.А. Социальная педагогика в России: история и современность//Педагогическое образование в России. № 4 / 2014
- http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-pedagogika-v-rossii-istoriya-i-sovremennost
7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:
- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;
- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;
- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.
Информационные справочные системы:
http://window.edu.ru/window/library?p_rubr=2.2 – Единое доступа к образовательным ресурсам.
http://www.gumer.info/ – Электронная библиотека Гумер: книги, учебники.
http://lib.miemp.ru/ – Электронная библиотека МИЭМП
http://www.studygs.net/russian/metacognition.htm – Рекомендации учащимся – общедоступный образовательный ресурс
http://www.edulib.ru/ – Центральная библиотека образовательных ресурсов
http://www.pedagogics-book.ru/ – Статьи по актуальным проблемам высшего образования: тенденции развития, его содержание, технологии обучения, методы и т.д.
Программное обеспечение:
не предусмотрено
7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
iprbookshop.ru
ibooks.ru
cyberleninka.ru
8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Кабинет педагогических и социальных технологий
Кабинет социальной психологии
Комплект учебно-наглядных пособий, проектор NEC (переносной), проекционный экран.
9. Методические указания по освоению дисциплины
Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.
На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется презентациями по основным темам дисциплины. Занятия проводятся в компьютерном классе, используя специальное программное обеспечение. Каждой подгруппе обучающихся преподаватель выдает вопросы для обсуждения, в конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.
Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.
Курсовая работа выполняется в соответствии с методическими указаниями на курсовую работу. Обучающийся выбирает одну из указанных в перечне тем курсовых работ, исходя из своих интересов, наличия соответствующих литературных и иных источников. В ходе выполнения курсовой работы преподаватель проводит консультации обучающегося. На заключительном этапе обучающийся оформляет пояснительную записку к курсовой работе и выполняет ее защиту в присутствии комиссии из преподавателей кафедры.
Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую
программу дисциплины
«Социальная педагогика»
по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа
Рабочая программа дисциплины «Социальная педагогика» составлена в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.
На изучение данного курса по учебному плану отводится
180 час. (5 ЗЕТ).
Формой итогового контроля изучения дисциплины является
зачет / экзамен .
Цель дисциплины: овладение студентами знаниями по проблемам социализации человека вследствие кризисных ситуаций в обществе, механизмами функционирования и развития личности в различных видах деятельности. Задачи: - изучить педагогический инструментарий организации воспитательно-образовательной и реабилитационной работы в системе социальных служб; - освоить механизмы решения проблем клиентов на основе проектирования собственной профессиональной деятельности; - понимать способы индивидуализации педагогического взаимодействия и воздействия на воспитанников с учетом их особенностей и природных задатков; - применять в социально-профессиональной деятельности инновационные технологии соуправления, моделирования, проектирования и прогнозирования.
Содержание занятий соответствуют требованиям
образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной
работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.
Освоение дисциплины позволит студентам приобрести
теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей
практической деятельности.
Предлагаемые фонды оценочных средств
для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает
содержание курса и соответствуют ФГОС.
Перечень учебно-методической литературы достаточен для
изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.
Рабочая программа дисциплины «Социальная педагогика» рекомендуется для использования
в учебном процессе по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.
24.02.2016 г.