Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  СГПД 

 

 

 

«   24   »       02       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Социальная педагогика     

 




Направление подготовки

39.03.02 Социальная работа

Профиль подготовки

"Социальная работа на предприятиях и фирмах различных видов деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности"

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр








          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

6

108 / 3  

16  

32  

 

1,6  

0,25  

49,85  

58,15  

Зач.  

7

72 / 2  

16  

16  

 

3,6  

2,35  

37,95  

7,4  

Экз.(26,65)  

Итого

180 / 5  

32  

48  

 

5,2  

2,6  

87,8  

65,55  

26,65  

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: овладение студентами знаниями по проблемам социализации человека вследствие кризисных ситуаций в обществе, механизмами функционирования и развития личности в различных видах деятельности.

Задачи:

- изучить педагогический инструментарий организации воспитательно-образовательной и реабилитационной работы в системе социальных служб;

- освоить механизмы решения проблем клиентов на основе проектирования собственной профессиональной деятельности;

- понимать способы индивидуализации педагогического взаимодействия и воздействия на воспитанников с учетом их особенностей и природных задатков;

- применять в социально-профессиональной деятельности инновационные технологии соуправления, моделирования, проектирования и прогнозирования.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.27))

Содержание данной учебной дисциплины тесно связано с дисциплинами «Психология», «Философия», «Культурология», «Социология». В дальнейшем знания дисциплины «Социальная педагогика» будут востребованы при изучении дисциплин профессионального цикла.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 способность к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия личности и общества.

ПК-6 способность к осуществлению профилактики обстоятельств, обусловливающих потребность граждан в социальных услугах, мерах социальной помощи.

ПК-15 готовность к участию в реализации образовательной деятельности в системе общего, профессионального и дополнительного образования.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

закономерности образовательного процесса, развивающие функции обучения и воспитания (ОПК-6).

теории обучения, воспитания и развития (ПК-6).

2) Уметь:

взаимодействовать с детьми и подростками (ПК-15).

использовать рекомендуемые методы и приемы для организации совместной и индивидуальной деятельности детей (ПК-15).

использовать знания по теории обучения в практической деятельности (ПК-15).

организовывать различные виды деятельности (ПК-15).

3) Владеть:

современными технологиями педагогической деятельности (ПК-16).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Социальная педагогика: педагогическая наука и профессиональная деятельность

6

2

2

8

доклады, презентации

2

Социализация и развитие личности

6

4

8

24

тестирование

3

Воспитание и развитие личности в семье и в среде обитания

6

6

12

24

доклады, презентации

4

Социально-педагогическое сопровождение средствами деятельности социального работника.

6

4

10

2,15

тестирование

Всего за  семестр

108

16

32

58,15

1,6

0,25

Зач.

5

Социально-педагогическое сопровождение средствами деятельности социального работника.

7

16

16

7,4

тестирование

Всего за  семестр

72

16

16

7,4

+

3,6

2,35

Экз.(26,65)

Итого   

180

32

48

65,55

5,2

2,6

26,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 6

Раздел 1. Социальная педагогика: педагогическая наука и профессиональная деятельность

Лекция 1.

Социальная педагогика как отрасль педагогической науки и практики, как профессиональная деятельность (2 часа).

Раздел 2. Социализация и развитие личности

Лекция 2.

Социализация и воспитание личности (2 часа).

Лекция 3.

Человечество в поисках цели воспитания и средств ее достижения (2 часа).

Раздел 3. Воспитание и развитие личности в семье и в среде обитания

Лекция 4.

Воспитание и развитие личности; воспитание и развитие культуры общения человека (2 часа).

Лекция 5.

Воспитание и развитие личности в семье (2 часа).

Лекция 6.

Воспитание и развитие личности в неформальной организации (2 часа).

Раздел 4. Социально-педагогическое сопровождение средствами деятельности социального работника.

Лекция 7.

Социально-педагогическое сопровождение жизнедеятельности людей в трудной жизненной ситуации (2 часа).

Лекция 8.

Педагогическая деятельность социального работника (2 часа).

Семестр 7

Раздел 5. Социально-педагогическое сопровождение средствами деятельности социального работника.

Лекция 9.

Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей (2 часа).

Лекция 10.

Социально-педагогическая деятельность с детьми с особыми нуждами и ограниченными возможностями (2 часа).

Лекция 11.

Социально-педагогическая деятельность с пожилыми людьми (2 часа).

Лекция 12.

Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения (2 часа).

Лекция 13.

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях МВД (2 часа).

Лекция 14.

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях образования (2 часа).

Лекция 15.

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях здравоохранения (2 часа).

Лекция 16.

Образовательно-воспитательные проблемы социальной работы в пенитенциарных учреждениях (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 6

Раздел 1. Социальная педагогика: педагогическая наука и профессиональная деятельность

Практическое занятие 1.

Социальная педагогика как отрасль педагогической науки и как профессиональная деятельность (2 часа).

Раздел 2. Социализация и развитие личности

Практическое занятие 2.

Социализация и воспитание личности (2 часа).

Практическое занятие 3.

Человечество в поисках цели воспитания и средств ее достижения (2 часа).

Практическое занятие 4.

Идеализм, реализм и прагматизм-составляющие философии воспитания (2 часа).

Практическое занятие 5.

Воспитание и развитие личности (2 часа).

Раздел 3. Воспитание и развитие личности в семье и в среде обитания

Практическое занятие 6.

Дискуссия:темперамент и характер- что первично? (2 часа).

Практическое занятие 7.

Воспитание и развитие культуры общения человека (2 часа).

Практическое занятие 8.

Межличностные отношения. Межгрупповые отношения и взаимодействия (2 часа).

Практическое занятие 9.

Воспитание и развитие личности в семье (2 часа).

Практическое занятие 10.

Разработка программы дальнейшей социально-педагогической поддержки и межведомственного взаимодействия в работе с семьей (2 часа).

Практическое занятие 11.

Организационно-деятельностная игра: защита проекта социально – педагогического исследования семьи (2 часа).

Раздел 4. Социально-педагогическое сопровождение средствами деятельности социального работника.

Практическое занятие 12.

Воспитание и развитие личности в неформальной организации (2 часа).

Практическое занятие 13.

Практическое задание: защита проекта социально – педагогического исследования коллектива (2 часа).

Практическое занятие 14.

Социально-педагогическое сопровождение жизнедеятельности людей в трудной жизненной ситуации (2 часа).

Практическое занятие 15.

Педагогическая деятельность социального работника (2 часа).

Практическое занятие 16.

Защита проекта социально – педагогического самоисследования личности (2 часа).

Семестр 7

Раздел 5. Социально-педагогическое сопровождение средствами деятельности социального работника.

Практическое занятие 17.

Навязывание, пропаганда и внедрение определенных нравственных ценностей, идеалов, образа жизни (2 часа).

Практическое занятие 18.

Социальные отклонения в развитии и воспитании детей. Истоки формирования понимания важности детской субкультуры и социокультурного мира ребенка (2 часа).

Практическое занятие 19.

Особенности проявления и необходимость учета социокультурного мира ребенка, подростка (2 часа).

Практическое занятие 20.

Социальные отклонения, их причины и пути преодоления. Норма и патология в социальном развитии человека (2 часа).

Практическое занятие 21.

Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков (2 часа).

Практическое занятие 22.

Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности (2 часа).

Практическое занятие 23.

Типичные проблемы, обусловливающие негативное воспитательное воздействие родителей на ребенка в семье. Социально-педагогическая работа с «детьми улицы» (2 часа).

Практическое занятие 24.

Социально-педагогическая деятельность с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию (2 часа).

 

Методические указания для практических занятий приведены на сайте

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=682

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Основные функции социальной педагогики Категории педагогики и социальной педагогики.

2. Социально-педагогическое сопровождение социализации личности субъекта взаимодействия.

3. Основные требования, предъявляемые к технологиям деятельности социального работника.

4. Особенности социально-педагогической деятельности в современных условиях.

5. Мотивационное и программно-целевое управление в деятельности социального педагога.

6. Особенности социально-педагогической деятельности социального работника с благополучной семьей, семьей группы риска, неблагополучной семьей, асоциальной семьей.

7. Методика индивидуальной и групповой работы в семьях различного типа.

8. Социально-педагогическая деятельность социального работника в учреждениях попечения детей.

9. Содержание социально-педагогической деятельности социального работника с разными категориями детей с особыми нуждами в различных образовательных учреждениях.

10. Социально-педагогическая помощь в сложных жизненных ситуациях пожилых людей. Педагогика общения с пожилыми людьми.

11. Социально-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения детей и подростков: задачи, содержание, методы и формы работы.

12. Защита прав ребёнка: социально-педагогические основы.

13. Социально-педагогическая служба школы, ее назначение. Основные задачи социального работника школы.

14. Особенности деятельности социального работника в медицинских учреждениях.

15. Специфика образовательных и воспитательных проблем работы в пенитенциарных учреждениях.

16. Основные компоненты структуры педагогической культуры социального работника и их характеристика.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

1. Ребёнок и социум как объекты изучения социальной педагогики.

2. Особенности социально-педагогической деятельности с приемной семьей.

3. Работа социального педагога с неполной семьей.

4. Специфика работы социального педагога в детском доме.

5. Методы и формы работы социального педагога в образовательных учреждениях.

6. Особенности деятельности социального педагога в учреждениях досуга.

7. Особенности социально-педагогической деятельности с детьми-наркоманами.

8. Работа социального педагога в учреждениях реабилитации детей с ограниченными возможностями.

9. Содержание работы социального педагога в учреждениях для детей-правонарушителей.

10. Социальные проблемы современной молодежи.

11. Безработица среди молодежи как социально-педагогическая проблема.

12. Норма и отклонения от нормы в социальной педагогике.

13. Сущность социально-педагогической деятельности.

14. Семья как объект социально-педагогической деятельности.

15. Специфика социально-педагогической деятельности с многодетной семьей.

16. Взаимодействие семьи и школы в коррекции отклоняющегося поведения подростков.

17. Социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными к алкоголизму.

18. Специфика социально-педагогической деятельности по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

19. Социально-педагогическая технология в системе социальной работы.

20. Сравнительный анализ педагогической, социально-педагогической деятельности и социальной работы.

21. Типы семейного неблагополучия и методы социально-педагогической поддержки детства.

22. Особенности работы социального педагога в учреждениях интернатного типа для детей-сирот.

23. Работа социального педагога с талантливыми детьми.

24. Работа социального педагога с «семьями риска».

25. Работа социального педагога с детьми-олигофренами.

26. Социально - педагогическое сопровождение процессов благополучия в семейных отношениях.

27. Социально-педагогические условия обеспечение подготовка детей к обучению в школе средствами дошкольного учреждения .

28. Социально-педагогические основы обеспечения поддержки лиц, страдающих психическими деформациями.

29. Психолого-педагогические основы восстановления социального благополучия условно осужденных несовершеннолетних.

30. Социально-педагогические основы обеспечения адаптации беженцев ( на примере миграционной службы).

31. Социально-педагогические условия обеспечения благополучия ребенка в учебном коллективе.

32. Социально-педагогические особенности социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву.

 

Методические указания к курсовому проектированию приведены на ИОП "MOODLE"

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=682

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

6

108 / 3  

4  

8  

 

2  

0,5  

14,5  

89,75  

Зач.(3,75)  

7

72 / 2  

6  

8  

 

3  

2,35  

19,35  

44  

Экз.(8,65)  

Итого

180 / 5  

10  

16  

 

5  

2,85  

33,85  

133,75  

12,4  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Социальная педагогика: педагогическая наука и профессиональная деятельность.

6

2

2

опрос

2

Социализация и развитие личности.

6

2

2

презентации

3

Воспитание и развитие личности в семье и среде воспитания.

6

4

89,75

презентации

Всего за  семестр

108

4

8

+

89,75

2

0,5

Зач.(3,75)

4

Социально-педагогическое сопровождение воспитания и развития личности средствами деятельности социального педагога

7

2

6

44

контрольная работа

Всего за  семестр

66

2

6

44

+

3

2,35

Экз.(8,65)

Итого   

174

6

14

133,75

5

2,85

12,4

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 6

Раздел 1. Социальная педагогика: педагогическая наука и профессиональная деятельность.

Лекция 1.

Социальная педагогика: педагогическая наука и профессиональная деятельность (2 часа).

Раздел 2. Социализация и развитие личности.

Лекция 2.

Социализация личности и её развитие (2 часа).

Семестр 7

Раздел 3. Воспитание и развитие личности в семье и среде воспитания.

Лекция 3.

Воспитание и развитие личности; воспитание и развитие культуры общения человека (2 часа).

Лекция 4.

Воспитание и развитие личности в семье (2 часа).

Раздел 4. Социально-педагогическое сопровождение воспитания и развития личности средствами деятельности социального педагога

Лекция 5.

Социально-педагогическое сопровождение воспитания и развития личности средствами деятельности социального педагога (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 6

Раздел 1. Социальная педагогика: педагогическая наука и профессиональная деятельность.

Практическое занятие 1.

Основные функции социальной педагогики Категории педагогики и социальной педагогики (2 часа).

Раздел 2. Социализация и развитие личности.

Практическое занятие 2.

Социализация и развитие личности (2 часа).

Раздел 3. Воспитание и развитие личности в семье и среде воспитания.

Практическое занятие 3.

Воспитание и развитие личности в семье и среде воспитания (2 часа).

Практическое занятие 4.

Воспитание и развитие культуры общения человека (2 часа).

Семестр 7

Раздел 4. Воспитание и развитие личности в семье и среде воспитания.

Практическое занятие 5.

Межличностные отношения. Межгрупповые отношения и взаимодействия (2 часа).

Раздел 5. Социально-педагогическое сопровождение воспитания и развития личности средствами деятельности социального педагога

Практическое занятие 6.

Социально-педагогическое сопровождение социализации личности субъекта взаимодействия (2 часа).

Практическое занятие 7.

Основные требования, предъявляемые к технологиям деятельности социального работника (2 часа).

Практическое занятие 8.

Особенности социально-педагогической деятельности в современных условиях (2 часа).

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Мотивационное и программно-целевое управление в деятельности социального педагога.

2. Особенности социально-педагогической деятельности социального работника с благополучной семьей, семьей группы риска, неблагополучной семьей, асоциальной семьей. Методика индивидуальной и групповой работы в семьях различного типа.

3. Социально-педагогическая деятельность социального работника в учреждениях попечения детей.

4. Содержание социально-педагогической деятельности социального работника с разными категориями детей с особыми нуждами в различных образовательных учреждениях.

5. Социально-педагогическая помощь в сложных жизненных ситуациях пожилых людей. Педагогика общения с пожилыми людьми.

6. Социально-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения детей и подростков: задачи, содержание, методы и формы работы.

7. Защита прав ребёнка: социально-педагогические основы.

8. Социально-педагогическая служба школы, ее назначение. Основные задачи социального работника школы.

9. Особенности деятельности социального работника в медицинских учреждениях.

10. Специфика образовательных и воспитательных проблем работы в пенитенциарных учреждениях.

11. Основные компоненты структуры педагогической культуры социального работника и их характеристика.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Место и роль социальной педагогики в системе научного знания. Предмет, задачи и методология социальной педагогики.

2. Типология социально-педагогических явлений. История формирования и современное состояние социальной педагогики.

3. Социально-педагогическая характеристика личности.

4. Основные направления исследования личности в социальной педагогике.

5. Социально - педагогические проблемы личности.

6. Формирование личности через адаптацию к среде.

7. Личность и общество. Личность и группа..

8. Типология личностных противоречий. Сознательное, бессознательное и социальное в поведении и поступках личности.

9. Социально-педагогические проблемы личности: лидерства, мотивации в групповой деятельности, аттракции, социализации, социальных установок, социально-психологических черт и качеств.

10. Социальная установка как регулятор поведения личности. Психологические проблемы социальной регуляции поведения.

11. Внешнее и внутреннее в детерминации поведения. Понятие социальной установки. Проблема возможности совпадения и рассогласования между социальной и индивидуальной установками.

12. Роль личности в группе. Положение личности в группе в условиях социализации и формирования социальных установок.

13. Зависимость положения личности от уровня и качества развития группы. Взаимосвязь проблем: группа - личность; личность в группе. Зависимость роли личности в группе от социально-психологических качеств личности. Зависимость роли личности в группе от потребностей, целей, мотивов, умений и навыков, от ролевых ожиданий со стороны социума.

14. Причины обособления личности в группе.

15. Понятие малой группы в социальной психологии и их классификация.

16. Основные этапы исследования малой группы: коррекционный, интеракционистский и деятельностный подходы.

17. 0сновные признаки малой группы: социальный и деятельностный. Проблема нижнего (диада, или триада) и верхнего пределов малой группы. Классификации малых групп.

18. 3начение различных типов малых групп для детерминации поведения индивида.

19. Динамические процессы в малой группе.

20. Феномен «группового давления», явление конформности.

21. Групповая сплоченность. Критерии групповой сплоченности.

22. Проблема организации руководства и лидерства в группе. Отличия лидера от руководителя.

23. Основные концепции природы личности.

24. Стили лидерства и руководства: авторитарный, демократический и по¬пулистский.

25. Механизмы и движущие силы социального развития. Источники социального развития.

26. Роль личности в социальном самосовершенствовании. Деятельность и ее социально-педагогическая характеристика.

27. Виды деятельности, их прогрессивное и регрессивное влияние на личность.

28. Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека. Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации, их учет в работе с подростками.

29. Социальное воспитание с позиций государства. Формирование человека с соответствующим идеалом.

30. Формирование социально-активной личности. Навязывание, пропаганда и внедрение определенных нравственных ценностей, идеалов, образа жизни.

31. Социальное воспитание с позиции социальных институтов и самой личности как его субъектов.

32. Направленное социальное воспитание человека с учетом его личностно-социальных проблем, возможностей и в соответствии с социальными потребностями среды его жизнедеятельности.

33. Детская субкультура и социокультурный мир ребенка, подростка.

34. Целенаправленная деятельность по стимулированию формирования и развития социокультурного мира ребенка, подростка.

35. Социальные отклонения, их причины и пути преодоления.

36. Норма и патология в социальном развитии человека, причины социальных отклонений.

37. Основные этапы становления девиантного поведения человека.

38. Факторы, влияющие на появление признаков девиантного поведения.

39. 0сновные направления социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения детей и подростков.

40. Влияние социокультурной среды семьи на исполнение функций в семейном воспитании.

41. Воспитательные возможности родителей в семейном воспитании детей.

42. Сохранение семейных традиций воспитательной деятельности родителей.

43. Семейные взаимоотношения как фактор воспитательного воздействия.

44. Позитивные и отрицательные родительские авторитеты.

45. Способы повышения воспитательных возможностей семьи.

46. Методы сужения границ негативных воспитательных воздействий родителей на ребенка в семейном воспитании.

47. Типичные ошибки семейного воспитания.

48. Способы повышения воспитательных возможностей семьи.

49. Улица и её влияние на формируемую личность.

50. Основные причины формирования личностей, ориентирующихся на«уличные ценности».

51. Социально-педагогическая работа с «детьми улицы».

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

1. Ребёнок и социум как объекты изучения социальной педагогики.

2. Особенности социально-педагогической деятельности с приемной семьей.

3. Работа социального педагога с неполной семьей.

4. Специфика работы социального педагога в детском доме.

5. Методы и формы работы социального педагога в образовательных учреждениях.

6. Особенности деятельности социального педагога в учреждениях досуга.

7. Особенности социально-педагогической деятельности с детьми-наркоманами.

8. Работа социального педагога в учреждениях реабилитации детей с ограниченными возможностями.

9. Содержание работы социального педагога в учреждениях для детей-правонарушителей.

10. Социальные проблемы современной молодежи.

11. Безработица среди молодежи как социально-педагогическая проблема.

12. Норма и отклонения от нормы в социальной педагогике.

13. Сущность социально-педагогической деятельности.

14. Семья как объект социально-педагогической деятельности.

15. Специфика социально-педагогической деятельности с многодетной семьей.

16. Взаимодействие семьи и школы в коррекции отклоняющегося поведения подростков.

17. Социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными к алкоголизму.

18. Специфика социально-педагогической деятельности по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

19. Социально-педагогическая технология в системе социальной работы.

20. Сравнительный анализ педагогической, социально-педагогической деятельности и социальной работы.

21. Типы семейного неблагополучия и методы социально-педагогической поддержки детства.

22. Особенности работы социального педагога в учреждениях интернатного типа для детей-сирот.

23. Работа социального педагога с талантливыми детьми.

24. Работа социального педагога с «семьями риска».

25. Работа социального педагога с детьми-олигофренами.

26. Социально - педагогическое сопровождение процессов благополучия в семейных отношениях.

27. Социально-педагогические условия обеспечение подготовка детей к обучению в школе средствами дошкольного учреждения .

28. Социально-педагогические основы обеспечения поддержки лиц, страдающих психическими деформациями.

29. Психолого-педагогические основы восстановления социального благополучия условно осужденных несовершеннолетних.

30. Социально-педагогические основы обеспечения адаптации беженцев ( на примере миграционной службы).

31. Социально-педагогические условия обеспечения благополучия ребенка в учебном коллективе.

32. Социально-педагогические особенности социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву.

 

5. Образовательные технологии

При проведении лекций и практических занятий используются активные образовательные технологии:

– дискуссия как способ закрепления теоретического материала и формирования четко осознаваемой собственной точки зрения;

– работа в малых группах при анализе студентами альтернативных оценок и точек зрения;

– метод кейсов предполагает описание и анализ реальных социальных ситуаций, предложение возможных решений и обоснованный выбор лучшего из них.

– проблемное обучение как способ развития самостоятельности в решении возникающих в процессе обучения и профессиональной деятельности задач;

– обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности студентов за счет ассоциации их собственного опыта с предметом изучения.

- составление таблиц, представление собственных презентаций по результатам самостоятельной работы студентов.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Социальная педагогика

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Липский, И. А. Социальная педагогика [Текст] : учебник для бакалавров / Липский И. А. - Москва : Дашков и К, 2014. - 279 с. - http://www.iprbookshop.ru/24813.html

2. Телина И.А. Социальный педагог в школе. Москва: Флинта, 2013.- 265 с. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=338065

3. Шептенко П.А.Технология работы социального педагога общеобразовательного учреждения: Учебное пособие. Москва: Флинта, 2014.- 200 с. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=341605

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Галагузова М.А. Социальная педагогика в России: история и современность//Педагогическое образование в России. № 4 / 2014 - http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-pedagogika-v-rossii-istoriya-i-sovremennost

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

http://window.edu.ru/window/library?p_rubr=2.2 – Единое доступа к образовательным ресурсам.

http://www.gumer.info/ – Электронная библиотека Гумер: книги, учебники.

http://lib.miemp.ru/ – Электронная библиотека МИЭМП

http://www.studygs.net/russian/metacognition.htm – Рекомендации учащимся – общедоступный образовательный ресурс

http://www.edulib.ru/ – Центральная библиотека образовательных ресурсов

http://www.pedagogics-book.ru/ – Статьи по актуальным проблемам высшего образования: тенденции развития, его содержание, технологии обучения, методы и т.д.

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

ibooks.ru

cyberleninka.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Кабинет педагогических и социальных технологий

Кабинет социальной психологии

Комплект учебно-наглядных пособий, проектор NEC (переносной), проекционный экран.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется презентациями по основным темам дисциплины. Занятия проводятся в компьютерном классе, используя специальное программное обеспечение. Каждой подгруппе обучающихся преподаватель выдает вопросы для обсуждения, в конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Курсовая работа выполняется в соответствии с методическими указаниями на курсовую работу. Обучающийся выбирает одну из указанных в перечне тем курсовых работ, исходя из своих интересов, наличия соответствующих литературных и иных источников. В ходе выполнения курсовой работы преподаватель проводит консультации обучающегося. На заключительном этапе обучающийся оформляет пояснительную записку к курсовой работе и выполняет ее защиту в присутствии комиссии из преподавателей кафедры.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Социальная педагогика»

по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа

 

Рабочая программа дисциплины «Социальная педагогика» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 180 час. (5 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет / экзамен .

Цель дисциплины: овладение студентами знаниями по проблемам социализации человека вследствие кризисных ситуаций в обществе, механизмами функционирования и развития личности в различных видах деятельности.

Задачи:

- изучить педагогический инструментарий организации воспитательно-образовательной и реабилитационной работы в системе социальных служб;

- освоить механизмы решения проблем клиентов на основе проектирования собственной профессиональной деятельности;

- понимать способы индивидуализации педагогического взаимодействия и воздействия на воспитанников с учетом их особенностей и природных задатков;

- применять в социально-профессиональной деятельности инновационные технологии соуправления, моделирования, проектирования и прогнозирования.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Социальная педагогика» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

 

24.02.2016 г.