Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  СГПД 

 

 

 

«   24   »       02       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Экономические основы социальной работы     

 




Направление подготовки

39.03.02 Социальная работа

Профиль подготовки

"Социальная работа на предприятиях и фирмах различных видов деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности"

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

5

108 / 3  

16  

32  

 

1,6  

0,25  

49,85  

58,15  

Зач.  

Итого

108 / 3  

16  

32  

 

1,6  

0,25  

49,85  

58,15  

 

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: формирование у студентов экономической грамотности, получение знаний об экономической основе социальной работы и об экономических процессах, связанных со сферой социальной защиты населения; формирование представлений об управленческих и финансовых основах функционирования социальных учреждений, оказываемых услугах и принципах оценки эффективности организации и планирования их деятельности.

Задачи курса научить студентов понимать:

– взаимосвязь экономической и социальной сфер общества, сущность, значение и особенности сферы нематериальных услуг в области социальной работы; особенности современной рыночной экономики и ее влияние на социальную жизнь общества, его отдельных групп, семей, индивидов;

– объективную необходимость проведения государственными органами власти различных уровней продуманной и взвешенной социально-экономической политики и укрепления ресурсной базы системы социальной защиты населения в целях нейтрализации негативных последствий рыночных отношений;

– значение социально-экономических методов в организации помощи различным социально-уязвимым группам населения.

– возрастающую необходимостью определения экономической эффективности социальных проектов и программ, деятельности социальных служб различного профиля.

освоению навыков по решению практических задач:

– анализировать динамику и степень дифференциации благосостояния населения;

– быть готовым к профессиональной поддержке благополучия различных слоев населения - консультировать клиентов социальных служб по вопросам социального обслуживания, социальных гарантий, пособий, льгот, пенсий и др. выплат;

– составить бизнес-план и/или пилотный проект предпринимательской деятельности социальных служб различного профиля и различных форм собственности в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики, просчитать параметры и разработать программу адресной социальной помощи малообеспеченным группам населения в регионе;

– осуществлять оценку качества социальных услуг и эффективности социальной работы в целом, социальной защиты населения в частности, и поиск путей их повышения на региональном (местном) уровне.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.16))

изучение курса базируется на дисциплинах: «История», «Социология», « Основы социального государства и гражданского общества», «Экономика», «Социальная политика», «Правовое обеспечение социальной работы», «Педагогика», «Демография». Полученные знания служат основой для изучения других дисциплин профессионального цикла: «Социальная работа с различными группами населения», «Основы социального страхования», «Основы пенсионного обеспечения», «Технологии социальной работы с пожилыми людьми», «Занятость населения и ее регулирование».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности.

ПК-11 способность к реализации маркетинговых технологий с целью формирования и развития рынка социальных услуг, привлечения внимания к социальным проблемам, формирования позитивного имиджа социальной работы и реализующих ее специалистов.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

– основы современной теории социального благополучия, качества жизни, физического, психического и социального здоровья (ОК-3).

– экономические основы формирования доходов населения, критерии обеспеченности и бедности, минимальные государственные гарантии социально-экономической поддержки населения (ОК-3).

– основные виды и размеры государственных социальных гарантий, льгот и других выплат населению (ОК-3).

– содержание экономических процессов, протекающих в социальной сфере (ОК-3).

– экономические основы деятельности организаций, учреждений и служб социального обслуживания (ОК-3).

– виды и формы некоммерческой и предпринимательской деятельности социальных служб (ОК-3).

– особенности организационных и экономических основ социального обеспечения и социального страхования населения (ОК-3).

– основы экономики здравоохранения, образования (ОК-3).

– особенности бухгалтерского учета в социальных организациях, учреждениях и службах (ОК-3).

– порядок планирования деятельности организаций, учреждений и социальных служб, организацию и оплату труда работников социальной сферы (ОК-3).

– нормативно-правовую базу экономической деятельности в сфере социальной работы (ОК-3).

– направления совершенствования экономического пространства социальной работы (ОК-3, ПК-11).

2) Уметь:

– свободно ориентироваться в экономических показателях социальной статистики (ОК-3, ПК-11).

– анализировать динамику и тенденции изменения уровня и качества жизни различных групп населения, зависимость экономического статуса от макроэкономических показателей (ОК-3, ПК-11).

– оценивать влияние экономической стратификации в обществе на изменение статуса различных групп и семей, значение бюджетного и других видов финансирования системы социальной защиты (ОК-3, ПК-11).

– юридически правильно квалифицировать обстоятельства, возникающие при осуществлении профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в сфере социального обслуживания (ОК-3, ПК-11).

– оценивать качество социального обслуживания в соответствии со стандартами (ОК-3, ПК-11).

– оценивать экономическую и социальную эффективность деятельности в сфере социального обслуживания (ОК-3, ПК-11).

– разрабатывать предложения по повышению эффективности системы контроля деятельности и мотивации труда специалистов учреждений социальной защиты населения (ОК-3, ПК-11).

– проводить анализ реализации социальной политики государства в целом, политики социальной защиты населения (ОК-3, ПК-11).

3) Владеть:

– способностью анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп (ОК-3, ПК-11).

– способностью проводить исследования по выявлению уровня социального благополучия различных групп населения (ОК-3, ПК-11).

– приемами и методами стандартизации социального обслуживания населения (ОК-3, ПК-11).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Теоретико-методологические основы экономики социальной работы.

5

6

12

18

тест

2

Благосостояние населения, его структура, дифференциация и динамика: динамика благосостояния населения; нормативно-правовые основы.

5

6

14

21

тест

3

Экономические основы деятельности организаций, учреждений и социальных служб в социальной сфере.

5

4

6

19,15

тест

Всего за  семестр

108

16

32

58,15

1,6

0,25

Зач.

Итого   

108

16

32

58,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 5

Раздел 1. Теоретико-методологические основы экономики социальной работы.

Лекция 1.

Теоретико-методологические основы экономики социальной работы (2 часа).

Лекция 2.

Экономическая и социальная политика государства (2 часа).

Лекция 3.

Финансовая система государства и финансирование социальной работы (2 часа).

Раздел 2. Благосостояние населения, его структура, дифференциация и динамика: динамика благосостояния населения; нормативно-правовые основы.

Лекция 4.

Основы экономики здравоохранения (2 часа).

Лекция 5.

Основы экономики образования (2 часа).

Лекция 6.

Динамика благосостояния населения. Материальное благосостояние населения (2 часа).

Раздел 3. Экономические основы деятельности организаций, учреждений и социальных служб в социальной сфере.

Лекция 7.

Основные меры по повышению доходов населения. Организационно-экономические основы социального и пенсионного обеспечения. Стандартизация в социальной работе (2 часа).

Лекция 8.

Организация экономической деятельности социальной защиты населения (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 5

Раздел 1. Теоретико-методологические основы экономики социальной работы.

Практическое занятие 1.

Предмет и задачи курса «Экономические основы социальной работы» (2 часа).

Практическое занятие 2.

Принципы и методы экономики социальной работы. Экономическое пространство социальной работы (2 часа).

Практическое занятие 3.

Экономические функции государства (2 часа).

Практическое занятие 4.

Социальная политика государства (2 часа).

Практическое занятие 5.

Финансовая система государства (2 часа).

Практическое занятие 6.

Фискальная политика государства. Финансирование социальной работы (2 часа).

Раздел 2. Благосостояние населения, его структура, дифференциация и динамика: динамика благосостояния населения; нормативно-правовые основы.

Практическое занятие 7.

Экономика здравоохранения в системе охраны здоровья населения. Организация и управление здравоохранением (2 часа).

Практическое занятие 8.

Финансирование здравоохранения. Стандартизация качества медицинских услуг. Себестоимость, цена, эффективность медицинских услуг (2 часа).

Практическое занятие 9.

Предмет и метод экономики образования. Взаимосвязь образования с экономикой страны (2 часа).

Практическое занятие 10.

Система организации и управления образованием. Учебно-материальная база образования. Затраты на образование и финансирование учебных заведений (2 часа).

Практическое занятие 11.

Организация труда и заработная плата работников образования. Экономическая эффективность образования (2 часа).

Практическое занятие 12.

Понятие, формирование, показатель благосостояния (2 часа).

Практическое занятие 13.

Экономическое расслоение общества. Оценки уровня обеспеченности.Социальная помощь (2 часа).

Раздел 3. Экономические основы деятельности организаций, учреждений и социальных служб в социальной сфере.

Практическое занятие 14.

Социальные льготы (2 часа).

Практическое занятие 15.

Организационно-экономические основы социального обеспечения и страхования населения. Организационно-экономические основы пенсионного обеспечения (2 часа).

Практическое занятие 16.

Организационно-экономические основы государственного (обязательного) социального страхования. Организационно-экономические основы обязательного медицинского страхования (2 часа).

 

Методические указания для практических занятий приведены на ИОП.

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Сущность и содержание понятий «экономика», «экономика в сфере социальной работы», «экономика в сфере социального обслуживания», «экономическая деятельность социальных служб».

2. Факторы соответствия между потребностями и платежеспособным спросом.

3. Экономическое пространство социальной работы: понятие, структура, функции.

4. Сущность, принципы и особенности экономической деятельности в сфере социальной работы.

5. Социальное обслуживание как отрасль народного хозяйства: понятие, особенности, значение.

6. Экономическая политика: понятие, принципы, направления.

7. Сущность, принципы, основные направления экономической политики государства.

8. Объективная необходимость экономической поддержки населения в обществе рыночных отношений.

9. Система социальной защиты населения: понятие, принципы, функции.

10. Становление системы социальной защиты населения в условиях конкурентного рынка в ХΙХ – ХХ в.в. в цивилизованных странах.

11. Экономические особенности социальной поддержки населения России в период становления общества рыночных отношений.

12. Сущность, принципы и основные направления социальной политики государства.

13. Экономическая и социальная политика государства, их взаимосвязь.

14. Правовые основы экономики социальной работы.

15. Основные структурные элементы нормативно-правовой базы экономической деятельности в системе социальной защиты населения.

16. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения» и его значение.

17. Доходы населения: виды, социально-экономическое значение.

18. «Благосостояние населения» и «уровень и качество жизни»: сущность и содержание понятий, показатели и динамика .

19. Понятие «малообеспеченность», значение в практике социальной работы.

20. Сущность и содержание понятий «прожиточный минимум», «продовольственная корзина».

21. Экономическая дифференциация и экономический статус: сущность и факторы влияния.

22. Минимальные государственные социальные гарантии (понятие, показатели) как основа социальной защиты населения.

23. Льготы и выплаты в системе социальных гарантий: понятие, нормативная база.

24. Экономика семьи как часть экономического пространства социальной работы.

25. Экономическая функция семьи: понятие, значение, структура.

26. Семейный бюджет: понятие, значение, структура.

27. Социально-экономический потенциал семьи: понятие, структура, значение.

28. Экономические особенности социальной поддержки населения в период становления общества рыночных отношений.

39. Организационно-экономический механизм системы социального обеспечения.

30. Минимальные государственные социально-экономические гарантии различных слоев населения.

31. Экономические, правовые, организационные условия улучшения социально-экономического статуса малообеспеченных слоёв населения.

32. Бюджетная система и внебюджетные фонды.

33. Виды финансирования в сфере социальной работы.

34. Проблемы пенсионного обеспечения в России.

35. Особенности формирования негосударственных фондов пенсионного обеспечения.

36. Основные направления совершенствования системы пенсионного обеспечения.

37. Организационно-экономические основы социального и медицинского страхования.

38. Финансирование системы социальной защиты населения.

39. Негосударственные источники финансирования системы социальной защиты.

40. Программно-целевое финансирование социальной работы.

41. Социальное страхование как экономическая основа социального обеспечения.

42. Основные направления совершенствования экономики здравоохранения, образования, сферы труда и быта.

43. Основные функции, виды и формы экономической деятельности организаций, учреждений и предприятий сферы социальной защиты населения.

44. Экономика и организация деятельности предприятий и учреждений системы социальной поддержки населения.

45. Экономика деятельности управления социальной защиты населения на муниципальном уровне.

46. Экономика деятельности Центра социального обслуживания населения.

47. Экономика деятельности Центра помощи семье и детям.

48. Экономика деятельности стационарных учреждений социального обслуживания населения.

49. Предпринимательская деятельность в системе социального обслуживания населения.

50. Коммерческая деятельность в системе социального обслуживания населения.

51. Особенности экономической деятельности учреждений социального обслуживания различных форм собственности.

52. Планирование экономической деятельности социальных служб.

53. Особенности бухгалтерского учета в деятельности социальных служб.

54. Оплата труда работников социальных служб.

55. Организация и оплата труда специалистов по социальной работе.

56. Типовые нормы и специфика оплаты труда специалистов по социальной работе и социальных работников в соответствии с региональными особенностями и условиями труда.

57. Экономическая эффективность социальной работы: сущность, критерии, методы определения.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

5

108 / 3  

4  

6  

 

2  

0,5  

12,5  

91,75  

Зач.(3,75)  

Итого

108 / 3  

4  

6  

 

2  

0,5  

12,5  

91,75  

3,75  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

Всего за  семестр

98

+

91,75

2

0,5

Зач.(3,75)

Итого   

98

91,75

2

0,5

3,75

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Не планируется.

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

. .

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

Образовательные технологии

При проведении лекций и практических занятий используются активные образовательные технологии:

– дискуссия как способ закрепления теоретического материала и формирования четко осознаваемой собственной точки зрения;

– работа в малых группах при анализе студентами альтернативных оценок и точек зрения;

– метод кейсов предполагает описание и анализ реальных социальных ситуаций, предложение возможных решений и обоснованный выбор лучшего из них.

– проблемное обучение как способ развития самостоятельности в решении возникающих в процессе обучения и профессиональной деятельности задач;

– обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности студентов за счет ассоциации их собственного опыта с предметом изучения.

составление таблиц, представление собственных презентаций по результатам самостоятельной работы студентов.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Экономические основы социальной работы

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. 110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы : учебное пособие / В.И. Курбатов. — Москва : КноРус, 2012. — 191 с. — ISBN 978-5-406-02012-8 - https://www.book.ru/book/902273

2. Социальная работа с инвалидами : учебное пособие / Н.Ф. Басов под ред. и др. — Москва : КноРус, 2012. — 399 с. — Для бакалавров. — ISBN 978-5-406-00989-5. - https://www.book.ru/book/917859

3. Социальная работа с различными группами населения : учебное пособие / Н.Ф. Басов под ред. и др. — Москва : КноРус, 2016. — 528 с. — Для бакалавров. — ISBN 978-5-406-04564-0 - https://www.book.ru/book/917983

4. Технологии социальной работы с молодежью : учебное пособие / Н.Ф. Басов под ред. и др. — Москва : КноРус, 2016. — 391 с. — Для бакалавров. — ISBN 978-5-406-02748-6 - https://www.book.ru/book/908445

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях: пособие для педагогов : учебно-методическое пособие / А.В. Роготнева. — Москва : Владос, 2008. — 272 с. — ISBN 978-5-691-01613-4. - https://www.book.ru/book/900280?query=%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

2. Об опеке и попечительстве. О государственном банке данных детей, оставшихся без попечения родителей. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : официальное издание / . — Москва : КноРус, 2010. — 48 с. — ISBN 978-5-406-01139-3. - https://www.book.ru/book/908990?query=%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8-%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%BE%D1%82%D1%8B

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Консультант+

Гарант

www.pfr.ru – Сайт Пенсионного фонда РФ

www.fss.ru - Сайт Фонда социального страхования

www.foms.ru - Сайт Фонда обязательного медицинского страхования

http://dic.academic.ru – словари и энциклопедии

"Рубрикон"- крупнейший энциклопедический ресурс интернета, http://www.rubricon.com/;

Университетская информационная система РОССИЯ: Ресурсы и сервисы для экономических и социальных исследований, учебных программ и государственного управления, http://uisrussia.msu.ru/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

book.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Кабинет гуманитарных дисциплин

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется обсуждением задач по основным темам дисциплины. Практические занятия проводятся в форме семинаров, "круглых столов", деловых игр. В ходе занятия обучающие демонстрируют полученные знания преподавателю.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Экономические основы социальной работы»

по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа

 

Рабочая программа дисциплины «Экономические основы социальной работы» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: формирование у студентов экономической грамотности, получение знаний об экономической основе социальной работы и об экономических процессах, связанных со сферой социальной защиты населения; формирование представлений об управленческих и финансовых основах функционирования социальных учреждений, оказываемых услугах и принципах оценки эффективности организации и планирования их деятельности.

Задачи курса научить студентов понимать:

– взаимосвязь экономической и социальной сфер общества, сущность, значение и особенности сферы нематериальных услуг в области социальной работы; особенности современной рыночной экономики и ее влияние на социальную жизнь общества, его отдельных групп, семей, индивидов;

– объективную необходимость проведения государственными органами власти различных уровней продуманной и взвешенной социально-экономической политики и укрепления ресурсной базы системы социальной защиты населения в целях нейтрализации негативных последствий рыночных отношений;

– значение социально-экономических методов в организации помощи различным социально-уязвимым группам населения.

– возрастающую необходимостью определения экономической эффективности социальных проектов и программ, деятельности социальных служб различного профиля.

освоению навыков по решению практических задач:

– анализировать динамику и степень дифференциации благосостояния населения;

– быть готовым к профессиональной поддержке благополучия различных слоев населения - консультировать клиентов социальных служб по вопросам социального обслуживания, социальных гарантий, пособий, льгот, пенсий и др. выплат;

– составить бизнес-план и/или пилотный проект предпринимательской деятельности социальных служб различного профиля и различных форм собственности в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики, просчитать параметры и разработать программу адресной социальной помощи малообеспеченным группам населения в регионе;

– осуществлять оценку качества социальных услуг и эффективности социальной работы в целом, социальной защиты населения в частности, и поиск путей их повышения на региональном (местном) уровне.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Экономические основы социальной работы» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

 

24.02.2016 г.