Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ПМК 

 

 

 

«   06   »       09       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Социология массовых коммуникаций     

 




Направление подготовки

42.03.01 Реклама и связи с общественностью

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

Бакалавр








          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

5

108 / 3  

16  

32  

 

1,6  

0,25  

49,85  

58,15  

Зач.  

6

180 / 5  

32  

32  

 

3,2  

2,35  

69,55  

83,8  

Экз.(26,65)  

Итого

288 / 8  

48  

64  

 

4,8  

2,6  

119,4  

141,95  

26,65  

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Целями освоения дисциплины являются ознакомление студентов с социальными основами изучения массовых коммуникаций; выработка навыков теоретического и эмпирического анализа социальной реальности.

Задачи дисциплины:

- ознакомление с основными теоретическими моделями массовых коммуникаций;

- формирование представлений о системе массовых коммуникаций;

- закрепление навыков количественного и качественного анализа массовых процессов на муниципальном и региональном уровнях.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.10.02))

Базовые дисциплины: Философия, Социология, Риторика. Базирующиеся дисциплины: Маркетинговые исследования и ситуационный анализ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10 способность организовывать и проводить социологические исследования.

ПК-11 способность владеть навыками написания аналитических справок, обзоров и прогнозов.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основы проведения социологического исследования (ПК-10).

2) Уметь:

организовывать и проводить социологические исследования (ПК-10).

3) Владеть:

навыками написания аналитических справок, обзоров и прогнозов (ПК-11).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Предмет социологии массовых коммуникаций

5

6

6

0

тестирование

2

Теоретические предпосылки социологии массовых коммуникаций.

5

4

10

54

тестирование

3

Современные модели массовых коммуникаций

5

4

8

4,15

тестирование

4

Специальные теории

5

2

8

0

тестирование

Всего за  семестр

108

16

32

58,15

1,6

0,25

Зач.

5

Специальные теории

6

6

4

34,85

тестирование

6

Эмпирическое изучение массовых коммуникаций

6

26

28

48,95

тестирование

Всего за  семестр

180

32

32

83,8

+

3,2

2,35

Экз.(26,65)

Итого   

288

48

64

141,95

4,8

2,6

26,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 5

Раздел 1. Предмет социологии массовых коммуникаций

Лекция 1.

Предмет социологии массовых коммуникаций (2 часа).

Лекция 2.

История становления массовых коммуникаций (2 часа).

Лекция 3.

История становления массовых коммуникаций (2) (2 часа).

Раздел 2. Теоретические предпосылки социологии массовых коммуникаций.

Лекция 4.

Философские предпосылки изучения массовых коммуникаций (2 часа).

Лекция 5.

Модели массовых коммуникаций классического периода (2 часа).

Раздел 3. Современные модели массовых коммуникаций

Лекция 6.

Модели массовых коммуникаций ХХ в (2 часа).

Лекция 7.

Модели массовых коммуникаций ХХ в. (2) (2 часа).

Раздел 4. Специальные теории

Лекция 8.

Институты массовых коммуникаций (2 часа).

Семестр 6

Раздел 5. Специальные теории

Лекция 9.

Динамика массовых коммуникаций. Информационные барьеры (2 часа).

Лекция 10.

Социология рекламы (2 часа).

Лекция 11.

Социология журналистики (2 часа).

Раздел 6. Эмпирическое изучение массовых коммуникаций

Лекция 12.

Взаимосвязь социальных фактов и социальной теории (2 часа).

Лекция 13.

Процесс и основные категории эмпирического исследования (2 часа).

Лекция 14.

Теоретическая часть программы эмпирического исследования (2 часа).

Лекция 15.

Методическая и организационная части программы эмпирического исследования (2 часа).

Лекция 16.

Методы эмпирического исследования. Теория выборки (2 часа).

Лекция 17.

Опрос и его разновидности (2 часа).

Лекция 18.

Анкетирование (2 часа).

Лекция 19.

Интервьюирование (2 часа).

Лекция 20.

Экспертный опрос (2 часа).

Лекция 21.

Наблюдение и эксперимент (2 часа).

Лекция 22.

Анализ документов (2 часа).

Лекция 23.

Качественные методы изучения массовых коммуникаций (2 часа).

Лекция 24.

Анализ данных и практические рекомендации (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 5

Раздел 1. Предмет социологии массовых коммуникаций

Практическое занятие 1.

Предмет социологии массовых коммуникаций (2 часа).

Практическое занятие 2.

История становления массовых коммуникаций (1) (2 часа).

Практическое занятие 3.

История становления массовых коммуникаций (2) (2 часа).

Раздел 2. Теоретические предпосылки социологии массовых коммуникаций.

Практическое занятие 4.

Философские предпосылки изучения массовых коммуникаций (2 часа).

Практическое занятие 5.

Философские предпосылки изучения массовых коммуникаций (2) (2 часа).

Практическое занятие 6.

Модели массовых коммуникаций классического периода (2 часа).

Практическое занятие 7.

Модели массовых коммуникаций классического периода (2 часа).

Практическое занятие 8.

Модели массовых коммуникаций классического периода (2 часа).

Раздел 3. Современные модели массовых коммуникаций

Практическое занятие 9.

Медиацентрированные модели массовых коммуникаций (2 часа).

Практическое занятие 10.

Медиацентрированные модели массовых коммуникаций (2 часа).

Практическое занятие 11.

Балансовые модели массовых коммуникаций (2 часа).

Практическое занятие 12.

Балансовые модели массовых коммуникаций (2 часа).

Раздел 4. Специальные теории

Практическое занятие 13.

Институты массовых коммуникаций (2 часа).

Практическое занятие 14.

Личность в контексте массовых коммуникаций (2 часа).

Практическое занятие 15.

Информационные барьеры (2 часа).

Практическое занятие 16.

Социология рекламы (2 часа).

Семестр 6

Раздел 5. Специальные теории

Практическое занятие 17.

Социология рекламы (2 часа).

Практическое занятие 18.

Социология журналистики (2 часа).

Раздел 6. Эмпирическое изучение массовых коммуникаций

Практическое занятие 19.

Взаимосвязь социальных фактов и социальной теории (2 часа).

Практическое занятие 20.

Процесс и основные категории эмпирического исследования (2 часа).

Практическое занятие 21.

Разработка программы эмпирического исследования (1) (2 часа).

Практическое занятие 22.

Разработка программы эмпирического исследования (2) (2 часа).

Практическое занятие 23.

Разработка программы эмпирического исследования (3) (2 часа).

Практическое занятие 24.

Опрос: характеристики и сфера его использования (2 часа).

Практическое занятие 25.

Анкетирование (1) (2 часа).

Практическое занятие 26.

Анкетирование (2) (2 часа).

Практическое занятие 27.

Интервьюирование (2 часа).

Практическое занятие 28.

Наблюдение (2 часа).

Практическое занятие 29.

Анализ документов. Контент-анализ (2 часа).

Практическое занятие 30.

Теория выборки (2 часа).

Практическое занятие 31.

Методы фокус-групп и семантического дифференциала (2 часа).

Практическое занятие 32.

Анализ данных и практические рекомендации (2 часа).

 

Методические указания для практических заданий приведены в: https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=2778

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Диалектика и софистика как технологии коммуникации.

2. Риторика элоквентная и агональная.

3. Авторитарная коммуникация Средневековья.

4. Коммуникация в контексте рационализма и эмпиризма.

5. Качество коммуникации в эпоху Нового времени.

6. Качество коммуникации в индустриальном обществе.

7. Позитивистские теории коммуникации.

8. Психологические теории коммуникации.

9. Социологические теории коммуникации.

10. Качество коммуникации в информационном обществе.

11. Эмпирическое изучение коммуникаций в социальных институтах и группах.

12. Эмпирическое изучение аудитории: теле- и радиоповедение.

13. Оценка средств массовой информации и типов воздействия на аудиторию.

14. Разработка социальных коммуникационных проектов.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

1. 1.Античные предпосылки изучения коммуникационных процессов.

2. 2.Коммуникация Средневековья и Нового времени.

3. 3.Коммуникация в контексте рационализма.

4. 4.Коммуникация в контексте эмпиризма.

5. 5.Медиацентрированная парадигма массовых коммуникаций.

6. 6.Медиацентрированная парадигма массовых коммуникаций.

7. 7.Человекоцентрированная парадигма массовых коммуникаций.

8. 8.Когнитивная парадигма массовых коммуникаций.

9. 9.Потребностная парадигма массовых коммуникаций.

10. 10.Коммуникационная теория Г.Тарда.

11. 11.Коммуникационная теория М.Вебера.

12. 12.Коммуникационная теория Г.Ласуэлла.

13. 13.Массы в теории К. Маркса.

14. 14.Массы в психологических теориях.

15. 15.Коммуникационная модель Т Веблена.

16. 16.Теория информационного возаимодействия П.Лазерсфельда.

17. 17.Коммуникационная модель Ю.Хабермаса.

18. 18.Коммуникация в структурном функционализме.

19. 19.Конфликтологическая модель коммуникации.

20. 20.Массовая коммуникация в контексте политики.

21. 21.Массовая коммуникация в контексте экономики.

22. 22.Социальное взаимодействие в теории Н.Федорова.

23. 23.Социальное взаимодействие в теории В.Вернадского.

24. 24.Семиотическая модель коммуникации Ю.Лотмана.

25. 25.Диалоговая модель коммуникации М.Бахтина.

26. 26.Эмпирическое изучение печатных СМИ.

27. 27.Эмпирическое изучение электронных СМИ.

28. 28.Качественные исследования в социологии массовых коммуникаций.

29. 29.Эмпирическое изучение теле- и радиоповедения.

30. 30.Эмпирическая оценка рекламных и PR-продуктов.

 

Методические указания к курсовой работе приведены в https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=2778#section-3

 

 

5. Образовательные технологии

В процессе преподавания выполняются творческие работы, применяются имитационные игры

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Социология массовых коммуникаций

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Зосименко И.А. Социология массовых коммуникаций. – Ульяновск 2013 - http://venec.ulstu.ru/lib/disk/2015/67.pdf

2. Шарков Ф.И. Коммуникология. Социология массовой коммуникации [Электронный ресурс]: Учебное пособие/ Шарков Ф.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2013.— 319 c. - http://www.iprbookshop.ru/10932.html

3. Шарков Ф., Бурин В. Массовые коммуникации и медиапланирование. - М.: Дашков и К, 2012. - http://www.iprbookshop.ru/14342.

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Романов А.А. Реклама и PR [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Романов А.А., Басенко В.П., Дианова В.А.— Электрон. текстовые данные.— Краснодар: Южный институт менеджмента, 2008.— 212 c. - http://www.iprbookshop.ru/9598.

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Поисковая система нормативных правовых актов "Консультант-Плюс" www.consultant.ru.

Поисковая система нормативных правовых актов Гарант – www.garant.ru

большой юридический словарь онлайн www.law-enc.net

юридический словарь www.legaltterm.info

http://www.mavriz.ru/

http://www.createbrand.ru/mags/markisled/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

venec.ulstu.ru

iprbookshop.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лекционная аудитория

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения материала обучающийся знакомится со списком рекомендованной основной и дополнительной литературы, ведет конспект лекций, прорабатывает материалы лекций и учебников.

На практических занятиях пройденный материал закрепляется анализом понятийного аппарата, выполнением устных и письменных заданий по основным темам. Преподаватель оценивает качество выполнения заданий, после чего следует коллективное обсуждение результатов и работа над ошибками.

Самостоятельная работа оказывает существенное влияние на формирование личности будущего специалиста. Обучающийся осваивает разделы курса, выносимые на самостоятельное изучение, работая по индивидуальному плану.

Курсовая работа выполняется в соответствии с методическими указаниями. Обучающийся выбирает тему, логически связанную с будущей ВКР. Содержание курсовой работы - исследовательская программа, которая будет реализована в процессе преддипломной практики. В процессе написания курсовой работы обучающийся консультируется с руководителем. Курсовая работа защищается в комиссии из преподавателей кафедры.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Социология массовых коммуникаций»

по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью

 

Рабочая программа дисциплины «Социология массовых коммуникаций» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 288 час. (8 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет / экзамен .

Цель дисциплины: Целями освоения дисциплины являются ознакомление студентов с социальными основами изучения массовых коммуникаций; выработка навыков теоретического и эмпирического анализа социальной реальности.

Задачи дисциплины:

- ознакомление с основными теоретическими моделями массовых коммуникаций;

- формирование представлений о системе массовых коммуникаций;

- закрепление навыков количественного и качественного анализа массовых процессов на муниципальном и региональном уровнях.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Социология массовых коммуникаций» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью.

 

06.09.2016 г.