Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ПМК 

 

 

 

«   06   »       09       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Теория текста     

 




Направление подготовки

42.03.01 Реклама и связи с общественностью

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

Бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

4

108 / 3  

32  

32  

 

3,2  

0,25  

67,45  

40,55  

Зач. с оц.  

Итого

108 / 3  

32  

32  

 

3,2  

0,25  

67,45  

40,55  

 

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Цель:

-повышение уровня владения устной и письменной речью.

Задачи:

- ознакомить студентов с общетеоретически­ми вопросами теории текста и основами редактирования;

- выработка практических навыков работы с текстами разных функциональных стилей, функционально-смысловых типов речи;

- формирование коммуникативной компетенции студентов.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.03))

Дисциплина базируется на знаниях дисциплин "Русский язык и культуры речи" и "Риторика". На знании этой дисциплины базируется такие дисциплины как "Основы PR", "Технология производства рекламного продукта".

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.

ОПК-3 обладание базовыми навыками создания текстов рекламы и связей с общественностью, владением навыками литературного редактирования, копирайтинга.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

теоретические основы текста (ОК-5, ОПК-3).

лексические, грамматические и стилистические нормы современного русского литературного языка (ОК-5, ОПК-3).

специфику использования языковых средств в устной и письменной формах различных функциональных стилей литературного языка (ОК-5, ОПК-3).

специфику текста как языковой единицы ( ОК-5, ОПК-3).

2) Уметь:

строить и редактировать тексты разных функциональных стилей (ОК-5, ОПК-3).

3) Владеть:

навыками создания текстов рекламы и связей с общественностью, владением навыками литературного редактирования, копирайтинга (ОПК-3).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Текст как объект и предмет лингвистики

4

6

6

12

Устный опрос

2

Текст как коммуникация

4

4

4

4

Устный опрос

3

Знаковый характер текста

4

8

8

8

Устный опрос

4

Текст в его отношении к действительности и к текстам

4

14

14

16,55

Устный опрос

Всего за  семестр

108

32

32

40,55

3,2

0,25

Зач. с оц.

Итого   

108

32

32

40,55

3,2

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 4

Раздел 1. Текст как объект и предмет лингвистики

Лекция 1.

Предмет и задачи лингвистики (2 часа).

Лекция 2.

Становление и развитие теории текста в лингвистике (2 часа).

Лекция 3.

Теория текста как наука (2 часа).

Раздел 2. Текст как коммуникация

Лекция 4.

История изучения текста как коммуникации (2 часа).

Лекция 5.

Коммуникативное направление в изучении текста (2 часа).

Раздел 3. Знаковый характер текста

Лекция 6.

Из истории изучения знакового характера текста (2 часа).

Лекция 7.

Конструктивная организация текста (2 часа).

Лекция 8.

Семантическая организация текста (2 часа).

Лекция 9.

Коммуникативно-прагматическая организация текста (2 часа).

Раздел 4. Текст в его отношении к действительности и к текстам

Лекция 10.

Понятийно-категориальный аппарат (2 часа).

Лекция 11.

Текст и внетекстовая действительность (2 часа).

Лекция 12.

Межтекст и его характеристики (2 часа).

Лекция 13.

Когнитивная модель аргументированной деятельности (2 часа).

Лекция 14.

Текст и другие тексты (2 часа).

Лекция 15.

Понимание и интерпретация текста (2 часа).

Лекция 16.

Составление рекламных и PR текстов (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 4

Раздел 1. Текст как объект и предмет лингвистики

Практическое занятие 1.

Методологические основы лингвистики (2 часа).

Практическое занятие 2.

Историография теории текста (2 часа).

Практическое занятие 3.

Теория текста как научная дисциплина (2 часа).

Раздел 2. Текст как коммуникация

Практическое занятие 4.

Текст как коммуникация: история развития (2 часа).

Практическое занятие 5.

Коммуникативные аспекты в изучении текста (2 часа).

Раздел 3. Знаковый характер текста

Практическое занятие 6.

Из истории изучения знакового характера текста (2 часа).

Практическое занятие 7.

Конструктивная организация текста (2 часа).

Практическое занятие 8.

Семантическая организация текста (2 часа).

Практическое занятие 9.

Коммуникативно-прагматическая организация текста (2 часа).

Раздел 4. Текст в его отношении к действительности и к текстам

Практическое занятие 10.

Основные понятия (2 часа).

Практическое занятие 11.

Внетекстовая действительность (2 часа).

Практическое занятие 12.

Межтекст (2 часа).

Практическое занятие 13.

Когнитивная модель аргументации (2 часа).

Практическое занятие 14.

Текст и другие тексты (2 часа).

Практическое занятие 15.

Понимание и интерпретация текста (2 часа).

Практическое занятие 16.

Составление рекламных и PR текстов (2 часа).

 

Методические указания для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине "Теория текста" Режим доступа: https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5604

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Функциональный аспект изучения текста.

2. Единицы текста.

3. Типы текстов.

4. Коммуникативные способы компрессии информации в тексте.

5. Целостность и связанность как конструктивные признаки текста.

6. Информативность текста.

7. Анализ структуры текста.

8. Глубина прочтения текста.

9. Основные характеристики текста.

10. Особенности устной и публичной речи.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

Редактирование и составление текстов

Мастер-классы

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Теория текста

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Теория текста: Учебное пособие. - Москва: Изд-во МГУП «Мир книги», 1998. - 210 с. - http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook029/01/

2. Когнитивная стилистика: обработка и декодирование художественного текста : монография / Л.Н. Лунькова. — Москва : Русайнс, 2016. — 90 с. - https://www.book.ru/book/920789

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Русский язык и культура речи : учебное пособие / В.Н. Руднев. — Москва : КноРус, 2017. — 292 с. - https://www.book.ru/book/919853

2. Секреты русского языка. О сложном увлекательно и просто : учебное пособие / И.Б. Голуб. — Москва : КноРус, 2017. — 274 с. - https://www.book.ru/book/920223

3. Орлова Н.В. Анализ и интерпретация текста [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Филология» / Н.В. Орлова. — Электрон. текстовые данные. — Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2015. — 188 c. - http://www.iprbookshop.ru/59583.html

4. Рубина Н.С. Интерпретация художественного текста. Иноязычные коммуникативные и лингводидактические компетенции и оценка [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Н.С. Рубина. — Электрон. текстовые данные. — Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2012. — 162 c. - http://www.iprbookshop.ru/32041.html

5. Брандес М.П. Стилистика текста. Теоретический курс [Электронный ресурс] : учебник / М.П. Брандес. — Электрон. текстовые данные. — М. : Прогресс-Традиция, 2004. — 416 c. - http://www.iprbookshop.ru/7158.html

6. Структура текста и семантика языковых единиц [Электронный ресурс] : сборник научных трудов / Г.И. Берестнев [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Калининград: Калининградский государственный университет, 2003. — 151 c. - http://www.iprbookshop.ru/23887.html

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/collection/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

hi-edu.ru

book.ru

iprbookshop.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лекционная аудитория

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала студент знакомится со списком основной и дополнительной учебной литературы из рабочей программы, к которой имеет доступ на информационно-образовательном портале. Конспектирование лекций предполагает и одновременно проработку наиболее трудных вопросов в обсуждении с преподавателем и студентами. Работа с лекционным материалом осуществляется и при подготовке к устному опросу и зачету.

На практических занятиях обсуждаются вопросы, размещенные в методических указаниях. Для их подготовки используется материал учебной и научной литературы при опоре на конспекты лекций. Работа над тестовыми заданиями ведется в индивидуальном порядке.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет с оценкой. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Теория текста»

по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью

 

Рабочая программа дисциплины «Теория текста» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет с оценкой .

Цель дисциплины: Цель:

-повышение уровня владения устной и письменной речью.

Задачи:

- ознакомить студентов с общетеоретически­ми вопросами теории текста и основами редактирования;

- выработка практических навыков работы с текстами разных функциональных стилей, функционально-смысловых типов речи;

- формирование коммуникативной компетенции студентов.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Теория текста» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью.

 

06.09.2016 г.