Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ЭТиМК 

 

 

 

«   14   »       12       2015 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Информационные системы в экономике     

 




Направление подготовки

38.03.01 Экономика

Профиль подготовки

"Финансы и кредит"

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

4

108 / 3  

16  

 

32  

1,6  

0,25  

49,85  

58,15  

Зач.  

Итого

108 / 3  

16  

 

32  

1,6  

0,25  

49,85  

58,15  

 

 

Муром, 2015 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Цель дисциплины – подготовка студентов к использованию средств современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе решения задач управления финансовыми потоками.

Основными задачами дисциплины являются:

-знакомство с современным состоянием и тенденциями развития экономического информационного ресурса общества;

- изучение теоретических основ создания и использования современных информационных и телекоммуникационных систем и технологий в организационно-экономической сфере;

- получение знаний и навыков в области решения задач автоматизации управления предприятием с использованием специализированных программных продуктов и пакетов прикладных программ общего назначения.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.06))

Дисциплина базируется на знаниях и умениях студентов, полученных в процессе изучения дисциплин учебного плана «Экономическая информатика». Углубление и расширение вопросов, изложенных в данном курсе, будет осуществляться во время изучения дисциплины "Профессиональные компьютерные программы"

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.

ПК-8 способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии.

ПК-10 способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

современное состояние и тенденции развития экономического информационного ресурса общества (ОПК-1).

основы создания и ведения автоматизированных систем предприятия (ПК-8).

принципы работы современных локальных и глобальных сетей (ПК-10).

2) Уметь:

решать стандартные задачи профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1).

создавать автоматизированных систем предприятия (ПК-8).

использовать информационные технологии для решения коммуникативных задач (ПК-10).

3) Владеть:

навыками решения задач автоматизации предприятия с использованием пакетов прикладных программ общего назначения (ОПК-1).

навыками обработки информации средствами системы управления базами данных (ПК-8).

работы с использованием специализированных программных продуктов (ПК-10).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Технология и методы обработки экономической информации.

4

8

24

36

устный опрос

2

Автоматизированные информационные технологии обработки данных.

4

8

8

22,15

устный опрос

Всего за  семестр

108

16

32

58,15

1,6

0,25

Зач.

Итого   

108

16

32

58,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 4

Раздел 1. Технология и методы обработки экономической информации.

Лекция 1.

Технология и методы обработки экономической информации (2 часа).

Лекция 2.

Системы автоматизации делопроизводства (2 часа).

Лекция 3.

Проектирование автоматизированных информационных систем (2 часа).

Лекция 4.

Локальные и глобальные вычислительные системы. Телекоммуникационные технологии в экономических информационных системах (2 часа).

Раздел 2. Автоматизированные информационные технологии обработки данных.

Лекция 5.

Автоматизированные информационные системы бухгалтерского учета (2 часа).

Лекция 6.

Автоматизированные информационные технологии обработки данных в налоговой службе (2 часа).

Лекция 7.

Информатизация бюджетного процесса. Информационные системы казначейства (2 часа).

Лекция 8.

Информационная безопасность экономических информационных систем (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 4

Раздел 1. Технология и методы обработки экономической информации.

Лабораторная 1.

Технология создания серийных писем (4 часа).

Лабораторная 2.

Система обмена информацией между приложениями Windows (4 часа).

Лабораторная 3.

Автоматизация обработки текстовой и графической информации (4 часа).

Лабораторная 4.

СУБД Access. Создание базы данных предприятия (4 часа).

Лабораторная 5.

СУБД Access. Создание базы данных предприятия (4 часа).

Лабораторная 6.

СУБД Access. Создание базы данных предприятия (4 часа).

Раздел 2. Автоматизированные информационные технологии обработки данных.

Лабораторная 7.

Расчет заработной платы (4 часа).

Лабораторная 8.

Формирование бухгалтерской и налоговой отчетности (4 часа).

 

Методические указания размещены в информационно-образовательном портале по адресу: https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=1828

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Банк данных, его состав и особенности.

2. Способы и средства защиты информации. Шифрование.

3. Сравнительный анализ стандартов информационной безопасности.

4. Защита информации от компьютерных вирусов.

5. Технологическое обеспечение ИС в экономической деятельности.

6. АИТ в финансовом менеджменте.

7. Информационные технологии аудиторской деятельности.

8. Особенности развития банковских информационных систем.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

5

108 / 3  

2  

 

12  

1  

0,5  

15,5  

88,75  

Зач.(3,75)  

Итого

108 / 3  

2  

 

12  

1  

0,5  

15,5  

88,75  

3,75  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

Всего за  семестр

94

+

88,75

1

0,5

Зач.(3,75)

Итого   

94

88,75

1

0,5

3,75

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Не планируется.

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

. .

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

На лекционных и лабораторных занятиях используются традиционные формы их проведения с элементами интерактивных форм обучения, таких как:

- дискуссия - форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем;

- доклад (презентация) - публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы. Доклад может быть представлен различными участниками процесса обучения: преподавателем, приглашенным экспертом, студентом, группой студентов. Докладчик готовит все необходимые материалы (текст доклада, слайды PowerPoint, иллюстрации и т.д.).

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Информационные системы в экономике

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Информационные системы в экономике: учебник/ Под ред. Г.А.Титоренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАТА, - 463с. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=24705

2. Олейник П. П. Корпоративные информационные системы: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2012. — 176 с.: ил. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=26272

3. Олифер В. Г., Олифер Н. А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы: Учебник для вузов. 4-е изд. — СПб.: Питер, 2012. — 944 с.: ил. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=334231

4. Борзунова Т.Л. Базы данных освоение работы в MS Access 2007 [Электронный ресурс]: электронное пособие/ Борзунова Т.Л., Горбунова Т.Н., Дементьева Н.Г.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 148 c. - http://www.iprbookshop.ru/20700.

5. Карпова И. П. Базы данных: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2013. — 240 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»). - http://ibooks.ru/reading.php?productid=334057

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Абросимова М.А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: учебное пособие / М.А.. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2013. - 248с. - http://www.book.ru/book/918810

2. Баранова Е.К. Информационная безопасность и защита информации: учебное пособие / Е.К. Баранова, А.В. Бабаш. – М.: ЕАОИ, 2012. – 311 с. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=334454

3. Сычев Ю.Н. Основы информационной безопасности: учебно-методический комплекс / Ю.Н. Сычев. – М.: ЕАОИ, 2012. – 342 с. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=334542

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

1. СПС «Консультант Плюс», URL: http://www.consultant.ru/

2. Электронная библиотечная система ibooks.ru, URL: http://www.ibooks.ru

3. Электронная библиотечная система BOOK.ru, URL: http://www.book.ru

4. Научная электронная библиотека eLibrary.ru, URL: http://www. eLibrary.ru)

5. Электронная библиотека «ЭВРИКА», URL: http://www.mivlgu.ru/content/elektronnaya-biblioteka-evrika

6. Электронная библиотека ВлГУ, URL: e.lib.vlsu.ru

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

ibooks.ru

iprbookshop.ru

book.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лекционная аудитория,

Ноутбук, проектор, проекционный экран;

Лаборатория информационных технологий в профессиональной деятельности,

комплект учебно-методических пособий, 12 компьютеров: Intel Core i-5 3.5 Ghz/4.0 Gb/500 Gb/LG 2232, сканер, проектор NEC Projector V302X.

Microsoft Office, 1С:Предприятие.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал. Проработку лекционного материала рекомендуется проводить по окончании каждого занятия. Не следует стремиться к механическому запоминанию текста. Во время самостоятельной проработки лекционного материала особое внимание следует уделять возникшим вопросам, непонятным терминам, спорным точкам зрения. Все такие моменты следует выделить или выписать отдельно для дальнейшего обсуждения. В случае необходимости обращаться к преподавателю за консультацией.

Лабораторные работы – это одна из разновидностей практического занятия, являющаяся эффективной формой учебных занятий. Они углубляют и закрепляют теоретические знания. В процессе выполнения лабораторных работ студент приобретает навыки анализа полученных результатов, формируются первичные навыки организации, планирования и проведения научных исследований. До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Лабораторная работа проводятся в компьютерном классе. Необходимый теоретический материал, индивидуальное задание, шаги выполнения лабораторной работы приведены в методических указаниях, размещенных на информационно-образовательном портале института.

Самостоятельная работа предполагает закрепление знаний и навыков, полученных на всех видах учебных занятий; подготовку к предстоящим занятиям, зачетам, экзаменам. Самостоятельный труд вырабатывает умение анализировать факты и явления, учит самостоятельному мышлению, что ведет к развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов. Умение работать самостоятельно необходимо не только для успешного усвоения содержания учебной программы, но и для дальнейшей профессиональной деятельности. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, индивидуально, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Информационные системы в экономике»

по направлению подготовки 38.03.01 Экономика

 

Рабочая программа дисциплины «Информационные системы в экономике» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 38.03.01 Экономика.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: Цель дисциплины – подготовка студентов к использованию средств современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе решения задач управления финансовыми потоками.

Основными задачами дисциплины являются:

-знакомство с современным состоянием и тенденциями развития экономического информационного ресурса общества;

- изучение теоретических основ создания и использования современных информационных и телекоммуникационных систем и технологий в организационно-экономической сфере;

- получение знаний и навыков в области решения задач автоматизации управления предприятием с использованием специализированных программных продуктов и пакетов прикладных программ общего назначения.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Информационные системы в экономике» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 38.03.01 Экономика.

 

14.12.2015 г.