Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ЭТиМК 

 

 

 

«   14   »       12       2015 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Статистика     

 




Направление подготовки

38.03.01 Экономика

Профиль подготовки

"Финансы и кредит"

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

3

144 / 4  

32  

16  

16  

5,2  

0,35  

69,55  

47,8  

Экз.(26,65)  

Итого

144 / 4  

32  

16  

16  

5,2  

0,35  

69,55  

47,8  

26,65  

 

Муром, 2015 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Цель дисциплины - обучение студентов теории и практике расчета и анализа обобщающих статистических показателей социально-экономических массовых явлений и процессов.

Задачи изучения статистики:

- дать студентам необходимые знания области общей теории статистики, основ экономической статистики предприятия;

- развить умения и навыки в области применения методов массового наблюдения, сбора и обработки первичной статистической информации, выполнения статистических расчетов и использования методов статистического анализа;

- овладеть методами анализа данных с использованием современных компьютерных технологий;

- научится выбирать методы анализа данных, адекватные виду решаемой задачи.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.13))

Дисциплина базируется на знаниях и умениях студентов, полученных в процессе изучения дисциплин учебного плана «Экономическая информатика». Углубление и расширение вопросов, изложенных в данном курсе, будет осуществляться во время изучения дисциплины "Эконометрика", "Методы оптимальных решений", "Основы финансовых вычислений".

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач.

ПК-2 способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов.

ПК-6 способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей.

ПК-7 способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные, анализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

методы статистического наблюдения, сбора и обработки первичной статистической информации (ОПК-2).

основные социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2).

способы анализа данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях (ПК-6).

методы собора необходимых данных и их анализа (ПК-7).

2) Уметь:

анализировать и обрабатывать данные, необходимые для решения профессиональных задач (ОПК-2).

рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2).

анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях (ПК-6).

собирать необходимые данные и анализировать их (ПК-7).

3) Владеть:

методикой обработки первичной статистической информации (ОПК-2).

способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2).

способностью анализировать и интерпретировать данные о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6).

способностью собирать необходимые данные, анализировать их и подготовить информационный обзор (ПК-7).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Общая теория статистики.

3

14

8

4

25

устный опрос, тестирование

2

Социально-экономическая статистика.

3

18

8

12

22,8

устный опрос, тестирование

Всего за  семестр

144

32

16

16

47,8

5,2

0,35

Экз.(26,65)

Итого   

144

32

16

16

47,8

5,2

0,35

26,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 3

Раздел 1. Общая теория статистики.

Лекция 1.

Предмет, метод и задачи статистики (2 часа).

Лекция 2.

Статистическое наблюдение. Методы сплошного и выборочного наблюдения социально-экономических явлений и процессов (2 часа).

Лекция 3.

Статистические группировки (2 часа).

Лекция 4.

Представление статистических данных: таблицы и графики (2 часа).

Лекция 5.

Ряды распределения (2 часа).

Лекция 6.

Статистические показатели. Абсолютные и относительные показатели (2 часа).

Лекция 7.

Средние величины (2 часа).

Раздел 2. Социально-экономическая статистика.

Лекция 8.

Статистические методы анализа взаимосвязей в массовых социально-экономических явления и процессах (2 часа).

Лекция 9.

Индексный анализ. Анализ рядов динамики (2 часа).

Лекция 10.

Методы моделирования и прогнозирования социально-экономических явлений и процессов (2 часа).

Лекция 11.

Статистика населения. Статистика рынка труда. Статистика уровня жизни населения (2 часа).

Лекция 12.

Статистика национального богатства. Показатели результатов экономической деятельности на микро- и макроуровне (2 часа).

Лекция 13.

Анализ эффективности функционирования предприятий и организаций, экономической конъюнктуры (2 часа).

Лекция 14.

Понятие о системе национальных счетов. Статистическая методология построения национальных счетов. Методы исчисления валового внутреннего продукта (2 часа).

Лекция 15.

Статистика государственных финансов, налогов и налогообложения (2 часа).

Лекция 16.

Статистические показатели денежного обращения, инфляции и цен, банковской и биржевой деятельности, страхования (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 3

Раздел 1. Общая теория статистики.

Практическое занятие 1.

Графическое изображение статистических данных (2 часа).

Практическое занятие 2.

Построение дискретных рядов распределения (2 часа).

Практическое занятие 3.

Построение интервальных рядов распределения (2 часа).

Практическое занятие 4.

Средние величины (2 часа).

Раздел 2. Социально-экономическая статистика.

Практическое занятие 5.

Статистика населения. Статистика рынка труда. Статистика уровня жизни населения (2 часа).

Практическое занятие 6.

Статистика национального богатства (2 часа).

Практическое занятие 7.

Система национальных счетов (2 часа).

Практическое занятие 8.

Статистические показатели денежного обращения, инфляции и цен (2 часа).

 

Методические указания размещены в информационно-образовательном портале по адресу: https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=1186

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 3

Раздел 1. Общая теория статистики.

Лабораторная 1.

Расчет показателей дискретного и интервального рядов (4 часа).

Раздел 2. Социально-экономическая статистика.

Лабораторная 2.

Однофакторный корреляционно-регрессионный анализ (4 часа).

Лабораторная 3.

Многофакторный корреляционно-регрессионный анализ (4 часа).

Лабораторная 4.

Анализ рядов динамики (4 часа).

 

Методические указания размещены в информационно-образовательном портале по адресу: https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=1186

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Органы государственной статистики Российской Федерации.

2. Унифицированная статистическая отчетность.

3. Подготовка статистического наблюдения.

4. Точность наблюдения.

5. Таблицы сопряженности.

6. Статистические карты.

7. Основные задачи и предпосылки применения корреляционно-регрессионного анализа.

8. Система индексов производителей.

9. Статистика основных фондов.

10. Амортизация основных фондов.

11. Статистика трудовых конфликтов.

12. Статистика сберегательного дела.

13. Статистика страхования.

14. Банковская статистика.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

4

144 / 4  

8  

8  

 

4  

0,6  

20,6  

114,75  

Экз.(8,65)  

Итого

144 / 4  

8  

8  

 

4  

0,6  

20,6  

114,75  

8,65  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

Всего за  семестр

128

+

114,75

4

0,6

Экз.(8,65)

Итого   

128

114,75

4

0,6

8,65

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Не планируется.

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

. .

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

На лекционных и лабораторных занятиях используются традиционные формы их проведения с элементами интерактивных форм обучения, таких как:

- дискуссия - форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем;

- доклад (презентация) - публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы. Доклад может быть представлен различными участниками процесса обучения: преподавателем, приглашенным экспертом, студентом, группой студентов.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Статистика

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Статистика: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. В.Н.Салина, Е.П.Шпаковской. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2014. - 504с. - http://www.book.ru/book/914460

2. Общая теория статистики : учебное пособие / А.М. Илышев, О.М. Шубат. — Москва : КноРус, 2013. — 425 с. — Для бакалавров. - https://www.book.ru/book/917619

3. Практикум по теории статистики : учебное пособие / Т.Ю. Ковалева. — Москва : КноРус, 2012. — 372 с. - https://www.book.ru/book/902532

4. Годин А. М. Статистика: Учебник / А. М. Годин. — 9-е изд., перераб. и испр. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 460 с. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=23425

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Колесникова И.И.Статистика. Практикум. Минск: Вышэйшая школа, 2012 г. , 285 с. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=27633

2. Салин, В.Н. Статистика [Электронный ресурс]: электронный учебник / В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова, Е.П. Шпаковская. – Электрон. дан. и прог. – М.: КНОРУС, 2011., [Гриф МО] - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв. экз.

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

1. СПС «Консультант Плюс», URL: http://www.consultant.ru/

2. База данных Федеральной службы статистики, URL: http://www.gks.ru/

3. База данных Единой межведомственной информационно-статистической системы, URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/databases/emiss/

4. Центральная база статистических данных, URL: http://cbsd.gks.ru/

5. Электронная библиотечная система ibooks.ru, URL: http://www.ibooks.ru

6. Электронная библиотечная система BOOK.ru, URL: http://www.book.ru

7. Научная электронная библиотека eLibrary.ru, URL: http://www. eLibrary.ru)

8. Электронная библиотека «ЭВРИКА», URL: http://www.mivlgu.ru/content/elektronnaya-biblioteka-evrika

9. Электронная библиотека ВлГУ, URL: e.lib.vlsu.ru

Программное обеспечение:

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

book.ru

ibooks.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лекционная аудитория,

Ноутбук, проектор, проекционный экран;

Лаборатория информационных технологий в профессиональной деятельности,

комплект учебно-методических пособий, 12 компьютеров: Intel Core i-5 3.5 Ghz/4.0 Gb/500 Gb/LG 2232, сканер, проектор NEC Projector V302X.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал. Проработку лекционного материала рекомендуется проводить по окончании каждого занятия. Не следует стремиться к механическому запоминанию текста. Во время самостоятельной проработки лекционного материала особое внимание следует уделять возникшим вопросам, непонятным терминам, спорным точкам зрения. Все такие моменты следует выделить или выписать отдельно для дальнейшего обсуждения. В случае необходимости обращаться к преподавателю за консультацией.

Целью практических занятий является развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления и творческой активности студентов; углубление, расширение, детализирование знаний, полученных на лекции, содействие выработке навыков профессиональной деятельности. Выполнение студентами практических работ позволяет им понять, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности. Занятия проводятся в компьютерном классе. Работы выполняются по индивидуальным заданиям. В конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости выполняют работу над ошибками.

Лабораторные работы – это одна из разновидностей практического занятия, являющаяся эффективной формой учебных занятий. Они углубляют и закрепляют теоретические знания. В процессе выполнения лабораторных работ студент приобретает навыки анализа полученных результатов, формируются первичные навыки организации, планирования и проведения научных исследований. До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Лабораторная работа проводятся в компьютерном классе. Необходимый теоретический материал, индивидуальное задание, шаги выполнения лабораторной работы приведены в методических указаниях, размещенных на информационно-образовательном портале института.

Самостоятельная работа предполагает закрепление знаний и навыков, полученных на всех видах учебных занятий; подготовку к предстоящим занятиям, зачетам, экзаменам. Самостоятельный труд вырабатывает умение анализировать факты и явления, учит самостоятельному мышлению, что ведет к развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов. Умение работать самостоятельно необходимо не только для успешного усвоения содержания учебной программы, но и для дальнейшей профессиональной деятельности. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, индивидуально, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Статистика»

по направлению подготовки 38.03.01 Экономика

 

Рабочая программа дисциплины «Статистика» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 38.03.01 Экономика.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 144 час. (4 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: Цель дисциплины - обучение студентов теории и практике расчета и анализа обобщающих статистических показателей социально-экономических массовых явлений и процессов.

Задачи изучения статистики:

- дать студентам необходимые знания области общей теории статистики, основ экономической статистики предприятия;

- развить умения и навыки в области применения методов массового наблюдения, сбора и обработки первичной статистической информации, выполнения статистических расчетов и использования методов статистического анализа;

- овладеть методами анализа данных с использованием современных компьютерных технологий;

- научится выбирать методы анализа данных, адекватные виду решаемой задачи.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Статистика» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 38.03.01 Экономика.

 

14.12.2015 г.