Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ТМС 

 

 

 

«   06   »       09       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Режущий инструмент     

 




Направление подготовки

15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

Бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

6

180 / 5  

24  

16  

16  

4,4  

2,35  

62,75  

90,6  

Экз.(26,65)  

Итого

180 / 5  

24  

16  

16  

4,4  

2,35  

62,75  

90,6  

26,65  

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: сформировать у студентов знания о современных конструкциях режущих инструментов, научиться грамотно выбирать тип режущего инструмента для заданного технологического процесса, проектировать инструмент и правильно его эксплуатировать.

Задача дисциплины: научить студентов обоснованно выбирать из набора стандартных необходимый режущие инструменты, исходя из заданных требований к качеству деталей и условий их обработки; основам проектирования режущих инструментов для универсального и автоматизированного оборудования; решать задачи, связанные с рациональной эксплуатацией режущих инструментов в различных производственных условиях.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.09))

Изучение курса «Режущий инструмент» базируется на знаниях, полученных студентами при изучении дисциплин: «Технологические процессы в машиностроении», «Материаловедение», «Резание материалов» и др. На базе дисциплины «Режущий инструмент» создается основа для формирования знаний, умений и навыков, необходимых для освоения таких дисциплин как «Основы технологии машиностроения», «Оборудование машиностроительных производств», «Технология машиностроения» и др.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-16 способность осваивать на практике и совершенствовать технологии, системы и средства машиностроительных производств, участвовать в разработке и внедрении оптимальных технологий изготовления машиностроительных изделий, выполнять мероприятия по выбору и эффективному использованию материалов, оборудования, инструментов, технологической оснастки, средств диагностики, автоматизации, алгоритмов и программ выбора и расчетов параметров технологических процессов для их реализации.

ПК-18 способность участвовать в разработке программ и методик контроля и испытания машиностроительных изделий, средств технологического оснащения, диагностики, автоматизации и управления, осуществлять метрологическую поверку средств измерения основных показателей качества выпускаемой продукции, в оценке ее брака и анализе причин его возникновения, разработке мероприятий по его предупреждению и устранению.

ПК-19 способность осваивать и применять современные методы организации и управления машиностроительными производствами, выполнять работы по доводке и освоению технологических процессов, средств и систем технологического оснащения, автоматизации, управления, контроля, диагностики в ходе подготовки производства новой продукции, оценке их инновационного потенциала, по определению соответствия выпускаемой продукции требованиям регламентирующей документации, по стандартизации, унификации технологических процессов, средств и систем технологического оснащения, диагностики, автоматизации и управления выпускаемой продукцией.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основные наиболее применяемые объекты инструментальной техники, особенности конструкции, эксплуатации и проектирования (ПК-18).

современные тенденции развития инструментальной техники и совершенствования конструкций инструментов (ПК-16, ПК-19).

2) Уметь:

логично и аргументировано выбирать инструментальный материал, метод формообразования и схему резания, геометрические параметры режущей части (ПК-16).

решать конкретные задачи по выбору и проектированию инструментов (ПК-16).

самостоятельно пользоваться специальной, справочной, нормативной литературой и стандартами при решении технологических и конструкторских задач (ПК-16).

использование при расчётах, подготовке текстовой и графической документации типовые компьютерные программы (ПК-16).

3) Владеть:

методикой выбора, проектирования и эксплуатации режущих инструментов (ПК-16, ПК-18, ПК-19).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Введение, цель и задачи курса. Роль и значение режущих инструментов в машиностроении. Общие вопросы проектирования режущих инструментов

6

2

11

устный порос

2

Общие вопросы проектирования режущих инструментов

6

2

9

устный порос

3

Абразивные и алмазные инструменты

6

2

6

устный порос

4

Резцы

6

2

2

4

13,6

устный порос, отчёт по ЛБ

5

Протяжки

6

2

4

0

устный порос

6

Инструменты для обработки отверстий

6

2

2

4

14

устный порос, отчёт по ЛБ

7

Фрезы общего и специального назначения

6

2

2

4

12

устный порос, отчёт по ЛБ

8

Резьбообразующий инструмент

6

2

2

4

11,6

устный порос, отчёт по ЛБ

9

Инструменты для обработки зубьев цилиндрических колес

6

2

4

13,4

устный порос

10

Инструменты для образования зубьев конических колес

6

2

0

устный порос

11

Инструменты для окончательной обработки зубьев. Инструменты для получения неэвольвентных профилей деталей. Дисковые инструменты для изготовления деталей с винтовой поверхностью

6

2

0

устный порос

12

Инструменты для автоматизированного производства. Вопросы рациональной эксплуатации и повышения эффективности режущих инструментов

6

2

0

устный порос

Всего за  семестр

180

24

16

16

90,6

+

4,4

2,35

Экз.(26,65)

Итого   

180

24

16

16

90,6

4,4

2,35

26,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 6

Раздел 1. Введение, цель и задачи курса. Роль и значение режущих инструментов в машиностроении. Общие вопросы проектирования режущих инструментов

Лекция 1.

Введение, цели и задачи курса, роль и значение режущих инструментов в машиностроении. Общие вопросы проектирования режущих инструментов. Режущий инструмент, как основное зерно в формообразовании деталей резанием. Типы режущих инструментов, их выбор в зависимости от па-раметров технологического процесса (2 часа).

Раздел 2. Общие вопросы проектирования режущих инструментов

Лекция 2.

Принцип формирования баз данных на режущие инструменты. Инструментальные материалы: углеродистые, легированные, быстрорежущие их физико-механические свойства и выбор в зависимо-сти от вида инструмента и заданного технологического процесса (2 часа).

Раздел 3. Абразивные и алмазные инструменты

Лекция 3.

Твердые сплавы, керамические и сверхтвердые инструментальные материалы, их физико-механические свойства и выбор в зависимости от вида инструмента и заданного технологического процесса. Абразивные инструментальные материалы (2 часа).

Раздел 4. Резцы

Лекция 4.

Инструменты общего назначения, абразивные и алмазные инструменты. Типы и назначение резцов (2 часа).

Раздел 5. Протяжки

Лекция 5.

Принцип работы и основные понятия о конструктивных элементах резцов: токарных цельных, составных и сборных. Принцип работы и основные понятия о конструктивных элементах фасонных резцов, методы профилирования фасонных резцов. Блок-схема расчёта параметров фасонных резцов (2 часа).

Раздел 6. Инструменты для обработки отверстий

Лекция 6.

Протяжки. Их определение, виды, назначение и области применения. Основные понятия о кон-структивных элементах протяжек. Расчет протяжек: размещение стружки, прочности, длины и т.д. Протяжки наружные, их применение (2 часа).

Раздел 7. Фрезы общего и специального назначения

Лекция 7.

Инструменты для обработки отверстий: сверла. Принцип работы и основные понятия о кон-структивных элементах сверл. Блок-схема проектирования свёрл. Зенкеры. Принцип работы и основ-ные понятия о конструктивных элементах зенкеров. Развертки, их типы и применение. Принцип рабо-ты разверток и основные понятия о конструктивных элементах. Инструменты для расточки отвер-стий: расточные резцы, пластины, блоки, головки, микроборы. Комбинированные инструменты для обработки отверстий (2 часа).

Раздел 8. Резьбообразующий инструмент

Лекция 8.

Фрезы общего и специального назначения. Определение фрез. Понятие о неравномерности фрезерования. Фрезы затылованные, принцип работы. Фрезы остроконечные - цилиндрические, тор-цевые, концевые, дисковые и др. Их назначение, принцип работы и основные понятия о конструктив-ных элементах. Алгоритм расчёта цилиндрических фрез на ЭВМ. Фрезы сборной конструкции. Набо-ры фрез для обработки сложных фасонных поверхностей (2 часа).

Раздел 9. Инструменты для обработки зубьев цилиндрических колес

Лекция 9.

Инструменты для обработки сложных поверхностей. Резьбообразующий инструмент. Резьбо-вые резцы и гребенки, принцип работы. Плашки, принцип работы и основные понятия о конструктив-ных элементах. Метчики, их виды и назначение. Принцип работы метчиков и основные понятия о конструктивных элементах. Резьбонарезные головки. Резьбонакатные инструменты (2 часа).

Раздел 10. Инструменты для образования зубьев конических колес

Лекция 10.

Инструменты для обработки зубьев цилиндрических колес. Инструменты, работающие с про-филированием по методу копирования. Инструменты, работающие с профилированием по методу огибания. Гребенки зубострогальные. Червячные зуборезные фрезы. Зуборезные долбяки (2 часа).

Раздел 11. Инструменты для окончательной обработки зубьев. Инструменты для получения неэвольвентных профилей деталей. Дисковые инструменты для изготовления деталей с винтовой поверхностью

Лекция 11.

Шеверы, их типы, назначение, эффективность, принцип работы. Инструменты для образования зубьев конических колес. Обкатные инструменты для получения неэвольвентных профилей деталей. Дисковые инструменты для изготовления деталей с винтовой поверхностью (2 часа).

Раздел 12. Инструменты для автоматизированного производства. Вопросы рациональной эксплуатации и повышения эффективности режущих инструментов

Лекция 12.

Инструменты для автоматизированного производства. Вопросы рациональной эксплуата-ции и повышения эффективности режущих инструментов (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 6

Раздел 1. Резцы

Практическое занятие 1.

Расчет резцов (2 часа).

Раздел 2. Протяжки

Практическое занятие 2.

Расчет круглых протяжек (2 часа).

Практическое занятие 3.

Расчет наружных протяжек (2 часа).

Раздел 3. Фрезы общего и специального назначения

Практическое занятие 4.

Расчет канавочной фрезы (2 часа).

Раздел 4. Инструменты для обработки отверстий

Практическое занятие 5.

Расчет инструментов для обработки отверстий (2 часа).

Раздел 5. Инструменты для обработки зубьев цилиндрических колес

Практическое занятие 6.

Расчет шеверов. Расчет долбяков (2 часа).

Практическое занятие 7.

Расчет червячных фрез (2 часа).

Раздел 6. Резьбообразующий инструмент

Практическое занятие 8.

Расчет резьбообразующего инструмента (2 часа).

 

Методические указания для проведения практических занятий приведены:

https://www.mivlgu.ru/iop/mod/resource/view.php?id=4000

https://www.mivlgu.ru/iop/mod/resource/view.php?id=4001

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 6

Раздел 1. Резцы

Лабораторная 1.

Формообразование режущей части призматических инструментов (на примере токарных резцов) (4 часа).

Раздел 2. Инструменты для обработки отверстий

Лабораторная 2.

Формообразование винтовых задних поверхностей многолезвийных инструментов (на примере сверл, зенкеров и разверток) (4 часа).

Раздел 3. Фрезы общего и специального назначения

Лабораторная 3.

Типы фрез и исследование конструкции цилиндрических фрез и их особенностей (4 часа).

Раздел 4. Резьбообразующий инструмент

Лабораторная 4.

Изучение конструкций метчиков и геометрических параметров. Исследование точности и распределения нагрузки метчиков в комплекте (4 часа).

 

Методические указания к лабораторным работам приведены:

https://www.mivlgu.ru/iop/mod/resource/view.php?id=4002

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Основные принципы по строению конструкции режущих инструментов.

2. Стандартизация и нормализация режущих инструментов.

3. Многогранные пластины, их размеры и типовые конструктивные решения их крепления.

4. Обеспечение высокой производительности, требуемой точности и качества обработанной поверхности. Резцы твердосплавные.

5. Аналитический расчет профиля круглого фасонного резца.

6. Аналитический расчет профиля призматического фасонного резца.

7. Графический способ построения профиля круглого фасонного резца.

8. Графический способ построения профиля призматического фасонного резца.

9. Сверла для глубокого сверления.

10. Расточные инструменты. Микроборы.

11. Кинематика процесса фрезерования.

12. Фрезы дисковые, прорезные и отрезные.

13. Положение инструмента в технологической системе.

14. Основные функции режущего инструмента.

15. Определение оптимальных условий для обеспечения максимальной производительности или минимальной себестоимости операции изготовления детали резанием.

16. Формообразующая функция инструментов.

17. Режущая функция инструментов.

18. Основные части инструмента, его конструктивные элементы и геометрические параметры.

19. Размеры державок резцов, их выбор и расчёт на прочность.

20. Формы и размеры зубьев и впадин фрез в зависимости от режимов обработки и планируемой величины стачивания зуба (по задней поверхности).

21. Фрезы с СМП – дисковые, концевые, торцевые. Конструкции, методы и крепления пластинок.

22. Фрезы с двойным затылованным зубом.

23. Условия работы спирального сверла и мероприятия по улучшению конструктивных , геометрических и эксплуатационных параметров инструментов.

24. Режущая часть зенкеров и развёрток, определение длины.

25. Расточные инструменты, типы и назначение.

26. Резцовые блоки, блоки с СМП.

27. общие положения построения резьбообразующих инструментов и их выбор, классификация инструментов.

28. Схемы резания метчиков.

29. Способы управления направлением отвода стружки.

30. Конструктивные особенности отдельных типов метчиков.

31. Общие принципы построения допусков на резьбу.

32. Специальные конструкции абразивных инструментов.

33. Режимы шлифования.

34. Виды автоматизированных производств.

35. Моделирование организационной структуры САПР и его проектных модулей.

36. САПР некоторых видов режущих инструментов.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

1. Расчёт и проектирование 4-х режущих инструментов: комплект ручных метчиков для резьбы, шевер, фреза канавочная для обработки цилиндрической фрезы с винтовым зубом, комплект наружных протяжек.

2. Расчёт и проектирование 4-х режущих инструментов: круглый фасонный резец, червячная фреза для нарезания прямозубых или косозубых колёс с α = ْ20, канавочная фреза для обработки нормальной цилиндрической фрезы с винтовым зубом, протяжка для обработки отверстия.

3. Расчёт и проектирование 4-х режущих инструментов: круглый фасонный резец, червячная фреза для обработки шлицевого валика, канавочная фреза для обработки спирального сверла, комплект наружных протяжек.

4. Расчёт и проектирование 4-х режущих инструментов: круглый фасонный резец, червячная фреза для нарезания прямозубых или косозубых колес α = ْ20, канавочная фреза для обработки нормальной цилиндрической фрезы с винтовым зубом, протяжка для обработки отверстия.

5. Расчёт и проектирование 4-х режущих инструментов: комбинированный сборный зенкер для обработки отверстий, червячная фреза для обработки шлицевого валика, канавочная фреза для обработки спирального сверла, комплект наружных протяжек.

6. Расчёт и проектирование 4-х режущих инструментов: комплект ручных метчиков для резьбы, шевер для колеса с α = ْ20, фреза канавочная для цилиндрической фрезы с винтовым зубом, комплект наружных протяжек.

 

Методические указания для выполнения курсового проекта приведены:

https://www.mivlgu.ru/iop/mod/resource/view.php?id=4000

https://www.mivlgu.ru/iop/mod/resource/view.php?id=4001

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

8

180 / 5  

14  

4  

4  

7  

2,35  

31,35  

140  

Экз.(8,65)  

Итого

180 / 5  

14  

4  

4  

7  

2,35  

31,35  

140  

8,65  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Введение, цели и задачи курса. Роль и назначение режущих инструментов в машиностроении. Новые инструментальные материалы. Абразивные и алмазные инструменты. Типы и назначение резцов. Фасонные резцы. Виды и назначение протяжек. Инструменты для обработки отверстий. Инструменты для расточки отверстий.

8

4

2

4

120

устный опрос, отчёт по ЛБ

2

Комбинированные инструменты для обработки отверстий. Фрезы общего и специального назначения. Резьбообразующий инструмент. Инструменты для обработки зубьев цилиндрических колёс. Инструменты для автоматизированного производства.

8

6

2

20

устный опрос, отчёт по ЛБ

3

Обкатные инструменты для получения неэвольвентных профилей деталей. Вопросы рациональной эксплуатации и повышения эффективности режущих инструментов

8

4

устный опрос

Всего за  семестр

180

14

4

4

140

+

7

2,35

Экз.(8,65)

Итого   

180

14

4

4

140

7

2,35

8,65

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 8

Раздел 1. Введение, цели и задачи курса. Роль и назначение режущих инструментов в машиностроении. Новые инструментальные материалы. Абразивные и алмазные инструменты. Типы и назначение резцов. Фасонные резцы. Виды и назначение протяжек. Инструменты для обработки отверстий. Инструменты для расточки отверстий.

Лекция 1.

Введение, цели и задачи курса. Роль и назначение режущих инструментов в машиностроении. Новые инструментальные материалы. Абразивные и алмазные инструменты (2 часа).

Лекция 2.

Типы и назначение резцов. Фасонные резцы. Виды и назначение протяжек (2 часа).

Раздел 2. Комбинированные инструменты для обработки отверстий. Фрезы общего и специального назначения. Резьбообразующий инструмент. Инструменты для обработки зубьев цилиндрических колёс. Инструменты для автоматизированного производства.

Лекция 3.

Инструменты для обработки отверстий. Инструменты для расточки отверстий (2 часа).

Лекция 4.

Комбинированные инструменты для обработки отверстий (2 часа).

Лекция 5.

Фрезы общего и специального назначения. Резьбообразующий инструмент (2 часа).

Раздел 3. Обкатные инструменты для получения неэвольвентных профилей деталей. Вопросы рациональной эксплуатации и повышения эффективности режущих инструментов

Лекция 6.

Инструменты для обработки зубьев цилиндрических колёс. Инструменты для автоматизированного производства (2 часа).

Лекция 7.

Обкатные инструменты для получения неэвольвентных профилей деталей. Вопросы рациональной эксплуатации и повышения эффективности режущих инструментов (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 8

Раздел 1. Введение, цели и задачи курса. Роль и назначение режущих инструментов в машиностроении. Новые инструментальные материалы. Абразивные и алмазные инструменты. Типы и назначение резцов. Фасонные резцы. Виды и назначение протяжек. Инструменты для обработки отверстий. Инструменты для расточки отверстий.

Практическое занятие 1.

Расчет резцов (2 часа).

Раздел 2. Комбинированные инструменты для обработки отверстий. Фрезы общего и специального назначения. Резьбообразующий инструмент. Инструменты для обработки зубьев цилиндрических колёс. Инструменты для автоматизированного производства.

Практическое занятие 2.

Расчет наружных протяжек (2 часа).

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 8

Раздел 1. Введение, цели и задачи курса. Роль и назначение режущих инструментов в машиностроении. Новые инструментальные материалы. Абразивные и алмазные инструменты. Типы и назначение резцов. Фасонные резцы. Виды и назначение протяжек. Инструменты для обработки отверстий. Инструменты для расточки отверстий.

Лабораторная 1.

Формообразование режущей части призматических инструментов (на примере токарных резцов) (4 часа).

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Основные принципы по строению конструкции режущих инструментов.

2. Стандартизация и нормализация режущих инструментов.

3. Многогранные пластины, их размеры и типовые конструктивные решения их крепления.

4. Обеспечение высокой производительности, требуемой точности и качества обработанной поверхности. Резцы твердосплавные.

5. Аналитический расчет профиля круглого фасонного резца.

6. Аналитический расчет профиля призматического фасонного резца.

7. Графический способ построения профиля круглого фасонного резца.

8. Графический способ построения профиля призматического фасонного резца.

9. Сверла для глубокого сверления.

10. Расточные инструменты. Микроборы.

11. Кинематика процесса фрезерования.

12. Фрезы дисковые, прорезные и отрезные.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

1. Курсовая работа включает проектирование 2-х, 3-х инструментов. Возможно проектирование следующих инструментов: 1. Фасонных резцов. 2. Червячных фрез. 3. Долбяков. 4. Комбинированных сборных зенкеров для обработки отверстий. 5. Червячных фрез для обработки шлицевых валиков. 6. Шеверов. 7. Протяжек.


4. 3. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее профессиональное.

Срок обучения 3г 6м.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Переат-теста-ция

Форма

промежу-точного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

6

180 / 5  

4  

4  

4  

2  

2,35  

16,35  

119  

36  

Экз.(8,65)  

Итого

180 / 5  

4  

4  

4  

2  

2,35  

16,35  

119  

36  

8,65  

 

4.3.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Введение, цели и задачи курса. Роль и назначение режущих инструментов в машиностроении.

6

2

2

4

94

устный опрос, отчёт по ЛБ

2

Комбинированные инструменты для обработки отверстий. Фрезы общего и специального назначения. Обкатные инструменты для получения неэвольвентных профилей деталей.

6

2

2

25

устный опрос, отчёт по ЛБ

Всего за  семестр

144

4

4

4

119

+

2

2,35

Экз.(8,65)

Итого   

144

4

4

4

119

2

2,35

8,65

Итого с переаттестацией   

180

 

4.3.2. Содержание дисциплины

4.3.2.1. Перечень лекций

Семестр 6

Раздел 1. Введение, цели и задачи курса. Роль и назначение режущих инструментов в машиностроении.

Лекция 1.

Введение, цели и задачи курса. Роль и назначение режущих инструментов в машиностроении. Новые инструментальные материалы. Абразивные и алмазные инструменты. Типы и назначение резцов (2 часа).

Раздел 2. Комбинированные инструменты для обработки отверстий. Фрезы общего и специального назначения. Обкатные инструменты для получения неэвольвентных профилей деталей.

Лекция 2.

Фасонные резцы. Виды и назначение протяжек. Инструменты для обработки отверстий. Инструменты для расточки отверстий. Комбинированные инструменты для обработки отверстий. Фрезы общего и специального назначения. Резьбообразующий инструмент (2 часа).

 

4.3.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 6

Раздел 1. Введение, цели и задачи курса. Роль и назначение режущих инструментов в машиностроении.

Практическое занятие 1.

Расчет резцов (2 часа).

Раздел 2. Комбинированные инструменты для обработки отверстий. Фрезы общего и специального назначения. Обкатные инструменты для получения неэвольвентных профилей деталей.

Практическое занятие 2.

Расчет наружных протяжек (2 часа).

 

4.3.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 6

Раздел 1. Введение, цели и задачи курса. Роль и назначение режущих инструментов в машиностроении.

Лабораторная 1.

Формообразование режущей части призматических инструментов (на примере токарных резцов) (4 часа).

 

4.3.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Основные принципы по строению конструкции режущих инструментов.

2. Стандартизация и нормализация режущих инструментов.

3. Многогранные пластины, их размеры и типовые конструктивные решения их крепления.

4. Обеспечение высокой производительности, требуемой точности и качества обработанной поверхности. Резцы твердосплавные.

5. Аналитический расчет профиля круглого фасонного резца.

6. Аналитический расчет профиля призматического фасонного резца.

7. Графический способ построения профиля круглого фасонного резца.

8. Графический способ построения профиля призматического фасонного резца.

9. Сверла для глубокого сверления.

10. Расточные инструменты. Микроборы.

11. Кинематика процесса фрезерования.

12. Фрезы дисковые, прорезные и отрезные.

 

4.3.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.3.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

1. Курсовая работа включает проектирование 2-х, 3-х инструментов. Возможно проектирование следующих инструментов: 1. Фасонных резцов. 2. Червячных фрез. 3. Долбяков. 4. Комбинированных сборных зенкеров для обработки отверстий. 5. Червячных фрез для обработки шлицевых валиков. 6. Шеверов. 7. Протяжек.

 

5. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» для реализации компетентностного подхода предусматривается использование активных и интерактивных форм проведения занятий. В качестве активных и интерактивных форм проведения лекционных, практических и лабораторных занятий по дисциплине «Режущий инструмент» применяются:

- дискуссия – форма проведения занятия, при которой студенты высказывают своё мнение по проблеме, заданной преподавателем;

- Case-study (разбор конкретных ситуаций) – форма проведения занятия, при которой студенты совместно с преподавателем анализируют конкретную производственную проблему или сложившуюся ситуацию;

- тестирование – контроль знаний с помощью заданий тестовой формы, которые состоят из условий (вопросов) и вариантов ответа для выбора;

- доклад (презентация) – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы. Доклад может быть представлен различными участниками образовательного процесса: преподавателем, студентом, коллективом студентов, приглашенным экспертом. Докладчик готовит необходимые материалы в виде текста, презентации PowerPoint, иллюстрации и т.д.;

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Режущий инструмент

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Технология производства режущего инструмента : учебное пособие / Ю.С. Звягольский, В.Г. Солоненко, А.Г. Схиртладзе. — Москва : КноРус, 2012. — 335 с. — Для бакалавров. — ISBN 978-5-406-02253-5. - http://www.knorus.ru/upload/knorus_new/pdf/11576.pdf

2. Солоненко В.Г., Рыжкин А.А. Резание металлов и режущие инструменты. - Москва: Инфра-М, 2012. - 416 с. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=24651

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Режущий инструмент/ Под ред. С.В. Кирсанова. М.: Машиностроение, 2005 г. – 30 экз. - 30 экз.

2. Справочник конструктора-инструментальщика/ Под ред. В.А. Гречишникова, С.В. Кирсанова. М.: Машиностроение, 2006 г., 542 с. - 5 экз.

3. Сахаров Г.Н. и др. Металлорежущие инструменты. М.: Машиностроение, 1989 г., 328 с. - 150 экз.

4. Резание металлов и режущий инструмент. / Солоненко В.Г., Рыжник А.А. М.: Инфра-М, 2011, 416 с.Режим доступа: http://ibooks.ru/24651 - http://ibooks.ru/ - http://ibooks.ru/24651

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

http://window.edu.ru/, http://library.vlsu.ru/, http://ibooks.ru/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

knorus.ru

ibooks.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лаборатория процессов формообразования и инструмента.

Станок токарно-затыловочный 1811;

полуавтомат заточной 3АВМ242;

станок заточной 3Б28; станок заточной 3Б632;

станок универсально-заточной 3Б642;

прибор для настройки инструмента Б8-2027;

станок вертикально-сверлильный 2А135;

комплект наглядных пособий (плакатов) – 40 шт.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется решением задач по основным темам дисциплины. Каждой подгруппе обучающихся преподаватель выдает задачу, связанную с расчётами по основным темам дисциплины. В конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.

До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Полученные результаты исследований сводятся в отчет и защищаются по традиционной методике в лаборатории на следующем лабораторном занятии. Необходимый теоретический материал, индивидуальное задание, шаги выполнения лабораторной работы и требование к отчету приведены в методических указаниях, размещенных на информационно-образовательном портале института.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, её выполнение планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Курсовая работа выполняется в соответствии с методическими указаниями на курсовую работу. Обучающийся выбирает одну из указанных в перечне тем курсовых работ, исходя из своих интересов, наличия соответствующих литературных и иных источников. В ходе выполнения курсовой работы преподаватель проводит консультации обучающегося. На заключительном этапе обучающийся оформляет пояснительную записку к курсовой работе и выполняет ее защиту в присутствии комиссии из преподавателей кафедры.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Режущий инструмент»

по направлению подготовки 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств

 

Рабочая программа дисциплины «Режущий инструмент» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 180 час. (5 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: сформировать у студентов знания о современных конструкциях режущих инструментов, научиться грамотно выбирать тип режущего инструмента для заданного технологического процесса, проектировать инструмент и правильно его эксплуатировать.

Задача дисциплины: научить студентов обоснованно выбирать из набора стандартных необходимый режущие инструменты, исходя из заданных требований к качеству деталей и условий их обработки; основам проектирования режущих инструментов для универсального и автоматизированного оборудования; решать задачи, связанные с рациональной эксплуатацией режущих инструментов в различных производственных условиях.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Режущий инструмент» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств.

 

06.09.2016 г.