Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ТМС 

 

 

 

«   06   »       09       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Теория механизмов и машин     

 




Направление подготовки

15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

Бакалавр








          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

4

72 / 2  

16  

16  

16  

1,6  

0,25  

49,85  

22,15  

Зач. с оц.  

5

72 / 2  

16  

16  

 

3,6  

2,35  

37,95  

7,4  

Экз.(26,65)  

Итого

144 / 4  

32  

32  

16  

5,2  

2,6  

87,8  

29,55  

26,65  

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Цель дисциплины: приобретение студентами знаний о методах исследования свойств механизмов и проектирования их схем для технологических машин, отвечающих современным требованиям эффективности, надежности, долговечности.

Задачи дисциплины: получение знаний о структуре, кинематических и динамических характеристиках механизмов, способах их определения и оптимизации по требуемым исходным условиям.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.12))

«Теория механизмов и машин» – наука об общих методах исследования структуры, кинематических и динамических характеристик механизмов машин и проектирование их оптимальных схем. На дисциплине «Теория механизмов и машин» базируется изучение последующих общепрофессиональных и профилирующих дисциплин: «Детали машин и основы конструирования», «Металлорежущие станки», «Технология машиностроения». Студент должен быть способен к обобщению, анализу, восприятию информации, саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства. Реализация цели и задач изучения дисциплины базируется на знаниях, полученных студентами по естественнонаучным дисциплинам: «Математика», «Физика», «Теоретическая механика», «Начертательная геометрия и инженерная графика».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способность использовать основные закономерности, действующие в процессе изготовления машиностроительных изделий требуемого качества, заданного количества при наименьших затратах общественного труда.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основные виды механизмов, классификацию, область применения (ОПК-1).

элементы структуры, кинематические и динамические характеристики механизмов и методы их определения (ОПК-1).

методы силового расчета и уравновешивания механизмов (ОПК-1).

методы анализа и синтеза рычажных и зубчатых механизмов (ОПК-1).

особенности колебаний в машинах и методы виброзащиты и виброизоляции машин и механизмов (ОПК-1).

программное обеспечение автоматизированного расчета параметров характеристик механизмов и проектирование механизмов по заданным обязательным и желательным условиям синтеза и критериям качества передачи движения (ОПК-1).

2) Уметь:

проводить структурный анализ механизма, с оценкой соответствия его структурной схемы условиям работы и надёжности машины (ОПК-1).

определять геометрические размеры механизма и его звеньев (ОПК-1).

определять параметры работоспособности механизма и проводить их оценку на оптимальность (ОПК-1),.

определять кинематические характеристики звеньев механизма (ОПК-1).

определять динамические характеристики движения механизма под действием приложенных к его звеньям сил (ОПК-1).

определять параметры, обеспечивающие требуемый режим движения механизма (ОПК-1).

пользоваться системами автоматизированного расчёта кинематических и динамических характеристик механизмов на ЭВМ (ОПК-1).

3) Владеть:

навыками расчётов основных параметров механизмов по заданным условиям с использованием графических, аналитических и численных методов исчислений (ОПК-1).

навыками оформления графической и текстовой конструкторской документации в соответствии с требованиями ЕСКД и ЕСПД (ОПК-1).

навыками использования при выполнении расчетов прикладных программ вычислений на ЭВМ (ОПК-1).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Основные понятия дисциплины Теория механизмов и машин. Структура, элементы структуры механизмов.

4

2

2

устный опрос

2

Классификация кинематических пар (КП).

4

2

5

устный опрос

3

Структурный анализ рычажных механизмов. Синтез рычажных механизмов.

4

2

8

4

4

устный опрос, отчёт по лабораторной работе

4

Кинематический анализ рычажных механизмов.

4

2

2

1

устный опрос

5

Координатный и векторный способы кинематического анализа.

4

2

1

устный опрос

6

Кинематический анализ механизмов с ВКП.

4

2

2

4

0

устный опрос, отчет по лабораторной работе

7

Зубчатые механизмы: зубчатая передача, ступенчатые и рядовые механизмы.

4

2

2

4

1

устный опрос, отчет по лабораторной работе

8

Динамическое исследование механизмов.

4

2

2

4

8,15

устный опрос, отчёт по лабораторной работе

Всего за  семестр

72

16

16

16

22,15

1,6

0,25

Зач. с оц.

9

Методика выполнения курсовой работы. Кинематический анализ механизмов. Динамическое исследование механизмов. Планетарные и дифференциальные зубчатые механизмы.

5

2

4

1

устный опрос

10

Силовой расчет механизмов.

5

2

1

устный опрос

11

Синтез рычажных механизмов. Целевая функция.

5

2

1

устный опрос

12

Синтез зубчатых механизмов. Способы изготовления эвольвентных зубчатых колес.

5

2

8

1,4

устный опрос

13

Косозубая зубчатая передача. Червячная передача. Пространственные зубчатые передачи.

5

2

1,6

устный опрос

14

Многозвенные зубчатые механизмы.

5

2

4

1,4

устный опрос

15

Кулачковые механизмы.

5

2

0

устный опрос

16

Виброактивность и виброзащита машин.

5

2

0

устный опрос

Всего за  семестр

72

16

16

7,4

+

3,6

2,35

Экз.(26,65)

Итого   

144

32

32

16

29,55

5,2

2,6

26,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 4

Раздел 1. Основные понятия дисциплины Теория механизмов и машин. Структура, элементы структуры механизмов.

Лекция 1.

Введение. Основные задачи теории механизмов и машин. Основные понятия ТММ. Строение (структура) механизмов. Элементы структуры (2 часа).

Раздел 2. Классификация кинематических пар (КП).

Лекция 2.

Классификация кинематических пар (КП). Основные виды и классификация механизмов. Примеры (2 часа).

Раздел 3. Структурный анализ рычажных механизмов. Синтез рычажных механизмов.

Лекция 3.

Структурный анализ механизмов. Структурные формулы. Примеры составления структурных схем механизмов. Синтез рычажных механизмов. Методы синтеза механизмов. Кинематический синтез рычажных передаточных механизмов. Синтез кривошипно-коромыслового, кривошипно-ползунного механизма. Кинематический синтез направляющих механизмов. Примеры выполнения (2 часа).

Раздел 4. Кинематический анализ рычажных механизмов.

Лекция 4.

Кинематический анализ механизмов. Определение кинематические характеристики. Кинематический анализ рычажных механизмов. Примеры расчета (2 часа).

Раздел 5. Координатный и векторный способы кинематического анализа.

Лекция 5.

Координатный и векторный способы кинематического анализа. Примеры выполнения (2 часа).

Раздел 6. Кинематический анализ механизмов с ВКП.

Лекция 6.

Кинематический анализ механизмов с высшими кинематическими парами (ВКП) (2 часа).

Раздел 7. Зубчатые механизмы: зубчатая передача, ступенчатые и рядовые механизмы.

Лекция 7.

Зубчатые механизмы: зубчатая передача, ступенчатые и рядовые механизмы (2 часа).

Раздел 8. Динамическое исследование механизмов.

Лекция 8.

Динамическое исследование механизмов. Динамическая модель механизма. Уравнения движения механизмов в энергетической и дифференциальной формах. Режимы движения. Неравномерность движения механизмов. Установившееся движение. Определение момента инерции маховика (2 часа).

Семестр 5

Раздел 9. Методика выполнения курсовой работы. Кинематический анализ механизмов. Динамическое исследование механизмов. Планетарные и дифференциальные зубчатые механизмы.

Лекция 9.

Планетарные и дифференциальные зубчатые механизмы. Составление схем и кинематический анализ (2 часа).

Раздел 10. Силовой расчет механизмов.

Лекция 10.

Силовой кинетостатический расчёт механизмов. Задачи и методы расчёта. Реакции в кинематических парах. Аналитический и векторный способы силового расчета. Определение коэффициента полезного действия механизмов. Примеры силового расчета. Уравновешивание механизмов. Условия уравновешенности. Уравновешивание рычажных механизмов и роторов (2 часа).

Раздел 11. Синтез рычажных механизмов. Целевая функция.

Лекция 11.

Синтез рычажных механизмов. Этапы и параметры синтеза. Целевая функция (2 часа).

Раздел 12. Синтез зубчатых механизмов. Способы изготовления эвольвентных зубчатых колес.

Лекция 12.

Синтез зубчатых механизмов. Основная теорема зацепления. Эвольвентные профили зубьев. Свойства эвольвенты окружности. Цилиндрическая прямозубая зубчатая передача. Эвольвентное зацепление. Основные элементы и размеры зубьев эвольввентного прямозубого зубчатого колеса. Способы изготовления эвольвентных зубчатых колес. Изготовление эвольвентных зубчатых колес способом огибания (обкатки).Геометрические параметры эвольвентной зубчатой передачи. Подрезание и заострение зубьев. Исходный производящий контур. Качественные показатели зубчатой передачи. Особенности внутреннего зубчатого зацепления (2 часа).

Раздел 13. Косозубая зубчатая передача. Червячная передача. Пространственные зубчатые передачи.

Лекция 13.

Косозубая зубчатая передача. Выбор коэффициентов смещения колес.Червячная передача. Пространственные зубчатые передачи. Коническая и гиперболоидные зубчатые передачи (2 часа).

Раздел 14. Многозвенные зубчатые механизмы.

Лекция 14.

Многозвенные зубчатые механизмы. Синтез планетарных и дифференциальных механизмов. Выбор схемы планетарного механизма. Выбор числа сателлитов. Выбор чисел зубьев колес (2 часа).

Раздел 15. Кулачковые механизмы.

Лекция 15.

Кулачковые механизмы. Виды кулачковых механизмов и их особенности Угол давления кулачкового механизма, его выбор. Выбор схемы механизма и закона движения толкателя. Определение основных размеров кулачкового механизма с роликовым и коромысловым толкателем. Определение координат профиля кулачка по заданному закону движения толкателя (2 часа).

Раздел 16. Виброактивность и виброзащита машин.

Лекция 16.

Виброактивность и виброзащита машин. Виды механических воздействий на объект виброзащиты. Основные методы виброзащиты объектов, виброзащитные устройства. Вибрационные транспортёры (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 4

Раздел 1. Структурный анализ рычажных механизмов. Синтез рычажных механизмов.

Практическое занятие 1.

Структурный анализ механизмов (2 часа).

Практическое занятие 2.

Структурный синтез механизмов. Оптимизация структуры (2 часа).

Практическое занятие 3.

Кинематический синтез рычажного механизма (определение геометрических размеров механизма и его звеньев) (2 часа).

Практическое занятие 4.

Кинематический синтез рычажного механизма (определение параметров работоспособности механизма с их оценкой на оптимальность) (2 часа).

Раздел 2. Кинематический анализ рычажных механизмов.

Практическое занятие 5.

Кинематический анализ рычажного механизма (построение плана скоростей) (2 часа).

Раздел 3. Кинематический анализ механизмов с ВКП.

Практическое занятие 6.

Кинематический анализ зубчатых механизмов (2 часа).

Раздел 4. Зубчатые механизмы: зубчатая передача, ступенчатые и рядовые механизмы.

Практическое занятие 7.

Составление кинематических схем зубчатых механизмов (2 часа).

Раздел 5. Динамическое исследование механизмов.

Практическое занятие 8.

Динамическое исследование рычажных механизмов (2 часа).

Семестр 5

Раздел 6. Методика выполнения курсовой работы. Кинематический анализ механизмов. Динамическое исследование механизмов. Планетарные и дифференциальные зубчатые механизмы.

Практическое занятие 9.

Оформление задания на курсовую работу. Общая методика выполнения курсовой работы (2 часа).

Практическое занятие 10.

Подготовка исходных данных для кинематического и динамического расчетов (2 часа).

Раздел 7. Синтез зубчатых механизмов. Способы изготовления эвольвентных зубчатых колес.

Практическое занятие 11.

Кинематический синтез зубчатого передаточного механизма (2 часа).

Практическое занятие 12.

Синтез эвольвентного зубчатого зацепления (2 часа).

Раздел 8. Многозвенные зубчатые механизмы.

Практическое занятие 13.

Подготовка исходных данных для расчета в программах ZUBSAT, SUBSOL (2 часа).

Практическое занятие 14.

Построение кинематической схемы передаточного механизма (2 часа).

Раздел 9. Синтез зубчатых механизмов. Способы изготовления эвольвентных зубчатых колес.

Практическое занятие 15.

Построение эвольвентного зубчатого зацепления (2 часа).

Практическое занятие 16.

Построение эвольвентного зубчатого зацепления (2 часа).

 

Методические указания для практических занятий приведены в: https://www.mivlgu.ru/iop/mod/folder/view.php?id=38565

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 4

Раздел 1. Структурный анализ рычажных механизмов. Синтез рычажных механизмов.

Лабораторная 1.

Структурный анализ и синтез рычажных механизмов (4 часа).

Раздел 2. Кинематический анализ механизмов с ВКП.

Лабораторная 2.

Кинематический анализ зубчатых механизмов (4 часа).

Раздел 3. Зубчатые механизмы: зубчатая передача, ступенчатые и рядовые механизмы.

Лабораторная 3.

Построение эвольвентного профиля зубьев, колес способом огибания и схемы зубчатого зацепления (4 часа).

Раздел 4. Динамическое исследование механизмов.

Лабораторная 4.

Динамическая балансировка ротора (4 часа).

 

Методические указания к лабораторным работам приведены в: https://www.mivlgu.ru/iop/mod/resource/view.php?id=38301

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Основные этапы проектирования машины, механизма.

2. Классификация машин и механизмов.

3. Структурная схема механизма, элементы структуры. Примеры.

4. Начальное звено механизма, обобщённая координата механизма. Примеры.

5. Структурные формулы механизма. Что они определяют? .

6. Избыточные связи в механизме. Их влияние на работоспособность механизма.

7. Структурные группы механизма, признаки их классификации. Примеры.

8. Кинематическая схема механизма, её состав. Примеры.

9. Кинематические характеристики механизма, способы их определения.

10. Векторная модель механизма, её назначение. Пример применения на механизме.

11. Сущность векторного способа кинематического анализа механизма. Пример.

12. Зубчатые механизмы с цилиндрическими колёсами. Виды и характеристики механизмов.

13. Динамическая модель механизма, её параметры. Пример схемы. Режимы движения механизма, их характеристики. Неравномерность движения механизма, параметр её оценки. Динамический синтез механизма, его цель и способ реализации.

14. Силовой расчёт механизмов. Задача и способы расчёта. Общая методика расчёта. Раздел 7.

15. КПД механизмов. Факторы, способствующие повышению КПД. КПД энергетической цепи машины с различным расположением в ней механизмов.

16. Этапы синтеза механизмов, их содержание. Основная задача синтеза, её параметры.

17. Кинематический синтез кривошипно-коромыслового механизма. Основное условие синтеза. Условие существования кривошипа. Кинематический синтез кривошипно-ползунного механизма. Основное условие синтеза. Кинематический синтез кулисных механизмов. Основное условие синтеза, параметры синтеза.

18. Синтез зубчатых механизмов. Основная теорема плоского зацепления, её физический смысл.

19. Скорость скольжения сопряжённых поверхностей зубьев зацепляющихся колёс. Факторы влияния на величину скорости.

20. Факторы, определяющие целесообразность применения эвольвенты в качестве профилей зубьев колёс. Свойства эвольвенты. Основное условие эвольвентного зацепления колёс, исключающее его заклинивание.

21. Основные понятия и сущность станочного зацепления при нарезании эвольвентных зубьев колёс способом обкатки. Достоинства способа.

22. Инструменты для нарезания эвольвентных зубьев колёс. Исходный контур (ИК) и исходный производящий контур (ИПК) прямозубой рейки. В чём их отличие? .

23. Реечно-станочное зацепление, его начальные линии. Виды нарезаемых эвольвентных цилиндрических зубчатых колёс. Подрезание и заострение зуба колеса при нарезании. Способы устранения.

24. Коэффициент смещения при нарезании зубьев колёс и его влияние на качественные показатели зубчатой передачи. Сущность понятия «коэффициент перекрытия» зацепления колёс, его влияние на качество передачи.

25. Косозубая эвольвентная цилиндрическая передача. Её особенности и достоинства по сравнению с прямозубой передачей.

26. Коническая ортогональная зубчатая передача. Особенности профилирования рабочих поверхностей зубьев колёс, расчёта параметров и изготовления конических колёс.

27. Червячная зубчатая передача. Инструмент и способы изготовления червяка и зубьев червячного колеса. Достоинства и недостатки передачи.

28. Методика синтеза многозвенных ступенчатых механизмов с неподвижными осями вращения колёс.

29. Синтез планетарных и дифференциальных механизмов. Особенности выбора схем механизмов, числа сателлитов и чисел зубьев колёс.

30. Кулачковые механизмы. Виды толкателей в механизмах и способов замыкания кулачковой пары. Схемы замыкания. Кинематические и динамические характеристики кулачкового механизма. Виды законов движения толкателя.

31. Математическая модель оптимизации параметров кулачковых механизмов с поступательно движущимися и коромысловым толкателями. Их физическая сущность. Угол давления в кулачковой паре, его влияние на размеры механизма и качество передачи движения. Нормативы угла.

32. Синтез кулачкового механизма. Основные этапы синтеза. Особенности структурного синтеза. Синтез кулачкового механизма. Особенности выбора закона перемещения толкателя.

33. Методика определения основных размеров кулачкового механизма с поступательно- движущимся и с коромысловым толкателями.

34. Методика определения усилия на толкателе для обеспечения непрерывного замыкания кулачковой пары.

35. Уравновешивание механизмов. Условия уравновешенности. Способ уравновешивания плоских рычажных механизмов.

36. Уравновешивание вращающихся звеньев (роторов). Количественные характеристики неуравновешенности роторов. Виды неуравновешенности. Методика статического уравновешивания и динамической балансировки роторов.

37. Колебания в механизмах и машинах. Виды механических воздействий на объект защиты, характеристики воздействий. Основные методы виброзащиты объектов. Динамическое гашение колебаний виды динамических гасителей.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

1. Проектирование механизмов вытяжного пресса.

2. Проектирование механизмов строгального станка.

3. Проектирование механизмов долбежного станка.

4. Проектирование механизмов качающегося грохот-конвейера.

5. Проектирование механизмов пресс-автомата для холодного выдавливания.

6. Проектирование механизмов поперечно-строгального станка.

7. Проектирование механизмов шагового транспортёра автоматической линии.

8. Проектирование механизмов инерционного конвейера.

9. Проектирование механизмов зубострогального станка для нарезания конических колёс.

10. Проектирование механизмов литьевой машины.

11. Проектирование механизмов прошивного пресса.

12. Проектирование механизмов зубодолбежного станка.

 

Методические указания к курсовому проектированию приведены в: https://www.mivlgu.ru/iop/mod/folder/view.php?id=16085

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

5

144 / 4  

8  

6  

8  

4  

2,35  

28,35  

107  

Экз.(8,65)  

Итого

144 / 4  

8  

6  

8  

4  

2,35  

28,35  

107  

8,65  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Структурный анализ и синтез механизмов

5

2

2

4

8

устный опрос, отчёт по лабораторной работе

2

Кинематический анализ механизмов

5

2

2

6

устный опрос

3

Динамическое исследование механизмов

5

2

12

устный опрос

4

Синтез зубчатых передаточных механизмов

5

2

2

4

81

устный опрос, отчёт по лабораторной работе

Всего за  семестр

144

8

6

8

107

+

4

2,35

Экз.(8,65)

Итого   

144

8

6

8

107

4

2,35

8,65

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 5

Раздел 1. Структурный анализ и синтез механизмов

Лекция 1.

Основные понятия ТММ: машина, механизм, звено механизма, кинематическая пара, кинематическая цепь. Классификация кинематических пар. Основные виды механизмов Структурный анализ и синтез механизмов. Структурные формулы. Структурная схема (2 часа).

Раздел 2. Кинематический анализ механизмов

Лекция 2.

Кинематический анализ механизмов. Кинематические характеристики Кинематический анализ рычажных механизмов, координатный и векторный способы анализа (2 часа).

Раздел 3. Динамическое исследование механизмов

Лекция 3.

Динамическое исследование механизмов. Динамический анализ. Динамическая модель механизма. Уравнение движения механизмов в энергетической и дифференциальной формах, методы их решения (2 часа).

Раздел 4. Синтез зубчатых передаточных механизмов

Лекция 4.

Синтез зубчатых передаточных механизмов. Основная теорема зацепления. Эвольвентные профили зубьев. Свойства эвольвенты окружности. Эвольвентное зацепление. Основные элементы и размеры зубьев эвольвентного зубчатого колеса (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 5

Раздел 1. Структурный анализ и синтез механизмов

Практическое занятие 1.

Структурный анализ и синтез механизмов (2 часа).

Раздел 2. Кинематический анализ механизмов

Практическое занятие 2.

Кинематический и динамический анализ механизмов (2 часа).

Раздел 3. Синтез зубчатых передаточных механизмов

Практическое занятие 3.

Кинематический синтез зубчатых передаточных механизмов (2 часа).

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 5

Раздел 1. Структурный анализ и синтез механизмов

Лабораторная 1.

Структурный анализ и синтез механизмов (4 часа).

Раздел 2. Синтез зубчатых передаточных механизмов

Лабораторная 2.

Построение эвольвентного профиля зубьев колес способом обкатки и синтез эвольвентной зубчатой передачи (4 часа).

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Основные этапы проектирования машины, механизма, их содержание. Основные принципы проектирования машины, механизма. Основные понятия ТММ – машина, механизм.

2. Строение, (структура) механизма, элементы структуры, их определения. Кинематические пары в механизмах, их классификация, схемы. Структурная схема механизма, ее состав. Примеры.

3. Классификация механизмов. Кинематическая схема механизма, ее состав. Кинематические характеристики механизма. Функция положения механизма. Передаточные функции. Их физический смысл.

4. Координатный способ определения кинематических характеристик рычажного механизма. Векторная модель механизма. Векторный способ определения кинематических характеристик рычажных механизмов.

5. Динамическое исследование механизмов. Силы, действующие на звенья механизма. Динамическая модель механизма. Приведенные силы и массы модели. Уравнения движения звена приведения динамической модели.

6. Режимы движения механизма. График режимов, их физический смысл. Неравномерность движения механизма. Параметр ее оценки, нормативы параметра. Основной метод снижения неравномерности движения механизма и его реализация.

7. Силовой расчет механизмов. Общая методика расчета. Аналитический метод силового расчета механизмов. Трение в механизмах. Его виды. КПД механизма.

8. Колебания в механизмах машины. Источники колебаний, их виды и характеристики. Основные методы виброзащиты машин. Виброизоляторы, их виды, схемы. Динамические гасители колебаний, их виды. Схемы гасителей.

9. Синтез рычажных механизмов. Этапы, параметры, целевая функция синтеза. Направляющие и передаточные рычажные механизмы. Методы их синтеза. Кинематический синтез рычажных механизмов. Условие существования кривошипа.

10. Основные достоинства механизмов с высшими кинематическими парами (ВКП) по сравнению с рычажными механизмами. Физический смысл основной теоремы зацепления механизмов с ВКП.

11. Сущность станочного зацепления при нарезании зубчатых колес. Основные свойства эвольвентны окружности. Чем определяется преимущественное применение в технике эвольвентного зацепления. Параметры эвольвентного колеса и зацепления. Подрезание .

12. Качественные показатели цилиндрической зубчатой передачи. Их нормативы. Внутреннее зацепление эвольвентных цилиндрических колес. Его особенности. Косозубая эвольвентная цилиндрическая передача.

13. Метод профилирования и расчета размеров колес ортогональной конической зубчатой передачи. Особенности метода их изготовления.

14. Червячная передача. Достоинства и недостатки. КПД передачи и способы его увеличения. Виды червяков червячной передачи. Способы их нарезания.

15. Многозвенные зубчатые механизмы, их классификация. Основные принципы проектирования механизмов с неподвижными осями вращения колес.

16. Зубчатые механизмы с подвижными относительно стойки осями вращения отдельных колес. Их кинематические особенности.

17. Выбор схем механизмов с подвижными относительно стойки осями вращения от дельных колес. Их кинематические особенности.

18. Кулачковые механизмы. Их классификация по видам звеньев и сочетаний этих видов. Кулачковые механизмы. Способы замыкания кулачковой пары. Схемы замыкания, их достоинства и недостатки.

19. Проектирование кулачкового механизма. Основные этапы проектирования. Основное аналитическое условие проектирования. Закон перемещения толкателя (передаточная функция) механизма. Принципы его выбора. Кулачковый механизм. Выбор радиуса ролика толкателя, построение характеристики замыкающей пружины.

20. Кулачковые механизы. Выбор радиуса ролика толкателя, построение характеристики замыкающей пружины.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

1. Проектирование механизмов вытяжного пресса.

2. Проектирование механизмов строгального станка.

3. Проектирование механизмов долбежного станка.

4. Проектирование механизмов качающегося грохот-конвейера.

5. Проектирование механизмов пресс-автомата для холодного выдавливания.

6. Проектирование механизмов поперечно-строгального станка.

7. Проектирование механизмов шагового транспортёра автоматической линии.

8. Проектирование механизмов инерционного конвейера.

9. Проектирование механизмов зубострогального станка для нарезания конических колёс.

10. Проектирование механизмов литьевой машины.

11. Проектирование механизмов прошивного пресса.

12. Проектирование механизмов зубодолбежного станка.


4. 3. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее профессиональное.

Срок обучения 3г 6м.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

4

144 / 4  

8  

6  

4  

4  

2,35  

24,35  

111  

Экз.(8,65)  

Итого

144 / 4  

8  

6  

4  

4  

2,35  

24,35  

111  

8,65  

 

4.3.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Структурный анализ и синтез механизмов

4

2

2

12

устный опрос

2

Кинематический анализ механизмов

4

2

2

6

устный опрос

3

Динамическое исследование механизмов

4

2

12

устный опрос

4

Синтез зубчатых передаточных механизмов

4

2

2

4

81

устный опрос, отчёт по лабораторной работе

Всего за  семестр

144

8

6

4

111

+

4

2,35

Экз.(8,65)

Итого   

144

8

6

4

111

4

2,35

8,65

 

4.3.2. Содержание дисциплины

4.3.2.1. Перечень лекций

Семестр 4

Раздел 1. Структурный анализ и синтез механизмов

Лекция 1.

Основные понятия ТММ: машина, механизм, звено механизма, кинематическая пара, кинематическая цепь. Классификация кинематических пар. Основные виды механизмов Структурный анализ и синтез механизмов. Структурные формулы. Структурная схема (2 часа).

Раздел 2. Кинематический анализ механизмов

Лекция 2.

Кинематический анализ механизмов. Кинематические характеристики Кинематический анализ рычажных механизмов, координатный и векторный способы анализа (2 часа).

Раздел 3. Динамическое исследование механизмов

Лекция 3.

Динамическое исследование механизмов. Динамический анализ. Динамическая модель механизма. Уравнение движения механизмов в энергетической и дифференциальной формах, методы их решения (2 часа).

Раздел 4. Синтез зубчатых передаточных механизмов

Лекция 4.

Синтез зубчатых передаточных механизмов. Основная теорема зацепления. Эвольвентные профили зубьев. Свойства эвольвенты окружности. Эвольвентное зацепление. Основные элементы и размеры зубьев эвольвентного зубчатого колеса (2 часа).

 

4.3.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 4

Раздел 1. Структурный анализ и синтез механизмов

Практическое занятие 1.

Структурный анализ и синтез механизмов (2 часа).

Раздел 2. Кинематический анализ механизмов

Практическое занятие 2.

Кинематический анализ механизмов (2 часа).

Раздел 3. Синтез зубчатых передаточных механизмов

Практическое занятие 3.

Кинематический синтез зубчатых передаточных механизмов (2 часа).

 

4.3.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 4

Раздел 1. Синтез зубчатых передаточных механизмов

Лабораторная 1.

Построение эвольвентного профиля зубьев колес способом обкатки и синтез эвольвентной зубчатой передачи (4 часа).

 

4.3.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Основные этапы проектирования машины, механизма, их содержание. Основные принципы проектирования машины, механизма. Основные понятия ТММ – машина, механизм.

2. Строение, (структура) механизма, элементы структуры, их определения. Кинематические пары в механизмах, их классификация, схемы. Структурная схема механизма, ее состав. Примеры.

3. Классификация механизмов. Кинематическая схема механизма, ее состав. Кинематические характеристики механизма. Функция положения механизма. Передаточные функции. Их физический смысл.

4. Координатный способ определения кинематических характеристик рычажного механизма. Векторная модель механизма. Векторный способ определения кинематических характеристик рычажных механизмов.

5. Динамическое исследование механизмов. Силы, действующие на звенья механизма. Динамическая модель механизма. Приведенные силы и массы модели. Уравнения движения звена приведения динамической модели.

6. Режимы движения механизма. График режимов, их физический смысл. Неравномерность движения механизма. Параметр ее оценки, нормативы параметра. Основной метод снижения неравномерности движения механизма и его реализация.

7. Силовой расчет механизмов. Общая методика расчета. Аналитический метод силового расчета механизмов. Трение в механизмах. Его виды. КПД механизма.

8. Колебания в механизмах машины. Источники колебаний, их виды и характеристики. Основные методы виброзащиты машин. Виброизоляторы, их виды, схемы. Динамические гасители колебаний, их виды. Схемы гасителей.

9. Синтез рычажных механизмов. Этапы, параметры, целевая функция синтеза. Направляющие и передаточные рычажные механизмы. Методы их синтеза. Кинематический синтез рычажных механизмов. Условие существования кривошипа.

10. Основные достоинства механизмов с высшими кинематическими парами (ВКП) по сравнению с рычажными механизмами. Физический смысл основной теоремы зацепления механизмов с ВКП.

11. Сущность станочного зацепления при нарезании зубчатых колес. Основные свойства эвольвентны окружности. Чем определяется преимущественное применение в технике эвольвентного зацепления. Параметры эвольвентного колеса и зацепления. Подрезание .

12. Качественные показатели цилиндрической зубчатой передачи. Их нормативы. Внутреннее зацепление эвольвентных цилиндрических колес. Его особенности. Косозубая эвольвентная цилиндрическая передача.

13. Метод профилирования и расчета размеров колес ортогональной конической зубчатой передачи. Особенности метода их изготовления.

14. Червячная передача. Достоинства и недостатки. КПД передачи и способы его увеличения. Виды червяков червячной передачи. Способы их нарезания.

15. Многозвенные зубчатые механизмы, их классификация. Основные принципы проектирования механизмов с неподвижными осями вращения колес.

16. Зубчатые механизмы с подвижными относительно стойки осями вращения отдельных колес. Их кинематические особенности.

17. Выбор схем механизмов с подвижными относительно стойки осями вращения от дельных колес. Их кинематические особенности.

18. Кулачковые механизмы. Их классификация по видам звеньев и сочетаний этих видов. Кулачковые механизмы. Способы замыкания кулачковой пары. Схемы замыкания, их достоинства и недостатки.

19. Проектирование кулачкового механизма. Основные этапы проектирования. Основное аналитическое условие проектирования. Закон перемещения толкателя (передаточная функция) механизма. Принципы его выбора. Кулачковый механизм. Выбор радиуса ролика толкателя, построение характеристики замыкающей пружины.

20. Кулачковые механизы. Выбор радиуса ролика толкателя, построение характеристики замыкающей пружины.

 

4.3.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.3.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

1. Проектирование механизмов вытяжного пресса.

2. Проектирование механизмов строгального станка.

3. Проектирование механизмов долбежного станка.

4. Проектирование механизмов качающегося грохот-конвейера.

5. Проектирование механизмов пресс-автомата для холодного выдавливания.

6. Проектирование механизмов поперечно-строгального станка.

7. Проектирование механизмов шагового транспортёра автоматической линии.

8. Проектирование механизмов инерционного конвейера.

9. Проектирование механизмов зубострогального станка для нарезания конических колёс.

10. Проектирование механизмов литьевой машины.

11. Проектирование механизмов прошивного пресса.

12. Проектирование механизмов зубодолбежного станка.

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины "Теория механизмов и машин" применяется контактная технология преподавания (за исключением самостоятельно изучаемых студентами вопросов). На лекционных, практических и лабораторных занятиях используются традиционные (пассивные), активные и интерактивные формы их проведения. В качестве активных и интерактивных форм проведения занятий в рамках дисциплины применяются:

- тестирование – контроль знаний с помощью заданий тестовой формы, которые состоят из условий (вопросов) и вариантов ответа для выбора;

- доклад (презентация) – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы. Доклад может быть представлен различными участниками образовательного процесса: преподавателем, студентом, коллективом студентов. Докладчик готовит необходимые материалы в виде текста, презентации PowerPoint, иллюстрации и т.д.;

- моделирование – исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов или явлений для их определения, либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и прогнозирования.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Теория механизмов и машин

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Теория механизмов и машин: учебное пособие к практическим занятиям. Беляев Б.А., Шевченко А.П., 2014 г. - http://e.lib.vlsu.ru/handle/123456789/3826

2. Техническая механика: в 4 кн. / под ред. Д.В. Чернилевского. Книга 3. Основы теории механизмов и машин: учебное пособие/ Я.Т. Киницкий. М.: Машиностроение, 2012. 104с. - 25 экз.

3. Теория механизмов и машин: Практикум для студентов образовательных программ 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств; 15.03.02 Технологические машины и оборудование / сост. Борисова Е.А., Малясов В.В. [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. (1.81 Мб). -Муром.: МИ ВлГУ, 2016. - 1 электрон. опт. диск (CD-R).– Систем. требования: процессор х86 с тактовой частотой 500 МГц и выше; 512 Мб ОЗУ; Windows ХР/7/8; видеокарта SVGA 1280x1024 High Color (32 bit); привод CD-ROM. - Загл. с экрана. - № госрегистрации0321603470 - https://www.mivlgu.ru/iop/mod/resource/view.php?id=38301

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Теория механизмов и механика машин: Учеб. для втузов/ К.В. Фролов, С.А. Попов, А.К. Мусатов и др.; Под ред. К.В. Фролова. - М.: Высш. шк., 2010.-496 с. - 80 экз.

2. Курсовое проектирование по теории механизмов и машин в примерах. Евдокимов Ю.И. Новосибирск: НГАУ, 2011, 177 с. - 25 экз.

3. Артоболевский И.И. Теория механизмов и машин: Учеб. для втузов.- М.: Наука, 2007.- 640 с. - 110 экз.

4. Основы теории и проектирования зубчатых передач: учебное пособие по дисциплине «Теория машин и механизмов». Волюшко Ю.С., 2008 г. - http://e.lib.vlsu.ru/bitstream/123456789/1583/3/00402.pdf

5. Попов С.А., Тимофеев Г.А. Курсовое проектирование по теории механизмов и механике машин: Учеб. пособие для втузов. –М.: Высш. шк. 2004. -458 с. - 90 экз.

6. Ефанов А.М., Ковалевский В.П. Теория механизмов и машин: Учебное пособие. – Оренбург: ОГУ, 2004. – 267 с.: ил.198. - http://window.edu.ru/resource/055/74055/files/work11.pdf

7. Теория механизмов и машин. Динамический анализ. Зубчатые зацепления: конспект лекций / В.Б. Покровский. Екатеринбург: ООО «Издательство УМЦ УПИ», 2004. 49с. - http://window.edu.ru/resource/661/28661/files/ustu268.pdf

8. Теория механизмов и машин: задания и методические указания к разработке и оформлению документации курсового проекта/ сост. В.В. Малясов, Н.А, Лазуткина, О.Г. Кокорева.- Муром: Изд. - полиграфический центр МИВлГУ, 2008. –71с. - 100 экз.

9. Проектирование рычажных механизмов: Метод. указания к курсовому проектированию по дисциплине Теория механизмов и машин. Сост. В.В. Малясов. – Муром: ИПЦ МИвлГУ, 2013. - 59с. - 100 экз.

10. Проектирование зубчатых передаточных механизмов: Метод. указания к курсовому проектированию по дисциплине «Теория механизмов и машин»/ сост. В.В. Малясов, О.Г. Кокорева, Н.А. Лазуткина – Муром: Изд.-полиграфический центр МИВлГУ, 2008. -50с. - 100 экз.

11. Теория механизмов и машин: методические указания по выполнению лабораторных работ / сост. В.В. Малясов, О.Г. Кокорева, Н.А. Лазуткина. – Муром: Изд.-полиграфический центр МИВлГУ, 2010. -44с. - 100 экз.

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

http://www.gosthelp.ru/text/GOST277068ESKDOboznacheni.html

Программное обеспечение:

Компьютерный класс

Microsoft Windows 7 Professional (подписка DreamSpark Premium Electronic Software Delivery (3 year) Renewal, договор №453 от 16.12.2014 года)

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition (Договор №436 от 11.11.2014 года )

Компьютерный класс

Microsoft Windows XP Professional SP3 (подписка DreamSpark Premium Electronic Software Delivery (3 year) Renewal, договор №453 от 16.12.2014 года)

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition (Договор №436 от 11.11.2014 года )

КОМПАС 3D v 15 (№ лицензионного соглашения НП-11-00180 «РЦ «АСКОН-Поволжье»);

Microsoft Office Professional Plus 2013 (Договор поставки №Сч-С-4278 от 06.10.2014 года)

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

e.lib.vlsu.ru

mivlgu.ru

window.edu.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лаборатория теории механизмов и машин

Модели плоских механизмов ТМ-73А – 10 шт.; модели пространственных механизмов ТМП – 10 шт.; прибор для построения эвольвентных профилей ТММ-42 – 10 шт.; прибор ТММ-32; прибор для синтеза кулачков ТММ-30М – 4 шт.; станок ТММ-1А – 2 шт.; прибор ДП-5К; прибор для определения трения; комплект наглядных пособий (плакатов) – 15 шт.

Компьютерный класс

ЭВМ Intel Core i5-4570 3.2 ГГц – 10 шт.; ЭВМ Intel Core i7-4790 3.6 ГГц – 2 шт

Компьютерный класс

ЭВМ Intel Core 2 E4400 2,0 ГГц – 9 шт.; ЭВМ Intel Core 2 E5500 2,8 ГГц – 3 шт.; Сканер Epson GT 15000

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется решением задач по основным темам дисциплины. Каждому студенту преподаватель выдает задачу, связанную с анализом и синтезом плоских рычажных механизмов, а также зубчатых передаточных механизмов. В конце занятия обучающиеся демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.

До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Лабораторная работа проводятся в соответствующей лаборатории. Обучающиеся выполняют лабораторную работу в соответствии с заданием. Полученные результаты сводятся в отчет и защищаются по традиционной методике в классе на следующем лабораторном занятии. Необходимый теоретический материал, задания, шаги выполнения лабораторной работы, а также требование к отчету приведены в методических указаниях, размещенных на информационно-образовательном портале института.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Курсовая работа выполняется в соответствии с методическими указаниями на курсовую работу. Обучающемуся выдается индивидуальное задание. В ходе выполнения курсовой работы преподаватель проводит консультации обучающегося. На заключительном этапе обучающийся оформляет пояснительную записку к курсовой работе и выполняет ее защиту в присутствии комиссии из преподавателей кафедры.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Теория механизмов и машин»

по направлению подготовки 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств

 

Рабочая программа дисциплины «Теория механизмов и машин» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 144 час. (4 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет с оценкой / экзамен .

Цель дисциплины: Цель дисциплины: приобретение студентами знаний о методах исследования свойств механизмов и проектирования их схем для технологических машин, отвечающих современным требованиям эффективности, надежности, долговечности.

Задачи дисциплины: получение знаний о структуре, кинематических и динамических характеристиках механизмов, способах их определения и оптимизации по требуемым исходным условиям.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Теория механизмов и машин» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств.

 

06.09.2016 г.