Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ПИн 

 

 

 

«   31   »       05       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Объектно-ориентированное программирование     

 




Направление подготовки

09.03.04 Программная инженерия

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

3

108 / 3  

16  

 

28  

3,6  

0,35  

47,95  

33,4  

Экз.(26,65)  

Итого

108 / 3  

16  

 

28  

3,6  

0,35  

47,95  

33,4  

26,65  

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: приобретение студентами знаний об основных понятиях объектно-ориентированного программирования, изучение подходов программирования, проектирования и реализации изолированных классов, принципов объектно-ориентированного программирования, освоение принципов абстрагирования при выделении классов объектно-ориентированной программной системы, обзор современных технологий разработки объектно-ориентированных приложений.

Задачи дисциплины: освоение основ теории объектно-ориентированного программирования; освоение основных методов и технологий объектно-ориентированного программирования; получение студентами практических навыков в разработке на языке С# и Java.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.14))

Дисциплина «Объектно-ориентированное программирование» базируется на знаниях, полученных студентами по курсу «Информатика и программирование», «Математическая логика и теория алгоритмов». Углубление и расширение вопросов, изложенных в данном курсе, будет осуществляться во время работы студентов над дисциплинами: алгоритмы и структуры данных, базы данных, а также при написании бакалаврских работ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 готовность применять основные методы и инструменты разработки программного обеспечения.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

Библиотеки программных модулей, шаблоны, классы объектов, используемые при разработке программного обеспечения (ПК-1).

2) Уметь:

использовать основные принципы объектно-ориентированного программирования (ПК-1).

3) Владеть:

Концециями объектно-ориентированного программирования (ПК-1).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Введение в ООП

3

4

12

13

Устный опрос

2

Основы программирования на языке C#

3

4

12

Устный опрос

3

Создание и использование классов

3

8

16

8,4

Устный опрос

Всего за  семестр

108

16

28

33,4

3,6

0,35

Экз.(26,65)

Итого   

108

16

28

33,4

3,6

0,35

26,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 3

Раздел 1. Введение в ООП

Лекция 1.

Понятие объектно-ориентированного программирования (ООП). Понятие объекта и класса. Основные принципы ООП (2 часа).

Лекция 2.

Основные идеи и компоненты платформы .NET Framework. Новый тип приложений – сборка (assembly) (2 часа).

Раздел 2. Основы программирования на языке C#

Лекция 3.

Основные понятия языка программирования С#. Операции и операторы (2 часа).

Лекция 4.

Работа с массивами. Коллекции и словари (2 часа).

Раздел 3. Создание и использование классов

Лекция 5.

Описание классов (2 часа).

Лекция 6.

Делегаты и события классов (2 часа).

Лекция 7.

Описание отношений между классами (2 часа).

Лекция 8.

Дополнительные пользовательские типы (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 3

Раздел 1. Введение в ООП

Лабораторная 1.

Классы и объекты в Java (4 часа).

Лабораторная 2.

Наследование. Виртуальные функции. Абстрактные классы в Java (4 часа).

Лабораторная 3.

Перегрузка операций в Java (4 часа).

Раздел 2. Создание и использование классов

Лабораторная 4.

Классы и объекты в С# (4 часа).

Лабораторная 5.

Наследование. Виртуальные функции в C# (4 часа).

Лабораторная 6.

Перегрузка операций в C# (4 часа).

Лабораторная 7.

Преобразование типов C# (4 часа).

 

методические указания к лабораторным работам приведены в

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=442

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Понятие объекта и класса. Основные принципы ООП. Абстрагирование. Инкапсуляция. Агрегирование. Наследование.

2. Объектная модель программы. Универсальный язык моделирования UML.

3. Метаданные. Промежуточный код (Intermediate Language). Единая среда выполнения (Common Language Runtime). Пространства имен (namespaces). Единая библиотека типов (классов, интерфейсов, структур) платформы - Microsoft Framework Library, основные пространства имен.

4. Встроенный язык поисковых запросов LINQ.

5. Конструкторы класса. Свойства класса. Автоматически реализуемые свойства. Инициализация объектов класса. Индексаторы. Статические поля и методы класса. Переопределение операций класса. Определение преобразования типов.

6. Отношение вложенности. Отношение наследования. Описание производных классов. Конструкторы производного класса.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

3

108 / 3  

10  

4  

12  

5  

0,6  

31,6  

67,75  

Экз.(8,65)  

Итого

108 / 3  

10  

4  

12  

5  

0,6  

31,6  

67,75  

8,65  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Введение в ООП

3

4

4

33,75

Устный опрос

2

Основы программирования на языке C#

3

6

4

8

34

Устный опрос

Всего за  семестр

108

10

4

12

+

67,75

5

0,6

Экз.(8,65)

Итого   

108

10

4

12

67,75

5

0,6

8,65

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 3

Раздел 1. Введение в ООП

Лекция 1.

Понятие объектно-ориентированного программирования (ООП). Понятие объекта и класса. Основные принципы ООП (2 часа).

Лекция 2.

Основные идеи и компоненты платформы .NET Framework. Новый тип приложений – сборка (assembly) (2 часа).

Раздел 2. Основы программирования на языке C#

Лекция 3.

Основные понятия языка программирования С#. Операции и операторы (2 часа).

Лекция 4.

Работа с массивами. Коллекции и словари (2 часа).

Лекция 5.

Описание классов (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 3

Раздел 1. Основы программирования на языке C#

Практическое занятие 1.

Описание отношений между классами (2 часа).

Практическое занятие 2.

Дополнительные пользовательские типы (2 часа).

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 3

Раздел 1. Введение в ООП

Лабораторная 1.

Классы и объекты в С# (4 часа).

Раздел 2. Основы программирования на языке C#

Лабораторная 2.

Наследование. Виртуальные функции в C# (4 часа).

Лабораторная 3.

Перегрузка операций в C# (4 часа).

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Понятие объекта и класса.

2. Основные принципы ООП.

3. Абстрагирование. Инкапсуляция.

4. Агрегирование. Наследование.

5. Объектная модель программы. Универсальный язык моделирования UML.

6. Метаданные. Промежуточный код (Intermediate Language).

7. Единая среда выполнения (Common Language Runtime).

8. Пространства имен (namespaces).

9. Единая библиотека типов (классов, интерфейсов, структур) платформы - Microsoft Framework Library, основные пространства имен.

10. Встроенный язык поисковых запросов LINQ.

11. Конструкторы класса.

12. Свойства класса.

13. Автоматически реализуемые свойства. Инициализация объектов класса.

14. Индексаторы.

15. Статические поля и методы класса. Переопределение операций класса.

16. Определение преобразования типов.

17. Отношение вложенности.

18. Отношение наследования.

19. Описание производных классов.

20. Конструкторы производного класса.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. 1. Новейшие направления в области создания технологий программирования. Законы эволюции программного обеспечения.

2. 2. Программирование в средах современных информационных систем: создание модульных программ, элементы теории модульного программирования объектно-ориентированные проектирование и программирование.

3. 3. Среда Net. Framework. Общеязыковая исполняющая среда (CLR). Стандарты С++. Технологии отладки.

4. 4. Объектно-ориентированный подход к проектированию и разработке про-грамм. Сущность объектно-ориентированного подхода .

5. 5. Методы общего полиморфизма: Преобразования типов, определяемые классом.

6. 6. Методы общего полиморфизма: перегрузка функций. Чистый полиморфизм.

7. 7. Параметрический полиморфизм. Шаблоны функций.

8. 8. Параметрический полиморфизм. Шаблоны классов .

9. 9. Классы в C#. Управление доступом. Конструкторы. Деструкторы. Наследование.

10. 10. Свойства классов в C#. Скалярные и индексированные свойства.

11. 11. Перегрузка операций в C#. Преобразование типов в C#.

12. 12. Делегаты. события. Интерфейсы.

13. 13. Концепция объектно-ориентированного проектирования. Проектирование структурной схемы программы. Составление начальной иерархии и структуры классов. Реорганизация иерархии и структуры классов. Организационная структура программы. Проектирование файлов интерфейсов классов.Файл интерфейса базового класса. Файл интерфейса производных классов. Файл управления.

14. 14. Концепции программирования для Windows. Структура Windows программ. Использование Windows Forms для создания приложений с графическим интерфейсом пользователя.

15. 15. Создание элемента управления Windows Forms .

16. 16. Разработка справочной системы для Windows-приложений.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

При проведении лекционных занятий материал дается в устной форме с применением мультимедиа-проектора. На лабораторных занятиях каждый студент получает индивидуальное задание. Все задания носят практический характер и предполагают написание программного кода на языке высокого уровня. Активно применяются информационно-коммуникационные технологии.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Объектно-ориентированное программирование

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Приемы объектно-ориентированного проектирования Авторы: Гамма Э., Хелм Р., Джонсон Р., Влиссидес Дж. Санкт-Петербург: Питер, 2013 г. , 368 с. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=338602

2. C#. Объектно-ориентированное программирование. Учебный курс Авторы: Васильев А. Н. Санкт-Петербург: Питер, 2012 г. , 320 с. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=28382

3. Объектно-ориентированное программирование на С#: Учебное пособие / А.А. Андрианова, Л.Н. Исмагилов, Т.М. Мухтарова. - Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2012. - 134 с. - http://window.edu.ru/resource/742/71742/files/ulstu2010-6.pdf

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Шишкина В.В. Лабораторный практикум по основам объектно-ориентированного программирования: методические указания и задания для выполнения лабораторных работ по дисциплине "Основы объектно-ориентированного программирования" для студентов специальности 08080165 "Прикладная информатика (в экономике)". - Ульяновск: УлГТУ, 2009. - 20 с. - http://www.iprbookshop.ru/12008.html

2. Чернышов М.К. Основы языка программирования C++ с применением объектно-ориентированного программирования: Учебно-методическое пособие. - Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2007. - 68 с. - http://window.edu.ru/resource/948/79948/files/OOP_csharp_1.pdf

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

- электронная библиотечная система "BOOK.ru" (http://book.ru/);

- электронная библиотечная системы "IPRBooks" (http://www.iprbookshop.ru/);

- электронная библиотечная система "iBooks.ru" (http://www.ibooks.ru/);

- библиотека MSDN: http://msdn.microsoft.com

Программное обеспечение:

Лаборатория системного и прикладного программирования

Microsoft Visual Studio 2013 (подписка DreamSpark Premium Electronic Software Delivery (3 year) Renewal, договор №453 от 16.12.2014 года).12.2014 года)

Лаборатория технологий разработки баз данных

Microsoft Visual Studio 2013 (подписка DreamSpark Premium Electronic Software Delivery (3 year) Renewal, договор №453 от 16.12.2014 года).12.2014 года)

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

ibooks.ru

window.edu.ru

iprbookshop.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лаборатория системного и прикладного программирования

6 компьютеров Intel Core i5, 3500 MHz/ ОЗУ 4гб/ LG 21’; 1 компьютер Intel Core i5-2400 3,10 GHz, 4гб, DVD-R/ Philips 19’; проектор ACER P1100 DLP Projector EMEA; экран настенный;

Лаборатория технологий разработки баз данных

12 компьютеров Intel Core i5-2400 3,10 GHz, 4гб, DVD-R/ Philips 19’; проектор NEC NP50; экран настенный DRAPPER Apex STAR;маршрутизатор Gigabit Switch TEG-S16S; плоттер HP DesignJet T610.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Процесс изучения дисциплины включает лекции, лабораторные занятия и самостоятельную работу студента.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Объектно-ориентированное программирование»

по направлению подготовки 09.03.04 Программная инженерия

 

Рабочая программа дисциплины «Объектно-ориентированное программирование» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 09.03.04 Программная инженерия.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: приобретение студентами знаний об основных понятиях объектно-ориентированного программирования, изучение подходов программирования, проектирования и реализации изолированных классов, принципов объектно-ориентированного программирования, освоение принципов абстрагирования при выделении классов объектно-ориентированной программной системы, обзор современных технологий разработки объектно-ориентированных приложений.

Задачи дисциплины: освоение основ теории объектно-ориентированного программирования; освоение основных методов и технологий объектно-ориентированного программирования; получение студентами практических навыков в разработке на языке С# и Java.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Объектно-ориентированное программирование» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 09.03.04 Программная инженерия.

 

31.05.2016 г.