Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ПИн 

 

 

 

«   31   »       05       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Документирование, сертификация и стандартизация программного обеспечения     

 




Направление подготовки

09.03.04 Программная инженерия

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

8

180 / 5  

18  

6  

24  

1,8  

2,25  

52,05  

127,95  

Зач.  

Итого

180 / 5  

18  

6  

24  

1,8  

2,25  

52,05  

127,95  

 

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: получение знаний об основах стандартизации и сертификации программных средств, этапах и принципах разработки программного обеспечения для современных вычислительных и информационных систем.

Задачами дисциплины являются: знакомство с современными концепциями и технологиями стандартизации, изучение вопросов сертификации программного обеспечения, практическое освоение принципов разработки программных средств.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.24))

Изучение дисциплины базируется на знании следующих дисциплин: "Разработка и анализ требований","Основы алгоритмизации и программирования", "Объектно-ориентированное программирование", "Проектирование программного обеспечения".

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-16 способность формализовать предметную область программного проекта и разработать спецификации для компонентов программного продукта.

ПК-21 владение навыками чтения, понимания и выделения главной идеи прочитанного исходного кода, документации.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

Принципы оформления исходного кода и сопутствующей документации. (ПК-21).

2) Уметь:

Выделять главную идею прочитанного исходного кода, документации. (ПК-21).

3) Владеть:

методами выявления, классификации и документирования требований, устранения противоречивых и невыполнимых требований. (ПК-16).

Навыками чтения, понимания и выделения главной идеи прочитанного исходного кода, документации. (ПК-21).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Введение. Жизненный цикл программных средств. Системный анализ и проектирование программных средств.

8

2

22

устный опрос

2

Документирование программных средств

8

2

6

26

устный опрос

3

Испытания и сертификация программных средств

8

2

26,95

устный опрос

4

Сопровождение и конфигурационное управление программных средств

8

2

26,95

устный опрос

5

Метрология программных средств. Качество программных средств. Сложность программных средств. Корректность программных средств. Надежность программных средств. Технико-экономические показатели разработки программных средств

8

8

12

26,05

устный опрос

6

Сертификация программных средств

8

2

12

0

устный опрос

Всего за  семестр

180

18

6

24

127,95

+

1,8

2,25

Зач.

Итого   

180

18

6

24

127,95

1,8

2,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 8

Раздел 1. Введение. Жизненный цикл программных средств. Системный анализ и проектирование программных средств.

Лекция 1.

Обследование объектов информатизации. Определение целей создания ПС. Анализ и разработка требований к ПС (2 часа).

Раздел 2. Документирование программных средств

Лекция 2.

Цели документирования. Классификация и назначение документации на ПС. Документирование в процессе разработки ПС (2 часа).

Раздел 3. Испытания и сертификация программных средств

Лекция 3.

Организация испытаний комплексов программ. Задачи и проблемы сертификации ПС. Методы, технология, средства обеспечения сертификации ПС. Стандарты сертификации ПС (2 часа).

Раздел 4. Сопровождение и конфигурационное управление программных средств

Лекция 4.

Цели и организация сопровождения ПС. Стандартизация управления конфигурацией ПС (2 часа).

Раздел 5. Метрология программных средств. Качество программных средств. Сложность программных средств. Корректность программных средств. Надежность программных средств. Технико-экономические показатели разработки программных средств

Лекция 5.

Метрология, основные понятия и термины. Виды метрик: интервальные, порядковые и категорийные шкалы (2 часа).

Лекция 6.

Показатели качества ПС. Выбор и измерение показателей качества на основных этапах жизненного цикла ПС (2 часа).

Лекция 7.

Применение метрик в управлении качеством ПС. Инструментальные, программные и аппаратные средства измерений и количественной оценки качества ПС (2 часа).

Лекция 8.

Основные виды сложности проектирования и функционирования ПС. Показатели вычислительной сложности: временная, программная, информационная сложность (2 часа).

Раздел 6. Сертификация программных средств

Лекция 9.

Задачи и проблемы сертификации ПС. Виды сертификационных испытаний программ/ (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 8

Раздел 1. Документирование программных средств

Практическое занятие 1.

ГОСТы ЕСПД и их применение (2 часа).

Практическое занятие 2.

Разработка эксплуатационной ПД (2 часа).

Практическое занятие 3.

Разработка документов для проведения приемо-сдаточных испытаний (2 часа).

 

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5087

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 8

Раздел 1. Метрология программных средств. Качество программных средств. Сложность программных средств. Корректность программных средств. Надежность программных средств. Технико-экономические показатели разработки программных средств

Лабораторная 1.

Оценка качественных показателей программного продукта (4 часа).

Лабораторная 2.

Документирование процесса тестирования программного средства (4 часа).

Лабораторная 3.

Составление лицензионного соглашения (4 часа).

Раздел 2. Сертификация программных средств

Лабораторная 4.

Оформление документов сертификации (4 часа).

Лабораторная 5.

Составление технологической документации (4 часа).

Лабораторная 6.

Составление пользовательской документации (4 часа).

 

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5087

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Анализ работы межгосударственных организаций по стандартизации.

2. Изучение стандартов ISO 9000.

3. Методы, технология, средства обеспечения сертификации.

4. Анализ современного состояния системы сертификации РФ.

5. Методологии и стандартизации оценки характеристик качества готовых программных средств и их компонентов (программного продукта) на различных этапах жизненного цикла.

6. Выбор и измерение показателей качества на основных этапах жизненного цикла ПС.

7. Использование метрик в разработке программных продуктов. Измерение характеристик программных продуктов.

8. Стандарты Интернет.

9. Анализ современного состояния систем стандартизации, метрологии и сертификации.

10. ГОСТ 19.102-77. Стадии разработки.

11. ГОСТ 19.102-77. Общие требования к ПД.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

1. Модель Коркорэна и модель Миллса.

2. Модель простая интуитивная и модель Муссарасчета).

3. Модель Шумана и модель Нельсона.

4. Модель переходных вероятностей.

5. Модель Гоэл-Окимото и модель Джелински-Моранды.

6. Обработка экспертных оценок методом анализа иерархий.

7. Проектирование обобщенного критерия оценки программного средства.

8. Анализ и реализация криптографических алгоритмов (виды алгоритмов по выбору студентов).

9. Автоматизированная система контроля знаний .

10. Автоматизация работы организации по трудоустройству населения.

11. Автоматизированное рабочее место оператора туристической фирмы.

12. Разработка Интернет-приложения «Студенческая интернет-газета».

13. Автоматизация учета реализации книжной продукции.

14. Анализ и реализация алгоритмов сортировки (виды алгоритмов по выбору студентов).

15. Разработка автоматизированной системы для обработки социологических опросов.

 

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5087

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

10

180 / 5  

6  

4  

8  

3  

2,25  

23,25  

153  

Зач.(3,75)  

Итого

180 / 5  

6  

4  

8  

3  

2,25  

23,25  

153  

3,75  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Введение. Жизненный цикл программных средств. Системный анализ и проектирование программных средств.

10

2

20

устный опрос

2

Документирование программных средств

10

2

4

36

устный опрос

3

Испытания и сертификация программных средств

10

2

36

устный опрос

4

10

8

61

Всего за  семестр

180

6

4

8

153

+

3

2,25

Зач.(3,75)

Итого   

180

6

4

8

153

3

2,25

3,75

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 10

Раздел 1. Введение. Жизненный цикл программных средств. Системный анализ и проектирование программных средств.

Лекция 1.

Обследование объектов информатизации. Определение целей создания ПС. Анализ и разработка требований к ПС (2 часа).

Раздел 2. Документирование программных средств

Лекция 2.

Цели документирования. Классификация и назначение документации на ПС. Документирование в процессе разработки ПС (2 часа).

Раздел 3. Испытания и сертификация программных средств

Лекция 3.

Организация испытаний комплексов программ. Задачи и проблемы сертификации ПС. Методы, технология, средства обеспечения сертификации ПС. Стандарты сертификации ПС (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 10

Раздел 1. Документирование программных средств

Практическое занятие 1.

Разработка эксплуатационной ПД (2 часа).

Практическое занятие 2.

Разработка документов для проведения приемо-сдаточных испытаний (2 часа).

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 10

Лабораторная 1.

Оценка качественных показателей программного продукта (4 часа).

Лабораторная 2.

Документирование процесса тестирования программного средства (4 часа).

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Сопровождение и конфигурационное управление программных средств.

2. Метрология программных средств. Качество программных средств. Сложность программных средств. Корректность программных средств. Надежность программных средств. Технико-экономические показатели разработки программных средств.

3. Сертификация программных средств.

4. Анализ работы межгосударственных организаций по стандартизации.

5. Изучение стандартов ISO 9000.

6. Методы, технология, средства обеспечения сертификации.

7. Анализ современного состояния системы сертификации РФ.

8. Методологии и стандартизации оценки характеристик качества готовых программных средств и их компонентов (программного продукта) на различных этапах жизненного цикла.

9. Выбор и измерение показателей качества на основных этапах жизненного цикла ПС.

10. Использование метрик в разработке программных продуктов. Измерение характеристик программных продуктов.

11. Стандарты Интернет.

12. Анализ современного состояния систем стандартизации, метрологии и сертификации.

13. ГОСТ 19.102-77. Стадии разработки.

14. ГОСТ 19.102-77. Общие требования к ПД.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

1. Модель Коркорэна и модель Миллса.

2. Модель простая интуитивная и модель Муссарасчета).

3. Модель Шумана и модель Нельсона.

4. Модель переходных вероятностей.

5. Модель Гоэл-Окимото и модель Джелински-Моранды.

 

5. Образовательные технологии

При реализации компетентностного подхода в учебном процессе используются пассивные и интерактивные формы проведения занятий. Также применяются компьютерные технологии, такие как мультимедийные презентации. Применение диалоговых технологий заключается в организации проблемно-поисковых диалогов и анализе конкретных ситуаций.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Документирование, сертификация и стандартизация программного обеспечения

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Лидия Александровская, Иосиф Аронов, Анатолий Шолом, Владимир Смирнов. Сертификация сложных технических систем. Litres, 2016 - https://books.google.ru/books?id=NXalAAAAQBAJ&lpg=PT414&dq=%D0%94%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&hl=ru&pg=PT414#v=onepage&q=%D0%94%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&f=false

2. В.В. Липаев Сертификация программных средств / М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015.-448 с. - https://books.google.ru/books?id=yyw2CwAAQBAJ&pg=PA414&dq=%D0%94%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%B8+%D1%81%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwj8-5zhgOLQAhUCBSwKHbAKAFIQ6AEISzAE#v=onepage&q=%D0%94%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&f=false

3. Технология программирования : учебник / Г.С. Иванова. — Москва : КноРус, 2016. — 333 с. — Для бакалавров. — ISBN 978-5-406-04734-7. - https://www.book.ru/book/918438

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Технология программирования : учебник / Г.С. Иванова. — Москва : КноРус, 2011. — 333 с. — ISBN 978-5-406-00519-4. - https://www.book.ru/book/900465

2. Липаев В.В. Документирование сложных программных комплексов [Электронный ресурс]: электронное дополнение к учебному пособию «Программная инженерия сложных заказных программных продуктов» (для бакалавров)/ Липаев В.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2015.— 115 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27294.— ЭБС «IPRbooks», по паролю - http://www.iprbookshop.ru/27294.html

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Сертификация программных средств - http://www.computer-museum.ru/books/lipaev/lipaev_17.htm

Программное обеспечение:

Кабинет стандартизации и сертификации

Libre Office v.5 (free software, MPL)

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

books.google.ru

book.ru

iprbookshop.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Кабинет стандартизации и сертификации

Компьютер Celeron 1.8 Ghz ; проектор ACER P1100 DLP Projector EMEA; экран настенный.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

ля успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями

а практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется решением задач по основным темам дисциплины. Занятия проводятся в компьютерном классе, используя специальное программное обеспечение. Каждой подгруппе обучающихся преподаватель выдает задачу, связанную с разработкой и программной реализацией алгоритмов обработки информации. В конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.

До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Лабораторная работа проводятся в компьютерном классе. Обучающиеся выполняют индивидуальную задачу компьютерного моделирования в соответствии с заданием на лабораторную работу. Полученные результаты исследований сводятся в отчет и защищаются по традиционной методике в классе на следующем лабораторном занятии. Необходимый теоретический материал, индивидуальное задание, шаги выполнения лабораторной работы и требование к отчету приведены в методических указаниях, размещенных на информационно-образовательном портале института.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Курсовая работа выполняется в соответствии с методическими указаниями на курсовую работу. Обучающийся выбирает одну из указанных в перечне тем курсовых работ, исходя из своих интересов, наличия соответствующих литературных и иных источников. В ходе выполнения курсовой работы преподаватель проводит консультации обучающегося. На заключительном этапе обучающийся оформляет пояснительную записку к курсовой работе и выполняет ее защиту в присутствии комиссии из преподавателей кафедры.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Документирование, сертификация и стандартизация программного обеспечения»

по направлению подготовки 09.03.04 Программная инженерия

 

Рабочая программа дисциплины «Документирование, сертификация и стандартизация программного обеспечения» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 09.03.04 Программная инженерия.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 180 час. (5 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: получение знаний об основах стандартизации и сертификации программных средств, этапах и принципах разработки программного обеспечения для современных вычислительных и информационных систем.

Задачами дисциплины являются: знакомство с современными концепциями и технологиями стандартизации, изучение вопросов сертификации программного обеспечения, практическое освоение принципов разработки программных средств.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Документирование, сертификация и стандартизация программного обеспечения» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 09.03.04 Программная инженерия.

 

31.05.2016 г.